А если это не искусство? Сериал «Школа» начинает телевизионный год с промоскандал.
Сериал Гай Германики подаёт школу глазами летучего насекомого. Это и
есть авторское видение. Как если бы мухе дали в лапки камеру или
вмонтировали бы в неё какую-нибудь «нанотехнологию».
Сериал «Школа» Валерии Гай Германики уже взбаламутил Сеть, став
среди блогеров событием и даже скандалом. Адресованные в самые высокие
инстанции просьбы о закрытии показа, о снятии с эфира — это такой
крутой промоушен. Все об этом судачат, все ссылаются, комментариями
брызжут.
Первый канал, надо полагать, в восторге. Ничто на ТВ уже многие сезоны
так не резонировало. Первый канал знает, как оставаться первым, даже
если прямо под боком нейтральное РТР превращается в амбициозную
«Россию-1».
В качестве поддержки гремящей «Школы» на «Закрытом показе» у Александра
Гордона проходит эпатирующее «Все умрут, а я останусь» той же Гай
Германики. Грамотно, очень грамотно.
Что им Гекуба?
Остаётся обратиться куда-нибудь со злобным призывом не закрывать
сериал. Во-первых, не надо навешивать ореол мученичества этому весьма
прагматичному проекту. Во-вторых, надо дождаться, чтобы кто-нибудь
всмотрелся в «Школу» повнимательнее и немного подумал о том, что ему
показывают.
Пока большинство блогеров обсуждают степень достоверности в
отображении школьной жизни и её участников. Одни пишут о том, насколько
«Школа» точно фиксирует современные школьные реалии.
Другие отрицают жизненную правдивость этого сериала. Мол, всё не так,
все дети не такие, учителя не этакие. (По мне, так вообще в большинстве
школ учителя-мужчины практически отсутствуют, попадаются только в
качестве преподавателей физкультуры у мальчиков, а в «Школе» мужских
фигур явный перебор, и это уже неправда.)
Очень драматичные споры, но бесполезные.
«Школа» есть телесериал, а телесериал есть вид искусства и даже,
не побоюсь этого слова, жанр. И жанру этому присущи некоторые
художественные свойства: вымышленная история, вымышленные действующие
лица, обладающие или не обладающие некоторыми качествами,
материально-пространственная среда, в которой развивается сюжет.
Стилистика съёмки. Монтаж. Ракурсы. Планы.
Дальше хочется перейти на ненормативную лексику, чтобы закрепить существенность всего перечисленного.
«Школа» являет оппозицию клишированной условности сериалов, которая у многих вызывает идиосинкразию.
Общие беды сериалов — статичная камера, ленивый монтаж, превращающие
кадр в тупую театральную мизансцену-разводку, снятую на плёнку.
Отфильтрованность звукоряда до такой степени, что можно заподозрить
героев в житии внутри большой банки или коробки. Засилье павильонных
съёмок и есть воплощение «коробочного» мира. Идеализация внешности
героев, нереалистические наряды, причёски, макияж, маникюр. Показная
мимика, искусственные интонации, длительные и прямолинейные выяснения
отношений. Можно ещё долго перечислять. Понятно, о чём речь.
Подобные свойства способны резко убавить реалистичность даже самой
жизненной истории. Но хитрость в том, что и отсутствие подобных свойств
автоматически не прибавляет достоверности. И по очень простой причине.
Чтобы искусство было правдивым, оно должно быть правдивым искусством, а
не просто правдивым. Это прямой репортаж может быть просто правдивым.
Искусство должно нести правдивое жизненное содержание в слиянии
с такой художественной формой, которая будет правдивой и восприниматься
тоже будет как правдивая.
Тут следует оговориться, что эта погоня за художественной правдой,
достоверностью и доподлинностью стала мукой для художников, желающих
быть реалистами.
С тех пор как особо одарённые творческие люди изобрели реализм, всем
остальным нет покоя. Достоверность и её иллюзии ускользают, устаревают
или рискуют разминуться с художественностью.
Когда-то пьесы Виктора Розова казались воинствующим реализмом.
Появилась Людмила Петрушевская и пьесы «новой волны», и Розов стал
восприниматься как старомодная театральщина, риторика в духе
классицизма.
«Школа» претендует на то, что бьёт всех нас наотмашь яростным и
жестоким реализмом. Конечно, рядом с «Маргошей» и «Папиными дочками» и
не такое почудится.
Но посмотрим «Школу», абстрагируясь от сериального контекста.
Что нам Гекуба?
Первое, что мы видим, — это усиленные попытки работать ручной
камерой, которая дрожит, кренится, прыгает вместе с шагами оператора.
Одним словом, не даёт удобной вылизанной картинки, а делает кадр
колючим, некрасивым, некомфортным для зрительского глаза.
Ладно, пусть так. Но что этот «взгляд» камеры в духе «Догмы»
подразумевает? За что боролась «Догма»? За тождественность киноглаза
человеческому взгляду. За возвращение в кино человеческого измерения,
человеческих возможностей зрения, а не сверхчеловеческих, как в
Голливуде. Человек видит то, что творится в мире героев. Человек
фиксирует, не воспаряя над своей человеческой физиологией.
Но в «Школе» этого человеческого измерения не чувствуется.
Киноглаз то блуждает где-то на уровне ширинок, то «садится» на чью-то
куртку, двигается намеренно хаотично.
Часто идёт агрессивный монтаж крупных и сверхкрупных планов. К примеру,
идёт камерная сцена, разговор учительницы тет-а-тет с матерью ученицы.
То камера зависает вплотную к оскалу улыбающейся учительницы, то маячит
прямо перед носом матери, заслоняя пространство класса массивом щеки.
Если камера тождественна человеческому взгляду того, кто ею владеет, то
где этот кто-то находится во время разговора с глазу на глаз двух
героинь? Почему так близко к ним он подходит, чуть ли не в рот и в
ноздри им заглядывает?
Никакой достоверности визуального ряда в «Школе» нет уже из-за таких
приёмов. Ими тут злоупотребляют по очень простой причине: они создают
атмосферу агрессивного и некомфортного зрелища, которая очень в моде на
Западе в фестивальном кино.
Сериал Валерии Гай Германики подаёт нам школьный мир как бы глазами летучего насекомого. Это и есть авторское видение. Как если бы мухе дали в лапки камеруили вмонтировали бы ей какую-нибудь «нанотехнологию».
И вот она летает с чьих-то задних карманов на молнию спереди, с
куртки на обои, с обоев на лист салата, кем-то отправляемый в рот, со
лба на нос, с носа одного героя норовит залететь в рот или ухо другого.
Очень содержательные полёты. Быть может, эта летающая особь весьма
точно фиксирует всё, что попадает в её поле зрения, ведь она не умеет
быть субъективной.
Только не нужен мне такой объективизм. Не надо убеждать меня,
что именно точка зрения летающего насекомого отображает мир таким,
каков он есть. Я всё-таки склонна больше доверять человеку.
Человеческие заблуждения и субъективности мне дороже.
Но дело даже не в этом, а в том, что для летучего авторского alter ego
фиксируемый на камеру мир — это мир чужой, в нём живут другие виды и
породы, с которыми автор не желает иметь ничего общего.
«Школа» вызывает у многих шок совсем не потому, что рассказывает о школе какие-то совершенно новые и непривычные ужасы.
«Школа» собирает все ужасы, которые известны нам из массмедиа, и подаёт их ещё более отстранённо. Отчуждённо. С плотоядной брезгливостью. Фе, какое болото. Ух, чума, какое болото. Очередное жюри пропрётся.
Нормальное реалистическое искусство всегда занималось душевным
присвоением тех бед, кошмаров и конфликтов, к которым сам автор в своей
жизни не имел никакого отношения.
Искусство основывалось на готовности творчески обжить любой самый
гадкий мир, душевно объединиться и породниться с самыми отвратными
персонами, раз они стабильно существуют в авторском творческом
сознании.
Автор делал этот мир интересным и содержательным для зрителя и
читателя. Если бы не Чехов, можно было бы себе пулю в лоб пустить от
одного пребывания рядом с героями «Чайки».
Если бы не Гоголь, даром никому не был бы нужен занудный
бездарный Башмачкин. Но авторы сумели полюбить этих людей, присвоить их
беды, увидеть в них полноценных представителей человечества,
современности, общественных драм.
И эти жуткие люди получились полноценными художественными образами.
В «Школе» не чувствуется даже тени подобных душевных движений. Здесь
нет душевной работы автора над собой, она упразднена. Остаётся одна
сторонняя фиксация внешних картинок отстоя.
Что показывает автор «Школы»? Примитивные школьники с очень убогим
словарным запасом и ещё более жалким сознанием. Неинтересные учителя со
своими некрасивыми проблемами и слабостями. Невнятные родители.
Человеческие отношения аморфные или агрессивные. Жизненные цели
отсутствуют или опять же примитивны. А как примитивны? А вот так,
примитивны, подробнее не скажешь.
Дело не в том, что духовная неполноценность школьного мира
показана в «Школе» слишком вызывающе. Эта духовная неполноценность
показана в свою очередь примитивно. В ней не видно ничего, что нельзя
было бы ухватить, проехавшись с двумя отвязными тинейджерами в лифте
или послушав их разговор на остановке.
Но художник на то и художник, чтобы знать подробности, чтобы
чуять и воплощать нечто такое, чего не видно без художественной
образности.
И Гоголь, и Чехов, и Фолкнер, и Хемингуэй были великими в том числе
потому, что умели показать сложность человеческой примитивности.
Они открывали глубину и замысловатость духовного оскудения. Они видели
многосложные корни убожества людей и жизненных явлений. Они делали
тонкие художественные смыслы из грубой пустоты жизни.
История в деталях
Стоп. А есть ли тут хоть какая-то деталь, которая кого-то
выделяет из этой смази придурков, отморозков и никаких? Есть ли хоть
кто-то не совсем ординарный?
Ага, одна девочка упорно занимается народными танцами. И с
идиотской улыбкой упорно танцует «Валенки, валенки» на торжественном
концерте, не замечая ничего, что творится вокруг. И?.. А ничего. На
этом показ человеческой неординарности героини обрывается.
Это называется придумать персонажу фишку. Если некогда и нет творческой
тяги сочинять полноценную индивидуальность, а отделить персонажа от
прочей массы всё-таки надо, навешивают фишку.
Так старшая из сестёр в «Сёстрах» Сергея Бодрова вдруг обматывалась
занавеской и начинала изображать индийский танец. Типа у неё есть
хрустальная наивная мечта. Вот она какая.
Так главный герой Лис в «Антикиллере» очень хотел съездить на Кубу.
Кругом бойня, кровь, грязь, а он про Кубу мечтает. Помечтал пару кадров
— и хватит душой заниматься, можно дальше гнать неуклюжий экшен.
Валерия Гай Германика недалеко ушла от фишечного ремесла.
Каждый из нас может рассказать достаточно колоритных хорроров про школу
или институт, вспомнить что-то удивительно трогательное, доброе или
неожиданное, странное.
Мы все учились в школе, у каждого из нас свои представления и своя
правда о типичном и нетипичном в этом учреждении. Но пока в ЖЖ решаются
проблемы соотношения сериала и жизни, социальных бед, нравственных
проколов, я задаю себе другой вопрос о сериале «Школа».