прот. Александр Пелин: Школа неформального патриотизма | 17:01 |
Определяя насущные задачи патриотического воспитания молодежи на национальном и региональном уровнях, необходимо определить список важнейших системных проблем. Одна из наиболее важных состоит в том, что взрослые педагоги пытаются сделать программу патриотического воспитания под себя, часто забывая, что важно сделать эту программу актуальной, захватывающей и привлекательной для молодежи, отвечающей их потребностям и ожиданиям в российском обществе, в том городе или селе, где они живут. И здесь мы сталкиваемся сразу с несколькими проблемами. Прежде всего, с раздробленностью молодежных патриотических организаций в их взглядах на цели, задачи и миссию патриотического воспитания. Но для выработки единообразной позиции не обязательно требуется разработка государственной программы патриотического воспитания молодых граждан России. По общепринятому определению воспитание — это длящийся на протяжении всей жизни процесс содействия постоянному развитию способности человека как личности и члена общества. В этом смысле патриотическое воспитание является частью всеобщего воспитания человека, которое может включать такие характеристики как духовную, историческую, культурную, национальную, физическую, гражданско-правовую и другие. В мире принято разделять всё воспитание на три типа: формальное, неформальное и внеформальное. Формальное воспитание — это иерархически структурированная выстроенная во времени воспитательная система от начальной школы до университета или даже более — от детского сада до различных послевузовских образовательных структур. Неформальное воспитание — это процесс, в ходе которого каждый человек на протяжении всей своей жизни приобретает новые стереотипы поведения, ценностные установки, знания и навыки из опыта повседневной жизни в семье, от друзей, группы сверстников, и средств массовой информации, под воздействием факторов окружающей человека среды. Внеформальное воспитание — это организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы, предназначенная служить определенному кругу воспитуемых с определенными воспитательными целями. Как видно из вышесказанного, воспитательные патриотические организации могут создаваться как при формальном, так и при неформальном воспитании. История патриотических воспитательных организаций в Советском Союзе была связана только с формальной системой воспитания. Знаменитая система ДОСААФ, официально не являясь частью государственной системы подготовки допризывной молодежи, и имея правовой статус добровольного общества, фактически являлась частью государственной системы военно-патриотического воспитания. В наше время многие лидеры военно- и историко-патриотических организаций мечтают, чтобы их организации и теперь, как в годы советской власти, стали частью государственной системы патриотического воспитания молодежи, то есть участвовали в чисто формальном воспитании. К сожалению, руководители этих организаций подчас не осознают, что стать частью государственной образовательной системы — это вовсе значит успешно решить проблему патриотического воспитания. Кроме того, на этом пути существует еще одна опасность — патриотические организации, попав в единую формальную систему воспитания, должны будут жестко следовать инструкциям и указаниям вышестоящих муниципальных или региональных органов управления образования или по делам молодежи. То есть будут лишены определенной доли свободы в выборе методов и принципов той воспитательной патриотической услуги, которую они оказывают молодежи. В зарождающемся гражданском обществе России, на наш взгляд, патриотическим воспитательным организациям важно сохранять статус негосударственных общественных организаций. Приведу несколько аргументов в пользу этого тезиса. Во-первых, правовой статус детской или молодежной общественной организации позволяет выстраивать целостную воспитательную политику самой организации вне зависимости от сиюминутных конъюнктурных изменений и политических пристрастий тех или иных руководителей муниципальных и региональных органов власти, ответственных за воспитание молодежи. Во-вторых, статус общественных организаций вовсе не означает невозможность сотрудничества с муниципальными региональными органами власти в деле патриотического воспитания, а наоборот позволяет на основе договорных отношений реализовывать программы патриотического воспитания и получать денежную поддержку в виде грантов или дотаций от ответственных за этот процесс органов исполнительной власти. Сделаем некоторые выводы. Попытка ряда руководителей патриотических молодежных организаций стать частью государственной системы образования и воспитания молодежи является неэффективной. Например, создать во всех регионах в обязательном порядке кадетское движение и насильно загнать в него молодых людей есть явление на наш взгляд не только бесперспективное, но и преступное, поскольку система кадетских классов или корпусов является лишь одним из возможных способов патриотического воспитания молодежи. Подобных методик работы с молодежью в России могут быть десятки или сотни. Итак, молодежное патриотическое воспитание должно быть движением не взрослых для молодежи, а движением самой молодежи. Оно должно сохранить себя свободным в понимании своей высокой миссии по формированию традиционных духовно-нравственных и патриотических ценностей и не стремиться стать частью государственной системы. Движение может и должно быть организовано на уровне муниципальном, региональном и общероссийском как система ассоциаций детских и молодежных общественных организаций по направлениям и видам патриотической деятельности. На национальном уровне могут быть сформулированы самые общие подходы и фундаментальные принципы патриотического воспитания молодежи в России. Эти фундаментальные основы могли бы быть разработаны и утверждены не государством, а общероссийским съездом или конференцией полномочных представителей большинства общероссийских молодежных организаций. Этот документ должен включать в себя фундаментальные основы: цель, принципы и методику молодежного патриотического движения России. Представляется, что после выработки данных фундаментальных принципов каждая ассоциация патриотических молодежных организаций должна разработать свою воспитательную молодежную программу, которая в обязательном порядке должна включать в себя следующие элементы:
Данные универсальные подходы к структурированию процессов патриотического воспитания молодежи на национальном и региональном уровнях, как представляется, сделают процесс патриотического воспитания молодежи в России более понятным для органов государственной власти, педагогической общественности, родителей и самих детей. На наш взгляд формализация патриотического молодежного воспитания должна коснуться лишь написания хороших воспитательных патриотических программ с использованием современных педагогических, социологических и психологических знаний.
Участвовать в данном процессе, осознавая
важность и ответственность, — вот насущная задача руководителей
военно-патриотических клубов России на современном этапе. | |
Просмотров: 427 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||