Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Март » 5 » Иван АМБАРЦУМОВ: Церковь расколола Эрмитаж?
Иван АМБАРЦУМОВ: Церковь расколола Эрмитаж?
18:32
На сайте Фонтанка.ру был опубликован материал Юлии Никитиной под названием «Церковь расколола Эрмитаж». В данной заметки речь идет о спорах вокруг статуса эрмитажного храма в связи с письмом патриарху представителей православной общины сотрудников Эрмитажа с просьбой взять храм под свое покровительство. Затронут также вопрос вообще о «реституции» или возвращении церковных ценностей, находящихся в ведении музеев. Автор статьи претендует на объективность и приводит точки зрения разных сторон конфликта. Тем не менее, статья содержит ряд неточностей, в ней цитируется ряд высказываний работников культуры и должностных лиц, которые требуют комментариев. Мне кажется, что я имею право дать некоторые комментарии, поскольку представляю Ассоциацию православных экспертов, организацию, созданную в 24 октября 2009 года и ставящую своей целью продвижение церковных интересов в политике, общественной и культурной жизни.
Наша организация занимается, в том числе, и проблемой возвращения Церкви, конфискованных у нее в годы большевистской власти ценностей. Имеем мы отношение и к появлению в СМИ информации о письме по поводу эрмитажного храма. Весьма странно, что администрация музея "не в курсе существования... письма", которое было подписано более 200 его сотрудников. Я со всей ответственностью заявляю, что оно реально существует. Текст письма был лично передан мне старшим научным сотрудником Государственного Эрмитажа Михаилом Александровичем Аникиным, а я переслал его по электронной почте в «Интерфакс-религию». Все подписи хранятся у М.А.Аникина, а мне были переданы ксерокопии. По моему глубокому убеждению, руководство музея должно с уважением относиться к религиозным убеждениям своих сотрудников и к их желанию иметь собственный храм.

Весьма неприятное впечатление производит высказывание директора Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Н.В.Бурова, который фактически сравнил представителей православной церкви с иностранными оккупантами, претендующими на российские территории. «У нас есть кому чего отдавать: Курилы - японцам, Эрмитаж можно разнести по коллекциям в Азию, Египет и Европу». Такие высказывания нам представляются недопустимыми. Неужели Н.В.Буров всерьез хочет приравнять Русскую Православную Церковь к враждебным России державам. Церковь, между прочим, единственный общественный институт в нашей стране, история которого насчитывает более тысячи лет, который существует у нас в почти что неизменном виде со времен князя Владимира Святого. Неуважение к православию есть неуважение к России, русскому народу его истории и культурным традициям. Без православной церкви не было бы ни русской культуры ни государственности, даже в их нынешнем искореженном безбожными революционерами и бездарными реформаторами виде. Церковь поддерживала и укрепляла дух русского народа во всех тяжелых моментах его истории, в том числе во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. Церковь имеет полное право требовать возвращения ей незаконно изъятых в годы безбожной власти святынь и иных ценностей. Но, конечно же, она не хочет разбазаривания национального культурного достояния и разрушения музейных комплексов. Мы, православные эксперты, понимаем, что когда речь идет о ценностях, находящихся в музейном хранении, требующих бережного к себе отношения, нельзя решать вопрос резкими административно-командными методами. Между Церковью и музейным сообществом необходим нормальный цивилизованный диалог. По ряду объектов движимого и недвижимого имущества возможно компромиссное решение. В современной Грузии, например, появилась форма совместной церковно-государственной собственности на ценности общенационального масштаба.

Если же говорить по существу данного конкретного вопроса - об эрмитажном храме, то никто не требует «изъять его из музейного комплекса». Православные сотрудники Эрмитажа хотят, чтобы храм Спаса Нерукотворного Образа был взят под патронат Святейшего Патриарха, чтобы там по воскресным и праздничным дням проводились богослужения для членов существующей при музее общины, а в остальное время храм вполне может функционировать как составная часть музейного комплекса. Прекрасный пример сосуществования храма и музея нам дают Исаакиевский и Сампсониевский соборы, находящиеся как раз в ведении Н.В.Бурова. В данном же вопросе Николай Витальевич, как нам кажется, просто не разобрался в ситуации и сделал скоропалительные высказывания, могущие оскорбить чувства многих православных верующих. Конечно же, мы допускаем и то, что слова директора «Исаакиевского собора» были не совсем верно переданы средствами массовой информации. Ко всем журналистам и работникам искусства мы обращаемся с призывом: не раздувать ложные страхи и высосанные из пальца конфликты и не возводить на Церковь абсурдные обвинения.
Первые результаты нашего обращения уже появились

Эрмитаж планирует восстановить иконостас храма Зимнего дворца
Государственный Эрмитаж планирует восстанавливать иконостас Большой церкви Зимнего дворца.
"Представляется возможным восстановить иконостас, и обсуждается вопрос, нужно ли восстанавливать интерьер на определенную историческую эпоху либо выставить там в специальных киотах часть старинных икон из собрания Эрмитажа", - сообщает сайт хранилища в среду.
Кроме того, в придворном храме Зимнего дворца планируется установить мемориальную доску с начальными строками оды Державина "Бог", которую поэт написал сразу после возвращения со службы в этом соборе....
....Накануне сообщалось, что ряд сотрудников Эрмитажа написали патриарху Кириллу письмо с просьбой о передаче Церкви храма Спаса Нерукотворного в Зимнем дворце Петербурга.

Между тем, как говорил мне ранее М.А.Аникин, инициатор обращения к Патриарху с просьбой о взятии храма под его покровительство, администрация Эрмитажа всячески препятствовала даже восстановлению иконостаса. Видимо, теперь оно решило пойти навстречу православным музейным работникам. И объяснить это можно ничем иным, как появлением письма подготовленого Аникиным в средствах массовой информации, что произошло благодаря усилиям АПЭ. Упоминалось в письме и об оде Державина "Бог", которая было написана после посещения поэтом пасхальной Всенощной в этом соборе. И вот теперь руководители Эрмитажа готовы мемориальную доску установить в честь этого события. Связь между двумя информационными событиями очевидна.
К сожалению "Русская линия", которую хлебом не корми, дай только насолить "фролерам", выступила против инициативы православных музейщиков, то есть фактически против интересов Церкви. Она в своем редакционном материале под хлестким заглавием  "Заставь дурака Богу молиться"   обвинила Михаил Аникина, глубоко честногои порядочного человека, по сути, в жульничестве и подтасовках. Заодно РЛ обвинила Кирилла Фролова (а значит, косвенно и меня как его сотрудника) в провокации, в желании нечестным путем заработать себе авторитет в церковных кругах. Все эти обвинения беспочвенны. Подписи в пользу восстановления богослужений в Эрмитажном храме действительно были собраны еще в 1992 году, но никто от них официально не отказывался и не отзывал. Православная община Эрмитажа вот уже почти два десятилетия ведет борьбу за храм Спаса Нерукотворного Образа и вот теперь появился шанс на успешное завершение борьбы.
Суть  не в том, к кому и когда направлено письмо, а в том, что музейщики выступают за проведение богослужений в этом историческом храме, который в силу своей особой значимости должен быть действующим."


комментарий Кирилла ФРОЛОВА

Борьба с проповедью на рок-концертах и православным "пиаром" закономерно развилась в борьбу с открытием православных храмов. К проявлениям ненависти и клевете со стороны «нерусской линии» мне не привыкать. Но я все же не ожидал, что по причине личной ненависти тов. Степанов (главред этого издания) опуститься до того, чтобы участвовать в кампании по дискредитации давно назревшего процесса возвращения Русской Церкви храмов и монастырей, я все же не ожидал. НО РЛ опустилась до этого (вообще, после того, как они вместе с Шендеровичем выступили против благословения Святейшим российских спортсменов, ничто уже удивлять не должно). Это издание пытается подвергнуть сомнение совершенно благочестивую инициативу сотрудников Эрмитажа по возобновлению богослужебной жизни в храме Эрмитажа. 400 человек желают возобновления деятельности храма, они подтверждают свои подписи под первым обращением 1992 года. Собиравший эти подписи активный член общины Эрмитажного храма Михаил Аникин имеет все основания говорить от имени общины.  Пытаясь его «опровергнуть» и бросить тень на инициативу возрождения храма в Эрмитаже, «Русская линия» откровенно встала на сторону тех, кто пытается остановить возвращение Церкви ее храмов и монастырей, сорвать принятие согласованного Патриархом Кириллом и Премьер-министром России Владимиром Путиным законопроекта о возвращении Церкви ее святынь.
Именно «Русская линия», встав на сторону антицерковных сил, и устраивает откровенную провокацию перед визитом Святейшего в Санкт-Петербург. По нашим сведениям, адепты этого издания пытаются оказывать давление на членов православной общины работников Эрмитажа с целью отзыва их подписей под обращением о возвращении храма в Эрмитаже.
Как я и предполагал: их борьба с проповедями на рок-концертах закономерно переросла в борьбы с открытием или возрождением православных храмов.
В связи с откровенно антицерковными провокациями «Русской линии» Ассоциация православных экспертов заявляет о своей поддержке своего представителя в Санкт-Петербурге Ивана Амбарцумова и члена православной общины Эрмитажа Михаила Аникина. Кстати, за Ивана молится его святой прадед - святой мученик  о. Владимир Амбарцумов, который создавал студенческие миссионерские евангельские кружки в условиях большевистских гонений на Церковь и, таким образом, является небесным покровителем миссионеров.
читать на сайте Единое Отечество
Иван АМБАРЦУМОВ, представитель Ассоциации православных экспертов в Санкт-Петербурге.
Просмотров: 540 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: