Валерий Ганичев - "Многим путь был еси ко спасению". | 17:36 |
Всегда меня занимал вопрос: как рождаются добро, добродетель? То ли это следствие врождённого чувства у человека, то ли приходит с родительским словом, то ли передаётся, как эстафета, от соприкосновения с духовно наполненным, благородным поводырём? То Тайны Божий... Ревностню Крестителю уподовляяся, от юности Еоговн угодив,старец влагодатный множеству ученик явился еси, с ними же ликуеши на Небесех- Феодоре преподобне отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим. / Тропарь, глас 4 Преподобный Феодор родился в 1718 году в селе Бурнаково Ярославской губернии в семье потомственных дворян. Во святом Крещении был наречён Иоанном. В младенчестве он лишился матери. Вскоре отец его женился на овдовевшей помещице Параскеве Кузьминовой, которая и воспитала его в вере и благочестии. Дворянский сын, Иван Ушаков начал свою службу, как и многие дворяне, в храбром, бесшабашном и буйном Преображенском полку, вёл достойный гвардейца образ жизни: был готов отдать жизнь за Бога, Императрицу и Отечество, за немалые способности быстро произведён в капралы. Но в жизни гвардейцев были и другие «подвиги»: они пили, буянили. От похмелья по утрам побаливала голова, дух веры не просыпался. И вдруг однажды, как гром среди ясного неба, в тот час, когда рухнул во время кутежа собрат-гвардеец и испустил дух без покаяния, Иван очнулся. Очнулся, огляделся и понял, что живёт во грехе. Душа его встрепенулась, позвала к очищению. Промыслительно даровал Господь этот трагический случай Ивану, чтобы он вспомнил о спасении души. Может быть, впервые тогда для него прозвучали в ней слова: «Помни час смертный!» — много позже начертанные на иконе его святого образа. В одночасье бросил он службу, переоделся и бежал в северные поморские леса. Молился, постился в брошенной келье. Потом, теснимый чиновными ревизорами, рыскавшими в поисках бежавших крепостных, перебрался в Площанскую пустынь в Орловской губерниии, в уединённую келью, но там был отловлен как бездокументный бродяга и оказался перед судом. Преображенец? Дезер¬тир? Клятвоотступник? Давно не было таких. Предстал он перед самой Императрицей Елизаветой Петровной. Такой приблизительно, как говорили современники, состоялся разговор между Императрицей и беглым преображенцем. И Иван был пострижен в монахи в Александро-Невской обители 13 августа 1748 года. Постриг, в присутствии императрицы Елисаветы Петровны, совершил начальствовавший тогда в Лавре митрополит Феодосии, нарекший нового монаха именем Феодор, тезоименно Великому князю смоленскому Феодору Ростиславовичу. Стоял он после этого у кружки подаянной в Лавре. Прослыл честнейшим и чистейшим монахом, к которому толпами шли верующие. Некоторые монахи ревновали. А он молился за всех, просил прощения за грехи их у Бога. И Бог, наверное, прощал их за усердия его, потому многие из монахов Лавры пошли за ним в Саровскую пустынь. И там совершали дела во имя Бога, помогали всем сирым и убогим. Ширилась вокруг Феодора слава духовного подвижника, безсребреника, трудолюбца, милостивца. И слава о душевном, добром, духовно просветлённом монахе пошла по Рязанской,Тамбовской, Симбирской, Воронежской земле. В 1759 году монах Феодор с учениками переселился в глухую Санаксарскую обитель на Тамбовщине, которая была в ведении Саровской пустыни. В Санаксаре по пришествии отца Феодора стали наращивать кельи, распахивать пашню, принимать богомольцев, была восстановлена старая церковь. Бывший тогда епархиальным архиереем епископ Лахомий, зная отца Феодора и радуясь возрождению Санаксарской обители, призвал его к себе и предложил быть настоятелем монастыря, приняв священство. По смирению, отец Феодор отказывался, считая себя недостойным, но, убеждённый владыкой, в декабре 17б2 года был рукоположен во иеромонаха, и поручена ему настоятельская должность.
Впоследствии в монастыре была воздвигнута каменная двухэтажная церковь. «Облечённый саном священника о.Феодор с невыразимым благоговением совершал служение в церкви. Во время литургии он весь сиял какой-то необычайною красотой и весь тот день находился в глубокой радости, ярко выражавшейся на его лице. Настоятелем он был твёрдым и строгим, в наставлениях нарочитое имел искусство, в рассуждениях был остр и пространен... В общем, на богослужение посвящалось в пустыни в сутки часов девять, а в воскресенья и полуелейные дни — десять и более того; при всенощном бдении — до двенадцати», — писали современники. Старец завёл у себя первую и прочную основу иночества: личное руководительство братии и полное откровение помыслов, днём и ночью, была открыта его келия, и часами он говорил с иноками. На монастырские послушания: покос, рыбную ловлю — выходили все во главе с настоятелем. На общей трапезе присутствовали все монахи, за исключением тяжело больных. Пища была простой и умеренной, без пирогов и белого хлеба, который не полагалось вкушать даже на Пасху. Каждому брату для назидания выдавались из библиотеки одна-две книги. Сама жизнь настоятеля была поучительной: старца отличали смиренномудрие, кротость, незлобие, прямодушие и одинаковая по отношению ко всем ласковость. В монастырь приходили крестьяне, молились, просили у Бога заступничества. Отец Феодор был нетерпим только к тем, кто нарушал Божий и земные законы. Богомольцы тянулись к его светлому слову и молитве, но были и те, кто строил ему козни. Не любили праведное слово, обличение страстей и многие власть предержащие. Вера для таких хороша лишь тогда, когда она их благословляет, обслуживает, а когда требует справедливости для всех, соблюдения одинаково всеми христианских законов — становится неугодной и неудобной. Стал неудобен для местного воеводы и отец Феодор. По его наущению решением Синода был отправлен оклеветанный старец на Соловки. В Санаксар был прислан посыльный, чтобы описать его имущество и в сундуках отправить на Север. Но имущества оказалось всего: войлок коровьей шерсти на холстине, небольшая подушка, овчинная шуба, мантия и ряса. С этим его и отправили на Соловки. Девять лет он молился в северном монастыре, но затем о нём было доложено Императрице, и она возвратила его в Санаксар, где усердно о. Феодор работал Богу и скончался 19 февраля 1791 года на 73-м году жизни. Похоронили его в Санаксарском монастыре у воздвигнутого им храма, на северной стороне, где много позже упокоился и его племянник-адмирал, ибо память дорогого ему человека привела славного победами Ушакова в эти края в конце пути, а его образ жизни: милосердного, богомольного, доброго отшельника — не случайная веха в конце жизни, а был скорее зовом святого подвижника, позвавшего племянника на путь спасения, великодушия и добродетели перед смертью. Так и покоились они там — два великих человека своего времени, два великих святых подвижника XVIII века. А в конце XX и начале XXI века свершилось чудо. Восстановленный из запустения и благоустроенный отцом Феодором Санаксарский монастырь просуществовал до 1920 года. После революции обитель закрыли. Третье рождение монастыря произошло в 1991 году. Братия вновь возобновленного монастыря во главе с нынешним наместником — архимандритом Варнавой (Сафоновым) долго и кропотливо собирали многочисленные факты посмертных чудотворений, необходимые для канонизации старца Феодора (Ушакова). В 1999 году были обретены честные мощи его, и он был прославлен как местночтимый святой Мордовской епархии, а в 2004 году на Архиерейском Соборе РПЦ принято решение об общецерковном почитании преподобного Феодора, старца Санаксарского. Память его совершается 4 марта, 4 мая (обретение мощей), 5 июня (Собор Ростовских святых). Святые мощи его покоятся в соборе Рождества Богородицы Санаксарского монастыря, куда впоследствии были перенесены и мощи святого адмирала Феодора Ушакова. Множество паломников притекают сюда поклониться преподобному Феодору Санаксарскому. Преподобие отче Феодоре, моли Бога о нас!
Валерий Николаевич ГАНИЧЕВ Источник: Ссылка - норма приличия. copyright © 2008 "Русский Дом"
| |
Просмотров: 470 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |