Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 23 » Проф. прот. Ливерий Воронов. Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии. ЧАСТЬ 3.
Проф. прот. Ливерий Воронов. Календарная проблема. Ее изучение в свете решения Первого Вселенского Собора о пасхалии. ЧАСТЬ 3.
21:27

§ 6. Какой способ определения дня Пасхи следует в принципе признать наилучшим?

   Учитывая возможность введения в будущем того или иного международного "вечного календаря", что может сделать очень неудобным для самой Церкви сохранение юлианского церковного календаря, следует признать за наилучший в таком случае вариант следующее решение вопроса: "Не должно быть никаких пасхальных циклов; вопрос о Пасхе для каждого года следует решать по точным данным о равноденствии и весеннем полнолунии".

   Следует иметь в виду, что Церковь никогда никаким законодательным актом не санкционировала какой-либо пасхалии. Она установила лишь немногие, и притом самые общие по характеру, принципы, которыми следует руководствоваться при определении дня Пасхи. Эти принципы таковы:

   1. Желательно, чтобы все христиане праздновали Пасху в один и тот же день. Однако, если это невозможно осуществить иначе как через нарушение церковного мира или путем риска вызвать внутрицерковные соблазны и разделения, то должен вступить в действие более высокий принцип - принцип допущения различий во второстепенном, не затрагивающем непосредственно основ христианской веры.

   2. Поскольку исторически событие воскресения Христова связано с днями еврейской Пасхи, а Пасха ветхозаветная, согласно указаниям Священного Писания, является праздником весенним для Святой Земли, то естественно праздновать и христианскую Пасху весной.

   3. Поскольку истинная дата смерти и воскресения Господа неизвестна, естественно, чтобы Пасха была переходящим праздником в зависимости от сочетания трех факторов: весеннего равноденствия (раньше которого она не должна совершаться), весеннего полнолуния (первого или второго - особенного значения не имеет, лишь бы оно было действительно весенним) и воскресного дня (в который только и может наступать христианская Пасха).

  4. Пасха должна приходиться в такой воскресный день, который падает на 15, 16, 17, 18, 19, 20 или 21-й день луны.

   5. Что касается положений 3-го и 4-го, то их пересмотр, если и возможен, то связан с серьезными трудностями, ибо может вызвать опасность глубоких церковных разделений, в особенности в условиях, когда, по-видимому, немыслим созыв Вселенского Собора.

   Любой способ не нарушающего общехристианское братство празднования Пасхи в соответствия с перечисленными принципами следует считать законным.

   Было бы неосмотрительным утверждать, будто Церковь принципиально отвергает определение Пасхи по истинным астрономическим данным, предпочитая пользоваться данными условно установленными, несмотря на то, что эти данные иногда превращаются в явную фикцию (например, когда Пасха наступает около новолуния, а не полнолуния) или уводят все дальше от тех соотношений, которые вытекают из применения истинных астрономических данных.

   В "Апостольских Постановлениях" говорится, что христиане "должны праздновать дни Пасхи с точностью и со всем рачением после равноденствия" (не сказано: после "равноденствия", принимаемого в Риме, или в Александрии, или еще где-нибудь, а просто - после равноденствия, т.е. после момента, когда день, увеличившись, станет равным ночи).

   Справедливо указывал в своем выступлении на Московском совещании 1948 г. член делегации Румынской Церкви проф.-прот. П. Винтилеску, что Церкви не свойственно "отрицать научную истину и все астрономические исчисления по поводу пасхальной даты. Иначе было бы непонятно, почему Первый Вселенский Собор поручил Александрийской Церкви в Египте, которая являлась церковным научным центром, информировать каждый год все Церкви о дате празднования Пасхи". "Христианская Церковь, будучи носительницей истины, не должна пребывать в противоречии с научной истиной" (Деяния Совещания... - Т. 2. - С. 296; Т. 1. - С. 441).

   Правда, проф. В.В. Болотов подвергает сомнению достоверность имеющегося в послании папы Льва Великого к императору Маркиану известия о том, будто бы Никейский Собор возложил заботу об информации касательно дня Пасхи на александрийского первосвященника, но он признает, что "по давнему обычаю - независимо от каких-либо постановлений Собора в этом смысле - архиепископы александрийские писали ежегодно пасхальные послания... предназначая их для своей паствы. Но к голосу Александрийской Церкви давно уже прислушивались и другие Церкви...". Поэтому неточность, допущенная проф.-прот. П. Винтилеску в изложении исторического факта (если, конечно, мы станем на точку зрения проф. В.В. Болотова), нисколько не отражается на сути его аргументации относительно внимания, которое Церкви уделяли александрийской информации о дне Пасхи, поскольку "в Александрии процветала астрономия" (Проф. В.В. Болотов. Лекции... - Т. 2. - С. 446.). Именно астрономия, а не простое умение вычислять и составлять удобные для употребления таблицы.

   О том, что в Церкви "весеннее равноденствие" и "весеннее полнолуние" рассматривались как даты астрономические, а не просто условные, говорят, по-видимому, и некоторые рассуждения о их символическом значении. Эти рассуждения, независимо от их символико-догматической, или богословской, ценности, уместны только в отношении истинных астрономических, а никак не условных дат.

   "Христу, - говорит св. Епифаний Кипрский, - должно было по закону быть заклану в 14-й день, чтобы... престал у иудеев освещающий их свет закона, потому что с 14-го дня и далее луна является в ущербе. Так и по силе Христова пришествия и страдания померк законный свет иудейской синагоги, просияло же Евангелие..." (Панарий. Ересь 50, 2). Правда, св. Епифаний, символически сопоставив ущерб луны с прекращением подзаконного состояния, не указывает далее прямо на символ, соответствующий "просиянию Евангелия". Но кажется вполне вероятным, если не просто очевиидным, что он имеет здесь в виду наступающее после весеннего равноденствия увеличение продолжительности дня.

   О символическом смысле равноденствия, как астрономического явления, ясно говорит Властарь: "Так как после сего (т.е. после воссоздания человека через страдания, смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. - Л. В.) свет благочестия должен был возрастать, а тьма нечестия умаляться, то не без основания совершается спасительная Пасха после равноденствия, когда свет дня прибавляется, а мрак ночи убавляется" [37].

   Само собой разумеется, что осуществление перехода от пасхальных циклов к определению пасхальной даты по точным данным о равноденствии и весеннем полнолунии требует также и перехода на новый (например, на реформированный юлианский) стиль с "закреплением" за весенним равноденствием даты 21 марта по этому исправленному стилю.

§ 7. Возможно ли общехристианское согласие на то, чтобы праздновать Пасху в воскресенье, следующее за второй субботой в апреле месяце?

    По просьбе исполнительного комитета Всемирного совета Церквей секретариат при Комиссии "Веры и устройства" разослал Церквам - членам ВСЦ вопросник, в котором пункт 3-а гласит: "Можете ли Вы согласиться с установлением празднования Пасхи в воскресный день, следующий за второй субботой в апреле месяце по григорианскому календарю?" [38].

   В § 1 мы цитировали текст заявления относительно реформы календаря, сделанного Вторым Ватиканским собором Римско-католической церкви. В пункте 1 этого заявления сказано: "Собор не возражает против установления празднования Пасхи в какой-нибудь определенный воскресный день по григорианскому календарю, если с этим будут согласны все заинтересованные в этом вопросе, особенно братья, отделенные от апостольского престола".

    В принципе, при наличии достаточно серьезных мотивов, ради несомненной пользы для всего христианства, Православная Церковь, конечно, была бы вправе пересмотреть даже столь глубоко вошедшее в ее сознание и прочно укоренившееся в ее традиции правило, как определение дня Пасхи в зависимости от весеннего равноденствия и весеннего полнолуния, и перейти к празднованию Пасхи в какой-либо фиксированный воскресный день. Но само собой разумеется, что это мог бы осуществить лишь Вселенский Собор, ибо никакой иной, действующий на соборных началах, орган не имел бы авторитета, равного авторитету Первого Вселенского (Никейского) Собора, санкционировавшего действующие ныне принципы определения Пасхи. В настоящее же время любое намерение перейти на практику празднования Пасхи в фиксированный воскресный день является неосуществимым, и потому все попытки действовать в этом направлении представляются нежелательными.

   Что касается, в частности, предложения праздновать Пасху в воскресенье, следующее за второй субботой в апреле месяце, то оно, помимо трудностей, общих для любого варианта "фиксированного воскресного дня" (состоящих в том, что пасхальные границы сузились бы до периода в одну седмицу), вызвало бы, по всей вероятности, и некоторые дополнительные трудности. Известно, что "по западному воззрению, Христос 25 марта (29 фаменот) пострадал, а по восточному - Он 25 марта (29 фаменот) воскрес" (Болотов В.В. Из церковной истории Египта... - С. 289). В частности, в Прологе воскресение Христово отмечено под 25 марта, хотя "астрономические данные позволяют сказать беспристрастно и категорично: несомненно воскресение Христово было и не 27, и не 25 марта" (Там же. - С. 292).

   Очевидно, что предложение праздновать Пасху в воскресенье, следующее за второй субботой в апреле месяце, т.е. в воскресенье, приходящееся на период с 9 по 15 апреля, исходит из данных вышеуказанного древнего западного предания: страдания Христовы - 25 марта ст. ст., воскресение Христа Спасителя - 27 марта ст. ст. [39].

   Но источник предания, что Христос воскрес 27 марта, самый ненадежный. Это, как пишет Болотов, "вздорные акты Пилата". Именно на основании актов Пилата одна ветвь четыренадесятников рассчитала, что Христос пострадал 25 марта. Естественно, что такого рода известия вызовут лишь нерасположение к предлагаемому варианту.

   Заметим, кстати, что известный из истории Древней Церкви прецедент превращения Пасхи в праздник, переходящий в пределах одной седмицы, также не представляется достойным уважения. "Определение времени празднования Пасхи, - пишет проф. В.В. Болотов, - представляло известные трудности ввиду... того, что здесь нужно держаться не только солнечного круга, но и лунного. Восточные монтанисты чрезвычайно упростили дело. Они нашли, что на луну не следует обращать внимания. Так как тогда весенним равноденствием признавалось 24 марта, то на этом основании они полагали, что это и есть четвертый день, в который сотворены небесные светила. Таким образом, с каждым 24 марта возвращалось действительное начало года. Так как Пасху положено праздновать в 14-й день первого месяца, то они постановили, чтобы 6 апреля, т.е. в 14-й день, праздновалась Пасха, если этот день падает на воскресенье, а если нет, то в следующий воскресный день, в какой бы день лунного месяца это число ни приходилось" (Лекции... - Т. 2. - С. 354).

   Характерно, что в Галлии, где в V-VI вв. 27 марта отмечалось как день воскресения Христова, тем не менее соблюдалось и обычное празднование передвижной Пасхи [40].

   Выводы

   1. Календарно-богослужебные вопросы не принадлежат к неприкосновенной области Божественных догматов или других непреложных установлений. Их решение предоставлено мудрости и соборному разумению Церкви. "Ни апостолы, ни евангелисты, - говорит древний церковный писатель, - не возлагали ига рабства на последователей проповеди евангельской, но чтить праздник Пасхи и другие праздничные дни предоставили признательности облагодетельствованных. И так как люди любят праздники потому, что в продолжение их отдыхают от работ, то каждое христианское общество, по областям, совершало воспоминание о спасительных страданиях, согласно принятому обычаю, когда хотело. Ибо ни Спаситель, ни апостолы не предписали нам законом соблюдать это, равно как ни Евангелие, ни апостолы не грозили осуждением, наказанием или проклятием, как угрожал иудеям закон Моисеев" (Сократ. Церковная история, 5, 22).

   2. Церковь решала календарно-богослужебные вопросы в духе христианской свободы и общего благосозидания (ή καθόλου οίκουομία), различая знамения времен (Мф. 16, 3) и руководствуясь разнообразными целями, особенно же пастырскими, ириническими и миссионерскими.

   3. В период до Вселенских Соборов в этой области наблюдалось некоторое, а иногда и довольно значительное, разнообразие. Но пастыри Церкви всячески заботились о том, чтобы это разнообразие не служило поводом к нарушению церковного мира и единства. В эту эпоху как бы господствовал принцип, провозглашенный апостолом Павлом в его послании к Колоссянам: Никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или относительно какого-нибудь праздника (έν μέρει έορτής), или за новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело - во Христе (Кол.2:16-17). Хорошими примерами осуществления этого принципа в церковной жизни являются: соглашение между св. Поликарпом Смирнским и папой Аникитой и примирительные действия св. Иринея Лионского во время споров между папой Виктором и Поликарпом Ефесским.

   4. На основе изучения канонов, памятников церковной письменности и исторических данных можно сделать вывод, что отцы Первого Вселенского Собора:
   а) признали за благо, чтобы все христиане праздновали Пасху в один и тот же день,
   б) одобрили, как "благоприличный порядок" и наилучшую основу для такого одновременного празднования, следующие условия:
   1) Пасха должна совершаться только в воскресный день, или "день Господень";
   2) Пасха должна праздноваться после весеннего равноденствия ("весеннего" для северного полушария, где находится Святая Земля);
   3) Пасха должна быть переходящим праздником, зависящим от весеннего полнолуния, она должна совершаться в воскресенье, приходящееся на 15, 16, 17, 18, 19, 20 или 21-й день луны.

   Однако Никейский Собор не ввел декретальным порядком во всеобщее, непременное и вечное употребление какую-либо строго определенную пасхалию, как унифицированную систему расчетов и определения дня празднования Пасхи.

   5. После долгих усилий как со стороны Востока (св. Афанасий Александрийский, св. Кирилл Александрийский и др.), так и со стороны Запада (св. папа Лев Великий, Дионисий Малый и др.) приблизительно к началу IX в. во всей Вселенской Церкви установилась единая практика определения дня Пасхи по "александрийской пасхалии" на основе "никейских решений". Эта единая практика просуществовала до введения на Западе реформированного календаря и реформированной пасхалии (при папе Григории XIII в 1582 г.). Основной причиной печального факта разрушения этого, с великим трудом достигнутого и в течение почти 8 веков сохранявшегося, единства календарно-пасхалистической практики было разделение и взаимное отчуждение Церквей, а также принципиально различное понимание того, какие органы Церкви правомочны выражать ее соборный разум и осуществлять церковные реформы.

   6. Обе существующие в настоящее время пасхалии имеют свои положительные стороны и преимущества, но в то же время не лишены и существенных недостатков. Та и другая по-своему стремятся воплотить в жизнь "никейские решения", но ни та, ни другая не делают это таким образом, который можно было бы признать вполне совершенным. Поэтому необходимо предусматривать возможность того, что рано или поздно может стать актуальной проблема не только теоретического пересмотра, но и практического изменения существующих методов определения дня Пасхи.

   7. С чисто теоретической точки зрения могут быть признаны конструктивными и полезными многие попытки усовершенствовать практику осуществления "никейских решений". Сюда следует отнести не только проекты частичного исправления пасхалий, но и проект, предусматривающий полный отказ от любых условных пасхальных циклов и определение дня Пасхи по точным астрономическим данным о весеннем равноденствии и весеннем полнолунии. Но не меньшее значение, чем теоретическое совершенство, имеет практическая осуществимость, т.е. возможность провести в жизнь то или иное церковное мероприятие, не подавая повода к соблазну, столь легко возможному, когда речь идет об изменении веками освященных традиций.

   8. В настоящее время единство календарно-пасхалистической практики оказалось нарушенным и в среде Православных Церквей. Большинство автокефальных Православных Церквей нашло для себя желательным и возможным перейти на "исправленный юлианский" (практически - на григорианский) календарь, сохранив, однако, александрийскую пасхалию. Что касается Русской Православной Церкви (Московского Патриархата), то она предпочитает неизменно придерживаться того порядка, который на протяжении многих веков служил прекрасным выражением церковного единства и верности древним церковным решениям и определениям, несмотря на наличие некоторых очевидных дефектов как в самой александрийской пасхалии, так и в единственно подходящем для нее юлианском календаре. Это убеждение, подкрепляемое мнениями крупнейших и авторитетнейших православных русских богословов (проф. В.В. Болотова, проф. Н.Н. Глубоковского) и разделяемое подавляющим большинством православных иерархов, клириков и мирян, не поколебалось, даже несмотря на наличие в среде многих современных христиан искреннего и благородного желания достичь нового, для всех приемлемого соглашения о единовременном праздновании Пасхи в знак братского единомыслия всех последователей Господа Иисуса Христа. Не следует забывать, что истинно благословенный церковный мир может и должен достигаться не за счет новых разделений, и что наибольшую ценность для дела христианского свидетельства будут иметь благие результаты тех экуменических усилий, которые обращены на достижение единомыслия в решающих вопросах веры, а не во второстепенных вопросах церковной практики.

   9. Наилучшим решением проблемы церковного календаря и пасхалии внутри современного Православия следует, по-видимому, считать официальное признание всеми Православными Церквами (например, на будущем Всеправославном предсоборе) права каждой автокефальной Церкви свободно избирать одну из трех ныне существующих форм календарно-пасхалистической практики, основанных на "никейских решениях", т.е. пользоваться: или 1) александрийской пасхалией и юлианским календарем, или 2) точными астрономическими данными о весеннем равноденствии и весеннем полнолунии и "исправленным юлианским" календарем, или 3) григорианской пасхалией и григорианским же календарем.

   10. С православной точки зрения, наиболее желательным было бы, чтобы все христиане руководствовались при определении дня Пасхи принципами, одобренными Никейским Собором. К сожалению, эту точку зрения разделяют, видимо, далеко не все христиане. Уже в первых 74 ответах на вопросник, разосланный Комиссией "Веры и устройства" Церквам - членам ВСЦ, содержится 20 отрицательных ответов на вопрос: "Необходимо ли разрешать проблему на основе никейских решений?" Православные Церкви не будут, конечно, отказываться от рассмотрения и других основ, предлагаемых для выработки единой всехристианской практики. Но поскольку эти основы предлагаются взамен никейских решений, то достаточно авторитетное суждение о возможности или невозможности их использования сможет вынести только Вселенский Собор.

   С удовлетворением можно отметить, что в приложенном к письму д-ра Л. Фишера документе "Совместное празднование Воскресения Христова" справедливо заявляется, что, "по общему признанию, значение различия (в определении дня Пасхи) не следует преувеличивать". И действительно, попытка установить, например, единую новую практику ценой пожертвования "никейскими решениями", по всей вероятности, не столько помогла бы устранить "внешний" соблазн видимой христианской разделенности, сколько способствовала бы возникновению гораздо худшего "внутреннего" соблазна, связанного с появлением новых церковных разделений.

Примечания:

1.Московская Патриархия разрешила в 1930 году православным французам, живущим в Западной Европе, праздновать Пасху по новому стилю. См.: Деяния Совещания глав и представителей Автокефальных Православных Церквей в связи с празднованием 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. - М., 1949. - Т. 2. - С. 292-293. Ср : Там же. - С. 294 (о приходах в Голландии) и ЖМП, 1967, № 8. - С. 1 (о православных, проживающих в Швейцарии).

2. Профессор университета в Дерпте (ныне г Тарту, Эстония) и И. Медлер предложил свой проект реформы календаря в 1863 г. (см.. Журнал министерства народного просвещения, 1864, январь, отд. 6. - С. 13). Согласно этому проекту григорианская поправка (состоящая в том, что все последние годы столетий, числа которых не делятся без остатка на 400, считаются простыми) должна быть заменена другой поправкой, а именно: каждый 128-й год нужно считать простым, а не високосным. В 128 годах, по Медлеру, содержится 97 простых лет по 365 дней и 31 високосный год по 366 дней.

3.Югославский астроном Миланкович предложил в 1922 году "новоюлианскую" систему календаря (взамен григорианской) со следующей поправкой: последние годы столетий, числа веков в которых не дают при делении на 9 остатка, равного 2 или б, нужно считать простыми. Так, например, простыми являются следующие годы 2100, 2200, 2300, 2500, 2600, 2700, 2800 (с остатками соответственно: 3, 4, 5, 7, 8, О, 1). Високосными же являются годы: 2000, 2400, 2900, 3300 (с остатками соответственно1 2, 6, 2, 6). В 900 годах, по Миланковичу, содержится 682 простых года по 365 дней и 218 високосных лет по 366 дней Календарь Миланковича одобрен Совещанием Православных Церквей, состоявшимся в Константинополе в мае-июне 1923 г., и Церкви Греции, Югославии, Румынии и Болгарии перешли на этот "исправленный юлианский" стиль. Однако до 2800 года "новоюлианский" календарь Миланковича ничем не отличается от григорианского календаря.

4. Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Вечные календари. АН СССР. Всесоюзное Астрономо-геодезическое общество. - М.,1969. - С.10.

5.Там же. - С. 11.

6.Проф. Т. Събев. Църковно календарният въпрос. Синодално издателство. - София, 1968. - С 66.

7.Приложение 1-е к журналу заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском астрономическом обществе 3 мая 1899 г. - С. 3-4; ср.: Буткевич А.В., Зеликсон М.С. Цит. соч. - С. 12-13.

8.Приложение 6-е к журналу заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря 22 ноября 1899 г - С. 51.

9.Заявление было принято собором 4 декабря 1963 г. См. Das Zweite Vatikanische Konzil. - Herder, 1966. - Teil I - S. 106-109.

10.Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ее к новому стилю (составлено афонскими ревнителями православного благочестия). - Изд. восстановленной Почаевской типографии преп. Иова во Владимировой, 1934. - С. 29. - П. 89

11.Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1864, январь. - Отд. 6-е. - С. 18.

12.Постановления Комиссии по вопросу о реформе календаря в России. - Русское астрономическое общество. СПб., 1900. - С. 6.

13.Особое мнение члена Комиссии В. В. Болотова см. Журнал 8-го заседания Комиссии по вопросу о реформе календаря, 21 февраля 1900 г. -С. 33-34.

14. Деяния совещания... - Т. 1. - С. 427; ср.: т. 2. - С. 314.

15.Деяния совещания... - Т 1. - С 428-429, Об ответе Патриарха Тихона на грамоту Константинопольского Патриарха Григория см. там же, т. 2. - С. 315

16."Не сержусь я, когда среди блеска / Несколько пятен мелькнут" (Гораций, "Наука поэзии")

17. "Не трогать того, что покоится", т.е. не нарушать существующих традиций в той или иной области. - Сост.

18.Болотов В.В. Лекция по истории Древней Церкви. - СПб., 1910. - Т. 2. - С. 436.

19.Из послания имп. Константина из Никеи епископам, не присутствовавшим на Соборе. См.: Евсевий. Жизнь Константина, 3, 18; Сократ. Церковная история, 1,9; Феодорит. Церковная история, 1, 10. Ср.: Деяния Вселенских Соборов, изд. в русск. переводе при Казанской духовной академии. - Изд. 2-е. Казань, 1887. - Т. 1 - С. 76, документ 15-й.

20.Из соборного послания к Церкви Александрийской. См.: Сократ. Церковная история, 9; Феодорит. Церковная история, 1, 9. Ср.: Деяния Вселенских Соборов... - Т. 1. - С. 79, документ 16-й.

21.В древности начальным (первым) месяцем в лунном еврейском календаре был нисан. В последние столетия перед Р.Х. начало еврейского года было перенесено на осень. Первым месяцем стал тишри (7-й, считая от нисана). 6-м месяцем, считая от нисана, является эллул.

22.Евсевий. Жизнь Константина, 3. 14.

23.Из послания имп. Константина из Никеи к епископам, не присутствовавшим на Соборе. См.: Евсевий. Жизнь Константина 3, 18-19; Сократ. Церковная история 1,9; Феодорит. Церковная история 1, 10.

24.Доклад проф. В.В. Болотова. Следует иметь в виду, что выражение "празднование Пасхи вместе с иудеями" Болотов употребляет только в смысле пользования мартовским полнолунием вместо апрельского (согласно александрийскому циклу), ибо празднование Пасхи в один и тот же день с иудеями было нисколько не характерно для протопасхитов, "и Александрийская Церковь весьма нередко праздновала Пасху в один день с иудеями" (там же).

25. Из послания имп. Константина к епископам, не присутствовавшим на соборе. См.: Евсевий. Жизнь Константина, 3, 18; Сократ. Церковная история 1,9; Феодорит. Церковная история 1, 10.

26. Обличению протопасхитов посвящено 3-е слово св. Иоанна Златоуста против иудеев (Творения св. Иоанна Златоуста. - Т. 1. - Кн. 2. - СПб., 1898. - С. 667-679, особенно 671-676). О принадлежности "семи слов о Пасхе", приписываемых св. Иоанну Златоусту, другому автору см. примеч. свящ. Д.А. Лебедева к с. 450 "Лекций" (т. 2) проф. В. В. Болотова.

27.Св. Ипполит составил пасхальную таблицу на 112 лет (с 222 по 333 г.). Он считал, что Господь пострадал 14 нисана (в пятницу, 25 марта) в 782 году от основания Рима (т.е. в 29 году по Р.X.). Пасху, по его мнению, надлежало совершать в воскресенье, приходящееся на время с 16 по 22-й день луны. Самым ранним пределом пасхальной 14-й луны св. Ипполит признавал 18 марта. Если оно падало на пятницу, то Пасха праздновалась в воскресенье, 20 марта. См.: проф. В.В. Болотов. Лекции... - Т. 2. - С. 447-449 и 429, а также т. 1. - С. 97 и 108.

28.Болотов В.В. Из церковной истории Египта. День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. - СПб., 1893. - С. 295-296, 302-303.

29.Панарий Ересь 70, 10

30.Так по Болотову "Я лично, - пишет он, - считаю твердым тезис, что Христос был распят 14 нисана, не 15" Далее он утверждает, что "Христос был распят накануне праздника, а потому и Пасху Он вкушал (по каким бы то ни было основаниям) в ночь с 13 на 14 нисана", и ссылается на имеющие "фундаментальное значение" в этом вопросе исследования проф Д А Хвольсона (Memoires de l'Acad Imper de Sc de St -Petersbourg, 1892 - P 12-34, 37-54) См прилож 2, составленное В В Болотовым, к заседанию Комиссии по вопросу о реформе календаря от 3 мая 1899 г - С 8-9.

31. Ориентиром для определения дня Пасхи служит не Пасха иудейская сама по себе, а именно полнолуние, как удобный для вычислений момент, поскольку смерть Господа и последовавшие за ней события до момента Его воскресения происходили в непосредственной близости к весеннему полнолунию То обстоятельство, что это полнолуние было и днем иудейской Пасхи, имеет лишь символическое значение (ибо иудейская Пасха была прообразом крестной жертвы Христа, Который есть наша истинная Пасха). Оно всецело исчерпывает свою догматическую значимость в приложении к единократному евангельскому событию, но не имеет отношения к его ежегодному воспоминанию.

32.Проф. В.В. Болотов свою мысль о прямой связи между празднованием "в месяце новых" и празднованием "не раньше равноденствия" подтверждает ссылкой на одно из мест в творениях Феофила Александрийского, где последний, по выражению Болотова, ex professo рассуждает о соблюдении дня Пасхи (см. Доклад проф. В.В. Болотова). Нужно, однако, заметить, что в данном месте говорится о Пасхе ветхозаветной. И остается, во всяком случае, совершенно недоказанным, что и в 7-м Апостольском правиле, где говорится о Пасхе христианскои и запрещается праздновать ее "прежде весеннего равноденствия вместе с иудеями", весеннее равноденствие мыслится якобы лишь как conditio sine qua non "месяца новых". Разве не могло весеннее равноденствие получить, например, и символический смысл, имеющий отношение к существу христианской Пасхи, а не остаться лишь простым (да еще случайным и временным) ориентиром для определения времени празднования Пасхи иудейской?

33.Втор.16,1-9; Мф.26,17; Лк.22,15; Ин.18,28

34.Между тем примеров подобного рода можно было бы привести множество Продолжая ряд названных Глубоковским годов, можно отметить следующие годы в ближайшем будущем: 1981 г - григорианская и еврейская Пасха будет в один и тот же день 6 апреля по ст. ст., 1970, 1978 гг. - григорианская Пасха была (будет) значительно раньше Пасхи еврейской.

35.Доклад проф. В.В. Болотова... Впрочем, это не бесспорно. Ведь "старинное обвинение" имело в виду практику протопасхитов, иногда допускавшую празднование Пасхи до равноденствия. Но григорианская Пасха раньше равноденствия (истинного) никогда не бывает.

36.См. журнал заседания Комиссии... от 20 сентября 1899 г. - С. 18. Такова запись секретаря Комиссии Л.Г. Малиса, но, по всей вероятности, он приводит собственные слова Болотова.

37.См. статью "О времени празднования Пасхи" - ПС, 1859, ч. 2. - С. 174.

38. Vischer L. La fete commune de la Ressurection du Christ (Циркулярное письмо (с приложениями) Церквам - членам ВСЦ. - Женева) (см. Conceil Oecumen-ique des Eglises, Division des Etudes, Comission de Foi et Constitution FO/65: 25(a). - Septembre, 1965).

39.Другая, но по существу тождественная, форма этого предложения такова: праздновать Пасху во второе воскресенье апреля месяца, за исключением того случая, когда воскресенье падает на 1 апреля. В этом случае Пасху следует праздновать в третье воскресенье апреля.

40. Функ Ф.К. История христианской Церкви от времен апостольских до наших дней, в русском переводе с изменениями, дополнениями и предисловием П. В. Гидулянова. - М., 1911. - С. 176.

 

Просмотров: 786 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: