Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Май » 1 » ПАТРИОТИЗМ ЭЛИТЫ.
ПАТРИОТИЗМ ЭЛИТЫ.
00:14

В сегодняшних испытаниях медленно выплавляется облик новогоП. А. Столыпин политика. В этом смысле, главная политическая задача современности - воспитание полноценной патриотической политической элиты: "Всякое государство организуется и строится своим ведущим слоем, живым отбором своих правящих сил... Основная задача русского национального спасения и строительства... будет состоять в выделении кверху лучших людей, - людей, преданных России, национально чувствующих, государственно мыслящих, волевых, идейно творческих, несущих народу не месть и не распад, а дух освобождения, справедливости и сверхклассового единения" (И.А.Ильин).

Какими качествами должен обладать новый ведущий слой в России? Без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма - любви к Родине - человек лишен онтологических связей с бытием, его душа не способна многое понять, оценить и действовать в мире сем достойно и плодотворно. Ибо если в душе нет земной Родины, через которую открывается Отечество Небесное, то не существует инстанции ответственности, долга и совести. "Родина есть священная тайна каждого человека, так же как и его рождение. Теми же таинственными и неисследимыми связями, которыми соединяется он через лоно матери со своими предками и прикрепляется ко всему человеческому древу, он связан через Родину и с материю-землей и со всем Божиим творением" (прот. Сергий Булгаков). Иван Ильин писал о том, как русская поэзия выражала отношение русского человека к своей Родине: "Она видела в России - наше материнское лоно, нашу детскую колыбель, наше духовное, отеческое гнездо, наш, взращенный нами перед лицом Божиим духовный сад". Отеческие заветы дают нам духовные ориентиры сегодня. В них предстает тип национального героя, болеющего за общее дело, любящего свой народ, преданного своему Отечеству, - это и Владимир Красное Солнышко, и Александр Невский, и Александр Суворов, и Аркадий Столыпин. Безродный, "крутой" "супермен" в преданиях русской старины - это всегда разбойник, бунтовщик, душегуб. Беспочвенное космополитическое сознание порождает разнообразные фантомы - от мировой революции большевиков до нового мирового порядка либералов.

Мы обязаны не выпустить из рук спасающей духовной эстафеты поколений, - те невидимые взору духовные реликвии, которые в тягчайших условиях были сохранены нашим народом. Спасет нас не возврат в прошлое, а творческое движение к собственным духовным истокам - "вперед к Отцам" (Г.П.Флоровский): возрождение русской идеи как квинтэссенции национального духа. Русская идея, рожденная в Православии, итожит исторический опыт, который народ обретает в трагических испытаниях, в котором открывается его историческое призвание. Христианство - религия трагического оптимизма, религия смерти и Воскресения Богочеловека (смертию смерть поправ), - наделяет человека зарядом исторического оптимизма: преображение мира и спасение души - за пределами истории, но осуществляется все в измерениях мира сего.

Основой русской идеи является принцип соборности - духовного единства в Церкви, обществе, государстве, это духовное братство и национальная солидарность. Национальный идеал оказывал влияние на формирование характера русского человека, в котором уживались качества, на первый взгляд, взаимоисключающие. Невероятная выживаемость сочеталась с удивительной уживчивостью, яркая национальная самобытность со всечеловечностью - открытостью к другим культурам и влияниям. Для русского человека характерно своеобразное отношение к материальным ценностям. Он не гнушается обустраивать свой дом, преумножать богатство, но материальное стяжание не становилось общественным идеалом. В государственном, экономическом, хозяйственном строительстве, как и в возведении своего дома на Руси сильно стремление людей реализовать духовный идеал. Без этих качеств было бы невозможно строительство уникальной российской государственности и великой русской культуры. И сегодня только подобные качества ведущего слоя могут послужить восстановлению российского дома. Культивирование соборного начала в жизни позволяет преодолеть тоталитаризм мышления и отношений, господство уравниловки, с одной стороны, избежать соблазнов эгоистического индивидуализма, с другой.

Трагедия нашего Отечества выбросила современные поколения в пустоту безвременья. У многих заглушено ощущение религиозных основ жизни, мы не знаем, кто мы есть, не понимаем, где находимся и для чего родились - даже не осознаем, что должны это знать. Мы оказались лишенными традиционного жизненного уклада, пепелища наших домов запаханы, погосты осквернены, могилы наших дедов и отцов разбросаны по всей земле. У нас нет той обстановки родного дома, которая близка и мила с детства на всю жизнь. Наши ностальгические привязанности случайно лепятся к изуродованным и опохабленным улицам и домам городов, в деревне уже не к чему прирасти душой. Почти ни у кого нет родного дома, редки друзья детства, забываются кровные связи, оставшиеся искажены. Мы родились оторванными от естественных корней, от почвы. К тому же поток духовных наркотиков из-за рубежа окончательно затуманивает наше сознание. Ни йога или антропософия, ни спиритизм или парапсихология, ни сектантство западных миссионеров-толстосумов не могут дать нам ответа на главные вопросы жизни: зачем мы живем именно здесь и сейчас?

Мы начнем приходить в себя, если попытаемся вспомнить: какой сегодня день, какое место он занимает в череде дней, называемой нашей историей, что в ней произошло? Мы должны опомниться и осознать себя в ряду исторической преемственности и традиции. Только возвращение исторической памяти поможет восстановить разорванное сознание, идентифицировать себя, свою личность, ибо ответ на вопрос: кто я есть? - не возможен без ответа на вопрос: кем мы были? Таким образом, чтобы осознать себя, мы должны понять судьбу своего народа, провиденциальный смысл его современной трагедии. Без этого все интеллектуальные упражнения останутся лишь беспочвенным фантазированием, формами бездумья, беспамятства.

Но наши невыносимые потери - это и новый трагический опыт. В навязанном безродстве мы призваны вспомнить наше духовное родство, восстановить разрушенные жизненные связи с землей, предками и друг с другом. Опыт безвременья учит не принимать временное за вечное, не отдаваться тленному и сиюминутному. Десятилетия идеологического террора выжгли нам души, но и пробудили жажду любви к духовным истокам жизни. Под развалинами и эверестами лжи сохранились духовные основы Родины - Православие - религия покаяния и прощения, любви и милосердия, свободы и ответственности, утверждения божественного достоинства личности и соборного единства человечества. Только на этих вечных устоях можно восстановить наше земное отечество.

Различным "партиям", то есть группам разных общественных мнений, ныне нужны в России и от России разные вещи. "Демократам" нужна "демократия", творческой интеллигенции - свобода творческого самовыражения, бюрократии нужна власть над Россией, верующим - нужны храмы и возможность свободного отправления обрядов. Но никого не заботит, что нужно собственно самой России? А что такое, спросят, Россия как таковая? На эмпирическом уровне это, прежде всего, народные массы. Не то, чтобы только они и только в них выражалась общероссийская потребность, но все же массы - это большинство, и если думать о благе России, то это касается, прежде всего, ее народных масс. Тем более, что именно простонародные массы наиболее бесправны и порабощены во всех смыслах и во всех ситуациях - и при коммунистах, и при "демократах". Но в теориях и программах всех общественно-политических группировок нужды этого большинства народа учитываются меньше всего. С другой стороны, те, кто пытается говорить о народе и от его имени, как писатели-деревенщики, говорят много пронзительно истинного, но оказываются беззащитно предвзятыми. Боль деревни, которой они озабочены, зачастую делает их малозрячими к другим проблемам, а полемическая горячность уводит от осмысления глубинных пластов русской истории и культуры. Конечно, не только простонародные массы являются носителями общенационального жизнеощущения, и не столько они оказываются его выразителями. На то и "образованное общество", чтобы выражать инстинктивную духовную ориентацию народа на уровне самосознания. Но в том, что сегодня называется общественным сознанием, крайне мало именно основной составляющей - положения, нужд и заботы человека народного большинства.

С другой стороны, большинство предлагаемых общественно-политических программ составлены вне той цивилизации, которую они тщатся развивать, то есть вне русских исторических традиций. Господствующая забота общественных сил направлена на то, чтобы искать рецепты где угодно, только не в русле исконно русской культуры. Помесь принципов западной демократии в действиях и восточно-буддийского индифферентизма и скептицизма в осознании явлений - вот высшая мудрость, которой, так или иначе, приобщены различные группы общественного мнения внехристианского толка. Но и православные христиане, стремящиеся возвратиться в русло исконно русской культуры, тоже оказываются еще далекими от основоположений русской духовной традиции. И наших церковников, и верующую молодежь, и современных христианских мыслителей и историков интересует по большей части то в русском духовном наследии, что было вовсе не лучшим, не высшим и не вечным. Все мы как-то слепо бродим по периферии русской идеи. Церковную общественность слишком заботит сохранение "статус-кво" в Церкви, еще не излеченной от рецидивов атеистического помутнения, а то и борьба с мировым масонством. Молодежь, естественно, более всего озабочена решением своих молодежных проблем, только именуемых религиозным языком. Христианские мыслители слишком сосредоточены на стремлении обозначить, кто из деятелей нашей истории и культуры православен, а кто еретик. Православные же историки пытаются воссоздать образ исторической Святой Руси, по отношению к которой все прочие народы и государства являли лишь формы зла и насилия. При всей жизненной важности "актуальных" для церковной общественности проблем, они все же оказываются не главными вопросами христианской веры, христианского упования, христианского спасения. Новое духовное измерение означает возврат к своим истинным началам в вечности - к органичным истокам нашей культуры, к русскому Православию, к русской идее. Точками отсчета истинного понимания и действия могут быть только Бог и Россия, Распятый Христос и Русская Голгофа.

Чтобы различить движущие исторические силы и определить смысл происходящего, нужно прикоснуться к духовному пульсу народа. Как и всякая душа, душа народа открывается только взгляду любви. Россия так не понята и непонятна, потому, что не любима. Вовне России боятся, но не любят. И внутри много хулящих Россию, но мало в ней смиренно уповающих. У нас нередко приходилось слышать: "В этой стране ничего нельзя изменить", - или: "В этой стране ничего не надо менять", - ибо все только к худшему. Говорят так, будто сами пришельцы, сторонние наблюдатели, призванные судить. Но судить-то нужно самих себя, ибо наша душа соединена с душой народа. Мы остро чувствуем и любим свое "эго", но разучились ощущать соборную основу своей души. Душа России не уничтожена, она незримо является нашей основой: "Поблагодарите Бога, прежде всего, за то, что вы русский" (Н.В.Гоголь).

Уже Гоголь остро чувствовал разверзающееся отторжение образованного общества от родины: "Велико незнанье России посреди России... Вы еще не любите Россию: вы умеете только печалиться да раздражаться слухами обо всем дурном, что в ней ни делается, в вас все это производит только одну черствую досаду да уныние... Нет, если вы действительно полюбите Россию, у вас пропадет тогда сама собой та близорукая мысль, которая зародилась теперь у многих честных и даже весьма умных людей, то есть, будто в теперешнее время они уже ничего не могут сделать для России и будто они ей уже не нужны совсем; напротив, тогда только во всей силе вы почувствуете, что любовь всемогуща и что с ней возможно все сделать. Нет, если вы действительно полюбите Россию, вы будете рваться служить ей". С времен перестройки в рядах либеральной интеллигенции патриотизм - слово ругательное, а любовь к Родине считается постыдным чувством, которое лучше скрывать как уродливое родимое пятно; Россию нужно числить и чистить по западным образцам. Надо сказать, что негативисткая ориентация не имеет в России перспектив: "Западнические идеологические комплексы обладают весьма небольшой притягательной силой для масс, поскольку не имеют опоры в этнических архетипах, которые несут в себе сильный эмоциональный заряд и представляют собой как бы энергетический потенциал народа" (К.Касьянова). Но и противоположная крайность гибельна, хотя до сего дня она мало воспринимается универсальным по природе русским сознанием: "Агрессивно-националистические идеологии способны овладеть массами, так как очень легко "подключаются" к эмоциональному потенциалу бессознательных структур, но они, по-видимому, совершенно не способны решать какие бы то ни было конструктивные задачи из-за весьма слабой разработанности их" (К.Касьянова).

Патриотическое жизнеощущение было одной из сильнейших созидающих сил в истории. Любовь к Родине, к ее духовным истокам - воссоединяет личность с соборно-персоналистическими основаниями бытия: с вечным заветом Бога с человеком, с соборным согласием вечных человеческих душ, с заветом Бога и народа. Речь идет о любви в истинном смысле слова, по словам Апостола, Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор.13,4-7). Это, можно сказать, онтология любви. И такая любовь к своему Отечеству, не закрывает и не отъединяет от других, но побуждает ко всечеловеческому. Истинная любовь к своему народу не противостоит личности и человечеству, она содержит выход за собственные пределы. Эту черту патриотизма утверждал Достоевский: "Русский постольку русский, поскольку он всечеловек". В той степени, в какой народам был присущ такой патриотизм, они вносили свой вклад в духовные достижения человечества. Созидательной любовью к своей Родине сохранялся и жил тысячелетие русский народ.

Русский патриотизм - это любовь к своей многострадальной земной Родине, к тому единственному месту на земле, где душа человека низошла в мир и где ему впервые открылось Небо. Как всякая истинная любовь, она исключает националистическую гордыню, шовинистическую ненависть и агрессию. Жертвенное патриотическое сознание избегает искуса самообольщения: оно способно критически осмыслить собственные истоки и учесть чужой опыт. В этом смысле патриотизм - источник понимания как своего, так и других народов. Это возрождение соборности: всемирной отзывчивости, открытости великого народа, строившего великое государство в солидарном согласии со всеми народами России. Если, с одной стороны, патриотическое жизнеощущение разлагается шовинизмом, расизмом, то, с другой стороны, его размывает интернационализм, глобализм. Патриот всегда государственник, ибо традиционное государство охраняет жизненные устои народа, только оно способно обеспечить силу права, в противоположность разгулу права сильного.

Патриотическая позиция - это умеренный национальный консерватизм, основанный на вечных ценностях, настроенный руководствоваться органичными глубинными переворотами в национальном духе: "Все великие моменты в жизни русского народа как бы не имеют предвестников или, по крайней мере, значение и важность этих предвестников далеко не соответствует значению и важности ими предвозвещаемого. Сам переворот, однако же, не происходит, конечно, как Deus ex machina. [Лат.: Бог из машины; неожиданная и немотивированная развязка, решение. - Ред.] Только предшествующий ему процесс есть процесс чисто внутренний, происходящий в глубине народного духа незримо и неслышимо. Старый порядок вещей или одна из сторон его не удовлетворяет более народного духа, ее недостатки уясняются внутреннему сознанию и постепенно становятся для него омерзительными. Народ отрешается внутренне оттого, что подлежит отмене или изменению; борьба происходит внутри народного сознания, и когда приходит время заменить старое новым на деле, эта замена совершается с изумительною быстротою, без видимой борьбы, к совершенному ошеломлению тех, которые думают, что все должно совершаться по одной мерке, считаемой ими за нормальною. В народном сознании происходит тот же процесс внутреннего перерождения, который совершается в душе отдельного человека, переходящего из одного нравственного состояния в другое, высшее" (Н.Я.Данилевский). Консерватизм как ориентация на вечные основания земного бытия народа предпочитает политический реализм утопизму и авантюризму; благотворные преобразования - социальным потрясениям; конституционные реформы - революционным переворотам; созидательный прагматизм - радикализму и экстремизму всех оттенков; согласование интересов - борьбе классов и народов. Просвещенный патриотизм - это принятие личной ответственности за свою историю, культуру, за общее духовное наследие и среду обитания. Это отношение к профессии как к Божественному призванию, гражданскому служению. Русский патриотизм - это переживание судьбы России как своей личной судьбы, ее будущего - как результата наших сегодняшних решений и усилий.

На этой грешной земле у нас общая судьба только со своим народом. Хотим мы этого или не хотим, но наша русскость является нашим онтологическим статусом, на который можно закрыть глаза, но который невозможно отменить. Ибо наше рождение здесь и теперь произошло не в результате сплетения хаотических обстоятельств, но провиденциально. История и культура нашего народа есть наша судьба и плоть нашего самоопределения. Человек как свободная личность способен отказаться и от Родины, от своего происхождения, отпасть от судьбы своего народа. Но это означает, что он своевольно отказался от данной ему в вечности земной миссии, чем повредил собственную природу, стал по существу другим человеком. Поэтому для русского человека окончательно уехать из России - все равно как умереть и родиться заново.

Нам враждебны одержимые идеологией, маньяки либо мировой революции, либо мировой демократии, мирового порядка, разрушающие нашу родину и прельщающие души наших соотечественников. Но мы, соотечественники - братья во Христе на небесах, призванные опознать и воплотить наше небесное родство на грешной земле. У нас общая небесная родина и одно земное отечество, нашим душам дана совместная задача, единое место, время и бремя воплощения. Мы разбрелись по земле, растерялись, потеряли себя и друг друга, многие из нас впали в беснование, одержимые наши братья долгие годы уничтожали все вокруг и избивали друг друга. Живя в одном доме все мы оказались духовно больными, в той или иной форме бацилла идеомании поразила всех нас. Наступает время мучительного и долгого отрезвления.

Возрождение России возможно при духовном единстве личности и нации. Если мы омоем взор переживанием российской трагедии, если будем руководствоваться долговременной целью (сверхидеалом), - сможем различить в сутолоке настоящего контуры грядущего. Каждый из нас призван определиться как гражданин Великой России, не быть пассивным наблюдателем, поддержать всякий импульс к возрождению.

Просмотров: 442 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: