«Духовно-нравственное воспитание военнослужащих ВС России в современных условиях» | 21:49 |
Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерала армии Александра Васильевича Белоусова на военной секции «Церковь и Армия. Роль православной культуры в формировании духовно-нравственных основ воинского служения Отечеству», прошедшей в рамках XVII Международных Рождественских образовательных чтений 17 февраля 2009 года.
Ваше Преосвященство! Досточтимые отцы!
Товарищи генералы и офицеры! Уважаемые гости! Искренне рад приветствовать всех вас на очередном заседании военной секции Международных Рождественских образовательных чтений, которая традиционно проходит в ведущем образовательном учреждении Вооруженных Сил России – Военной академии Генерального штаба. В ходе Рождественских чтений принято оценивать итоги совместной деятельности Русской Православной Церкви, российской общественности и государства по укреплению духовных и нравственных основ фундаментальных социальных институтов и сфер жизнедеятельности народа: семьи и школы, армии и государства, традиций, науки, культуры в целом. Рождественские чтения являются также важнейшим церковно-общественным форумом, предлагающим обществу и государству пути решения проблем, которые неизбежно возникают в процессе общественного развития. Нынешние Рождественские чтения посвящены духовно-нравственным основам науки, образования и культуры, а военная секция – роли православной культуры в формировании духовно-нравственных основ воинского служения Отечеству. Для нас, людей военных, актуальность этих проблем очевидна. Особенно для тех, кто профессионально занимается военной наукой и военным образованием. Прежде всего, это касается всех работников высшей военной школы, а в широком смысле – всех командиров и начальников, каждого офицера и сержанта, на чьих плечах лежит ответственность за обучение и воспитание подчиненных. Духовно-нравственное воспитание в армии представляет собой процесс формирования высоких духовных и нравственных качеств защитников Отечества, в основе которого лежит вера в святость народных идеалов, любовь к родной земле, убежденность в торжестве добра над злом. Эти духовные истины, восходящие к смыслу жизни отдельного человека и народа в целом, исповедуют все традиционные религии России, и в первую очередь – Русская Православная Церковь. В усвоении этих истин каждым гражданином страны государство и Церковь видят свою важнейшую задачу. Именно поэтому духовно-нравственное воспитание воинов было и остается краеугольным камнем военно-церковного сотрудничества. Однако традиционность тематики не должна вводить в заблуждение относительно содержания духовно-нравственного воспитания военнослужащих на различных этапах развития государства и ее военной организации, в различных условиях внешнеполитической и внутриполитической обстановки. Увидеть и понять эту специфику позволяет рассмотрение духовно-нравственного воспитания военнослужащих в трех аспектах: научном, образовательном и культурном. Объективно анализировать военно-политическую обстановку, правильно определять угрозы Отечеству, меры по укреплению обороны и безопасности государства призвана современная наука и, прежде всего, - военная наука. На основе научных данных определяются цели, направления, формы и методы военного строительства и строительства Вооруженных Сил, подготовки и воспитания личного состава. Сегодня совершенно недостаточно сказать, что мы должны воспитывать воинов-патриотов, готовых самоотверженно выполнить свой воинский долг, хотя воспитание патриотизма было и остается центральной задачей органов государственного и военного управления. Идея патриотизма во все времена была определяющей и в деле воспитания русского солдата и офицера. Суть первого, научного аспекта духовно-нравственного воспитания военнослужащих, состоит в том, что, опираясь на идеи патриотизма и государственности, современная наука может и должна давать ответы на вопросы: к какой войне и какими средствами следует готовить воина-профессионала. Если первая часть вопроса обращена преимущественно к военной науке, то вторая его часть адресована также науке церковной. Мировоззренческий и идеологический плюрализм, провозглашенный Конституцией России в 1993 году, до сих пор вызывает споры среди ученых. По этой же причине ряду научных школ и направлений, выходящим за рамки парадигмы советского периода, и сегодня отказывают в праве на научность. Признание возможности и перспективности военно-церковного сотрудничества в науке происходит постепенно. Однако первые шаги в этом направлении уже сделаны, причем сделаны в стенах нашей академии. Думаю, для многих памятна презентация церковно-научного центра «Православная энциклопедия», на который был представлен Девятый том Энциклопедии со статьями в том числе и наших преподавателей. В последние годы в академии защищено несколько диссертаций, посвященных духовным основам военной безопасности государства и военно-конфессиональным отношениям в современной России. Наши коллеги-ученые из Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета на кафедре пастырского богословия также ведут научные исследования, обобщающие опыт новейшей истории взаимодействия Армии и Церкви. Хорошо известно, что материала для подобных научных обобщений накоплено немало. 2 марта сего года исполнится ровно 15 лет со дня установления официальных отношений между Русской Православной Церковью и Министерством обороны Российской Федерации. Думаю, уместно с благодарностью вспомнить, что начало современному этапу военно-церковных отношений положил недавно почивший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Успешное развитие этих отношений стало возможным в результате активного личного участия Предстоятеля Русской Православной Церкви в деле укрепления духовных основ воинского служения в современной России. По благословению и при участии Святейшего Патриарха была сформирована система взаимодействия между Вооруженными Силами и Русской Православной Церковью, были установлены и начали развиваться военно-конфессиональные со всеми традиционными религиозными организациями России, включая ислам, иудаизм и буддизм, фактически был воссоздан институт военного духовенства. Сегодня уже тысячи священнослужителей добровольно, в рамках существующих соглашений духовно окормляют российских военнослужащих и членов их семей, участвуют в их просвещении и воспитании. Их работа востребована на всех уровнях военной организации и практически везде находятся точки приложения их знаний, умений и профессионального опыта: в казармах и на учениях, в аудиториях вузов и кабинетах командующих. Это подтверждают соглашения о сотрудничестве, инициативно заключенные всеми видами Вооруженных Сил и родами войск с Русской Православной Церковью. Хорошо известно, что на протяжении всех 15 лет обсуждается вопрос о законодательном введении штатного духовенства в Вооруженных Силах и других силовых структурах Российской Федерации. Мнения высказываются самые различные, нередко прямо противоположные. Представляется, что свои суждения по данному вопросу должна высказать как военная, так и церковная наука. Глубокое научное исследование этой актуальной проблемы могло бы стать совместным проектом военных и церковных ученых. Уверен, что обоснованные ответы на вопросы о степени готовности Церкви и Армии к этому шагу, принесут значительно больше пользы, чем многочисленные дискуссии и заявления, апеллирующие более к чувствам, чем к разуму. Еще одной проблемой науки, как уже было сказано, является выявление сущности и содержания современного военного противоборства государств и иных общественно-политических сил. В настоящее время относительное согласие между учеными достигнуто в том, что нынешние войны все менее повторяют свои традиционные формы. Они все более становятся атипичными и асимметричными. Можно отметить как минимум две особенности современных военных конфликтов. Во-первых, это резкое возрастание роли информационно-психологического противоборства во время подготовки к войне и в ходе ее ведения. Во-вторых, это ведение борьбы с противником нетрадиционными методами. Каждая из этих особенностей должна учитываться во всесторонней подготовке личного состава Вооруженных Сил к участию в вероятных военных конфликтах. Центр тяжести в данной работе объективно смещается в направлении формирования духовной и морально-психологической готовности Вооруженных Сил России к войнам XXI века. О кардинальных изменениях в содержании современной войны заставили задуматься драматические страницы истории, которые пережило наше Отечество в недавнем прошлом. Согласитесь, трудно представить масштабы и мощь военной силы, которая бы была способна добиться распада такой державы, как Советский Союз, при этом самой практически не понести никакого урона. Так, вероятно, рассуждали и враги нашего государства, вынашивая планы уничтожения геополитического соперника. В итоге были разработаны нетрадиционные стратегия и тактика, нацеленные на подрыв идеологических основ советской государственности, выполняющих в те годы роль духовной основы страны. Как известно, это позволило противнику достичь военно-политических целей - развала СССР и Варшавского договора - преимущественно духовно-идеологическим и информационно-психологическими средствами. В то время, когда командиры, политработники, партийные и комсомольские активисты воспитывали личный состав в духе любви к Отечеству и ненависти к империализму, враг сумел расчленить Советский Союз и уничтожить мировую систему социализма, а идеологию ранее ненавистного капитализма внедрить в общественное сознание бывших социалистических стран. Как своевременное предупреждение звучат слова русского офицера, автора получившего известность и признание труда «Всемирная мятежевойна» полковника Генерального штаба Евгения Эдурадовича Месснера о том, что сегодня «надо отказаться от веками установившихся понятий о войне. Надо перестать думать, что война - это когда воюют, а мир - когда не воюют. Можно быть в войне, не воюя явно». В XX – начале XXI веков были осуществлены и другие нетипичные операции, хотя и менее масштабные. Это и отделение Косово от Сербии, и государственный переворот в Ираке, и разжигание серии конфликтов на Кавказе. Возникает вопрос: что необходимо сделать сегодня, чтобы Россию не постигла участь Советского Союза? Думаю, что у большинства присутствующих в зале нет сомнений насчет того, что такие планы у недругов России имеются. И здесь, на мой взгляд, уместно перейти ко второму аспекту проблемы духовно-нравственного воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации в современных условиях. Речь идет об образовании военнослужащих в самом широком смысле этого слова. Я не буду касаться организационной стороны осуществляемой ныне реформы системы военного образования. В рамках военной секции Рождественских образовательных чтений важнее сказать о принципиальных подходах к военному образованию. Прежде всего, считаю нелишним напомнить, что процесс образования представляет собой неразрывное единство воспитания и обучения, и военное образование в этом отношении не является исключением. Напротив, выдающиеся русские полководцы, ученые, педагоги на первое место в образовании воина ставили воспитание, а уж затем обучение. Думается, не стоит упрощать такой подход, принижая одну из сторон образования. Важно понять, почему они делали такой акцент на воспитании. Вспомним слова прекрасного ученого и офицера, выпускника, а затем и начальника Военной академии Генерального штаба Андрея Евгеньевича Снесарева. Рассуждая о том, почему и каким должен быть образованный военный человек, он, в частности, писал: «Хотя и распространено мнение, что военный человек является каким-то упрощенным профессионалом без нужных посторонних знаний и без научной базы, проще говоря - неучем, но нет грубее и ошибочнее этого взгляда. Было бы правильнее проповедовать совершенно противоположный взгляд. Военному теперь нужен кругозор, многосторонность понимания, сложный цикл сведений, особенно теперь, когда требование интеллигентности давно признается необходимым достоянием самого последнего рядового». Личность А.Е. Снесарева, его знания, убеждения и идеалы позволяют понять, о какой интеллигентности военного человека он говорил. В первую очередь, он имел в виду мировоззренческую культуру военного специалиста. Важнейшей военной наукой он считал так называемую «философию войны», которую определял как научно переработанное или «обнаученное» военное миросозерцание и которую называл «высшим учением о войне», позволяющим выяснить «истинное значение всех факторов военного искусства и особенно значение духовной стороны». Методологическая культура позволила ему вскрыть коренные изменения, происходящие в содержании войны, возрастающую роль воспитания, причем не только армии, но и всего народа. На примере анализа причин и последствий разгрома Франции в 1871 году Германией он сделал важнейший вывод о том, что бремя войны не может нести одна только часть населения, т.е. военные, а должно нести все население. «Для этого оно должно быть воспитано по-военному», а это значит – оно должно пройти не только ту стадию технического военного образования, которая неизбежна на случай войны, оно должно понять и продумать ее духовную сторону, понять ее неизбежность, важность, оценить ее государственный смысл. Сегодня без преувеличения можно сказать, что каждому гражданину России, тем более – военнослужащему, нужны не только профессиональные знания, но непрерывный «курс родинолюбия и долга», широкая осведомленность о происходящих в мире геополитических и военно-политических процессах, умение оценить их с позиций интересов Отечества, выявить духовный и идейный смысл происходящих событий. Вполне осознанными и воспринятыми душой должны стать конституционно закрепленные ценности российского народа: государственный суверенитет, язык, народная власть, история, культура. Законодательно признанная особая роль православия в создании российской государственности и духовности, его непреходящие ценности также должны быть отнесены к предметному полю духовного пространства, подлежащему безусловной защите. Следует знать и помнить, что семья, как освященный высшим смыслом социальный организм и животворящая клеточка общества, детство, материнство, отцовство, личная и общественная нравственность, любовь к Родине, чувство долга перед ней, – все это важнейшие элементы духовного пространства России, которые являются объектами целенаправленной и скоординированной в международном масштабе геополитической экспансии. Авторы и исполнители экспансионистских программ против России тщательно маскируют свои намерения и действия. Их общий замысел сводится к следующему: добиться эффективного манипулирования общественным сознанием населения, подавить духовное сопротивление наиболее стойкой его части, сформировать устойчивые представления об ущербности и неизбежной «трансформации» российского государства и всех его смысложизненных, ценностных атрибутов, начиная с идеологии (ее уже в качестве государственной нет) и заканчивая, естественно, территорией и ее богатствами. В общем, классическая геополитическая стратегия, но ее особенность в том, что данная модель не начинается вопросом о территории, а заканчивается. Исходным пунктом и целью геополитических стратегий становится разрушение духовного пространства противника. В этих условиях необходимо осознавать, что без просвещенного патриотизма ратный труд и само понятие «защитник Отечества» теряют свой корневой смысл, а Россия обрекается по словам великого А.В. Суворова на «скудное будущее» и «бесславную судьбу». Снесарев, предлагавший обширную программу военного отечествоведения, замечал: «Знать свою страну - это долг всякого военного, знать ее с военной стороны - это его профессиональная обязанность». Только путем основательного изучения своей Родины может дозреть и укрепиться любовь к ней, которая для офицера должна быть краеугольным камнем его мировоззрения. Конечно, было бы дико вообразить себе военного человека, который бы относился к своей стране с равнодушием или неуважением. Но «для военного мало инстинктивной любви, любви по привычке или по вере, а нужна любовь проверенная, основанная на знании фактов, на знании как положительных, так и отрицательных сторон своей страны». Национальный военный прогресс и дело государственной обороны невозможны и без подлинного служения Родине, предполагающего качество знаний и истинность веры. На это указывал выдающийся русский мыслитель Иван Александрович Ильин. Такое служение немыслимо без глубокого усвоения достижений отечественной и зарубежной военной культуры, уроков военной истории - этих главнейших первоисточников военного дела, важнейших рычагов образования и воспитания воина-профессионала-гражданина. На глубокое понимание нынешних и будущих проблем должна быть нацелена военно-историческая работа. Вот что писал по этому поводу Александр Андреевич Свечин, не случайно названный «Русским Клаузевицем»: «Не вглядываться в прошлые события, не изучать причины наших поражений - значит не желать исцелить нашу армию от сковывающих ее недугов, не желать ей в будущем побед. Природа всего военного знания историческая. Страницы прошлого должны представлять для нас не могильные памятники, а оружие для борьбы в настоящем, ключ к его пониманию. Расцвет русской военной истории только и может произвести на свет русскую доктрину». Акцентируя тему военной доктрины, автор «Истории Русской Армии» военный теоретик А.А. Керсновский подчеркивал, что «сущностью той грани русского национального монолита, что носит название русской национальной военной доктрины, является превосходство духа над материей». О значении духа для русского человека прекрасно сказал И.А. Ильин: «Без духа и вне духа мы не имеем истинного бытия, а остаемся, по словам Гоголя, «существователями». Не случайно и в советские времена моральный дух Вооруженных Сил СССР определялся как «духовная готовность и способность армии переносить испытания войны и добиться победы над врагом»1. В теснейшей взаимосвязи воспитания и обучения в Русской армии был сформирован уникальный тип офицера – носителя православных ценностей, преданного идее государственного служения, обладающего глубокими знаниями, честью и достоинством. Излом национальной культурной традиции в начале ХХ века и постепенное возвращение к своим духовным истокам в настоящее время делает актуальным третий аспект духовно-нравственного воспитания, связанный с формированием военной культуры. Пора пересмотреть отношение к культуре военного человека, как степени его эстетического воспитания, способности оценивать прекрасное и героическое в изобразительном искусстве и литературе и т.д. Это важные составные части внутреннего мира личности, но далеко не определяющие культуру человека, тем более – военного. Российская императорская армия не была совершенной, но обладала самобытной военной культурой, интеллектом и оставила нам богатейшее наследие русской военной классики. В ней содержатся принципиальные ответы на многие вопросы современного военного строительства. На этот бесценный духовный капитал следует в первую очередь опираться при возрождении военной мощи России. Отечественная военная культура представляет собой спасительную систему идейного верования, духовной помощи и нравственного водительства, подлинный кладезь истинного патриотизма, плодотворных, жизненно важных, злободневных и перспективных знаний и идей. К великому сожалению, понимания этой прописной истины в Вооруженных Силах пока недостает. По-прежнему не находит поддержки идея издания многотомной «Библиотеки отечественной военной классики» по примеру осуществленной уже государственной программы снабжения школьных библиотек России книгами классиков отечественной литературы (серия из 100 томов!). Все понимают необходимость обеспечения войск современной техникой и вооружением. А вот их потребность в надежном духовном, информационном оружии всерьез, видимо, не осознается. Решение этой архиважной проблемы посильно, на основе частного почина, при помощи ряда должностных лиц и многих отзывчивых людей продолжают подлинные энтузиасты возрождения военного культурного наследия России. В их числе коллектив «Российского военного сборника». Видимо, многим присутствующим хорошо известны изданные им книги – «Душа армии», «Стратегия духа», «Государственная оборона России», «Афганские уроки», «Военно-морская идея России», «Христолюбивое воинство» и многие другие. Всего более 20 книг. В настоящее время подготовлен к изданию очередной том – «Защита Отечества. Военные заветы и уроки Петра Первого», посвященный 300-летию Полтавской битвы, которое будет отмечаться в июне сего года. Без преувеличения можно сказать, что многие труды советских и современных российских ученых достойно продолжают традиции отечественной военной классики. Свой вклад в это дело вносит и научно-педагогический состав Военной академии Генерального штаба. В завершении доклада хотелось бы поставить еще один вопрос: какими качествами, умениями, знаниями должен обладать тот воспитатель и учитель, который смог бы передать современному воину все богатство духовной и военной культуры наших великих предшественников, научить обнаруживать скрытые угрозы, раскрывать замыслы противников, отражать «нетипичные» удары и при этом служить примером верности воинскому долгу и Отечеству? В одночасье таких воспитателей и подчиненных не сформируешь. И в одиночку таких задач не решить. Поэтому наша первоочередная задача в деле духовно-нравственного воспитания военнослужащих состоит в объединении усилий, оказании взаимопомощи, дальнейшем наращивании опыта взаимодействия и самого тесного сотрудничества. Каждому из нас - и офицеру, и священнику, - следует неустанно обогащать духовный багаж, свои знания, следуя завету адмирала Макарова, призывавшему «помнить войну», и девизу А.В. Суворова – «Тяжело в учении – легко в бою!». Желаю всем участникам военной секции XVII Международных Рождественских образовательных чтений плодотворной работы. Выражаю уверенность, что обмен опытом и стремление к пользе Отечества помогут вам принять программные решения на ближайшую перспективу и в дальнейшем с честью их выполнить. Да поможет Вам Господь в этом жизненно важном для России деле! Благодарю за внимание!
ПОБЕДА.RU
| |
Просмотров: 956 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |