Наталья Кириченко: Второе бытие | 09:21 |
Пост
г-на Сумленного вызвал у меня чувство полета.
То самое, которое приходит, когда пакет. Я еще раз повторяю в небеса тот самый вопрос, который задала уже дважды: - Почему люди, которые работают не ручками, а «от авторучки», начинают брызгать негодованием, узнав, что рабочие слои населения хотят и позволяют себе больше, чем просто гнить в хрущобах? Почему, из каких соображений С. Сумленный считает, что если он когда-то посетил ЗАГС по принципу «мы пришли и расписались», то людям «из рабочих» тем более нужно быть скоромнее? Вопрос «А чего это они там жируют, а вот я в столицах на триста баксов жил, солому ел, женился-учился, и мне не казалось, что мне кто-то что-то должен» - сейчас многие пишут в этом духе, обиделись, что ли. Зачем им, шахтерам, кредиты, зачем их невестам белые платья, зачем свадебные фейерверки? Зачем эта странная практика покупать выросшим детям квартиры в ипотеку? Зачем свадебные путешествия за границу? Боже, какие вы зануды. Если бы междуреченские шахтеры оказались реально нищими бедолагами, которые и в самом деле жрут солому и лебеду - бедных работяг, конечно же, пожалели бы. Теперь все - только общественное презрение. Кажется, скоро кое-кто начнет пикеты с плакатами: «Снизить зарплату шахтерам - навести социальную справедливость!» Российская интеллигенция всерьез заняла когда-то место вырезанного дворянства, что ли? «Уж если я, такой умный, вынужден был мыкаться и экономить, с чего же эти субоиды вообразили, что им можно жить, не нуждаясь?»
Блогеры уже несколько дней описывают «солому», которую жрали, и вопиют к справедливости. С их точки зрения, на определенные материальные блага имеют только те, кто «по-настоящему работал». То есть, сидел на заду, и шевелил мозгами. Это в наше время, почему-то и есть настоящая работа. Сидел, кого-то подсидел, что-то получил, один диплом настоящий, остальные купленные - карьера, бессонница, импотенция, городской невроз - двигаться, двигаться! Вот это, видимо, и есть настоящая работа, за которую полагаются белые платья невестам, Египет и прочие свинские радости. Сколько бы после этого россиянская интеллигенция не пела о своей любви к народу, все с нею понятно. А с Египтами и кредитами, наверное, непонятно? Сейчас все будет. Минутку. Горожане мегаполисов слабо представляют, что там происходит «у этих крестьян и рабочих», даже в случае, если «житель мегаполиса» сам приехал из Актюбинска, и из рабочей семьи. Есть несколько способов строить жизнь. Несколько способов бытия. Остановлюсь на двух. Первое бытие - индивидуалистическое. Такое бытие определяет сознание коренных жителей больших городов, так и бывших урюпинцев-актюбинцев-кемеровчан, которые в юности УЕХАЛИ, поцеловав мамочку и пообещав писать. Ты никому не должен, никто не должен тебе. Выплываешь сам, учишься сам, дела свои устраиваешь сам. Это сложнее вначале, и проще потом. Сложнее - потому, что негде жить, самая необходимая мебель - компьютер, молодая семья спит на полу, а кто будет водиться с ребенком, экономия, экономия, экономия. Ни субъект, ни его семья не получает никакой родовой, клановой поддержки. Местные иногда заглядывают в мамин холодильник, но это предел. Потом проще: ты тоже никому и ничего не должен. У тебя женится брат? Прекрасно! Но это не значит, что ты должен вкладываться в покупку квартиры для молодой семьи. У тебя вырос сын? Придет ли тебе в голову дарить ему автомобиль? В людях этой среды так популярна точка зрения «если родители мешают тебе жить, они тебе не нужны». Современные войны «свекровь-невестка» это замечательно иллюстрируют. Понятия «мама мужа» больше нет. Есть «свекровище». Подросшие дети легко выкидываются из гнезда, и никому - ни им, ни родителям и в голову не приходит, что надо не так. Все самостоятельны. Все могут сами. И это правильно. Второе бытие: общинное. Клановое, семейное, как хотите. Когда есть некий периметр, а за периметром жизни нет. Есть угледобывающий городок Междуреченск, и там - только шахта. Есть Малая Вишера, и в ней только лес. И тот почти вырубили. Есть военные городки. Есть поселки вокруг ИТК. Есть множество других черных дыр, которые, по сути, являются периметром. Особенности провинциальной жизни предполагают необходимость существования рода и клана. Государству в провинции обоснованно не верят. Живут стаями. Невест сейчас, конечно, не воруют. Но белое платье и свадьбу на сто человек - вывернись, но обеспечь. Обе семьи должны сложиться и отработать положенное. Голуби, платье, фейерверк, Египет. Иначе семьи не будет. Уважения не будет. Если одна сторона на свадьбу потратила больше, об этом помнят годами: - Видишь, Мишка в костюме? Костюм ему мамка купила. И ресторан мамка оплачивала. Тот Мишка давно солидный человек с хорошим доходом. Приличный семьянин, оправдавший все надежды тещи. Но тот факт, что «Мишке костюм мама покупала» - будет, видимо, передаваться, как семейное предание, до позабудущих поколений. Нет тут никакой жадности, есть понятия от прадедов. Цивилизация их видоизменила, а суть осталась прежней: - От родных далеко не уезжают. - Родители детям обязаны дом обеспечить. - Свадьба - чтобы соседи не осудили. В каждом регионе свои дорогостоящие фишки: в Междуре фейерверки, у нас - голуби и настоящая карета, и так далее. Провинциальный интеллектуал-специалист индивидуальной отливки, талант и умница, с образованием и с доходом пару штук баксов в месяц, может себе позволить прийти с любимой к ЗАГСу пешком, быстренько расписаться, потом на газоне выпить пива с друзьями, и гордиться своей скромностью до пенсии. Рабочий-колхозный парень такой роскоши себе позволить не может. И его семья - тоже. «Пацаны-родня-соседи» коситься станут на родителей. Родители должны все это делать. Кони, голуби, фейерверки. Египет. Кто отдаст дочь за безштанного?
Неважно, какая у жениха зарплата. Важно, какая у него семья. Если кто-то думает, что влюбленная невеста примет сторону жениха, которому вздумалось поэкономить и поскромничать, не надейтесь. Ее, такую, тоже не поймут. Жадность тут ни при чем. Мои знакомые, поехавшие после свадьбы в Египет, оплачивают кредит по сей день. Расписывались в 2006 году. ПОЛОЖЕНО поехать на море. Духи предков во сне придут, и задушат, не иначе. Золотые серьги на женщине. Дорогой телефон у мужчины. Мужчина при машине. Женщина в норковой шубе. Это не показатель дохода. Это не жадность. Это - гиперборея. Знаки социальной состоятельности. Как полтыщи лет назад - родовые знаки, меховые шапки летом, ну, не знаю... гривны на шеях, что угодно. Знак, что индивидуум не какой-нибудь там подзаборный, а из хорошей семьи и работник на зависть. Позвольте процитировать одного мужичка. Говорили о работнице завода, девушке из обеспеченной семьи. Как она попала на завод? Я считала, что от собственной лени - вот не потрудилась девушка образование получить, теперь вкалывай. Начальник цеха считал иначе. - Во всем виноват ее отец. Он что должен был сделать сначала? Сначала он должен был ее выучить! Раз. Потом купить квартиру. Потом выдать ее замуж. Он во всем виноват.
И вот этих людей-то наша кредитная Унголиат сосет, пользуясь их простотой. Народное сознание не перестроить до тех пор, пока провинция не переживет свой вечный страх пред властью. А страх не уйдет, пока замкадные земли не перестанут грабить. Люди живут по родовым законам, потому, что это какая-никакая - а защита. И междуреченцы сейчас оклемаются и выживут по тем же родовым законам (вместе полегче - скинулись, сложились, глядишь, и все, как у людей) - и деньги за погибших шахтеров государство платит, с их точки зрения, той, из подкорки - по родовому обычаю. Все нормально - компенсации семьям погибших, это законная вира. К вопросу «почему они не уезжают» - потому, что за пределами периметра - страшные земли, дикие люди, и никто никого не знает. Другое бытие. Думаете, так просто стать «не нашим»? Люди первого бытия, того, индивидуалистического. Те, которые «смогли». Ну, знаете, эти песни «я сам жил в маленьком уральском городишке, но я же смог, выучился и стал». Вы, правда, думаете, что это всегда от большой ума и нереализованных возможностей - уезжают, учатся и «становятся»? Кто-то, разумеется, «от нереализованных возможностей» рвется к высоткам и театрам. А многих среда Второго Бытия просто выдавливает. Как лишний элемент. «Я жил в маленьком городке, там все были тупые, и никто меня не любил». Попадая в большие города, эти изгои быстро находят своих, и остальную часть жизни проводят в презрении к «провинции» и «быдлу». В полной уверенности, что «рабочий должен знать свое место». Эти люди впоследствии так и живут, разделяя своих собратьев на черных и белых. Одним «можно», вторым - похлебка. Учитель и врач - вот кто должен зарабатывать больше шахтера. А почему? А потому, что врач белый, и учитель белый. А белым полагается больше. Труд врача - по нервотрепке и нагрузке, пожалуй, действительно идентичен шахтерскому. Умрешь ли ты в завале в сорок, или от инфаркта в сорок два... Но когда шахтеры говорят, что им нужны достойные деньги, зачем переводить стрелки так, что получается, будто эти деньги черные демоны отнимут у белокрылых врачей? Подленькая демагогия. Интересная работа - наблюдать разные уровни бытия. Они не сойдутся. Мы до сих пор живем в дикой природе. Кто-то бегает стаей, кто-то бродит стадом, кто-то прячется в траве. Экология только вот скверная.
Пока выживание - полюса не сойдутся. | |
Просмотров: 357 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |