Архимандрит Зинон: необходимо неуклонно сохранять древние традиции русской иконописи (Автор Русский обозреватель) | 20:12 |
Один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, приверженец древних византийских традиций иконописи, православный теоретик и мыслитель архимандрит Зинон крайне встревожен качеством икон в современной России. Об этом он рассказал в интервью «Российской газете». «Патриарх Алексий I просил не приносить в храм бумажные цветы, потому что в них нет правды, - рассказал иконописец. - Еще гораздо раньше митрополит Московский Филарет (Дроздов) говорил, что поддельные камни и поддельные металлы нельзя употреблять в церковном обиходе не потому, что они малоценны, а потому что заключают в себе ложь. Всякие механические способы воспроизведения икон Церковью не одобряются. Но, очевидно, теперь обстоятельства заставляют... Это принимает иногда чрезвычайно уродливые формы, и в наших иконных лавках продаются такие иконы, которые не имеют права на существование». «Посмотрите, что творится в наших храмах сегодня, - говорит отец Зинон, - люди молятся перед чем угодно, церкви наполнены иконами самыми неожиданными и чуждыми. Многие из них, и даже целые иконостасы, написаны так, что явно мешают молитве. Человек должен молиться благодаря иконе, а не вопреки, об этом почему-то часто забывают». Иконописец категорически не согласен с некоторыми священнослужителями, считающими, что каноническая икона трудна для восприятия мирянами, и лучше её заменить живописной. «Я уверен, что для большинства не менее непонятны стихиры, ирмосы и сам богослужебный язык, уж не говоря о структуре богослужения, однако, едва ли кому-то придет мысль упростить богослужение применительно к духовной малообразованности. Задача Церкви - возводить людей к высоте боговедения, а не самой снисходить до человеческого невежества, заявляет архимандрит Зинон. - Поэтому отвергающий подлинно православную икону тем самым ставит под сомнение правильность своего восприятия богослужения и, в частности, Евхаристии, из которой икона рождается». Отец Зинон убеждён, что немало вреда церковному искусству принесло развитие полиграфической техники. «Я заметил, что люди приходят в Третьяковскую галерею, смотрят на «Троицу» Андрея Рублева, и ничего особенного в ней не видят, - рассказал архимандрит. - И на марках почтовых, и на открытках, и даже на конфетных коробках к Пасхе - повсюду тиражируется великое церковное творение. Примелькалось так, что люди на него уже и не реагируют как на икону вовсе... Икона должна свидетельствовать об истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее по определению быть не может». Священнослужитель убеждён, что требования к тем, кто идет учиться иконописи, должны быть такими же, как и к будущим семинаристам, и по статусу иконописцы должны быть уравнены со священнослужителями. Архимандрит Зинон родился в 1953 году. Он получил светское художественное образование: после школы поступил в Одесское художественное училище, на отделение живописи «Если в Москве и Петербурге сохранялись хоть какие-то остатки подлинной русской культуры, то в нашем краю ничего подобного и не было никогда, - рассказывает иконописец о местах, где он провёл свои детство и юность. - Ведь всерьёз осваивать эти земли русские начали только при Екатерине Великой, в конце XVIII века. В основном здесь обитали турки, цыгане, евреи, молдаване... «Котел народов» сплошной. Даже разговорный язык на моей «малой родине» специфический. Вроде бы русский, но не всякий приезжий, скажем, москвич в нём разберётся и сразу поймёт. Малороссия - одно слово». Иконописью мастер начал заниматься ещё в 70-е годы, когда в Советском Союзе официально не было иконописцев и не осталось практически никого из представителей русской иконописной школы. Сейчас отец Зинон - один из самых авторитетных мастеров современной русской иконописи, строго придерживающийся древних византийских традиций. В 1995 за вклад в церковное искусство он первым из церковных деятелей получил Государственную премию России. В последние годы архимандрит Зинон работал в Вене - расписывал купол, своды и стены самого крупного храма Московского Патриархата в Западной Европе - недавно отреставрированного Свято-Николаевского собора. «После работы в Вене меня пригласили на Афон, в греческий монастырь - там тоже требуется храм расписать, - рассказал в интервью отец Зинон. - Года на четыре работы, по-моему». | |
Просмотров: 477 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |