Главная » Каталог сайтов » История |
В категории сайтов: 98 Показано сайтов: 1-20 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
Сергий Радонежский: как солнце отечеству воссиялИмя преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества стоит наравне с именами преподобных Антония и Феодосия Печерских, основателей и законоположников иноческого жития на Руси. Прп. Сергий стал «отцом» иночества в Московском княжестве и восстановил его после того, как оно было разорено татаро-монгольским игом.
Он основал не только знаменитую Лавру, но и Киржачский и Благовещенский
монастыри Владимирской губернии, Дубенский и Стромынский - Московской губернии.
Десятки обителей основали ученики преподобного. |
Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает имена народов, которые, наряду со славянами, приняли участие в формировании Древнерусского государства, — варяги, русы, чудь, весь, меря. Антропологические исследования показывают, что участвовали в этом процессе и какие-то иранские народы, имена которых нам вроде бы неизвестны.
Этническая принадлежность племен чудь, весь и меря не является тайной — это были финно-угры. А вот этническое происхождение варягов и руси загадочно. И эта загадка приобретает серьезный масштаб при учете того факта, что именно варяги и русы образовали господствующий слой будущей Киевской Руси, а русы дали свое имя складывающемуся государству. Еще в XVIII веке немецкие ученые, жившие тогда в России — Г.З. Байер, Г. Миллер и Л. Шлёцер — впервые стали утверждать, что русы и варяги, пришедшие к славянам, были германскими племенами, а точнее, шведами, известными в Европе под именем норманнов («северных людей»). Так возникла норманнская теория происхождения русов и варягов, существующая в исторической науке до сих пор. Но тогда же, в XVIII столетии норманнскую теорию решительно опроверг М.В. Ломоносов, считавший русов и варягов балтийскими славянами, жившими ранее в Южной Прибалтике. |
22 августа Церковь прославляет Собор Соловецких святых. Прошлое времен заповедной Руси переплетается в этом событии с трагическими страницами истории XX века. По иронии судьбы место подвижничества великих русских святых – Соловецкие острова в Белом море – в годы большевистских репрессий стало местом мученичества для миллионов невинно осужденных людей, насильственно помещенных в нечеловеческие условия, из которых вела только одна дорога – к смерти. Но как бы ни были жестоки их истязатели, как свет от неугасимой лампады над землей архипелага поднималась к небу молитва о России. И внутренней, духовной свободы на Соловках в годы самых лютых репрессий было больше, чем «на свободе» в СССР. Святой остров «…Соловки – дивный остров молитвенного созерцания, слияния духа временного, человеческого с духом вечным, Господним. Темная опушь пятисотлетних елей наползает на бледную голубизну студеного моря. Между ними лишь тонкая белая лента едва заметного прибоя. Тишь. Покой. Штормы редки на Полуночном море. Тишина царит и в глуби зеленых дебрей, где лишь строгие ели перешептываются с трепетно-нежными – таких нежных нигде, кроме Соловков, нет – невестами-березками. Шелковистые мхи и густые папоротники кутают их застуженные долгой зимой корни. А грибов-то, грибов! Каких только нет!…» - Такой запомнил природу острова один из немногих, чудом выживших, узников Соловецкого лагеря особого назначения – писатель Борис Ширяев. Земля, овеянная преданием… В XV веке монах Кирилло-Белозерского монастыря по имени Савватий, ставший отшельником, отплыл на пустынную соловецкую землю вместе со своим сподвижником – монахом Германом. Поселились они возле Секирной Горы, воздвигли крест, поставили келью. Позднее на это место пришел и другой святой подвижник – монах Зосима, а уже за ним – череда отшельников, искавших только молитвенного уединения и служения Богу. |
Абхазия. Горный рай в подарок от Бога
Само название страны (по-абхазски Апсны) в переводе на русский язык означает «страна души». Это имеет прямое отношение к древней легенде абхазов. Когда Бог делил землю между народами, абхаз опоздал, так как у него был гость. Вся земля была роздана, и Бог за гостеприимство абхаза дал ему частичку от Своего сердца – райский уголок, страну души – Абхазию...
История христианства в Абхазии восходит к апостольским временам. Первая проповедь новой религии прозвучала в Абхазии в I столетии из уст святых апостолов Андрея Первозванного и Симона Кананита, который принял здесь мученическую смерть. о чем свидетельствуют их жития, составленные в начале IX века в Византии. Чтобы посетить связанные с ними святые места, мы поехали на экскурсию в Новый Афон - жемчужину Православия на всем черноморском побережье и юге России.
Ново-Афонский Свято-Пантелеимонов монастырь был возведен во второй половине XIX века. Он строился для афонских монахов, которые хотели переселиться сюда из русского Пантелеимонова монастыря на Святой горе в Греции. Появление Ново-Афонского монастыря стало важным событием в истории Абхазии. До революции в нем подвизались около пятисот человек братии. Высота духовной жизни иноков и их просветительская деятельность стали примером для многих поколений абхазского народа. Новый Афон был целым монашеским городом. На средства монастыря была построена и содержалась школа для абхазских детей. Они учились грамоте и читали молитвы не только на церковнославянском, но и на родном абхазском языке. Трудами иноков благоустраивалась прилегающая к монастырю территория, превратившаяся со временем в один из красивейших курортных городов Кавказа. Живописное «лебединое» озеро с изящным мостиком и каменным шатром-часовней, кипарисовые аллеи, резные беседки появились в период расцвета монастырской деятельности. Прекрасные, с позолотой, фрески заполняют все пространство храма и отражают практически все сюжеты Священного Писания, житие многих великих святых. В храме совершаются богослужения. Мы наблюдали нескончаемый поток паломников, поднимающихся к по Царской аллее. По этому пути прошел русский император Александр III в 1888 году вместе с семьей. Этот путь монахи усадили рядами кипарисов, сохранившихся до наших дней.
|
Соловки. История в краскахЖивите в доме, и не рухнет дом.
|
Процессы фальсификации истории обсуждаются в последние месяцы особенно горячо. Парламентская Ассамблея ОБСЕ проголосовала за принятие резолюции, по сути приравнивающей сталинизм к нацизму. Проект резолюции был предложен Литвой и Словенией. Российская делегация, осуждая сравнение режимов Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина, бойкотировала голосование. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил недопустимость сравнения нацизма и сталинизма, подчеркнув, что нацизм отличался именно тем, что был режимом человеконенавистническим. Одним наиболее дискуссионных эпизодов советской истории 30-40-хх годов является подписание Советским союзом пакта Молотова-Риббентропа – 70 лет назад – 23 августа 1939 года. Предлагаем вашему вниманию выдержку из книги «За что и с кем мы воевали» президента Фонда исторической перспективы Натальи Алексеевны Нарочницкой, посвященную подписанию Пакта. Провал английской стратегии Обратимся к пресловутому пакту Молотова – Риббентропа. Истерики в его отношении не могут быть поняты без знания стратегии США и Британии в ХХ веке. Одной из ее целей после Первой мировой войны было изъять Восточную Европу из под влияния как России, так и Германии, создав под своим контролем ярус мелких несамостоятельных государств от Балтики до Черного моря. (То, что осуществляется сегодня). Гитлеровские планы завоевания восточного «жизненного пространства», казалось, полностью ломали схему. Однако известно, как Британия всемерно подталкивала Гитлера именно на Восток. Секретные переговоры Дж. Саймона – министра иностранных дел Великобритании с Гитлером в Берлине в марте 1935 года стали достоянием советской разведки. На вопрос Риббентропа об Австрии Саймон прямо санкционировал аншлюс, заявив: «Правительство Его Величества не будет беспокоиться об Австрии так же, как, например, о Бельгии, находящейся в самом близком соседстве с Великобританией». Гитлер поблагодарил Британию за ее «великодушную позицию». На деле в этом не было противоречия. Британия вовсе не полагала умиротворить Гитлера. Напротив, самое страшное для англосаксов случилось бы, если бы Германия удовлетворилась Мюнхеном и аншлюсом Австрии. Это было бы соединение немецкого потенциала в одном государстве – кошмар для Британии со времен Бисмарка. А заставить вернуть назад было бы потом нелегко – ведь гитлеровские акты были признаны «демократическим сообществом», а Чехословакия до Первой мировой войны была территорией Австро-Венгрии и как таковая не оспаривалась. |
С 5 июля по 23 августа 1943 года проходила битва на Курской дуге, ставшая одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Победа под Курском ознаменовала переход инициативы к советской армии. Советские войска завершили разгром белгородско-харьковской группировки противника и заняли выгодное положение для перехода в общее наступление с целью освобождения Левобережной Украины и Донбасса. Победа в этом сражении ознаменовала коренной перелом в ходе войны, заставивший многих политиков всех воюющих сторон пересмотреть свои позиции. Сегодня мы публикуем воспоминания одного из участников того знаменательного сражения – ныне монаха Самуила, насельника Саввино-Сторожевского монастыря. На Курской дуге я был с самого первого дня, как она организовалась – весна 1943 г. и до самого конца – июль 1943 года. Снабжение было настолько слабое, что нас неделю не кормили вообще, мы питались подножным кормом. Весна была. Говорили, что к нам обоз идет. Потом выяснялось, что никакого обоза не будет. А солдат просто обманывали.
Я попал на Курскую дугу в марте 1943 года. Обоза нет, а кормиться надо как-то: у населения просить картошки, у хозяев, в мягкой форме. Только нам сказали, чтобы мы не залезали в погреб подвала за картошкой, – часто потом не закрывали его, и зимой многое мерзло. Попросить надо! Американцы оказывали эффективную помощь. Все автомашины там были американские, наших почти не было, мы даже пешком ходили, таскали на себе все вещи и продукты. В апреле-мае начали приходить машины, тогда стали перевозить солдат и вещи… Самолеты были, в основном, тогда тоже американские. Танки были наши, хоть и немного. Я был на участке перешейка, где сосредоточились силы для дальнейшего наступления и с нашей стороны, и с немецкой. Наш штаб находился в 70 км от этого перешейка, здесь было спокойно. У немцев было очень мало войск на нашем участке, поэтому мы чувствовали себя спокойно, знали, что наступления не может быть. Немцев было мало и нас мало, поэтому на этом участке мы жили мирно. Немцы нам давали концерты. Включали нам русские песни: «Валенки, валенки…», на русском языке. Нам было приказано: когда играет музыка – слушать, а когда начинается агитация перейти на сторону противника – открывать огонь. Никто из наших не поддавался на агитацию. |
Спасский храм на Преображенской площадиЦарское село
Село Преображенское появилось по меркам Москвы довольно поздно – в XVII веке. О нем нет упоминания ни в летописях, ни в завещаниях московских великих князей и их родичей. Достоверно известно, что в первой половине XV столетия земли на этой территории подле дороги Стромынки принадлежали боярину Дмитрию Руно, отцу известного воеводы. Впоследствии они, возможно, перешли во владение боярского рода Собакиных, отчего местность какое-то время называлась Собакиной пустошью. Впрочем, есть еще два объяснения происхождения этого названия. Одни считают, что местность была так прозвана за ее неплодородные земли. Другие – что название произошло от своры собак, с которыми государь любил охотиться в этих местах. Царь Алексей Михайлович действительно любил наезжать в окраины Сокольников и тешиться охотой. Земли будущего Преображенского, граничившие с Сокольничьей рощей, в середине XVII века уже принадлежали Алексеевскому монастырю, стоявшему когда-то на том самом месте, где позже вознесся храм Христа Спасителя. |
Исторические связи Карпатской Руси со Святой Горой Афон
История взаимоотношений Карпатской Руси и Святой Горы Афон насчитывает уже тысячу лет, и берет начало в эпоху Крещения Руси. В то время Святая Гора переживала период расцвета (в Х веке на Афоне насчитывалось до 180 обителей) и являлась главным училищем подвижничества для всего православного мира. Весьма рано начались паломничества русских людей на Святую Гору. Одним из таких путешественников был уроженец города Любеч Антипа, принявший постриг в афонском монастыре Эсфигмен с именем Антоний. Спустя некоторое время он вернулся на Русь и основал Киево-Печерский монастырь, устроенный им по образу афонских монастырей. Эта обитель, как и ее святой основатель, впоследствии стала знаменитой на весь православный мир. В числе ее монахов было немало выходцев из угрорусских земель. Из них наиболее известен преподобный Моисей Угрин. Как повествует житие преподобного Моисея, монашеский постриг он принял, находясь в польском плену от одного из афонских иеромонахов, которые временами посещали новопросвещенные славянские земли для утверждения в них благочестия (Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М. 1995. К.2. Т.1. С.113.). |
К истории православного движения в закарпатском селе БедевляВ восточной части Закарпатья – исторической Мараморощине – одним из центров православного движения было село Бедевля. После Первой мировой войны большинство крестьян этого селения покинуло унию и вернулось в святое Православие. При этом в Бедевле религиозная борьба дошла до высшего накала, так что даже пролилась кровь людей. В одном из доносов о православном движении в Тячевском округе (сейчас Тячевский район Закарпатской области) от 25 сентября 1920 года чешский жандарм Карл Странник следующим образом оценивал это новое явление: главной причиной возрождения Православия он считал агитацию крестьян, которые вернулись из Америки и России. «Население выступило против униатского духовенства, которое было изгнано из церковных домов. Их место заняли православные священники», – писал он[1]. Автор доноса называл имена активистов православного движения на Тячевщине, которые ему сообщили «местные евреи и фарары». В селе Бедевля лидерами православного движения были Михаил Попович, Михаил Величканич, Михаил Бокшай, Михаил Олос, Иван Гисем, Иван Диминец[2]. |
Кукольный театр цесаревича Алексея30 июля 1904 года Николай II записал в своем дневнике: «Незабвенный, великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. В час с четвертью дня у Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем». В 2009 году 105 лет со дня рождения цесаревича-страстотерпца. Коллекция музея театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им. С.В. Образцова известна всему миру своим богатством и разнообразием, но истинную ценность всей коллекции и отдельных ее экземпляров мы узнаем только сейчас. 30 июля 2007 года из постоянной экспозиции музея были извлечены ширма французского театра Гиньоль и несколько кукол: Арлекин, Капрал и Невеста. Для осмотра и подготовки к съемкам фильма о жизни Саввы Мамонтова (режиссер Е. Герасимов, художник Е. Татарская) ширму подняли в мастерские, и там при ярком свете в глаза бросились две бумажные бирки, наклеенные на ее боковой поверхности. Первая – розовая, с надписью «Инв. номер 5603» красным карандашом – не вызвала никаких эмоций. Зато вторая привлекла своей необычностью: на кусочке бумаги, размером с небольшую почтовую марку, с выцветшим орнаментом и перфорированным, как у марки, краем, четыре коротких строчки, сделанные чернилами: «Александр. дворец пол. насл-ка. Игральная № 333». |
Четверо святых центральной Англии: Хардульф, Плегмунд, Вульфхад и РуфинПреподобный Хардульф, отшельник в Бридоне в Лестершире
О жизни одних ранних английских, так называемых англо-саксонских, святых сохранилось много сведений, о других же мы знаем порой только имя, место почитания и день памяти. Святой отшельник из Лестершира по имени Хардульф принадлежит именно к последней категории. Что же известно об этом подвижнике и о том святом месте, где он трудился ради Христа в VII веке? Единственное связанное со святым Хардульфом место носит название Бридон-Он-Де-Хилл. Как название «bre» в переводе с кельтского, так и «don» (то есть сокращенно down) на старом английском означает «холм». Эта возвышенность с древних времен считалась священным местом, а в железном веке использовалась как холм-крепость. Отсюда началась христианизация района Лестершир. Имя того, кто начал эту христианизацию, весьма интересно. Фактически, «Хардульф» (Hardulph) есть неверная латинизация. Древние англичане никогда не писали «ph» – они писали «f» (сравните формы Botolph и Botulf имени Ботольф). Первоначально это имя, наверное, имело форму «Эрдульф» (Aerdulf). |
Московский Сретенский монастырь. Часть 2III. Крестные ходы в Сретенский монастырь из Кремля
Особенную известность среди московских монастырей Сретенская обитель приобрела торжественными крестными ходами из Кремля в соборную монастырскую церковь. История установления этих крестных ходов такова. В 1395 году, в дни великого князя московского Василия, сына Димитрия Донского, страшный завоеватель Востока ордынский царь Темир-Аксак, или Тамерлан, с несметным своим полчищем вступил в пределы России и привел ее в ужас. Он уже приближался к пределам рязанским, взял город Елец, пленил князя елецкого, избил многих христиан и, хвалясь опустошить всю землю Русскую и искоренить веру Христову, устремился к сердцу России – к Москве. Тогда великий князь Василий Димитриевич со своим войском вышел к Коломне навстречу врагу и на берегах Оки ждал неприятеля. Сознавая превосходство силы врага, благочестивый князь Василий Димитриевич искал вышней помощи. Он молился с христолюбивым воинством своим и всеми верноподданными своими Богу и Пречистой Богоматери о избавлении своего отечества от нашествия варваров, призывал на помощь себе великих угодников Божиих Петра, Алексия и Сергия и письменно просил из Коломны митрополита Киприана посвятить предстоящий пост перед праздником Успения Богоматери во всем Московском княжестве покаянию и самым усердным молитвам о даровании ему победы над вероломным врагом и, не медля, послать духовенство в г. Владимир принести оттуда чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. |
Московский Сретенский монастырь. Часть 1Предисловие
Возникновение монастырей в своей основе всегда имеет стремление отдельных личностей к высшему проявлению христианских начал жизни. Это стремление с особенной силой проявляется в важнейшие моменты исторической жизни того или другого народа. В Русской земле монастыри мало возникают одновременно с распространением христианства. В последующее время поводом к возникновению монастырей служили ревность по вере великих подвижников Церкви Христовой и выдающиеся случаи проявления Божественной милости и заступления. Ревнители веры Христовой основывали монастыри с целью распространения этой веры среди людей, находившихся во тьме язычества и религиозного невежества, явление же милости Божией давало повод благочестивым людям созидать монастыри на молитвенную память об этом событии. В дальнейшем своем существовании русские монастыри никогда не уклонялись от своей прямой задачи – творить непрестанную молитву, возбуждать в людях дух веры и благочестия, приходить на помощь страждущим и проч. |
Рождение цивилизации,
или Крещение Руси как поворотный момент нашей истории О крещении Руси и о том, как выбор веры сказался на князе Владимире, его окружении и всей стране, мы беседуем с заведующим кафедрой церковной истории Московской духовной академии, профессором Алексеем Светозарским. Князь, который стал человеком — Алексей Константинович, давайте начнем с личности самого князя Владимира. Насколько совпадают легенда и исторический персонаж? — А это смотря что понимать под легендой. Если говорить о народных легендах, где князь Владимир, например, борется с монголо-татарами (которые пришли на Русь только в 1223 году, спустя 208 лет после его смерти), высылая против них Илью Муромца, — то здесь все понятно. То есть образ его настолько сильно впечатался в народное сознание, что его наделяли фантастическими чертами, проецировали на другие исторические эпохи. Неслучайно его называли «Красно Солнышко» — ни один другой русский правитель не удостоился такого эпитета. Но нас с вами, очевидно, интересует другое — насколько соответствует реальности хрестоматийный исторический образ. Понятно, что целиком полагаться на «Повесть временных лет» не следует: летописец, бесспорно, усилил контраст между Владимиром-язычником и Владимиром-христианином. Впрочем, если преувеличение и есть, то лишь количественное. О князе Владимире мы ведь знаем и из зарубежных источников. И тут важно не то, сколько у него было наложниц в гареме, скольких противников он убил, — важно, что, приняв святое Крещение, он принципиально, качественно изменил свою жизнь. Заметим, что изменил, будучи уже достаточно зрелым человеком, закореневшим в своих привычках, пристрастиях. А мы знаем, как тяжело в зрелом возрасте все это преодолевать. Тем не менее, князь Владимир смог. И этим он отличается от многих европейских правителей, которые принимали христианство из соображений выгоды, практичности и прогрессивности. Для него это был вопрос нравственного выбора, что видно из всей его дальнейшей жизни. |
Краткий исторический очерк московского Сретенского мужского монастыря. Часть 2Цари наши, посещая неоднократно Сретенскую обитель, жаловали игумена или архимандрита с братией к руке, раздавали им поручную милостыню, ругу, а также церковные облачения[1]. Сретенский монастырь устроен и украшен был за счет царских и боярских вкладов, но лишился их в неприятельские нашествия и пожары, которые неоднократно опустошали обитель. Такие утраты вознаграждались вкладчиками и вкладчицами из знатных фамилий; поступавшие вклады заносились и теперь заносятся в старинный Лицевой синодик, хранящийся в богатой ризнице обители. 29 мая 1737 года во время большого пожара в Москве в Сретенском монастыре погорели кровли на церквях, теплая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, святые иконы и утварь – все без остатка сгорело, также на игуменских и братских кельях кровли погорели. Из донесения иеромонаха Иакова с братией, представленного в московскую Сенатскую контору, подробно видно положение обители после пожара – монастырь находился в скудном положении. «Крестьян, земель и игумна не имеетца», – сообщает иеромонах Иаков и просит помощи для возобновления обители. 19 декабря того же года архитектору И. Мичурину поручено было осмотреть обитель. Он, по осмотре, и представил в марте 1738 года в Коллегию экономии Синодального правления подробное описание, что необходимо исправить в обители, а также и смету расходов[2]. В 1738 году назначен игуменом Петр (Котляревский), и с 19 июля 1740 года начались перестройки в обители. |
Краткий исторический очерк московского Сретенского мужского монастыря. Часть 1Издавая книжку под названием «Московский Сретенский монастырь», я, прежде всего, имел в виду дать читателям то, что следует ради назидания давать православному русскому народу, желающему знать древние судьбы наших отечественных святынь. Я постоянно веду устные собеседования с народом в церкви, а по временам прибегаю и к печатным книжкам, которые желают иметь для чтения грамотные люди. По воле Божией и по назначению архипастыря Московского – митрополита Иоанникия, в недавнее время став настоятелем московского Сретенского монастыря, я тотчас убедился, что святыня и древность такого монастыря не может быть оставлена без особого внимания ни мной самим, ни тем православным народом, который вскоре стал просить меня побеседовать о святыне монастыря и истолковать его древность. Тогда я, призвав Бога на помощь, распорядился так. При воспоминании о судьбах нашего Отечества, при размышлении о его святынях, при самом поклонении святыне, я всегда находил для себя высшее назидание в церковном Прологе и Четиях Минеях. Там остался дух святыни, который подвигал и души избранников Божиих на святые и великие дела, управлял делами, и лицами, и событиями, на которых созидалось и благо народное и история прошедших судеб Церкви и народа. |
Дореволюционные историки о Сретенском монастыре
Московский Сретенский монастырь, основанный в память встречи в Москве чудотворной Владимирской иконы Пресвятой Богородицы в 1395 году, упоминался в летописях, в основном, по случаю крестных ходов из Успенского собора Кремля. Изучение же его истории начинается с XVI века – с митрополита Макария и его помощников, составителей уникального свода древнерусской литературы, известного как Макарьевские Четьи Минеи, и «Степенной книги царского родословия».
Известные с XV века в многочисленных списках повести о чудесном спасении Москвы, по оценке Василия Петровича Гребенюка, восходят к 11 различным редакциям. Автор «Сказания об иконе Владимирской Богоматери» (XVI в.) не просто заново составил текст, а логически выстроил торжественное изложение сказания в духе идеи «Москва – третий Рим»[1]. Пресвятая Богородица повелела изобразить себя евангелисту Луке, чтобы икону по Божией воле перенесли в Византию, потом в Киев, потом во Владимир и наконец в Москву. Сказание разбито на куски, помещенные под титлами. Титло 13 повествует «о поставлении церкви и монастыря, идеже сретоша чюдотворный образ Богоматери»: «И совещавше совет благ самодержец с первосвятителем и вси людие, да не останет без праздника предивное сие чюдо Богоматери, и вскоре повелеша церковь поставити на месте, идеже ту чюдесную Богородичьную икону сретоша, во имя Пречистыя Богородицы честнаго Стретения чюдотворнаго Тоя образа на воспоминание великаго благодеяния Божия и Того Пренепорочьныя Матери, да не забудут людие дел Божиих. И ту церковь свящал сам митрополит, и устроиша монастырь и в нем игумена и братию и уставиша праздновати месяца августа 26-й день»[2]. |
ЗАГАДКА ИВАНА ГРОЗНОГО. С какой целью была создана опричнина?
Личность первого русского царя Ивана Грозного, как и его государственные деяния полна загадок. Отчасти эти загадки вызваны различными трактовками тех или иных явлений данного исторического периода, отчасти искусственно придуманы отдельными историками и историографами. Безусловно, одной из самых больших загадок политики грозного царя многие историки считают опричнину. Сама опричнина (от слова «опричь» – обособлено) возникла в 1565 году и представляла собой особую систему управления со своими землями, администрацией и войском, находившимися в личном подчинении царя, и, по мнению официальной историографии, предназначавшуюся для борьбы Государя со стремившейся к самостоятельности в государственной жизни высшей аристократией, а также для реализации чрезвычайных мер в условиях Ливонской войны. При этом одни историки видят в этом незаурядном явлении той эпохи, карательный отряд «полупомешанного параноика», другие прообраз петровской гвардии, ставшей так же, как и при Петре Первом, кузницей кадров сподвижников новой царской политики, третьи – политический эксперимент, а некоторые, вообще, считают опричнину первой попыткой установления демократии на Руси, когда в противовес аристократическому родовому началу ставилась идея опричного братства, где положение в обществе зависело только от личных заслуг, и никак не было связано с происхождением, а подданные всех сословий были равны перед монархом. И так до бесконечности. Сколько человек, столько и мнений. Однако, сам характер созданной Грозным опричной системы, её структурированность демонстрирует немало параллелей с существовавшими в то время в Западной Европе духовно-рыцарскими орденами. Весь внутренний уклад жизни опричников строился на основе монастырского устава, написанного самим Иваном Грозным (кстати, уставы некоторых монашеских и духовно-рыцарских орденов, например доминиканского и иезуитского были так же написаны их основателями). Сами опричники во главе с царем, выражаясь современным языком: во время несения внутренней службы, ходили в монашеских одеяниях. Есть сведения, что опричники, так же как и члены монашествующих воинских орденов давали обет бедности, послушания руководителю и воздержания. Как глава опричного ордена Иван Грозный именовался в среде своих опричников «игуменом всея Руси», что в некоторой степени можно сравнить титулами командора, генерала ордена и т. п. |