Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Март » 14 » Почему люди не идут в храмы. Патриарх Кирилл о проблемах и задачах церковной жизни в России
Почему люди не идут в храмы. Патриарх Кирилл о проблемах и задачах церковной жизни в России
00:53

Thu, 14 Mar 2009

 

 В ходе Первосвятительского визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Тулу 11 марта 2009 года состоялась встреча Его Святейшества с архиепископом Тульским и Белевским Алексием и духовенством епархии.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поделился с участниками собрания размышлениями о различных аспектах жизни Церкви, о пастырской работе в современных условиях.

Неправильно по-прежнему воспринимать приход как место, куда люди приходят сами
Святейший Владыка подчеркнул, что история Русской Церкви в дореволюционное время, а также в годы советской власти содействовала формированию определенных стереотипов пастырской деятельности: «До революции Церковь была государственной, во главе ее был император. Церковь пользовалась многими привилегиями, но могла действовать лишь настолько, насколько это соответствовало пониманию властей и государственной политике. Народ в стране был православный: абсолютное большинство людей было связано с Церковью, хотя бы один раз в год они причащались. Поэтому одной из главных задач Церкви было строить храмы, чтобы столь многочисленные православные верующие могли посещать богослужения. Достаточно пройти по Замоскворечью в российской столице или по центру Тулы, чтобы понять, о чем идет речь: поскольку практически все были верующими, задача заключалась в том, чтобы построить храм, организовать приходскую жизнь, дабы люди могли приходить на службу, не преодолевая большие расстояния. Так сформировалась идея прихода. Само это русское слово подразумевает, что люди в храм приходят. Сформировался и определенный образ действий священника: он находится в храме и ждет, когда к нему придут прихожане. И поскольку почти все были верующими, раз в неделю в церкви приходило немалое число людей. Такая схема функционировала в рамках замечательной во многом традиции, которая предполагала практически абсолютную религиозность народа. Но потом произошла революция, начались гонения на веру, были закрыты храмы и монастыри, народ был оторван от Церкви. Люди приходили в эти дни в немногочисленные открытые храмы, чтобы помолиться. Многие не могли приходить открыто, так как опасались, другие же, не смотря ни на что, посещали церковь. И храмы были переполнены, что опять создавало иллюзию некоего благополучия, а ведь на самом деле общество было во многом оторванным от веры и Церкви».

Когда же наступили новые времена, одной из первых задач Церкви было строительство и восстановление храмов, и многое за прошедшие 20 лет было сделано, подчеркнул Святейший Патриарх. Такой вывод можно сделать в том числе из статистических данных по Тульской епархии.

При этом Его Святейшество отметил, что до настоящего времени сохраняется традиция воспринимать храм как место, куда люди сами находят дорогу: «Каждый священник считает, что главная его задача заключается в том, чтобы совершать богослужение и проповедовать. Предполагается, что народ придет и заполнит эти храмы. Пока это еще происходит во многом еще и потому, что у нас храмов недостаточно, особенно в крупных городах. Ведь для того, чтобы вести пастырскую работу, нужно знать свою паству. А разве возможно знать всех прихожан в Храме Христа Спасителя в Москве? …Священнику необходимо знать своих прихожан, а для этого должно умножиться количество храмов. Но чтобы во все эти храмы пришел народ, требуются действия и с нашей стороны».

Святейший Владыка подчеркнул, что неправильно по-прежнему воспринимать приход как место, куда люди приходят сами. «Перед нами стоит очень важный вопрос: а придет ли столько людей, сколько должно было бы приходить в храмы Божии в России?», – сказал Его Святейшество. Он напомнил, что, согласно статистике, почти 80 процентов населения крещено в православной вере, 60 процентов респондентов заявляют, что считают себя православными. «Где оставшиеся 20 процентов? Они крещены, но в церковь не ходят и не заявляют, что они православные. Из 60 процентов православных в среднем по стране постоянно в храмы ходят не больше 10 процентов. Ну, а где же остальные 70 процентов принявших Крещение?», – ставит вопросы Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Конечно, в какие-то моменты жизни многие люди приходят в храм – на очень большие праздники или если нужно крестить детей, венчаться. Когда происходят какие-то важные общественные события, число людей, посещающих церковь, возрастает. Однако это не постоянные прихожане храмов. Поэтому возникает вопрос: как же сделать, чтобы эти 80 процентов крещеных людей или хотя бы 50 процентов населения приходило в храм?», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Деятельность Церкви теперь нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общества

«Вот сегодня в Тулу приехал Патриарх, и кафедральный собор во время богослужения был переполнен, – сказал Его Святейшество в продолжение речи к священнослужителям епархии. – Такая картина создает ощущение благополучия. Но это очень опасная иллюзия: в Туле полмиллиона населения, и если хотя бы 60 процентов из них называют себя православными, то сколько человек должны были прямо или косвенно принять участие в нашей общей молитве? Никаких храмов не хватило бы. Поэтому первое, что мы должны сегодня с вами понимать, – картина не такая благополучная, как нам кажется». Это неблагополучие острее всего ощущают священники на бедных и малолюдных деревенских приходах, подчеркнул Святейший Владыка.

Он также напомнил присутствующим о появляющихся время от времени публикациях, в которых проводится мысль, что Русская Церковь сегодня обрела очень сильное положение в обществе, открылось много монастырей и приходов. При этом поднимается вопрос, почему же в стране не сокращается количество разводов и абортов, почему не все благополучно с общественной нравственностью, почему не снижается число преступлений. «Разве в советское время тему общественного благополучия или неблагополучия связывали с Церковью? Нет. Потому что в сознании общества Церковь была лишь местом, где люди встречаются и вместе молятся, но к обществу, к жизни народа в сознании большинства людей Церковь не имела никакого отношения, – отметил Святейший Патриарх Кирилл. – Однако за последние двадцать с лишним лет произошло, может быть, самое главное: люди начали связывать свою жизнь, свое благополучие, нравственное здоровье страны с Русской Православной Церковью. Какая же колоссальная теперь на нас ответственность!»

По мысли Святейшего Владыки, деятельность Церкви теперь нужно оценивать не только по числу храмов и монастырей, но и по влиянию, которое Церковь оказывает на жизнь людей и общества, в том числе и в таких сферах, как профилактика преступности, сохранение семей, защита жизни нерожденных младенцев. «Вот по каким показателям мы должны сегодня оценивать свою деятельность, иначе общество разочаруется в Церкви. У нас с вами была скидка на наше неблагополучие, на нашу тяжелую историю: Церковь была ослаблена десятилетиями гонений; семинарий и храмов не хватало. И сейчас еще мы не решили эти вопросы, у нас по-прежнему остается проблема недостатка храмов, священников, но сегодня общество уже ожидает от Церкви большего».

«Конечно, мы все уповаем на помощь Божию, и Господь должен нам помочь, мы ведь еще очень слабые: не хватает священников, к тому же нужно повысить общий уровень богословского образования, чтобы каждый священнослужитель умел сопрягать свои богословские знания с реальной пастырской работой, чтобы каждый священник понял, что богословие – это не отвлеченные знания, но то, что ему жизненно необходимо, ибо в противном случае он не сможет дать правильного ответа на вопрошания людей. Нам многое еще нужно сделать и большой путь пройти», – сказал Святейший Патриарх Кирилл.

Он рассказал о том, как в начале 90-х годов в ходе бесед с некоторыми зарубежными представителями инославного мира ему приходилось слышать вопросы: вот теперь вы свободны, но ведь у вас нет ни семинарий, ни школ, ни духовенства, ни храмов, – как вы сумеете сделать все, что вы хотите сделать? Ответ был таков: «По-человечески мы с этими задачами справиться не можем, но разве за 2000 лет существования Церкви она справлялась со своими задачами, опираясь только на человеческие силы? Да от Церкви тогда ничего не осталось бы! Господь всегда помогал. Вот и сейчас надежда на Него».

Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему

Однако Бог приклоняет Свою милость в ответ на наши усилия, напомнил Святейший Владыка: «Не приклонится милость к священнику, который считает, что он должен ждать, пока к нему народ придет, что его служение должно замыкаться только в пределах храма, что все остальное его не касается. Поэтому мы должны очень серьезно воспринять удивительные слова Господа, которыми завершается Евангелие от Матфея: Шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына, и Святого Духа (Мф. 28. 19). В семинариях во время занятий по экзегетике мы обращали внимание на фразу крестите во имя Отца и Сына, и Святого Духа, толковали эту часть текста, но никогда не обращали внимание на слово «идите» – идите и научите все народы. Спаситель не сказал ученикам: сидите там, в Галилее, к вам придут люди, вы крестите их, и все будет в порядке. Он велел: идите и научите. Если мы сегодня хотим научить наш народ, то должны пойти к нему».

Движение Церкви навстречу народу называется миссией. «Миссионерская работа отличается от пастырской тем, что пастырская работа может и не предполагать движения навстречу людям, – сказал Его Святейшество. – Пастырским служением занимаются иноки и монашествующие в монастырях, к которым обращаются паломники, и многие священники, к которым приходят люди, но если мы хотим научить, а сегодня это необходимо, – нужно идти к народу».

Обратившись к теме стратегии миссионерской и пастырской работы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «Во-первых, мы должны помнить, что ничего не получится без нашей горячей веры и духовной жизни, без любви к людям. Никакое красноречие, никакие технологии, никакие деньги не помогут нам в нашем служении, если мы сами пусты». Он напомнил, что, например, у западных христиан есть и блестящее образование, и большие финансовые средства, и прекрасные миссионерские методики, но у них пустые церкви, их христианство оказалось на задворках западного общества. «Не нам судить других, мы о себе должны думать, но, размышляя об этом опыте, должен сказать, что главная причина такой ситуации – утрата реальной духовной жизни, без которой слово пастыря не убедительно», – подчеркнул Его Святейшество.

Для того чтобы идти к людям и говорить с ними, нужно иметь внутреннюю силу, а внутренняя сила связана с реальным религиозным и молитвенным опытом, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви. «Сила слова всегда связана с силой молитвы, – свидетельствует Святейший Патриарх. – Священник не может проповедовать, используя какие-то схоластические приемы и схемы… Душа человека откликается на проповедь, когда он чувствует, что священник, говорящий нечто, сам это пережил. Если вы говорите от своего опыта, если это ваши мысли, соединенные со святоотеческими творениями, со словом Божиим, – то ваше слово становится убедительным».

Именно поэтому, подчеркнул Святейший Владыка, сегодня самым важным приоритетом является внутренняя духовная, молитвенная жизнь: «Тогда мы будем сильными, тогда Господь преклонит к нам милость, тогда, выходя за пределы храма, мы будем убедительны для нашего народа».

Говоря о направлениях миссионерской работы, Его Святейшество выразил убеждение, что основной точкой приложения сил должна быть школа. Он назвал важным приоритетом воспитание молодежи.

Святейший Патриарх Кирилл напомнил расхожее выражение о том, что за молодыми будущее, отметив при этом: «Однако нельзя говорить, что одно поколение имеет какие-то преимущества перед другим – ценность человеческой души от возраста не зависит. Неправильно считать, что ценность души молодого человека больше, чем ценность души человека, находящегося перед лицом смерти. И в этом смысле подрастающее поколение пред лицом Божиим не обязательно будет более ценным, чем поколение предыдущее». Тем не менее, подчеркнул Его Святейшество, важно нести слово о Христе молодым именно для того, чтобы изменилась жизнь народа, поэтому работа с детьми и молодежью является приоритетной.

Святейший Владыка назвал сложными, но решаемыми вопросы, касающиеся взаимодействия Церкви и школы, вне зависимости от того, достигаются ли какие-то формальные соглашения в этой области. «Я знаю, что в очень многих епархиях преподаются «Основы православной культуры», ведутся факультативы в школах, действует система воскресных школ. Важно только, чтобы в результате взаимодействия Церкви с молодежью и со школой сердца детей и молодежи обращались к вере», – отметил Его Святейшество.

«Мы должны помнить о тяжелых и неправильных обстоятельствах нашей церковной жизни, которые в какой-то мере привели к трагедии революции»

До революции в каждом классе преподавался Закон Божий, отметил Предстоятель Русской Православной Церкви, обращаясь к духовенству Тульской и Белевской епархии. Он поведал, как его отец, который родился в 1907 году и в школу пошел еще до революции, рассказывал, что дети на занятия бежали наперегонки, потому что тот, кто первым входил в класс, имел право зажечь лампадку перед иконой: «Устраивались целые соревнования – школа-то была далеко от дома, в нескольких километрах. И детишки зимой в тулупчиках и валенках бежали к школе, чтобы зажечь лампаду. Это было в 1916 году. А через несколько лет эти подросшие дети участвовали в закрытии и разрушении храмов, сбрасывании крестов с куполов».

Это означает, что пропаганда, которая обрушилась на этих детей, оказалась сильнее того, что делала Церковь, сказал Святейший Патриарх Кирилл. «Вот поэтому мы должны помнить и об этих тяжелых и неправильных обстоятельствах нашей церковной жизни, которые, может быть, в какой-то мере привели к трагедии революции, – заявил он. – Поэтому сегодня важно не только формально прийти и встретиться с молодежью – нужно научиться вести правильный разговор с молодыми людьми. Это не всегда легко дается духовенству, в том числе и в силу того, что священники заняты на приходах, они действительно ведут большую пастырскую работу. Поэтому очень важно привлекать мирян к работе с молодежью».

Очень важно организовать обучение мирян, считает Святейший Владыка. И в этом смысле учительский корпус обладает очень большим потенциалом, потому что многие из учителей готовы работать с представителями молодого поколения, им только нужно дать соответствующие знания, подчеркнул его Святейшество.

Если ядром приходской жизни будет богослужение, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни

Среди задач, которые нужно решать на уровне прихода, идя навстречу людям, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл назвал социальное служение, работу с одинокими людьми.

«Мы должны понять, что не только суббота, воскресенье и праздники – рабочие дни для священника», – сказал Святейший Патриарх. А почему бы не оставить понедельник для встреч с одинокими пожилыми людьми, вторник – для встреч с молодежью, в среду, например, – с молодыми людьми, которых называют «неблагополучными», предложил он.

«Если ядром приходской жизни будет богослужение и молитва, а вокруг него будет формироваться образовательная и социальная деятельность, то приходы у нас станут центрами не только богослужебной, но и общественной жизни», – подчеркнул Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Кто-то, может быть, скажет, что все это фантазии, у нас-то сейчас все иначе. А разве не фантазией казалось восстановление Храма Христа Спасителя, открытие Киево-Печерской Лавры, Валаамского монастыря? Все то, о чем мы говорим с вами, – не фантазии, а реальность. Больше того, это некий план нашей работы. Мы должны идти по этому пути, если хотим действительно влиять на жизнь нашего народа, если хотим, чтобы "статистические православные" превратились в реальных православных, чтобы вместе с этим превращением изменилась к лучшему жизнь наших людей», – заявил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Говоря о принципах организации прихода, Его Святейшество, в частности, сказал: «У нас сейчас практически не существует "двадцаток", как было раньше, хотя сама идея приходского ядра очень хорошая. Но можно было бы иметь попечительский совет при приходе, в котором принимали бы участие представители местной интеллигенции, учительства, бизнеса, кто-то из местных властей. Попечительский совет должен собираться не только для того, чтобы решать какие-либо финансовые вопросы, – он должен заботиться о приходе, об организации миссионерской работы, работы с молодежью».

Святейший Владыка поделился наблюдениями, которые он сделал, посещая в период Местоблюстительства и уже после избрания на Патриарший Престол ставропигиальные монастыри: «Всякий раз меня знакомили с представителями попечительских советов. Я беседовал с этими людьми и обнаружил, что вчерашние атеисты через работу в таких советах так прониклись заботой о делах Церкви и так изменили свое сознание, что стали реальным активом нашей Церкви».

Таково воздействие на умы и сердца людей через совместную работу, через взаимодействие, свидетельствует Предстоятель Русской Церкви. Он предложил распространить эту практику и на приходы – организовать при них попечительские советы.

«Мы никогда ничего не решим, если будем ждать указаний из Москвы или из епархиального центра»

Приходские активы необходимы, поскольку священнику самому не справиться со столь большим объемом работы, уверен Его Святейшество. Он напомнил, что в штатном расписании небольшого прихода есть только священник. Там, где приход побольше, есть также диакон, псаломщик, регент.

По мысли Святейшего Патриарха, православный приход должен строиться таким образом: священник, диакон, если нужно – регент, псаломщик, а также катехизатор и социальный работник, которые работали бы не в качестве добровольцев, но получали бы зарплату. «Для того, чтобы организовать работу, нужен специалист. Вот почему перед нашими учебными заведениями сегодня стоит задача подготовки не только священников и богословов, но и церковных социальных тружеников, образовательных работников – катехизаторов», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви и подчеркнул, что подготовка актива, который профессионально работал бы на уровне прихода – важный вопрос повестки дня.

«Для того, чтобы в масштабах Церкви решить эту задачу, понадобится очень много времени, но мы никогда ничего не решим, если будем ждать указаний из Москвы или из епархиального центра. Я глубоко убежден в том, что каждый архиерей будет поддерживать такого рода начинания настоятелей приходов, монастырей», – сказал Предстоятель Русской Православной Церкви.

«Надо изменить угол зрения, мы должны понять, что наша паства – это не только те люди, которые сегодня пришли в храм. Наша паства – это как минимум 60 процентов нашего народа и нашего общества», – заявил Святейший Патриарх Кирилл.

Если изменить угол зрения, то станет понятно, что переполненный в праздник храм не свидетельствует о духовном благополучии, как не свидетельствуют о нем и несколько десятков молодых людей, которых в лучшем случае можно увидеть на службе, – ведь тысячи их сверстников в этот момент болтались по улице и ничего не делали или даже занимались чем-то дурным. «Поэтому если мы меняем угол зрения, нам сразу становится ясно, что нужно делать. Если поставить перед собой задачу, что на территории прихода большинство людей должно приходить в храм Божий, большинство молодежи должно быть связано с Церковью, то сразу под это выстраивается и политика церковная», – подчеркнул Святейший Владыка. Тогда и средства найдутся не только на золочение куполов, добавил он.

Всякая ли монашеская обитель является центром духовной жизни?

Особое внимание Его Святейшество уделил монастырям. Отметив, что в настоящее время в Русской Православной Церкви насчитываются сотни монашеских обителей, он сказал: «Монастыри – очень важные центры духовной жизни. Благочестивый народ наш устремляется в монастыри, чтобы получить духовную поддержку. И я думаю, что во многом благодаря монастырям меняется атмосфера в Церкви и в обществе. Но всякая ли монашеская обитель является центром духовной жизни? Для меня это большой вопрос. Я имею личный опыт управления епархией и могу сказать, что далеко не в каждом монастыре в полной мере можно увидеть духовное благополучие. Очень часто монастырское начальство стремится к тому, чтобы решить какие-то материальные вопросы, – многое необходимо восстановить, построить, отремонтировать, позолотить, насыпать дорожки, посадить цветы, устроить подсобное хозяйство. Все это нужно, но очень важно, чтобы монашествующие люди не превращались просто в работников, когда исполнение хозяйственных послушаний затемняет самое главное – духовную жизнь человека. Поэтому работа в монастырях по воспитанию молодых монашествующих и послушников очень важна, и у нас есть прекрасные примеры такой работы. Но к сожалению, повсеместной заботы о духовном состоянии монашествующих мы не имеем. Поэтому считаю большой и важной задачей Церкви усилить духовную составляющую монастырской жизни».

Очень важно, чтобы насельники монастырей получали богословское образование, подчеркнул Святейший Патриарх. «Приезжаешь иногда в монастырь, спрашиваешь: сколько насельников закончили семинарию – оказывается, меньшинство. Спрашиваешь иеромонаха, почему не хочет идти в семинарию. А он отвечает: “Да зачем она мне нужна, эта семинария?” У него нет потребности в богословских знаниях, а отсутствие этих знаний порождает различного рода предрассудки. Мы знаем, что иногда из монастырей проистекают какие-то совершенно чудовищные, опасные для жизни Церкви идеи. В этом нет ничего нового – и в древности тоже часто ереси шли из монастырей, и у истоков еретических движений древности были ревностные монахи, архиереи, даже Константинопольские патриархи. Поэтому правильное духовное и богословское образование монашествующих, и, что самое главное – реальный опыт духовной жизни во многом являются залогом процветания Церкви, ее духовного здоровья, здоровья всего нашего общества».

От того, какой будет Русская Церковь, во многом зависит облик России

В завершение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Если оценивать всю историю России, то можно отметить, что время, в которое мы живем, – особенное. У Церкви никогда не было таких возможностей, она никогда не была такой свободной. Сегодня очень хорошо складываются отношения Церкви и государства; взаимоуважительно, без попыток вмешиваться в дела друг друга, выстраивается диалог, и это очень важно для решения тех задач, которые стоят перед страной».

Его Святейшество подчеркнул, что Церковь должна понимать важность общего состояния общества, хранить единство народа, содействовать преодолению разделений. Сегодня очень многое разделяет людей – имущественные, социальные, национальные, религиозные, партийные факторы. «Очень много соблазнов и поводов для разделений, но Церковь должна быть объединяющим началом для народа, – заявил Святейший Патриарх Кирилл. – Мы не должны быть ни с правыми, ни с левыми, мы – со своим народом. Мы должны содействовать преодолению различных разделений, снятию конфронтационных настроений, которые могут усиливаться сейчас в связи с экономическим кризисом».

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил уверенность, что Россию не может поколебать никакой экономический кризис: «Но дай Бог, чтобы эти временные экономические трудности не были использованы для провокации политических разделений в стране, для создания новых напряжений. Сейчас Россия нуждается в спокойном времени для духовного, экономического и политического развития. И Церковь не может быть в стороне; мы должны помогать нашему народу сохранять спокойствие, помогать людям, которые попадают в трудные экономические положения добрым словом, а может быть, и делом».

От того, какой будет Русская Церковь, во многом зависит облик России, сказал Святейший Патриарх и подчеркнул: «Так было всегда: попытались уничтожить Церковь – практически уничтожили страну. Опыт нашей жизни в XX веке показывает, что происходит, когда Церковь уходит с общественной сцены, когда она перестает влиять на жизнь народа, – страна, по крайней мере, применительно к России, исчезает, что и произошло с исторической Россией. Поэтому, я думаю, что мы должны значительные свои силы употреблять в том числе и для того, чтобы сохранять мир, согласие в нашем обществе, единство нашего народа».

«Дай Бог Отечеству нашему процветание, дай Бог, чтобы Церковь наша восходила от силы к силе, а залогом этого является ваша работа, ваше служение», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напутствуя участников встречи.

Служба коммуникации ОВЦС

Просмотров: 518 | Добавил: MainEditorM | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: