Божьи люди | 23:39 |
11 марта 2009 год
![]() Этимологическая основа слова «старец» очень конкретна — это старшинство, но не по званию, не по возрасту, а по духовной опытности. «При выборе старца не на того обращай внимание, кто преклонных лет уже, но кто убелён ведением и опытностью духовною», — говорит преп. Исаия в одном из рассказов «Древнего Патерика». В то же время у него есть много очень добрых и доступных синонимов: это и отец духовный, и пастырь, и наставник, и восприемник, и лекарь духовный. Все они не определяют, а скорее раскрывают глубину и значение этого служения. Но есть нечто особенное во всех этих синонимах — это умение раскрыть и передать внутренний опыт жизни во Христе другим людям. Как церковный институт старчество возникло не сразу. Оно очень органично и постепенно формировалось как орган Церкви, её внутренний иммунитет, живое предание, хранящее в своих недрах опыт жизни во Христе. И когда Церковь постепенно получала статус легитимной единицы в государстве, возникла опасность, что обществом она будет восприниматься просто как социальный институт. Вот здесь-то и проявляет себя этот иммунитет: в определённый исторический момент явилось миру сокровище Церкви — старчество, с напоминанием о «внутреннем сердца человеке», о том, что Церковь — это семья, и единственная приемлемая норма взаимоотношений здесь — любовь. Приходя, например, в храм во II-III веках, вы легко могли найти человека, который помог бы вам в вопросах «внутренней этики». Это были те люди, которым Богом дано было вязать и решить, и они, имея дары Духа Святого, были просты и доступны. Дары эти проявлялись то ли в чудотворениях, то ли в прозорливости, то ли в любвеобильности, и это было нормой и не вызывало удивления. То есть древние предтечи старчества имели скорее моральный, чем иерархический авторитет. И когда языческий мир врывался в храм, именно эти люди становились мучениками, то есть живыми свидетелями* присутствия Христа в Церкви. А когда в IV веке Церковь растворилась всё в том же языческом мире, такие «патриоты Церкви» остались мучениками-свидетелями, только бескровными — они стали монахами**, ушедшими в пустыню и терпящими скорби от своих страстей. Знаменитый историк Церкви А. Карташёв называет монашество внутренним иммунитетом Церкви, возникшим на рубеже III-IV веков в пустынях. И именно здесь мы находим первые документальные упоминания о старцах. То есть старчество — детище монастырей
Слово «мученик» в переводе с греческого обозначает «свидетель».
Монашество в святоотеческой литературе называется бескровным мученичеством. Суть старчества и его глубину исторические источники не отобразят. Её можно осмыслить, исходя из устного и записанного церковного Предания о старцах, которые правильно, взвешенно и серьёзно относились к жизни, исходя из учения Христа. И этот позитивный опыт как-то по-разному выражался в разные исторические эпохи, но его внутренний стержень постоянен и неизменен — это христианская любовь: любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится (1 Кор. 13, 8). Именно в разумной покорности этой любви и заключается корень послушания старцу и внутренняя сила, Духом Святым связующая душу старца и его чад. «Всё, что я сделал, — говорит преп. Иоанн Лествичник, — это не я, а молитва старца совершила». Рука матери, берущая руку младенца с карандашом, выводит на бумаге ровные круги. А когда младенец, восхищённый красотой рисунка, начинает понимать, что он может сам, то линии получаются кривыми с подчёркнутым максимализмом: то в одну сторону заносит, то в другую. Но рука матери терпеливо ждёт и любовно помогает, пока не почувствует уверенность в пальчиках ребёнка. Этот пример старческой, глубоко христианской — даже не отеческой, а материнской — попечительности был приведён митрополитом Антонием (Блумом) в одной из проповедей о пастырстве. Он удивителен по своему содержанию, и его можно заподозрить в излишней сентиментальности. Но такая же душевная «слабинка» по отношению к человеку была присуща и более строгим аскетам. Когда однажды к Серафиму Саровскому обратился один игумен с вопросом о том, как правильно управлять братией, то старец ответил ему: «Будь своим детям не отцом, а матерью». Когда мне бывает плохо, где бы я ни был, моя мама каким-то образом узнаёт об этом. Звонит и просто спрашивает, как дела… Как я ни стараюсь скрывать печаль, мне это плохо удаётся. Вряд ли это какая-то магия, ведь я плоть от плоти матери. А старцы, кроме этого, ещё и дух от духа — отцы. И потому старцы, которые жили и росли в пустынях, точно так же знали, что происходит в душах их деточек. Налицо первый и самый главный дар, которым обладают старцы, — это дар духовничества, отцовства. Особенность этого дара заключается в том, что и душа, и дух, и даже тело человека находят у него приют и лечение. Может быть, поэтому часто старца любовно называли батюшкой, независимо от того, имеет он сан или нет. «Батюшка Абросий, побей нас», — обращались старушки к преподобному Амвросию Оптинскому, подставляя при этом свои щёки, с твёрдой верой, что после этой «порки» у них обязательно прекратят болеть зубы. В любви, как известно, лучше самому страдать, чем переносить страдания любимого человека. «Вот я взял на себя твою тяготу, бремя и долг, — обращается преп. Варсануфий к своему чаду, — и вот, ты стал человеком новым, неповинным, чистым: пребудь же отныне в чистоте». Старец — это прежде всего специалист по исповеди во врачебнице душ человеческих, в Церкви. И поэтому ему присущ дар исцеления прежде всего души, а потом и тела. Его тонкое, точное, не терпящее просчётов мастерство хирурга заключается в том, чтобы отделять мысли от страстей. Иными словами, он помогает вам думать, чувствовать, действовать, не спотыкаясь о ваши комплексы и ложные стереотипы. Душа человека похожа на прекрасную страну, которую бомбардируют с неба, с суши и с моря разные помыслы. Старец — это часовой, который, исходя из своего опыта, может распознать помысел и предупредить атаку врага, давая вам время, чтобы скрыться. Вы ложитесь и встаёте, и ваш сон спокоен, потому что в душе теплится мысль и чувство, что где-то рядом бдит часовой. Когда у старца Паисия Афонского спросили, в чем выражается служение старцев миру, то он привёл пример из своего опыта службы в военной связи. Он говорил, что старец — это связист, который должен под шквальным огнём противника поддерживать постоянную и безопасную связь между человеком и Богом. И ваша жизнь, как на волоске, висит на проводе, который связывает вас с «часовым», а через него и с Богом, а этим проводом является молитва. Ведь внушения и помыслы бывают как со стороны Бога, так и от самого человека, или производятся духом злобы. И определить их качество самому, даже если об этом молишься, очень трудно. Старец отлично знает, что такое хорошо и что такое плохо. В этом и заключается присущий старцам дар рассуждения. Старец хорошо знает прежде всего себя и как бы сквозь себя видит каждого человека. Такая сосредоточенность на себе и удалённость от мира в аскетике называется чувством «святого эгоизма», который в своей святости может вместить уже любого эгоиста, и в этом в свою очередь проявляется дар утешения. Для человека, не знакомого с самим собой, со своей природой, такое быстрое понимание его душевного состояния старцем может показаться чем-то сверхъестественным. А полученное успокоение от простых советов духовного врача — прямо благодатным. На этой основе создаётся некий харизматический ореол старчества, бытует мнение об особой прозорливости. Их часто просто путают с экстрасенсами, не понимая при этом, что характерный для старчества дар прозорливости — это не предсказания будущего, а умное Богом открываемое видение прежде всего души и всех её недугов, а в этой перспективе — всех внешних обстоятельств нашей жизни. Однажды к знаменитому старцу Амвросию, наслушавшись о его даре прозорливости, приехали три купца. Три дня они приходили на беседу к старчику, но так ничего и не услышали. На вопрос обиженных купцов, почему он молчит, преподобный со слезами на глазах ответил: «Я три дня Богородицу молю, чтобы Она вам что-нибудь сказала, а Она молчит». И старцы молчат, потому что не востребованы по назначению. Конечно же, всё вышесказанное — это попытка отреставрировать потускневшую от времени, но не совсем утраченную икону православного старца. Много веков мы небрежно относились к ней, часто используя её не по назначению. Из-за того отнял Господь у современника дар старчества (писал ещё в ХIХ веке святитель Игнатий [Брянчанинов]), что мы не умеем правильно и благоразумно пользоваться им. Мы ждём от старцев чудес, как хоббиты от Гэндальфа ждали скорее ярких фейерверков, чем мудрого совета. Но мало кто замечал главное чудо и главную магию, которой обладали старцы, — магию любви и чудо, которое производило их слово в душах людей, от чего те изменялись в лучшую сторону. А в каждом слове — многолетний опыт борьбы. «Тебе придётся выбирать между тем, что хочется, и тем, что необходимо», — сказал Гарри Поттеру профессор Дамблдор. А так хочется от старцев безучастно ждать чудес и знамений, как будто всё само собой изменится, как будто после сеанса отчитки все проблемы и их возбудители, бесы, ликвидируются. Но «чудеса, возбуждая удивление, мало содействуют святой жизни», — пишет преп. Иоанн Кассиан Римлянин. Ведь «большее чудо составляет выгнать из себя пороки, нежели из других бесов», а «верх святости и совершенства состоит не в совершении чудес, а в чистоте любви». | |
Просмотров: 548 | Добавил: MainEditorM | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |