Катакомбный раскол (автор Священник Даниил Сысоев ) продолжение следует... | 15:54 |
...Однако вернемся в Ленинград. 24 ноября 1927 года протестанты собираются на квартире прот. Феодора Андреева, которая стала штабом грядущего раскола, и принимают обращение - ультиматум к митрополиту Сергию. Авторами его были М. Новоселов (“тайный епископ Марк” - принципиальный имябожник), С.С. Абрамович-Барановский, прот. Василий Верюжский и прот. Феодор Андреев. Одновременно они же составляют проект акта отделения. - Очевидно, что для организаторов раскол был уже предрешен, хотя даже явных еретиков призывали к покаянию три раза. Ни один вселенский собор не готовил заранее акта анафематствования еретика. - Это “привилегия” только схизматиков, убоявшихся страха, идеже не бысть страх. Исходя из этого факта, на наш взгляд, недопустимо возлагать на митрополита Сергия ответственность за раскол. Его организаторы все для себя решили, и оставаться в Церкви они вовсе не собирались. Главными требованиями протестантов к митрополиту Сергию были следующие: отказ от порабощения Церкви государству, отказ от перемещения епископов без согласия на то их паствы и их самих, придать Синоду только совещательные функции (тем самым лишив митрополита Сергия возможности произвести законный суд над бунтовщиками), удалить из состава Синода пререкаемых лиц (то есть тех епископов, которые не были втянуты в заговор), возвратить на Ленинградскую кафедру митр. Иосифа, отменить возношение имени Заместителя (лишив тем самым народ возможности отличить православные храмы от схизматических), при организации церковных управлений всемерно охранять устои Православной Церкви, каноны, постановления Собора 1917-1918 гг. и авторитет епископов (здесь налицо крик “держи вора”, ведь именно составители документа разрушали все вышеперечисленное), отменить распоряжение о прекращении поминовения ссыльных епископов (как правящих) и о молитвах за гражданскую власть (тем самым отказавшись от повеления Бога). Мы видим, что в случае принятия этих требований митрополит Сергий фактически исполнил бы планы раскольников, желавших децентрализовать жизнь Церкви и реформировать Ее на демократический лад, лишив Первоиерарха каких-либо властных полномочий и превратив его в чисто декоративную фигуру. С этими “95 тезисами” протестанты 12 декабря пребывают в Москву и встречаются с Заместителем Местоблюстителя. Разговор их настолько хорошо передает всю идеологию раскола, что мы приведем его почти полностью. Участниками этой исторической беседы были со стороны раскольников еп. Дмитрий (Любимов), прот. Верюжский и еще двое заговорщиков. Они подошли под благословение митрополита Сергия и передали ему ультиматум. Внимательно прочитав его и другие бумаги, митрополит давал свои комментарии. “- Вы протестуете, а многие другие группы меня признают и выражают свое одобрение, - говорит митрополит Сергий, - не могу же я считаться со всеми и угодить всем, каждой группе. Вы каждый со своей колокольни судите, а я действую для блага всей Русской Церкви. - Мы, Владыко, - возражаем мы, - тоже для блага всей Церкви хотим трудиться. А затем, мы не одна из многочисленных маленьких групп, а являемся выразителями церковно-общественного мнения Ленинградской епархии из восьми епископов - лучшей части духовенства; а я являюсь выразителем сотни друзей и знакомых и, надеюсь, тысячи единомышленников научных работников Ленинградской епархии, а С.А. - представитель широких народных кругов. (Заметим, что раскольники всегда отличались особой гордыней, которая особо проявляется в этих словах. - Мы не как все, мы особенные, “самые лучшие” и нечего нас с другими сравнивать!) - Вам мешает принять мое воззвание политическая контрреволюционная идеология, - сказал митр. Сергий, которую осудил Святейший Патриарх Тихон, - и он достал одну из бумаг, подписанную Святейшим Патриархом Тихоном. - Нет, Владыка, нам не политические убеждения, а религиозная совесть не позволяют принять то, что Вам Ваша совесть принять позволяет. Мы вместе с Святейшим Патриархом Тихоном (с указанной бумагой) вполне согласны, мы тоже осуждаем контрреволюционные выступления. <…> - Ну чего же тут особенного, что мы поминаем власть? - сказал митр. Сергий. - Раз мы ее признали, мы за нее и молимся. Молились же за царя Нерона и других? - А за антихриста молиться можно? - спросили мы. (Заметим, что тут то и проявляется манихейская зараза раскольников, готовых везде видеть антихриста. Видимо здесь не обошлось без скрытого староверческого учения о духовном антихристе. Ведь для православного абсурдным является признание за последнего врага, какого-нибудь правителя не управляющего всей землей. Получается нечто вроде установления конца мира в отдельно взятой стране). - Нет, нельзя. - А вы ручаетесь, что это не антихристова власть? (Удивительна противоречивость мышления раскольников. То власть они признают и осуждают контрреволюцию, то сама власть - антихристова!) - Ручаюсь. Антихрист должен быть три с половиной года, а тут уже десять лет прошло. - А дух-то ведь антихристов, не исповедующий Христа во плоти пришедшего? - Этот дух всегда был со времен Христа до наших дней. Какой же это антихрист, я его не узнаю! - Простите, Владыко, Вы его “не узнаете” - так может сказать только старец. А так как есть возможность, что это антихрист, то мы и не молимся. Кроме того, с религиозной точки зрения наши правители - не власть. (Удивляет, что несмотря на исчерпывающее доказательство того, что соввласть - не антихристова, они допускают все же эту возможность, хотя и противоречащую Писанию. Тут возникает вопрос: "кто научил их той доктрине, которая была входу у староверов - учению о духовном антихристе, достаточно ясно здесь сформулированной?") - Как так не власть? - Властью называется иерархия, когда не только мне кто-то подчинен, а я и сам подчиняюсь выше меня стоящему и т.д., и все это восходит к Богу, как источнику всякой власти! -Ну, это тонкая философия! - Чистые сердцем это просто чувствуют; если же рассуждать, то нужно рассуждать тонко, т.к. вопрос новый, глубокий, сложный, подлежащий соборному обсуждению, а не такому упрощенному пониманию, какое даете Вы. (Интересно, что они понимали под “соборным обсуждением”. Уж не деяния своего “параллельного Синода”, который сам вовсе не собирался советоваться ни с кем. Ну а "чистыми сердцем" они явно считали только себя). - А молитва за ссыльных и в тюрьмах находящихся исключена потому, что из этого делали политическую демонстрацию. - А когда, Владыко, будет отменена девятая заповедь блаженства, ведь ее тоже можно рассматривать как демонстрацию? (Раскольники перешли к прямому хамству, ибо они прекрасно знали, что в Древней Церкви не поминали как правящих тех епископов, которые были в тюрьме, а избирали им преемника). - Она не будет отменена, это часть литургии! - Так и молитва за ссыльных тоже часть литургии! - Мое имя должно возноситься для того, чтобы отличить православных от “борисовщены”, которые митрополита Петра поминают, а меня не признают. - А Вам известно, Владыко, что Ваше имя теперь в обновленческих церквах произноситься? - Так ведь это только прием! - Так ведь и “борисовщина” - это тоже прием! (Схизматики, готовые к расколу, готовили для себя возможность сманивать православных первоначально не декларируя свою конфессиональную принадлежность, но твердая позиция митрополита Сергия лишила их этой возможности). - Ну а Синод-то чем вам не нравится? - Мы его не признаем, не верим ему, а Вам пока еще верим. Ведь Вы Заместитель Местоблюстителя, а Синод лично при Вас вроде Вашего секретаря ведь? (Удивительна их наглость, позволяющая не признавать тех, кого собрал исполняющий обязанности Первоиерарха! Конечно, слова, что мы вам еще верим - только угроза раскола, а правды в них нет никакой. Желание унизить Синод основанно на боязни законного суда, возможного при каноническом соборе епископов при Первоиерархе, достаточном для суда над архиереем). - Нет, он орган соуправляющий. - Без Синода Вы сами ничего не можете сделать? - Ну да, без совещания с ним. - Мы Вас просим о нашем деле ничего не докладывать Синоду. Мы ему не верим и его не признаем. Мы пришли лично к Вам. - Чем же вам не нравиться митрополит Серафим? - Будто Вы, Владыко, не знаете? - Это все клевета и сплетни. (Речь идет о том, священномученик Серафим был дважды изгнан с кафедры - в Твери и Варшаве. Причиной этого был его строгий монархизм и неприятие модернизма. Раскольники утверждали, будто он был “плохим пастырем” и за это подвергся изгнанию). - Мы пришли не спорить с Вами, а заявить от многих пославших нас, что мы не можем, наша религиозная совесть не позволяет нам признать тот курс, который вы проводите. Остановитесь, ради Христа, остановитесь! (Страшная вещь - эта “религиозная совесть”! Вот как характеризует это состояние архимандрит Рафаил (Карелин): “Гордость лишает человека способности мыслить объективно. У человека, уверенного в силе своего ума и в своей правоте, образуется особая психическая установка, похожая на плотный фильтр, который не допускает до его сознания все, что противоречит желаниям его сердца. Раскольник, еще не выслушав доводов своего собеседника, уже заранее отвергает их. Он игнорирует любые доказательства и продолжает, не обращая ни на что внимания, утверждать свое”. Именно в этом состоянии мы видим и этих расколоучитилей). - Эта позиция называется исповедничеством. У вас ореол... (Митрополит Сергий деликатно пытается намекнуть на гордыню, обуявшую его собеседников, но они приняли его за чистую монету). - А кем должен быть христианин? - Есть исповедники, мученики, а есть дипломаты, кормчии, но всякая жертва принимается! Вспомните Киприана Карфагенского. - Вы спасаете Церковь? - Да, я спасаю Церковь! - Церковь не нуждается в спасении, а Вы сами чрез Нее спасаетесь. - Ну да конечно, с религиозной точки зрения бессмысленно сказать: “Я спасаю церковь”, - но я говорю о внешнем положении Церкви. (Заметим, что та фраза, которую всегда инкриминируют митрополиту, была ответом на явную провокацию. Но должно заметить, что то понимание, которое высказал Первосвятитель не противоречит Новому Завету. Ср. 1 Тим.4,16 - “слушающии” - это Поместная Церковь). - А митрополит Иосиф? - Вы его знаете только с одной стороны; нет, он категорически не может быть возвращен. На этом собеседование было окончено. Все точки были расставлены. Как совершенно справедливо заметил митр. Иоанн (Снычев), “в этой беседе проявились два совершенно противоположных взгляда на взаимоотношение Церкви и государства. Иосифляне считали возможным не только внешнее, правовое, но и вообще всякое сближение с советской властью, предполагая допустимость такой связи только с властью религиозной, корнями восходящей к Богу. Но такой взгляд представлял собой слишком узко-национальное понимание христианства и подменял идеи Вселенской Церкви идеей православно-русского государства, что ни в коей мере не согласовывалось с учением Христовым о Царствии Божием. Несомненно, такое воззрение сформировалось под воздействием ложно понятых писаний С. Нилуса и эсхатологических веяний иоаннитов, проповедавших близкий конец света и утверждавших, что с падением монархии наступит гибель Православия. Поэтому иосифляне так упорно отождествляли советскую власть с властью антихриста. Митр. же Сергий, рассматривая церковную жизнь во всем объеме, полагал, что для Церкви полезнее сохранить свое внешнее положение среди богоборческого государства, иначе оно ее "задушит". Великолепный анализ позиции митр. Сергия дает в своем некрологе великий богослов нашего века В.Н. Лосский. По его мнению Предстоятель принял, в отличие от его оппонентов, волю Создателя и понял, что великая эпоха святого Константина подошла к концу. И его согласие с велением Господа показало путь нашей Церкви в наступившей, абсолютно новой исторической ситуации. Но вернемся в декабрь 1927 года. Раскольники не сумев вовлечь в это движение Первоиерарха, окончательно решились на отпадение от Христа. 13/23 декабря епископ Гдовский Дмитрий и епископ Нарвский Сергий зачитали акт об отделении, которое они декларировали как временное “до суда совершенного собора местности”. Это действие была “обоснованно” ими ссылкой на 15 правило Двукратного Собора. Но за неимением наличия в словах Заместителя ереси “осужденной святыми соборами или отцами”, отступники приписали ему отступничество и предательство Церкви. (Позднее карловчане изобрели неведомую ни кем прежде “ересь делами”). Конечно, все эти обвинения недоказуемы, и при этом каноны не дают основания отпадать от Церкви под этими предлогами. Поэтому вся сила 15 правила Двукратного Собора падает на расколоучителей, подвергая их законной анафеме. Дело подготовленное группой “ревнителей”, возглавляемой архиеп. Феодором (Поздеевским) и М. Новоселовым удалось! После этой демонстрации все недовольные митр. Сергием начали быстро отпадать от Господа. В январе откололся еп. Алексей (Буй), в феврале (!) - официальный глава раскола митр. Иосиф. География раскола быстро расширялась: Ленинградская, Новгородская, Тверская, Вологодская, Витебская области на севере. Вятская и Уфинские епархии у Урала. Воронежская, Майкопская, Сумская, Полтавская и Харьковская епархии на юге. Конечно, основной удар раскольники постарались нанести по столицам. - “Мечевцы” и “даниловцы” в Москве (отпали 78 храмов); иосифлян возглавлял за отсутствием епископа прот. Валентин Свенцицкий, член кружка “ревнителей”. По милости Божией в ссылке он осознал свой грех против Церкви и примирившись с Богом почил, приняв венец мученика. В Подмосковье - Серпухов (куда был рукоположен лжеепископ Максим (Жижиленко)), Клин, Звенигород, Волоколамск, Коломна и Загорск. Ряд храмов перешел к раскольникам и в Киеве, где их лидером был отличавшийся своими модернистскими наклонностями архим. Спиридон. Он с 1917 года перешел на русский язык при богослужении, не закрывал царских врат на Литургии и утверждал, что спастись можно и исповедуя иную религию. Заметим, что и здесь мы можем видеть, что противоположности сходятся! Кроме него в Киеве раскол поддержал (и был первым возглавителем) прот. Анатолий Журавский, еще до впадения в схизму имевший теснейшие связи с научной интеллигенцией и студенчеством. И здесь мы видим, что катакомбники начинались как чисто интеллигентское явление, позднее объединившееся с народно-манихейским движением. Не даром Н. Зернов назвал русскую интеллигенцию “орденом, глубоко враждебным и Церкви и Отечеству”. Также особой активностью отличалась община о. Леонида Рохлица. Кстати заметим, что с катакомбниками (“мечевцами”) теснейшим образом связана и деятельность крупнейшего современного обновленца прот. Александра Меня. Его мать и он были крещена катакомбным священником Серафимом (Батюковым). Вероятно, именно к агапам проводившимися мечевцами восходит этот обряд у о. Кочеткова, воспринятый им от о. Меня. Необходимо развеять один миф, настойчиво развиваемый карловацкой пропагандой, согласно которому в раскол от митрополита Сергия ушло большинство епископата. Согласно полученным недавно архивным данным в расколе находилось лишь 11 % приходов. У нас нет каких либо данных, подтверждающих гипотезу схизматиков, что такое соотношение не сохранялась и в тайных общинах. Напротив, есть сведения, что митр. Сергий благословлял своих сторонников на тайное служение. Сохранились антиминсы, подписанные им для служения на каждом месте. Итак, приведем возможно более полный список законных епископов, ушедших в раскол:
Итак, мы видим, что в иосифлянский раскол ушли всего 27 епископов, из которых три не имели кафедры, а 20 были викариями, то есть, находились на каноническом положении близком к хореепископским. Между тем как в патриаршей Церкви на 1927 год осталось около 150 архиереев. Причем большинство из них были правящими. Часть епископов, впрочем, ушло не в иосифлянский, а в даниловский раскол, который вскоре объединился и с первым, и с андреевским. 3.Пропаганда раскола и его последствия. Практически сразу после своего отпадения раскольники показали свое истинное лицо, так, что православные ленинградцы уже зимой 1928 года констатировали факт появления новой конфессии. Новые сектанты, как и их древние предшественники, немедленно начали хулить святые Таинства. Патриаршие храмы они называли новообновленческими и вертепами сатаны (еп. Дмитрий уже в январе 1927 г.), а Тело Господа - пищей бесовской. Православных священников они называли безблагодатными. В тех местах, где появлялись иосифляне немедленно начинались столкновения. Так в Серпухове сторонники лжеепископа Максима обещали убить православного еп. Сергия (Гришина). “Известен жуткий случай, когда один иосифлянин чуть не задушил своего двенадцатилетнего сына, спросившего отца: “Почему ты не с нами?””. Как вспоминают очевидцы, среди катакомбников было множество “блаженных” и “юродивых”, распространявших различные апокрифы и до фанатизма ненавидящих своих противников. Это впрочем не удивительно. Ведь в состав данного раскола влились имябожники прославившиеся как избиением своих противников на Афоне, так и в России. По воспоминаниям монахини Сергии, “характерной особенностью имябожников была лютая ненависть к православному духовенству: они набрасывались на наших батюшек, рвали им рясы, поджигали кельи, приводили к дверям их жилищ милицию”. Сами идеи и богохульства свои иосифляне почерпнули у этих еретиков, чрезвычайно распространившихся тотчас после революции. - “Большенство имябожников осело на Кавказе. - Пишет матушка Сергия. - И, в силу того что ложь ближе падшему уму человеческому, чем истина, это ложное, нездоровое направление нашло сочувствие: раскол стал охватывать целые станицы; пошли “откровения” о том, что якобы голубь вылетел из Православной Церкви и Она осталась без благодати”. - Старый клич богумилов и хлыстов! Удивительно точно процесс совращения в раскол описан пресвитером Михаилом Польским. Сначала. Находясь и на свободе, и в заключении он считал себя искренне аполитичным. Однако, общаясь с сокамерниками, он приходит к выводу, что всякое соглашение Церкви с властью - это измена Богу. Далее, после выхода “Декларации” автор отпадает от Церкви, но прихожанам он советует поступать так только “некоторым, сильнейшим, да и то не сразу. А, убедившись в твердости их духа”, хотя он прекрасно знал, что они остаются “без таинств, без богослужения, без религии”. - А все это по тому, что “Митр. Сергий и его Церковь - не величина. Они - как ничто”. Вновь слышишь голос неистового протопопа: “слышим, зима хощет быти. Сердце озябло… Ныне благодать оскуде. Не пользует ныне крещение водное, потребно есть крещение огненное”. По мнению раскольника после 1917 года священное Писание в России приостановило свое действие потому, что большевики - совершенное уникальная власть в своем безбожии. По его мнению, с ними несравнимы ни евреи, ни римляне и потому Слово Божие можно игнорировать. А ведь нет никаких земных причин, которые могли хоть как-то помешать воле Господа, а говорить, что Его воля, когда-то неисполнима - это хула на Всеведущего. Интересно, что раскольник прекрасно сознает каноничность митрополита Сергия, но, на его взгляд, законом вполне можно пожертвовать, если его “совесть” (а на самом деле - прелесть) не согласна с действиями Первоиерарха в таких экстремальных условиях. Опасаясь отрезвления своих сторонников схизматики старались закрепить свое отпадение от Владыки миров. Для этого уже осенью 1927 года состоялось ряд “предсоборных” совещаний, на которых готовилось анафематствование христиан. Надо помнить, что когда еп. Дмитрий Гдовский говорил об “совершенном соборе местности”, то речь здесь не шла о настоящем, законном Соборе, а о сборище своих единомышленников. И он не заставил себя долго ждать. С 9 марта и до 8 августа схизматики организовали разбойничий собор, именуемый Кочующим, из-за постоянных перемещений его участников, боявшихся ареста. Тем, кто ныне ратует за канонизацию раскольников должно хорошо помнить каноны этого лжесобора: “1. Сергиевцы - еретики, и равны по нечестию обновленцам, но превосходят последних лютым злонравием. 2. Благодати у сергиевцев нет, таинства не совершаются, а вместо священнодействий - сквернодействия. 3. Прекратить принимать обновленцев и сергиевцев посредством покаяния, отныне народ и клир принимаются чрез Миропомазание (если крещены не погружением, а обливанием или кроплением, то крестить). 4. Обновленческого и Сергиевского поставления клир является простыми мужиками, но не священнослужителями. 6. Сергиевцы, со своим учителем Сергием Страгородским учащие, что богохульная безбожная и беззаконная “власть” есть власть, от Бога данная, по слову апостола, и этим нечестивым учением раздирающие Тело Христово: Анафема”. Прости нас, Господи, за подобные богохульства, которые мы вынуждены печатать для того, чтобы не были прославлены как святые враги Твои. Другим важным решением Кочующего лжесобора было разрешение рукополагать епископа одному епископу. Практику эту предложил и первый осуществил архиеп. Андрей (Ухтомский), который заимствовал ее у староверов. В количестве подписавших это источники расходятся. Так участников собора считают 87, а подписантов - 72. Однако надо помнить, что, как это часто бывает у еретиков, многие подписи - фальшивы. Так, например, еп. Варнава (Беляев) не участвовал и не подписывал ни через кого эти постановления (что утверждают катакомбники), как это доказал Проценко. Однако участие “андреевцев”, “даниловцев” и иосифлян в его деяниях должно считать установленным. Количество же участников его обеспечивалось за счет привлечения новорукоположенных лжеепископов. Сразу после разрыва с Церковью отступники потянулись к себе подобным. Так, например, члены двадцатки Тихвинской церкви перешли в баптизм. В 1928 году еп. Стефан (Расторгуев) перешел из иосифлянства к староверам новозыбковцам, возглавляемым бывшим обновленцем еп. Николой (Поздневым). Вместе с ним он рукоположил для этой секты лжеепископа Пансофия. В 1932 году сам архиеп. Андрей (Ухтомский) вступил в евхаристическое общение с белокриницким лжемитрополитом Мелетием, при этом сохраняя его и с иосифлянами, и с даниловцами, и с новозыбковцами, и с климентьевцами. Таким образом с точки зрения церковного права все эти сборища представляют из себя нечто единое. Заметим кстати, что сторонники канонизации сторонников “правых” расколов (например, митр. Кирилла (Смирнова)) должны тогда поставить вопрос во-первых о прославлении староверческих псевдосвятых, а во-вторых о том, что Сама наша Вселенская Православная Церковь уклонилась от Истины и теперь нуждается в восстановлении Своей благодатности чрез общение с синагогами отщепенцев. - А это уже является хулой на Святого Духа, как является ее и те беззаконные слова и действия, которые позволяли себе раскольники и которые им охотно прощают мнимые ревнители, сами зараженные схизматическими идеями. Для них важна не истина - Богочеловек Иисус Господь, а чувство собственной праведности и горделивое желание судить Церковь. (продолжение следует...) | |
Просмотров: 627 | Добавил: MainEditorM | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |