Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Июнь » 14 » Немногими слезами не омыть многие беззакония (автор: протоиерей Алексей Уминский)
Немногими слезами не омыть многие беззакония (автор: протоиерей Алексей Уминский)
19:34
В преддверии петровского поста предлагаем вновь поговорить о Таинстве покаяния - его смысле, о неизбежности борьбы с грехом, о необходимых условиях совершения исповеди и о том, как научиться покаянию.

Неправедно покаяние того, кто надеется за немногими и несколькими ударами в перси загладить многие неправды свои! Сомнительно прощение грехов того, кто помышляет немногими слезами без трудов и подвигов, свойственных истинному покаянию, омыть свои многие беззакония.

Свт. Димитрий Ростовский


Смысл Таинства покаяния заключается не в том, чтобы, покаявшись, освободиться от ответственности за грех, а в том, чтобы грех победить. Как это происходит? Сначала человек осознает свой грех, потом оплакивает, потом ненавидит его, начинает с грехом бороться и, наконец, с помощью Божией его побеждает. Поэтому покаяние, как Таинство, не имеет четких временных границ. Оно начинается с личного покаяния перед Богом в тайне, когда тебя, как Нафанаила под смоковницей, видит только Господь (см. Ин. 1, 48), продолжается во время исповедания греха Богу в храме перед священником и заканчивается в момент принесения плодов покаяния.

Необязательно совпадая друг с другом по времени, покаяние и исповедь и эмоционально переживаются по-разному. Последняя молитва нашего вечернего правила - это повседневное исповедание грехов. В ней каждому из нас дается общая форма и перечисление наиболее очевидных прегрешений. Читая эту молитву формально, мы можем исповедоваться в тех грехах, которые, может быть, и не совершали. Например, не каждый из нас знает, что такое «мшелоимство». А ведь эту молитвенную форму можно наполнить настоящим содержанием и вместо «скверноприбытчества, мшелоимства и лихоимства» вспомнить, как мы в этот день гордились, лгали, празднословили, обижали ближних, забывали о Боге, и принести не формальное, а настоящее покаяние. Ежевечерняя исповедь помогает нам понять, с какими грехами нам необходимо бороться сегодня. И пусть через несколько дней перед крестом и Евангелием мы не будем чувствовать это так же глубоко и остро, но мы точно знаем,   что тогда, наедине с собой, мы пережили настоящее покаяние. И это тоже - Таинство, во время которого Господь нас слышит и наше покаяние принимает.

В требниках и в семинарских учебниках написаны условия, при которых совершается исповедь: священник,   епитрахиль, требник, кающийся грешник, вычитанное правило. И вот все вроде соблюдено и все нужные слова сказаны, но если покаяния не было и нет решимости бороться с грехом, Таинство может и не совершиться. Настоящее покаяние происходит только тогда, когда оно сопровождается духовным трудом.

 

 Десять раз ты каялся, все понял для себя, все осознал, на исповеди с сокрушением рассказал о своих грехах и... ничего не сделал. Ведь так легко ничего не сделать после исповеди. Такая свобода, такая легкость наступает, что сразу хочется пойти в гости, поговорить с друзьями, да что угодно сделать, но только не трудиться над собой. Чаще всего так и бывает. Эти радость и легкость после исповеди заканчиваются полным откатом назад. А потом удивляемся: «Как же так? Почему же я опять согрешил тем же самым грехом?»

На самом же деле все очень просто: там, где нет духовного труда, где нет работы над собой, там не было и настоящего покаяния. Был формальный повод прийти в храм, было эмоциональное переживание своего греха, было, наверное, обстоятельное объяснение, как это все совершилось, так сказать, «репортаж о содеянном», но исповеди не было.

Личное покаяние, церковная исповедь, а потом духовный труд - это единое пространство духовной жизни, это и есть Таинство; не только когда мы понимаем, что такое грех, не только когда приходим к священнику и говорим: «Я виноват в том-то и в том-то», - но когда исповедь и покаяние соединяются между собой и когда после этого мы приносим плоды покаяния и происходит освобождение от греха и духовное исцеление.

 Сокрушение сердца - ко исправлению

 Просвети убо очи сердца моего и даждь ми к покаянию и скорушение сердца ко исправлению.

Молитва к 10-й кафизме Псалтири

Библейская история о грехопадении дает возможность предположить, что Таинство покаяния было установлено еще в раю. И воззвал Господь Ног к Адаму и сказал ему: [Адам,} где ты? (Быт, 3, 9). Господь призвал Адама к покаянию, и если бы прародители покаялись, в тот же момент и были бы про­щены. но этого не случилось... Так и каждого из пас зовет Господь: «Где ты?» И мы, подобно Адаму, прячемся от Него.

Покаянию учатся, как всякому духовному подвигу. Ведь чаще всего сердце человека - окамененное, и покаяние - по­верхностное; человек знает заповеди, у него есть совесть, которая подсказывает, когда он согрешает, - в этом человек себя обмануть не может, - но не всегда он способен осознать глубину своего греха, не чувствует того искажения, которое происходит с ним после согрешения, не может ужаснуться происшедшему падению. Чтобы достичь до глубины покаяния, необходимо пройти долгий и трудный духовный путь. Начинается он прежде всего с молитвы, в которой че­ловек призывает Бога дать ему искреннее покаяние: это по­каянные каноны, покаянный псалом, поклоны с сердечным сокрушением, понуждение себя на этот ежедневный груд. Это молитвенный вопль к Богу, чтобы Господь дал видеть грехи и открыл сердце для покаяния.

Конечно, индикатором человеческих поступков служит прежде всего совесть, поэтому каждый человек, верующий или неверующий, в какой-то мере испытывает желание покаяться. Изначально заложенное в человеке покаянное чувство возникает сначала как стыд за совершенный грех. Но внутренняя разделенность человека создает многие препятствия к покаянию. Иногда сердце глубоко осознает, что что-то не так, неправильно, а ум разобраться не может. Человек одновременно и понимает, что же на самом деле произошло, и тут же ищет этому оправдания. Свидетельство совести - это как свидетельство Иоанна Крестителя и его призыв к покаянию. Но оно может остаться гласом вопиющего в пустыне, если не соединится с умом, кото­рый, подобно Ироду, ищет оправдания своей лжи, своему греховному поступку, пытается заглушить этот призыв) как Ирод пытался заткнуть рот Иоанну Крестителю. Внут­ренний подвиг самого человека заключается именно в том, чтобы эти две духовные величины соединились, чтобы сер­дце и ум пришли в согласие, в совместный поиск правды Божией в себе самом.

Это очень болезненный процесс, все естество ветхого человека восстает против обличения совести, все его пад­шее состояние с этим борется. Когда священник назначает кающемуся епитимью, это как раз и есть предложение пот­рудиться над собой для покаяния. Ведь епитимья - не нака­зание, как в уголовном кодексе, - за такое-то преступление столько-то лет отсидки. Это возможность растопить свое сердце, оживить как-то свою окамененную душу, чтобы глубоко-глубоко почувствовать, как страшен грех. Такая внутренняя работа сама по себе уже делает человека другим, потому что, когда он начинает осознавать ужас совершившегося падения, у него происходит изменение сознания.

Из книги прот. Алексия Уминского "Тайна примирения". 

 

Источник: http://www.taday.ru/text/202463.html


Просмотров: 724 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: