Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Август » 22 » Священник Феодор Людоговский: Сады души
Священник Феодор Людоговский: Сады души
16:53

В неделю 13-ю по Пятидесятнице – Мф 21:33–42 (зач. 87):

Сказал Господь притчу сию: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

Священник Феодор Людоговский

Священник Феодор Людоговский

В этом году получилось так, что притча о виноградарях читается два воскресенья подряд: в прошлое воскресенье это было чтение на память первомученика архидиакона Стефана, а сейчас – это рядовое (т. е. положенное в определенный день после праздника Пятидесятницы) евангельское чтение. Таким образом притча поворачивается к нам разными гранями.

Применительно к архидиакону Стефану важен исторический смысл этой притчи: на протяжении своей многовековой истории еврейский народ неоднократно отпадал от своего Бога, начиная поклоняться идолам; власти обоих царств – Иудейского и Израильского – убивали пророков, обличавших грехи народа и царя; наконец пришел Мессия – сын хозяина, Сын Божий – но и Он был убит. Однако злоба иудеев (а позже – и язычников римлян, и русских богоборцев) распространилась на учеников Христа. Слово Спасителя: «Если меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15:20) – сбылось на тысячах и миллионах мучеников, первым из которых был святой Стефан.

Когда же мы слышим эту притчу в качестве воскресного чтения, мы понимаем, что речь не о нечестивых еврейских царях, не о книжниках и фарисеях, не о синедрионе. Все эти фигуры сошли с исторической сцены сотни и тысячи лет назад. Но ведь Евангелие потому и читается за литургией с первых веков бытия Церкви, что оно всегда обращено к нам – к нашей жизни, к нашей душе, к нашей совести.

Виноградник – это наша душа. Каждый христианин должен возделывать сад своей души, добывать хлеб Божьей благодати в поте лица своего. Господь не обещал нам легкой жизни: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Многое из того, что говорил Спаситель, казалось Его слушателям безумием. Не будем лицемерить: и мы, именующие себя христианами, не понимаем, не вмещаем слов Христа – и потому стараемся зажать уши и не слышать. Но Церковь из года в год, из века в век возвещает Благую Весть – чтобы достучаться до нас, чтобы пробудить нас о спячки и расслабления и призвать к действию. И вот мы слышим притчу о виноградарях. В конце ее – недвусмысленная угроза: если мы не можем сами возделывать свой виноградник (впрочем, не наш, а врученный нам Богом), если мы вменяем в ничто посылаемых нам Творцом людей, обстоятельства, помыслы, если, наконец, мы убиваем самого Христа, Который дает нам Себя в таинствах, – то виноградник наш будет отнят от нас, а мы будем преданы казни. И душу нашу будут возделывать скорби, горести и тяготы.

Но виноградник – это и Церковь. Церковь же – тело Христово, членами которого являемся мы – христиане. В каком-то смысле можно сказать, что Церковь – это мы. И всякий христианин, будь то архиерей, священник или мирянин, должен возделывать церковный сад, заботиться о плодах вверенного ему виноградника. Для мирянина это прежде всего его собственная душа, его семья. Для пресвитера – его паства, его община. Для епископа – это целый город с областью, множество людей – и пастырей, и пасомых. И от каждого Господь потребует плодов, ибо виноградник дан нам лишь во временное управление.

Можем ли мы быть уверенными в том, что наша Церковь, наш виноградник не будет отнят у нас? Этого нам никто не обещал. Мы помним слова Спасителя о том, что силы ада не одолеют Церковь (Мф 16:18). Но мы должны быть трезвенными и понимать, что речь идет о Церкви – единой, святой, соборной, апостольской. О Вселенской Церкви. О богочеловеческом организме. Однако совершенно неправомерно переносить уверенность в сохранении Церкви до последних времен на какую-либо поместную церковь. Мы знаем из истории, что какие-то церкви отпали от единства со Христовой Церковью; какие-то народы, государства исчезли с лица земли – а вместе с ними исчезли и существовавшие с этих странах церкви. Мы можем надеяться, мы можем и должны молиться, чтобы наш народ, наша страна и наша поместная Церковь сохранялись бы как можно дольше. Но мы не можем и не должны самонадеянно утверждать, что именно так и будет. Рассуждения о народе-богоносце, о генах, о русскости и прочих сомнительных вещах ведут только к самообольщению. Если мы будем возделывать наш виноградник, если будем приносить плоды истинному его хозяину – Богу, тогда продлится жизнь нашего народа и нашей поместной церкви. Но если мы решим, что мы хороши в очах Божиих уже просто потому, что мы русские (а значит – православные), сами же погрязнем во грехе и скверне – тогда будет отнят наш виноградник и отдан другим работникам, которые будут отдавать хозяину плоды в надлежащее время.

С первых веков христианства верные ожидают второго пришествия Спасителя. И сейчас очень сильны апокалиптические настроения. Но никто не знает, когда настанет конец времен. Может быть, нам осталось несколько десятилетий, а то и несколько лет. Но нельзя исключить, что впереди у человечества – еще века и тысячелетия. И тогда может оказаться, что русский народ, который мнил себя избранным народом Божиим, будет посрамлен, а оплотом православной веры станет Китай, или Африка, или одна из земных колоний на других планетах.

Подобная перспектива – не повод для злорадства. Это лишь повод глубже осознать старую истину: судят по плодам. И именно по принесенным нами плодам Господь будет судить нас – наш народ, нашу страну, нашу церковь.



http://www.pravmir.ru/sady-dushi/

Просмотров: 486 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: