Социологические опросы в среде молодежи в последнее время не редкость. Из них мы можем почерпнуть немало любопытной информации – начиная с политических взглядов юношества и заканчивая их сексуальной ориентацией. А вот опросы по религиозной тематике проводятся куда реже – и причем зачастую по весьма примитивной методике.
Между тем вопрос о том, во что верит сегодня российский студент, малоинтересным не назовешь. Не назовешь его и риторическим…
Если не в столь отдаленном прошлом атеизм, казалось, господствовал, то сегодня каждый студент имеет возможность выбрать религию по себе. Уличных проповедников у стен вузов встретить можно чуть ли не в любое время дня и ночи: хочешь — присоединяйся к мунитам, хочешь – иди в Московскую церковь Христа (МЦХ), хочешь – жуй прасад с кришнаитами… Внутрь вузов их сейчас, правда, почти не пускают; а вот лекциями православных священников в университетских аудиториях уже мало кого удивишь.
На тех, кто учится в Московском университете, это религиозное окружение давит куда сильнее. Не секрет, что многие из сект уделяют вербовке новых членов в МГУ особое внимание (раньше была особенно заметна МЦХ, а в последние годы их сменили муниты: вряд ли вам удастся найти хоть одного студента непервокурсника, к которому они не успели пристать со своими вопросами). Впрочем, Русская Православная Церковь тоже не обделяет университет своим вниманием: это и визиты иерархов, и богословские конференции, и спецкурс Андрея Кураева на философском факультете (куда, нередко создавая аншлаг, ходят и биологи, и математики, и историки).
Свой социологический опрос мы провели среди студентов двух факультетов МГУ – исторического и филологического. Опрос проводился методом собеседования, количество опрошенных – 159 человек. Безусловно, экстраполировать на все российское студенчество его результаты было бы совсем неправомерно, но, тем не менее, они могут сказать о многом.
Как правило, в подобных опросах респонденту предлагается выбрать свое вероисповедание из довольно узкого списка: атеист, православный, мусульманин, иудей, представитель другой конфессии. Количество православных по результатам таких опросов доходит до 80% (из чего порой делаются далеко идущие выводы). Почти всегда вопрос о том, в чем выражается «православность» опрошенного — в том, что он раз год заходит в церковь свечку поставить, или просто в факте его крещения — вообще не ставится. Ограниченность анкеты, составленной таким образом, заключается в неверной, на мой взгляд, посылке – что человек, не являющийся ни атеистом, ни верующим другой конфессии, обязательно православный верующий (а не «этнографический православный»). Тот факт, что религиозные взгляды очень значительной части современного российского общества находятся в стадии становления, и нередко весьма синкретичны, вообще не учитывается. И получается – неважно, что человек Символа веры не знает, в храме бывает только полчаса в году на Пасху, но зато верит в переселение душ и лечит свои болячки у экстрасенса.
Поэтому, чтобы избавиться от такой синонимичности слов «православный» и «крещеный», в ходе собеседования респонденту было предложено выбрать свое вероисповедание из довольно широкого списка, где, кроме вышеперечисленных вариантов, были и такие, как «симпатизирующий православию», «агностик», «Бог у меня в душе», а также «теист» (человек, который считает, что Бог есть, но затрудняется выбрать какой-нибудь из перечисленных вариантов).
Оказалось, что религиозные воззрения студентов этих факультетов весьма разнообразны.Среди опрошенных были мусульмане, католики, монофизиты, баптисты, члены МЦХ, староверы, язычники, сатанисты. К православным себя отнесли 24% историков и 30% филологов. К симпатизирующим Православию – 13% (историки) и 25% (филологи). Атеистов оказалось 11% на истфаке и всего 4% на филфаке. Наконец, очень значительным оказалось число «теистов» и с «Богом в душе» – в совокупности 24% на истфаке и аж 35% на филфаке.
В бессмертную душу верят соответственно 67% и 77%.Причем направленность этой веры все же христианская — ведь в воскресение Христово верят 62% и 63%. А вот в такой член Символа веры, как воскресение мертвых перед Страшным судом — в два раза меньше: 30% и 35%.
Итак, убежденных (а не «этнографических») православных оказалось 24-30%. Однако о степени их воцерковления говорит тот факт, что более 40% из них никогда не причащались. Пожалуй, одним из важнейших «формальных» признаков воцерковления является частота исповеди: считается, что человек, не исповедующийся хотя бы раз в год, отпадает от Церкви. В этом случае «не отпавшие» составляют 10% от общего числа студентов. Однако и это еще не говорит о реальной церковности человека. Ведь многие из таких христиан вспоминают о своем Православии, как правило, только в Великий пост, который они худо-бедно соблюдают, на Пасху причащаются, а затем… «отдыхают» до следующей Четыредесятницы. Пожалуй, действительно воцерковленными можно назвать лишь тех, кто исповедуется регулярно (допустим, четыре раза в год). Таких оказалось 6%. И именно эта цифра — а не 30% — является реальным числом воцерковленных христиан. Характерно, что если среди назвавших себя православными курящих лишь на 30-50% меньше, чем в среднем по университету, то среди регулярно исповедующихся курящих практически нет. Кроме того, среди отнесших себя к православным вера часто соединяется с суеверием – число верящих в приметы среди них нередко выше среднего. А вот воцерковленные в приметы не верят.
В целом опрос показывает, что среди студентов Московского университета наибольший отклик находит православная проповедь. Особенно ярко это выражается в том факте, что большинство из них воцерковилось именно в годы учебы в МГУ (в меньшей степени это относится к филологам, в большей — к историкам).
В то же время стоит учесть, что сегодня эти 6% — своеобразный «потолок». Филфак, истфак и философский факультет традиционно считаются «лидерами» по количеству православных христиан (с одной стороны, православные выказывают больший интерес к этим факультетам; с другой — изучение этих наук дает студенту больше возможностей узнать о Православии: многие приходят в Церковь именно через свой искусствоведческий, исторический или философский интерес). На других факультетах их меньше (хотя, опять-таки, никто не знает, насколько). Во-вторых, Москва – это православная столица мира. Здесь есть православный театр, православное кино и даже православные клубы экстремальных видов спорта. Наконец, здесь есть возможность выбрать храм, выбрать духовника – благо, церквей несколько сотен. Есть ли такая возможность у молодежи других городов? Чаще всего нет. И число православных там, естественно, куда меньше.
Стоит учесть и то, что МГУ – элитный вуз, и эта – еще одна возможная причина повышенной религиозности его студентов (опросы в других вузах мы не проводили, но по нашим ощущениям это именно так; да и не случайно каждый десятый священник в Москве – выпускник МГУ).
К сожалению, небольшой масштаб опроса не позволил выяснить, касается ли эта повышенная религиозность и представителей других конфессий (мусульман, иудеев). Но и полученные результаты дают серьезные основания предположить: завтра Россия будет не менее религиозной, чем сегодня.
Владимир Трухин
Источник: Православие.Ru
|