Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Март 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Март » 22 » Демографическая катастрофа в России и пути её преодоления (Круглый стол Фонда исторической перспективы) продолжение следует...
Демографическая катастрофа в России и пути её преодоления (Круглый стол Фонда исторической перспективы) продолжение следует...
10:56

Ведущий круглого стола — Наталия Алексеевна Нарочницкая, доктор исторических наук, депутат Государственной Думы России, заместитель председателя Комитета по международным делам ГД, президент Фонда исторической перспективы.

 Протоиерей ДМИТРИЙ (СМИРНОВ), председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями:— Как было сказано на одном из последних съездов КПСС, за годы советской власти облик советского человека неузнаваемо изменился. Это абсолютная правда. Те нравственные ориентиры, которые были у русских людей и дали возможность в царствование Николая II русскому народу увеличиться на 20 миллионов человек, ныне исчезли. И эту утрату мы ощущаем до сих пор. 

 Ирина МЕДВЕДЕВА, директор Института демографической безопасности, член Союза писателей России:— Я хотела бы еще раз затронуть тему, которую подняли Наталия Нарочницкая и отец Дмитрий. Эту разлагающую общество «мораль» называют по-разному. Редко употребляют термин «гедонизм», часто говорят о потребительской морали. Действительно, когда потребление становится целью жизни, принимает уродливые формы (а гедонизм — это и есть чрезмерное потребление), то ребенок, естественно, начинает мешать. Другое дело, что когда он вырастает, то помогает, но об этом в молодости не думают. Ведь в молодости важным мотивом поведения становится стремление быть как все, следовать общественным эталонам.

 Анатолий АНТОНОВ, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, профессор, президент Комитета демографических прогнозов международного Института «Исследования будущего»:— Интенсивное обсуждение демографических проблем связано, в конечном счете, с депопуляцией, которая началась в 1992 году. Если бы ее не было, то и не было бы такого ажиотажа. 

 Игорь ГУНДАРОВ, академик РАЕН, доктор медицинских наук, директор Международного центра мониторинга качества жизни.

 Вячеслав КРУТЬКО, генеральный директор Национального геронтологического центра, доктор технических наук, кандидат биологических наук, профессор Московской медицинской академии.

 Александр БЕЛЬЧУК, доктор экономических наук, профессор Всероссийской академии внешней торговли: — Я хотел бы высказаться о том, что можно предпринять, чтобы хоть как-то скорректировать в положительную сторону демографическую ситуацию в стране. Ясно одно: в сложившейся ситуации есть два уровня действий. Один глубинный, о котором много уже сегодня сказано. Можно здесь что-либо сделать, нельзя ли… Это, конечно, большой вопрос. Значит, нужно доказать еще, что эта цивилизация не обречена. Я имею в виду западно-рыночную цивилизацию с ее системой ценностей. Потому что главная причина всего заключается именно в этом. У людей фундаментально изменились ценности. В них детям не очень много отводится места. Любая гедонистическая культура, любое общество, главная цель которого — получение удовольствия, расширение потребления, не заинтересовано в значительном количестве детей. И до тех пор, пока главная цель у людей будет получить как можно больше благ и удовольствий (а дети, как известно, этому «мешают»), вы демографическую проблему, в конечном счете, не решите.

 Сергей КОМКОВ, доктор философских и педагогических наук, председатель Всероссийского фонда образования: — Я не сторонник теории мирового заговора, но очень часто сталкиваюсь с тем, что совершается целенаправленная деятельность по изменению общественного сознания в России. Когда у человека возникает депрессивное состояние, надо искать корень, первопричину этого состояния. Есть объективные факторы, которые этому способствует, а есть, повторяю, целенаправленная деятельность, то есть кто-то целенаправленно пытается моделировать ситуацию так, чтобы создать депрессивную атмосферу, для того чтобы выполнить свои вполне определенные задачи. Не секрет, кому это нужно. Мы с вами прекрасно знаем и понимаем, что сегодня происходит в глобальном мире. Идет борьба за жизненное пространство. Перераспределить эти пространства можно несколькими способами, в том числе и ослабив, сократив и деморализовав коренное население до такого состояния, когда оно уже не в силах будет бороться за собственную землю. И здесь на первое место выступают факторы, связанные с изменением общественного сознания. Известна целая сеть социальных институтов, связанных с западными спецслужбами, которые разрабатывают и внедряют в жизнь разные методики манипулирования общественным сознанием.

  Татьяна ШИШОВА, педагог, публицист, член Союза писателей России: — Я согласна с предыдущим докладчиком, что мировые процессы во многом моделируются. Они не стихийны. И программа сокращения рождаемости выполняется в рамках глобализации. Вот об этом не надо забывать. А поскольку глобализация предполагает изменение традиционных ценностей и разрушение традиционных обществ, то ответ на вызовы времени лежит в возврате к традиционным представлениям в отношениях людей, и в семье в частности. Я знаю церковный приход, где, особенно последние два-три года, в храм приходят и с шестью, и с семью детьми. Это всё православные люди. Четверо-пятеро детей — это, так сказать, для них не предел... А трое детей в семье — просто норма. Причем бросается в глаза одна интересная деталь. Это могут быть люди, которым за сорок… и у которых уже достаточно большой один ребенок. А потом один, два, а то и три маленьких. Когда выясняешь, что произошло, узнаешь — они пришли в церковь. И поняли, глубоко прониклись, что ребенок — это дар божий, что аборт — это детоубийство. И просто перестали мыслить, чувствовать и жить в тех нравственных и этических установках, в которых пребывали раньше.

 Эдуард ФЕТИСОВ, доктор социологических наук: — Сегодня, на мой взгляд, особое внимание надо обратить на воспитание наших детей. Потому что даже в семье, как поется в одной популярной песне, мы вышли на уровень электрификации всей страны — всем всё стало до лампочки. Впрочем, и в школе так же… К внучке своей прихожу однажды в школу, дверь в класс приоткрыта, и слышу, как какая-то девушка изъясняется матом. Думаю, надо заглянуть и сделать ребятам замечание. Заглядываю. А это учительница общается так с классом. Дожили, что называется!

 Наталия НАРОЧНИЦКАЯ: — Хочу обратиться к присутствующим с главным, на мой взгляд, вопросом. Считаете ли вы, что преодолеть демографическую катастрофу возможно? Реально ли, чтобы лет через десять рождаемость снова начала расти и перекрыла смертность? Что может дать такой результат?

 Вячеслав НИКОЛАЕВ, соучредитель «Русского демографического общества»: — Для того чтобы демографическая катастрофа не переросла в общегосударственную, сейчас необходимо создавать модели, своего рода очаги, нового образа жизни. Тот образ жизни, которому мы следовали на протяжении последних трех веков, который мы, русские, переняли с Запада, демонстрирует неспособность к нормальному воспроизводству. Мы все глубже забираемся вместе с Западом в определенный цивилизационный тупик. Естественно, встает вопрос поиска нового образа жизни. Но это легко сказать — новый образ жизни. В моем понимании, это задача общенационального масштаба и архисложная. Решать ее надо начинать безотлагательно. Ростки нового образа жизни могут пробиться через создание очагов выживания. Недавно я натолкнулся на понятие «социально-модернизаторские очаги». Что-то похожее — группы, сообщества людей появляются на Алтае. Люди вырываются из городов, выламываются из урбанистической цивилизации и создают иную среду обитания на совершенно другой территории. Попытки создания вот таких социально-модернизаторских очагов, своего рода деурбанизация, — это, возможно, интуитивное нащупывание модели организации правильного образа жизни со всеми вытекающими отсюда последствиями, включающими и более гармоничные отношения в семье, что однозначно скажется и на демографической ситуации. 

 — Хочу выразить благодарность всем, кто нашел время и возможность принять участие в нашем круглом столе. Мы не преследуем цель организовать пиаровскую акцию, чтобы в очередной раз громко прокричать о тяжелой проблеме в стране. Мы будем, надеюсь, стремиться получить профессиональные, компетентные оценки нынешней демографической ситуации, основанные на выверенном, точном материале, собранном в ходе изучения ее различных аспектов. И в результате, думаю, соберем серьезный аналитический материал с конкретными рекомендациями и предложениями.

Ведь если мы не переломим демографическую ситуацию, то бессмысленно будет делать громкие заявления об укреплении стратегической безопасности страны, поднятии экономики и т. д. и напряженно работать над решением всех этих проблем. Мы не сможем удержать территорию нашей страны при нынешних темпах депопуляции. Уже через 20 лет население России может уменьшиться на 22 миллиона человек. Что это означает? Ни много ни мало — исчезновение русской нации как явления мировой истории и культуры. Исчезновение великой державы, огромной геополитической единицы, что приведет к очередному витку соперничества за российское наследство и непредсказуемым цивилизационным сдвигам.
То, что происходит в течение последних 13 лет в России в области демографии, действительно можно назвать демографической катастрофой. Кривые рождаемости и смертности пересеклись уже в 1992 году, и с тех пор следует снижение рождаемости. Мы теряем в год от 750 тысяч до миллиона человек. Это русский крест.
Распространяется миф о том, что снижение рождаемости — это якобы естественный процесс развития гуманистической цивилизации, чуть ли не свидетельство прогрессивной модернизации, поэтому, дескать, все предопределено. На самом деле ответственны за миллионные потери нашего населения другие факторы, большинство из которых совершенно искусственные, а не ситуационные, поэтому возможности срочного вмешательства для изменения ситуации пока еще не потеряны. Одно дело — снижение рождаемости в больших городах, это действительно тенденция современного мира, одно дело, когда речь идет о некотором снижении, и совсем другое дело, когда естественные процессы принимают совершенно хаотические формы. Впрочем, в этом хаосе можно заметить и некоторые закономерности, на которые мы сегодня постараемся обратить внимание.
Грядет полное перерождение культурно-исторического типа нашего государства. Государство русского и других народов, со своей культурой и цивилизацией, которые создали образ России на мировой арене, утвердили ее просветительскую роль, ныне становится материалом для исторических проектов других цивилизаций. Действительное соперничество цивилизаций в современном мире, их естественное давление друг на друга существуют, и мы это хорошо видим. Скажем, из обычного переворота в Грозном вырастает внутренний конфликт, ему придают исламский экстремистский импульс (у которого, как правило, всегда не исламский дирижер), он становится инструментом глобальной политики и на этом фоне приобретает мировое значение. Как будто бы в России не накоплен уникальный опыт мирного исторического сожительства исламских и православных народов. Но в данной ситуации раздувающие конфликт вели себя так, словно об этом опыте им ничего неведомо.
Думаю, что каждый из участников круглого стола постарается сказать о том, что считает особо ценным и уникальным. Было бы крайне неверным не видеть, что в значительной степени причины нынешней демографической катастрофы лежат не только в материальной, но и в духовной области. Материальные испытания выпадали на долю Руси-России неоднократно — и в Средние века, и в Новое время, и в век XX. Прошли Первая мировая, Гражданская и Отечественная войны, коллективизация, полосы репрессий… Однако население страны быстро восстанавливалось и продолжало расти. Значит, что-то было в сознании людей, что не позволяло им утратить инстинкт продолжения рода. В то же время нация, вытесняемая на обочину мировой истории, не имеющая духовно освещенных целей и ценностей национального бытия, этот инстинкт утрачивает. Хотелось, чтобы священник, отец Дмитрий (Смирнов) подробнее остановился на этих вопросах.
 
Произошло смещение духовных ценностей. Наша главная ценность — это дети, люди. Но вовсе не они стали главной ценностью для современного человека, а личный комфорт и обогащение. 
Попробую суммировать причины снижения рождаемости. Во-первых, это аборты. Если каждый зачатый ребенок у нас в стране родился бы, то проблема вымирания не стояла. Вторая причина — это стрессы от смены общественной формации, которые переживает народ. К вымиранию народа приводят пьянство, отравления, наркомания, туберкулез, автокатастрофы, убийства и самоубийства, гибель военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в локальных войнах на территории России. Сюда можно добавить еще разводы. Потому что их следствием является сокращение рождаемости.
Теперь о том, что надо делать, чтобы предотвратить вымирание населения. Нам все время говорят, что государство у нас бедное, что у него нет денег. На самом деле деньги есть, сотни миллиардов долларов Стабилизационного фонда можно было бы пустить на программу воссоздания и сохранения населения. Но почему-то этого не делают, хотя это и весьма достойная цель.
Чтобы вернуть человеку сознание, приближающееся к христианскому взгляду на мир, необходимо попытаться прекратить воздействие на него либеральной идеологии, по крайней мере, в той ее части, которая усугубляет демографическую ситуацию. Бессмысленно ожидать ее улучшения от повышения безопасности автодвижения, уровня медицинского обслуживания, если по телевидению будет продолжаться антисемейная пропаганда. Молодых людей ориентируют на совершенно иные ценности. Разрушением семейных ценностей наперебой занимаются и масмедиа, и эстрада, и мода. Если мы не остановим эту разрушительную пропаганду, то вряд ли чего-нибудь достигнем.
Необходимо начать пропаганду семейных ценностей по телевидению, радио, в детских газетах и журналах. Уже есть примеры того, когда, пусть и малозаметные, но целенаправленные шаги в этом направлении дают позитивные результаты. Так, после того как в Екатеринбурге в течение года прокрутили ролик, пропагандирующий семейные ценности, роддома в этом городе оказались переполненными. Получается, что самое элементарное воздействие на сознание дает положительный результат! А ведь такие программы стоят копейки в масштабах страны… Я удивляюсь: почему правительство не занимается этим? Или ему абсолютно наплевать на то, что с нами будет завтра?
Далее. Необходимо разработать и ввести в школах и вузах, в первую очередь педагогических, специальный курс семейного воспитания — вместо воспитания бесполого. Мы привыкли к тому, что мальчиков и девочек у нас учат одинаково, как будто это одни и те же существа. На самом деле они совершенно разные. Почему образование у них должно быть одинаковым? Его необходимо дифференцировать.
У меня есть одна идея, возможно, ее нужно апробировать. Допустим, с 8 класса вводится раздельное обучение. Имеется в виду — раздельное не по школам, а по классам, специально ориентированным. Так же, как ранее атеизм вкраплялся в каждый предмет, теперь в учебные дисциплины необходимо вкраплять семейные ценности. Чтобы они начинали звучать в душах детей. А то у нас каждый третий ребенок рождается вне семьи. То есть полноценную семью он вообще никогда не видел!
Проблему детского сиротства решить несложно. В стране очень много добрых людей, но у них нет средств. Где их взять? Во-первых, необходимо изменить систему усыновления. В Калужской области, кстати, это уже начали делать. Каждому усыновителю стали оставлять государственные деньги, которые шли на содержание сироты. Раньше их после усыновления отнимало государство. Детские дома стали закрываться, а брошенных детей теперь разбирают в семьи. Экономится 4–6 миллионов рублей, которые при прежнем подходе пошли бы на содержание штатных работников детских домов. Я знаю по собственному опыту (у меня два детских дома, которые я опекаю), что содержать такой штат очень дорого, гораздо эффективнее платить какой-то конкретной семье. Но как добиться того, чтобы наша государственная система опеки выпустила из своих рук бюджетные деньги, которые она расходует неэффективно?
Вышеупомянутые меры вообще не требуют затрат со стороны государства. Но есть и другие — более дорогие. Тут потребуются средства. Я имею в виду, прежде всего, полную медицинскую диспансеризацию детей; создание системы государственного воспитания, которая бы полностью охватывала всех беспризорных. Эта система должна включать в себя различные клубы, кружки по интересам и т. д.
Необходимо отделить абортарии от роддомов, сделать аборты платными. Освободить акушерок от обязанности делать аборты, как это уже принято в других странах. У нас в одном и том же здании детей принимают, и здесь же, через стену, при аборте убивают! Причем зачастую это делает один и тот же врач.
У нас почти все беременные женщины, которые приходят в гинекологическую консультацию, выдерживают страшный психологический напор со стороны врачей, намеревающихся обязательно убить еще не родившегося ребенка. Особенно если этот ребенок второй, третий и т. д. Врачи в этом заинтересованы, потому что каким-то образом получают определенные деньги. Вроде бы небольшие, но в результате складывается приличная сумма. Всю систему здравоохранения нужно обязательно изменить!
Просмотров: 470 | Добавил: MainEditorM | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: