Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Май 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Май » 31 » Воспоминания об отце Александе Куликове: "Нам передавалась его любовь к богослужению"
Воспоминания об отце Александе Куликове: "Нам передавалась его любовь к богослужению"
12:33

Протоиерей Александр КуликовО протоиерее Александре Куликове, недавно почившем настоятеле храма святителя Николая в Кленниках на Маросейке, вспоминает его духовный сын и священник того же храма.

Постигая Бога через общение с человеком.

- Отец Николай, мы знали отца Александра, как деятельного священника: именно при нем был восстановлен знаменитый храм на Маросейке, где некогда служил московский старец святой праведный Алексей Мечев и его сын,   священномученик Сергий… А какой отпечаток отец настоятель оставил после себя как человек - в частности, в вашей жизни?

 

Панихида
Панихида

- Рассказ об отце Александре не стоит начинать с середины, тем более с меня. До Кленников, которые, конечно, стали центром в его служении, в его жизни был ведь и огромный 20-летний труд в Николо-Кузнецком храме. Его настоятель, отец Всеволод Шпиллер, видя деятельную натуру отца Александра, поручал ему все заботы о благолепии службы, благоукрашении храма: и ризница, и хор, и внешний ремонт, и реставрация интерьера храма, и решение проблем с вентиляцией – все было на нем. А к 1980 году в Кузнецах заботами и молитвами о.Всеволода и о.Александра произошло небывалое для тех лет: наверное, впервые в Москве брежневского времени в храме были расписаны алтари с соблюдением православного иконописного канона.

 Затем отец Александр участвовал в восстановлении Данилова монастыря: первые реставраторы икон и иконописцы Данилова – его чада. Он внес свою лепту и в восстановление после пожара Покровского храма Московской Духовной Академии, в восстановление Тогского монастыря, Оптиной пустыни – везде трудились его духовные дети, всего не перечислишь...

Протоиерей Александр Куликов. Фото Александры Никифоровой
Протоиерей Александр Куликов. Фото Александры Никифоровой

- И в то же самое время за этой активнейшей деятельностью стоял незаурядный человек, внимательный духовник. Как отец Александр лично на вас повлиял?

 

- Вся моя жизнь в Церкви, с самого начала, связана, прежде всего, с отцом Александром: мое знакомство с христианством и православием как таковым, с Церковью и жизнью в ней. Поэтому здесь я смогу рассказать только очень бегло, неполно, с надеждой на продолжение. Отец Александр крестил меня, и я на всю жизнь запомнил этот день - 1 декабря 1978 года. Именно он вскоре после нашего знакомства сказал, что я должен готовиться стать священником, – еще задолго до моего поступления в семинарию. В очень стесненных условиях 80-х годов отец Александр принял живейшее участие в моем воцерковлении, часто приглашал к себе домой, где организовал кружок иконописи и реставрации; брал с собой на дачу; приглашал в различные поездки по святым местам. С первых дней знакомства с ним стало очевидно, что пастырство - не профессия, не часть жизни, а сама жизнь, образ жизни.

 

Был период, когда я ему хотел задать такой вопрос: «Если бы не Вы и не Ваше участие в моей жизни, я, может быть, ничего не знал бы о Церкви или знал, но как-то не так. Нормально ли это?» Но потом понял, что именно так и должно быть: христианин постигает веру не столько через книги и цитаты, сколько через личное общение с человеком. Хотя и духовная литература, безусловно, очень важна: отец Александр всегда давал своим чадам книги, не жалея своей библиотеки, очень точно угадывая состояние и потребность конкретного человека и предлагая ему как раз то, что было нужно в этот момент.

 

Протоиерей Александр Куликов. Фото Александры Никифоровой
Протоиерей Александр Куликов. Фото Александры Никифоровой

Эта его поддержка проходила через всю жизнь его паствы и сейчас я твердо знаю: за ним мы были, как за каменной стеной. Стало видно: не всегда эта поддержка ценилась и понималась в полной мере – как зачастую бывает, только потеряв, начинаешь ценить по-настоящему то, что тебе было дано.

 

Теперь жизнь станет какой-то совсем другой. Однако его участие в нашей жизни будет продолжаться, но уже на другом уровне: мы будем вспоминать его, думать, как бы он на тот или иной вопрос ответил, как бы поступил в той или иной ситуации? А главное, наверное, высказал священник нашего храма, отец Владимир Колобанов: «Мы приобрели себе молитвенника на небесах».

 

- Как вы познакомились с ним?

- Меня познакомили с ним друзья, с которыми я учился рисованию в пору моей подготовки к поступлению в институт. Среди них была и духовная дочь отца Александра, впоследствии ставшая моей крестной матерью. Это Лариса Алексеевна Федянина[1] , недавно тоже почившая, она всю сознательную жизнь окормлялась отцом Александром и многих привела в Церковь.

 

Ценность слова

- В чем отец Александр для вас, как для священника, был примером?

 

Протоиерей Александр Куликов
Протоиерей Александр Куликов

- Он заражал, по-хорошему, своей любовью к богослужению. Пожалуй, это первое, что его характеризовало и чему хотелось подражать: его любовь к красоте богослужения, знание Устава и умение свободно пользоваться богослужебными книгами, красиво строить службу - не законнически, а именно красиво, осмысленно и гармонично.

Зачастую можно увидеть две крайности в священнической практике: или небрежение, или законничество, сухое и ненужное. У батюшки было как раз выявление красоты и смысла богослужения.

 

Первые его слова, обращенные ко мне после моего рукоположения, были: «Будь строже к себе и внимательнее, снисходительнее к людям».

 

- Диссертация отца Александра была посвящена таинству покаяния. А каким он был духовником?

 

- У него был редкий дар, невыразимый словом, но характеризовать его можно. Не только я, но и многие люди, его знавшие, замечали присущее ему чрезвычайное немногословие при таинстве исповеди. Он призывал и тех, кто исповедуется, быть предельно краткими при исповеди и не прятаться за долгие объяснения и оправдания. Одна из наших прихожанок очень хорошо это выразила: «Человек получал очень многое от его молчания».

 

Я это тоже чувствовал. Никаких нотаций, нравоучений, никаких долгих богословских лекций – минимум слов. Так было всегда: в течение более чем 30-ти лет моей жизни в Церкви я мог бы по пальцам пересчитать, сколько слов я слышал всякий раз во время таинства исповеди. Естественно, все они запоминались, потому что все были весомы и точны, - именно благодаря уникальному умению отца Александра высоко ценить каждое сказанное слово. Он просто молился и по одному его взгляду было все понятно... Сам он переживал, что не мог иногда выразить словом то, что чувствовал, признавался: «Я не умею говорить», но от этого его участливость была не менее очевидной.

«Главное, что у нас есть Литургия…»

- Батюшка рассказывал о своем пути к вере, о воспитании, о родителях?

 

- Я знаю, что он глубоко почитал родителей. О своей матери отец Александр говорил так: «Я стал верующим человеком благодаря маме, благодаря обстановке в доме». Она вырастила его в голодные военные годы. И хотя он остался сиротой в 14 лет, во многом благодаря материнскому воспитанию ему удалось стать тем, кем он стал. И об этом многие говорят: удивительно, как выросший в ни чем не приметном селе в Тверской области человек стал духовником многих московских священников, московской интеллигенции и еще большего числа простых людей.

- Должно быть, у отца Александра был очень твердый характер…

 

- Да, но эта твердость, как и подобает, была внутри, а внешне он, наоборот, производил впечатление человека очень мягкого, даже ранимого.

 

- Он заканчивал семинарию и начинал свое служение в очень непростые годы – во время хрущевских гонений на Церковь. Отец Александр что-то рассказывал об этом периоде?

 

- Он рассказывал, что во время учебы его (как и многих других семинаристов и студентов – исключений, наверное, не было) вызвали «в Органы» (как тогда называли КГБ) и прямо предложили сотрудничать, т.е. рассказывать об умонастроениях студентов и духовенства. Он прямо, твердо и коротко ответил, что не будет этим заниматься. И тут же услышал одно слово, как-то в сторону сказанное, но обращенное явно к нему: «Сгною!...» На что последовал его краткий ответ: «Ну что же, мы на то и идем».

 

На этом визит завершился, после подобных вызовов не было. Может быть, из-за простоты и твердости отца Александра - его слово было действительно по-евангельски: «да-да» или «нет-нет».

- Как раз к началу его служения в храме св. Николая на Маросейке отношение к Церкви переменилось кардинально. Как к этому относился отец настоятель – с осторожностью ли, с оптимизмом? Каким было его отношение к власти?

 

- При советской власти он нам старался не давать возможности как-то соприкасаться с этой темой, старался оградить, не вдаваться в подробности.

 

Храм святителя Николая в Кленниках
Храм святителя Николая в Кленниках

Хорошо вспоминал об этом на поминках отец Валентин Асмус: «Когда мы обращались к нему со многими серьезными проблемами того времени, отец Александр неизменно завершал свой ответ словами: “Главное, что у нас есть Литургия”. Соразмерность оставленных, дарованных нам ценностей и переживаемых трудностей он очень хорошо чувствовал и старался напоминать об этой соразмерности вопрошавшим. Похоже, что любимым его апостольским изречением были слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите». Как мало кто мог искренне, от души заражать этими словами в те годы!

 

Но когда Церкви была дана свобода, думаю, он испытал огромное облегчение. Храм восстанавливали с воодушевлением, с надеждой, с благодарностью к государственным лидерам, которые дали Церкви возможность развития.

 

Отец Александр знал, что во власти сложностей много и люди там непростые. Что им очень трудно, ведь высокие государственные посты – это сложнейшее бремя. Он был далек от того, чтобы судить власть предержащих: нам дана свобода, храмы восстанавливаются, свободно совершаются службы - уже хорошо, уже за это спасибо!

Батюшка уже этим был очень заметно воодушевлен.

- А к моде на Православие?..

 

- Он так не называл поверхностное отношение к вере. Думаю, это оттого, что он во всем искал положительные стороны. С какой надеждой отец Александр очень активно крестил многих и многих людей в начале 90-х годов! Он говорил: «Ты знаешь, как много крестятся? Я просто не успеваю, с ног валюсь – так много и детей, и взрослых приходит в храм!». А все ли они верующие, все ли остаются в Церкви - это для него не было больным вопросом. «Ну что же? Пусть крестятся! Рано или поздно кто-то придет и останется в Церкви. Может быть, человек сначала и поверхностно отнесется, а потом, позже, от всей души поверит».

 

Так что он ко всему старался относиться с надеждой и упованием.

Возрождение храма на Маросейке

  - Помимо восстановления храма в 90-х годах во многом благодаря отцу Александру мощи святого праведного Алексея Мечева были перенесены в эти стены. Что еще было сделано настоятелем за 19 лет его служения здесь?

 

- Что еще было сделано? Труд священника, пастыря нельзя измерить внешней деятельностью… Отец Александр начал с собирания людей, ведь в каком бы состоянии храм не находился, самое главное – это собирание паствы. Это делалось незаметно, незримо, без давления и без каких бы то ни было эффектных жестов. Собственно, терпением, молитвой и любовью.

 

Одним из первых событий, когда еще и храм-то передан Церкви не был, стало возвращение чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери, перед которой молился старец Алексей Мечев, а теперь – наша паства, о воссоздании храма.

 

Параллельно началось, действительно, становление храма, который отец Александр очень любил. Становление его содержания и формы. Воссоздавалась «плоть» самой церкви, здание, убранство, росписи, иконы; и школа иконописи, ведущая свою историю от Марии Николаевны Соколовой (монахини Иулиании), которая здесь же начинала создавать, наверное, первую в стране в 20-м веке иконописную школу. Возрождение этих традиций произошло при нас, на наших глазах, при нашем участии!

- На ваших же глазах, при отце Александре, произошла и канонизация праведного Алексея Мечева и его сына, священномученника Сергия...

 

- Во многом именно трудами отца Александра были собраны документы для их канонизации. Еще до того, как праведный Алексей Мечев был причислен к лику святых, с самого начала воссоздания прихода было установлено его почитание, которое выражалось в молитвах и на литургии, и на панихидах. Как только появлялась возможность и обязательно по памятным дням мы ездили на Немецкое Введенское кладбище, где почивали останки отца Алексия задолго до их обретения и признания их святыми мощами. Благодаря стараниям отца Александра Святейшим Патриархом Алексием II было исполнено прошение о перенесении мощей св.прав. Алексея в храм, где он прослужил всю жизнь – и сейчас это одна из его главных святынь.

 

Это в биографии отца настоятеля едва ли центральное событие.

 

Крестный ход для перемещения из Новоспасского монастыря в наш храм мощей о.Алексея Мечева получился очень многочисленным - такое множество народа невозможно было бы собрать силой, по приказу! Это событие чрезвычайно взволновало всю верующую Москву.

 

Святой праведный Алексий Мечев
Святой праведный Алексий Мечев

Но, думаю, самое важное здесь другое: благодаря размеренности, духовной простоте и рассудительности самого отца Александра вокруг мощей сложилась точно такая же духовно трезвенная, спокойная, молитвенная обстановка: с глубокой верой, но без какой бы то ни было экзальтации. Это очень важно подчеркнуть, потому что все могло бы сложиться иначе: бывает, что святыня становится источником какого-то нездорового ажиотажа, так называемого кликушества.

 

Трезвенное, спокойное, благоговейное отношение к святыне, к святым, к духовной атмосфере в храме было еще одной особенностью пастырства отца Александра. Умение придерживаться «золотой середины» - не компромисса, не чего-то средненького в низменном смысле - идти «царским» путем, не впадая в крайности и сохраняя постоянное внимание к себе.

Способность не оттолкнуть непростых людей

  - У святых Алексея и Сергия Мечевых был очень сплоченный приход. Отцу Александру удалось продолжить эти традиции, сохранить некую преемственность?

 

- В каком-то смысле, безусловно, да. Тем более что отец Александр окормлял оставшихся в живых членов «мечевской» общины, которые с открытием храма на Маросейке, естественно, стали частью этого прихода. Традиция, безусловно, имеет продолжение.

Только тут надо вот что иметь в виду: отец Александр никогда не старался ни на кого быть похожим и сам всегда учил избегать механического копирования каких бы то ни было внешних форм. Этому же, кстати, поучали святой праведный Алексей и священномученник Сергий Мечевы. Сами-то они какие разные были, непохожие друг на друга, и этим самым показывали ненужность формального фотографического копирования. Этого же придерживался и отец Александр.

 

Между о.Алексеем, о.Сергием и о.Александром был и архимандрит Борис (Холчев), который также служил в храме на Маросейке. Именно он и познакомил с «мечевской» общиной, ее традициями, обычаями нашего настоятеля, тогда еще солдата Советской Армии. И отец Борис был непохож на о.Алексия и о.Сергия: он имел свой духовный и пастырский опыт, хотя, безусловно, в самом главном заимствованный у этих святых людей.

Позже духовниками отца Александра были и отец Всеволод Шпиллер, и отец Павел Троицкий – выдающиеся люди, каждый из которых был неповторим. И отец Александр в свою очередь оставался самим собой.

 

Это учит и нас подражать в самом главном – в глубине веры, в простоте и внимании, близости к людям. Близости не в смысле приспособления и опускания до страстного устроения того или иного человека. Наоборот, должно происходить его взращивание, восхождение к жизни по вере, что в свою очередь, конечно, исходит из собственной глубокой веры духовника. Это сущностные моменты, которые и делают служение священника подлинным.

 

- Как правило, такая внимательность и простота притягивает людей. Вокруг отца Александра сложился большой приход?

 

- Нельзя сказать, что наш приход один из самых крупных в Москве - он характерен не численностью.

 

Он очень непростой - я думаю, это существенная его характеристика. Нельзя сказать, что община состоит из идеальных людей, у которых нет проблем. Это говорит о том, что наш настоятель был способен и призван брать к себе людей очень разнообразных, непростых, обожженных проблемами. И обладал способностью не оттолкнуть таких людей.

 

Такая разная паства

- Бывает, что священники берут на себя, например, молодежное служение или, скажем, более склонны духовно окормлять зрелых людей, или работать с детьми. А отцу Александру что было ближе?

- Он был наставником совершенно разных людей. Это еще одна характерная особенность его прихода: здесь собрались верующие абсолютно всех возрастов. Старики и старушки, глядя на которых трудно представить, как они сюда добираются, – иные едут на Маросейку за тридевять земель; люди среднего возраста, как правило, очень занятые, загруженные массой проблем и забот; молодежь, которую не так часто вообще в храме можно встретить; мамы с маленькими детьми. Отец Александр старался создавать условия и для малышей: после богослужения дети и мамы могут посидеть, попить чаю, отдохнуть, побеседовать. У нас появилась и детская иконописная школа, где дошкольники и дети младшего школьного возраста могут приобщаться к культуре православной иконы. Приход состоит из верующих не только всех возрастов, но и самых разных занятий. Среди прихожан много художников. В последнее время, так почему-то сложилось, много «киношников», окончивших ВГИК и работающих в кинематографе. Много преподавателей средней и высшей школы.

 

Как сказала одна наша прихожанка, это приход городских низов. Я бы не стал так обобщать - это не вполне точно: есть люди совсем не из низов. Просто их всегда меньше, да и потом они незаметны и не стараются выделиться: люди с университетским образованием, кандидаты наук, полковники, профессора работают в храме пономарями, чтецами, уборщицами, готовят еду…

- Отец настоятель устраивал, например, какие-то совместные паломнические поездки?

 

Священномученик Сергий Мечев
Священномученик Сергий Мечев

- Да, он сам очень любил путешествовать. С давних пор, сколько я его знаю, как только выпадет отпуск или несколько выходных дней, он обязательно куда-то старался съездить. Большей частью путешествовал по монастырям, по немногочисленным открытым тогда, в советское время: бывал в Печорах, в Пюхтицах, в Троице-Сергиевой Лавре, в пустыньке у отца Тавриона Батозского…

 

Позже он очень полюбил и Афон, и Святую Землю, и путешествия по Волге на теплоходе, и русский Север. Конечно, брал, по возможности, паству с собой во многие поездки.

 

Сам побывал и в Америке, и во Франции. Так что сейчас его знают и о нем молятся далеко за пределами России. Отец Александр очень болел о разделении Русской Церкви и ее зарубежной части и старался делать все, что в его силах, для преодоления этого разделения.

 

- Отец Николай, намерены ли вы, ваш приход, проводить вечера памяти отца Александра?

 

- Я уверен, что это обязательно нужно сделать. Но тут не стоит торопиться, нужно дать хоть как-то «отстояться» впечатлениям. По-человечески понятно, что все мы сейчас если не подавлены, то потрясены. После 40 дней, думаю, это наш долг - устроить вечер, даже, быть может, и не один. Точно так же в свое время устраивались вечера памяти отца Всеволода Шпиллера, не прерывающиеся до сих пор, а просто перешедшие в другую форму: люди рассказывают друг другу уже о чадах отца Всеволода. Среди них, кстати, прихожанка нашего храма Ирина Васильевна Ватагина[2] , окормлявшаяся после кончины о.Всеволода у отца Александра.

 

Другое дело, что тут материя тонкая, трудно выразимая словом. Опять же отнюдь не многословием должен передаваться образ нашего настоятеля и наставника - светлый, яркий - именно в силу его сокровенности. Нужно будет еще внимательней, точнее и серьезнее подбирать верные слова, чтобы говорить о нем.

 

Подобные встречи паствы в память об ушедших пастырях поддерживаются годами, десятилетиями, и я думаю, надеюсь, что людям будет, что вспомнить и рассказать и об отце Александре.

 

  Беседовала Валерия Посашко.


[1] Лариса Алексеевна Федянина (1948–2006) - руководитель школы иконописи при храме св.Николая в Кленниках, профессиональная художница и педагог, более сорока лет преподававшая черчение, рисование.

[2] Ирина Васильевна Ватагина (1924 - 2007) - художница, иконописец, реставратор икон высшей категории. После окончания Суриковского института несколько лет работала в Троице-Сергиевой лавре под руководством Марии Николаевны Соколовой (монахини Иулиании), потом 15 лет - в Центральном музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева реставратором икон. Преподавала иконопись в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете и в иконописной школе храма святителя Николая в Кленниках.
 
Просмотров: 580 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: