ТРАГЕДИЯ РОССИИ. | 10:59 |
В размышлении над прошлым России и Русской Церкви, оценивая их настоящее и думая об их перспективах, мы (то есть наше церковное общество) странным образом преуменьшаем значение советского периода отечественной истории (я уж не говорю о весьма ощутимой тенденции советское время восхвалять). Большинству кажется: был такой эпизод в нашей жизни – и прошёл, и мы – вновь Великая Россия, вновь Святая Русь. Но на самом деле большевизм Россию – не больше, не меньше – стёр с лица земли. Традиции почти тысячелетнего духовного, культурного и общественного развития нашего отечества в советское время оказались не просто сломлены, а с корнем выкорчеваны и с жестокостью, не имеющей аналогов в истории, уничтожены. Большевизм, по выражению Варлама Шаламова, смертельно растлил душу русского народа; лучшие его качества были целенаправленно и цинично сведены к нулю, а худшие – культивированы до максимальной степени. Россия как цивилизация и христианская культура, как живая преемственная традиция, закончила свое существование. Мы живём в совсем другой стране. Само слово «Россия», которое мы употребляем сейчас, является не синонимом исторической России, а абсолютным антонимом.
Такая точка зрения сейчас не только непопулярна, но идёт вразрез с сегодняшней идеологией – идеологией как общественной, так и, увы, церковной. Главная характеристика её – триумфализм: мы самые великие, самые духовные, у нас самая лучшая история и самое великолепное настоящее; а если и встречались кое-где у нас порой отдельные недостатки, то это потому, что высоконравственный и высокодуховный наш православный народ постоянно подвергался козням коварного, еретического, бездуховного и растленного Запада. Короче говоря – мы встаём с колен (то, что при этом голова остаётся лежать на земле, мало кого заботит). От этого безумного морока можно было бы по-настоящему впасть в уныние, если бы среди него не раздавались, пусть даже и единичные, голоса людей, называющих вещи своими именами и оценивающих прошлое и настоящее с позиции исключительно евангельской и исторической правды. В нашей Церкви – это автор презентуемой сегодня книги прот. Георгий Митрофанов. Он – пожалуй, единственный в общецерковном масштабе мыслитель, который говорит о значении советского периода нашей истории горькую, нелицемерную, очень неприятную, но – правду. В этом своём «алкании», «жаждании» и говорении правды о. Георгий выступает, во-первых, как человек глубоко церковный. Я бы даже сказал, что в трудах о. Георгия прежде всего важен именно пастырский аспект; он пишет свои книги и статьи не для того, чтобы что-то разоблачить, кого-то опровергнуть и с чем-то поспорить. Тексты о. Георгия – это замечательный и, увы, редкий в наши дни пример исключительно христианской, то есть евангельской и церковной – и никакой другой – оценки того, о чём он пишет. О. Георгий свободен от идеологии, от какой бы то ни было конъюнктуры; и это в наше насквозь идеологичное и конъюнктурное время само по себе чрезвычайно важно и ценно именно с точки зрения христианского воспитания личности. Во-вторых, о. Георгий (я знаю, что он относится к этому скептически, но я всё же буду настаивать на своём) предстаёт перед нами, как в этой книге, так и в остальных своих работах, как подлинный учёный-историк. Эта учёность только подчёркивается умением о. Георгия излагать свои мысли ясно, просто и доступно. Казалось бы – газетные и журнальные статьи (именно из них состоит его книга); но в каждой из них виден научный подход: всё аргументировано, все выводы опираются на бесспорный исторический материал; сам стиль лишён излишней публицистичности (чем, увы, часто страдают мои тексты), всё заставляет человека думать. В качестве примера приведу статью об А.В.Карташёве. В ней – минимум авторских выводов, написана она в «академическом» стиле; но само повествование об этом замечательном человеке и подбор его цитат говорит читателю о современной церковной ситуации больше, чем иная актуальная и пламенная публицистика. «Нерв» размышлений о. Георгия, как я уже сказал – христианская оценка нравственной и духовной судьбы России XX века. Поэтому в его книге доминируют темы Белого движения, русской эмиграции и событий Великой Отечественной войны. По мыли о. Георгия две важнейшие вехи того уничтожения России, о котором я говорил в начале своего выступления – это поражение Белого движения и победа СССР во Второй мировой войне. Историческая Россия – не как государство, а как духовная, культурная и национальная традиция (фантастической иллюзией возрождения которой живут сегодня многие церковные люди) – погибла на полях Гражданской войны; её осколки ещё многие годы сохранялись в эмиграции. О. Георгий даёт подлинную духовную оценку этому событию: народом нашей страны было отвергнуто христианское мировосприятие – и именно в этом главная причина того, что Белое движение не было поддержано русскими людьми. Война же 1941 – 1945 гг. примечательна для церковно-исторического анализа о. Георгия тем, что победа в ней лишила наш народ и самой возможности покаяния. Поэтому столь пристальное внимание обращает автор на генерала Власова. Массовое сознание воспринимает его только как предателя; о. Георгий увидел в нём то осознание ошибочности выбранного Россией пути, которое должно было бы быть у всего нашего народа. Победа этот росток покаяния задавила окончательно. После публикации таких текстов о. Георгия перед нами неизбежно встаёт вопрос: а что нам с этим делать? Проще всего (и, я думаю, это будет обязательно проделано) начать шельмовать книгу и её автора, возмущаясь и донося по начальству о том, что о. Георгий оправдывает предателей и тем самым подрывает основы, очерняет наше прошлое, льёт воду на чужие мельницы и поступает непатриотично, а следовательно (в рамках нашего сегодняшнего мышления) – и нецерковно. Но, как я уже сказал, о. Георгий рассматривает всё исключительно с христианской и научно-исторической точки зрения (и, кстати, замечу в скобках – я не знаю большего русского патриота и более церковного человека, чем прот. Георгий Митрофанов). И проблема покаяния, поднятая им, требует самого внимательного подхода. Я поясню свою мысль. Покаяние не есть какое-то кликушески-истеричное индивидуальное или социальное самобичевание, на практике приводящее не к приближению ко Христу, но к ещё более увеличивающейся неадекватности. Покаяние начинается с трезвого осознания в свете Евангелия своего положения, с нравственной христианской оценки прошлого и настоящего – как личного, так и общественного. Сегодняшний дух триумфализма и квасного ура-патриотизма, ликующего по причине побед хоккейных команд и прочих бессмысленных вещей этого рода, наибольшим образом препятствует такому покаянию. Но без него мы просто погибнем окончательно. Россия уже взвешена на страшных Божьих весах, она уже найдена слишком лёгкой (Дан. 5, 27). В России не осталось народа, вместо него – атомизированное население и паразитирующая на нём верхушка, плоть от плоти этого населения. Русская нация уже умерла духовно и нравственно, и вслед за этим умирает физически. Спасти – уже не народ, а отдельных, частных людей, не желающих гибнуть – может только коренной перелом в общественном мировоззрении. Начаться же он может только – если даже не употреблять слово «покаяние» – с критического осознания прошлого и настоящего. И в этом, если уж говорить какие-то высокие слова – первая и главная социальная задача Церкви, коль скоро она претендует на «совесть нации». Именно в Церкви должна начаться (должна уже была двадцать лет назад начаться!) эта покаянная работа. Увы! большинство церковных людей сегодня проникнуты духом общества; дух подлинной церковности, который являет о. Георгий Митрофанов – удел частных (и очень немногих) лиц в Церкви… Но если так будет продолжаться, то Церковь Русская разделит судьбу России. Поэтому вопрос, поставленный о. Георгием (употребим название его другой книги) – является ли Россия «Россией Ксеркса иль Христа», – сейчас не только чрезвычайно актуален, но и стоит со всею серьёзностью перед нашей Церковью. Только ли «Русская» наша Православная Церковь, или она в первую очередь Христова? Если церковное сознание не поднимается выше осознания себя частью народной жизни, то логике этой народной жизни, как я её обрисовал, Церковь неизбежно и подчинится. Если же она всё же Христова, то она должна не только осознавать, но говорить, кричать, вопиять, взывать на всех углах о том покаянии, о котором и пишет о. Георгий… Я здесь высказываю, конечно, исключительно субъективное своё мнение; но вот таким образом передался мне «нерв» автора презентуемой сегодня книги. И в заключение хотел бы отметить одно редкое качество автора, имеющее большое значение для меня лично. Одной из основных характеристик жизни современных русских людей является трусость. Мы стали трусливой нацией. Если бы мы были смелыми, взрослыми, если бы мужчины наши были мужчинами – у нас была бы другая жизнь… О. Георгий Митрофанов – смелый человек. И смелость его – не какое-то безрассудное лихачество или наплевательское отчаяние. Нет, это подлинно христианская смелость. О. Георгий услышал призыв нашего Господа – «не бойтесь», и последовал ему. Сегодня презентация смелой книги. Я хочу сердечно поздравить автора и пожелать ему так же смело, умно, с евангельской любовью к Церкви и России продолжать своё служение – алкать и жаждать правды о Христе и пастырски учить этому других. Благодарю за внимание. Источник: http://igpetr.livejournal.com/8844.html
| |
Просмотров: 544 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |