Священник Феодор Людоговский: Сады души | 16:53 |
В
этом году получилось так, что притча о виноградарях читается два
воскресенья подряд: в прошлое воскресенье это было чтение на память
первомученика архидиакона Стефана, а сейчас – это рядовое (т. е.
положенное в определенный день после праздника Пятидесятницы)
евангельское чтение. Таким образом притча поворачивается к нам разными
гранями.
Применительно к архидиакону Стефану важен исторический смысл этой притчи: на протяжении своей многовековой истории еврейский народ неоднократно отпадал от своего Бога, начиная поклоняться идолам; власти обоих царств – Иудейского и Израильского – убивали пророков, обличавших грехи народа и царя; наконец пришел Мессия – сын хозяина, Сын Божий – но и Он был убит. Однако злоба иудеев (а позже – и язычников римлян, и русских богоборцев) распространилась на учеников Христа. Слово Спасителя: «Если меня гнали, будут гнать и вас» (Ин 15:20) – сбылось на тысячах и миллионах мучеников, первым из которых был святой Стефан. Когда же мы слышим эту притчу в качестве воскресного чтения, мы понимаем, что речь не о нечестивых еврейских царях, не о книжниках и фарисеях, не о синедрионе. Все эти фигуры сошли с исторической сцены сотни и тысячи лет назад. Но ведь Евангелие потому и читается за литургией с первых веков бытия Церкви, что оно всегда обращено к нам – к нашей жизни, к нашей душе, к нашей совести. Виноградник – это наша душа. Каждый христианин должен возделывать сад своей души, добывать хлеб Божьей благодати в поте лица своего. Господь не обещал нам легкой жизни: «…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Многое из того, что говорил Спаситель, казалось Его слушателям безумием. Не будем лицемерить: и мы, именующие себя христианами, не понимаем, не вмещаем слов Христа – и потому стараемся зажать уши и не слышать. Но Церковь из года в год, из века в век возвещает Благую Весть – чтобы достучаться до нас, чтобы пробудить нас о спячки и расслабления и призвать к действию. И вот мы слышим притчу о виноградарях. В конце ее – недвусмысленная угроза: если мы не можем сами возделывать свой виноградник (впрочем, не наш, а врученный нам Богом), если мы вменяем в ничто посылаемых нам Творцом людей, обстоятельства, помыслы, если, наконец, мы убиваем самого Христа, Который дает нам Себя в таинствах, – то виноградник наш будет отнят от нас, а мы будем преданы казни. И душу нашу будут возделывать скорби, горести и тяготы. Но виноградник – это и Церковь. Церковь же – тело Христово, членами которого являемся мы – христиане. В каком-то смысле можно сказать, что Церковь – это мы. И всякий христианин, будь то архиерей, священник или мирянин, должен возделывать церковный сад, заботиться о плодах вверенного ему виноградника. Для мирянина это прежде всего его собственная душа, его семья. Для пресвитера – его паства, его община. Для епископа – это целый город с областью, множество людей – и пастырей, и пасомых. И от каждого Господь потребует плодов, ибо виноградник дан нам лишь во временное управление. Можем ли мы быть уверенными в том, что наша Церковь, наш виноградник не будет отнят у нас? Этого нам никто не обещал. Мы помним слова Спасителя о том, что силы ада не одолеют Церковь (Мф 16:18). Но мы должны быть трезвенными и понимать, что речь идет о Церкви – единой, святой, соборной, апостольской. О Вселенской Церкви. О богочеловеческом организме. Однако совершенно неправомерно переносить уверенность в сохранении Церкви до последних времен на какую-либо поместную церковь. Мы знаем из истории, что какие-то церкви отпали от единства со Христовой Церковью; какие-то народы, государства исчезли с лица земли – а вместе с ними исчезли и существовавшие с этих странах церкви. Мы можем надеяться, мы можем и должны молиться, чтобы наш народ, наша страна и наша поместная Церковь сохранялись бы как можно дольше. Но мы не можем и не должны самонадеянно утверждать, что именно так и будет. Рассуждения о народе-богоносце, о генах, о русскости и прочих сомнительных вещах ведут только к самообольщению. Если мы будем возделывать наш виноградник, если будем приносить плоды истинному его хозяину – Богу, тогда продлится жизнь нашего народа и нашей поместной церкви. Но если мы решим, что мы хороши в очах Божиих уже просто потому, что мы русские (а значит – православные), сами же погрязнем во грехе и скверне – тогда будет отнят наш виноградник и отдан другим работникам, которые будут отдавать хозяину плоды в надлежащее время. С первых веков христианства верные ожидают второго пришествия Спасителя. И сейчас очень сильны апокалиптические настроения. Но никто не знает, когда настанет конец времен. Может быть, нам осталось несколько десятилетий, а то и несколько лет. Но нельзя исключить, что впереди у человечества – еще века и тысячелетия. И тогда может оказаться, что русский народ, который мнил себя избранным народом Божиим, будет посрамлен, а оплотом православной веры станет Китай, или Африка, или одна из земных колоний на других планетах. Подобная перспектива – не повод для злорадства. Это лишь повод глубже осознать старую истину: судят по плодам. И именно по принесенным нами плодам Господь будет судить нас – наш народ, нашу страну, нашу церковь. http://www.pravmir.ru/sady-dushi/ | |
Просмотров: 486 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |