Разговаривая с одним человеком, уже много лет подвизающемся на ниве миссионерства, я услышал от него следующую мысль: «я рад, что современная молодёжь (и вообще обращающиеся к Церкви) выросла в основном «вне традиции». Это даёт шанс на успех миссии». Почему так? спросил я. «Потому, что они способны критически думать, сами получать информацию, сопоставлять её и приходить ко Христу, и уже через Него адекватно воспринимать формы церковной жизни. Выросшие же в «традиции» как бы «зацементированы», им главное – традиция».
И действительно. Миссия – это всегда некое «начало с нуля»: мы говорим людям о смерти и бессмертии, о счастье и скорби, о том, что счастье и бессмертие – это Иисус Христос. Говорим и о Его Церкви; но неизбежно в миссионерском разговоре Церковь отходит на второй план и получает значение некоего «инструментария», но никак не самостоятельной духовной ценности. Это тем неизбежнее, что, если говорить людям правду, а не расписывать им замечательные эмпиреи, кои не будут иметь к их жизни никакого отношения, Церковь как Тело Христово они не увидят и не найдут сразу; чтобы почувствовать Церковь как Тело Христово, им придётся сначала углубиться в себя, понять, что они и есть в первую очередь члены Тела Христова; это сопряжено со скорбями реальной церковной жизни, о которых мы уже много говорили. Миссия, говоря проще – это проповедь Христа, а не Церкви. В деле миссии никак нельзя ставить на первое место традицию. Нормальным путём человек приходит в традицию сам, но уже вторичным образом. (Я оставляю за скобками определение того, что такое «традиция»; надеюсь, что в контексте данного рассуждения понятно, о чём речь.) Проиллюстрирую изложенное следующей аналогией:
Миссия – это: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13, 35).
Традиция: по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете поститься по средам и пятницам.
(Наученный горьким опытом, считаю необходимым сразу оговориться, что я не выступаю против поста по средам и пятницам.)
Этот разговор был довольно давно. А вспомнилось мне о нём вчера, когда я читал книгу ««Заветы жизни» – из жизни и учения архимандрита Епифания Федоропулоса», М. 2003. Человек родился и сформировался в многовековой греческой православной традиции. Что я увидел? Несомненно выдающийся пастырь, благодатный духовник, прекрасный человек, настоящий христианин. Но как только он выходит из сферы личных христианских и пастырских взаимоотношений – тут же вещи, к Евангелию имеющие странное отношение: ригористическая строгость канонов (своего гостя копта не пустил на порог храма – «нельзя молиться с еретиками»; буквализм постов и проч.); злые «масоны», правящие Грецией, и т д. Причём, всё это подаётся именно от лица Церкви, как нечто незыблемое. Ещё раз повторю: я не против постов и канонов. Но нельзя смешивать Божественное и человеческое. Пример. Вот о. Епафаний кого-то строго отчитывает за единичное нарушение Успенского поста, и говорит: «Церковь установила, а ты кто такой?» Так в том-то всё и дело, что Церковь Успенский пост вовсе не устанавливала. Церковью канонически установлен Великий пост, посты в среду и пятницу и причащение натощак. Всё остальное вошло в церковную жизнь явочным порядком, не являясь ни церковным, ни, тем более, Божественным – а всего лишь человеческим установлением.
Спрашивается: почему о. Епифаний чувствовал совсем по-другому? Потому что его воспитывала традиция, а не миссия. Миссия – это преподание Божественного. Традиция – преподание человеческого, пусть сколь угодно высокого и с Божественным смешанного.
Вот и ещё одна проблема, которую невозможно обойти в разговоре о миссии.
Источник: http://igpetr.livejournal.com/7503.html
|