Увидеть – и прикоснуться к святой горе Афон | 11:15 | ||||||||
«Если бы люди знали, если бы хоть раз испытали теплоту наших чувств, огонь той сладкой любви к Богу, в которой расплавляются сердца афонских "медведей” и, как золото в горниле, очищаются от всякой мирской суеты…» – писал иеросхимонах Сергий в «Письмах святогорца к друзьям своим о святой горе Афонской». Этим неугасимым «огнем любви к Богу» пронизана выставка известного греческого фотохудожника Костаса Асимиса «Наш Афон», организованная попечением Русского афонского общества в Москве в Российском национальном культурном центре имени святого Василия Великого (Дмитровское шоссе, д. 71, стр. 1). Выставка продлится до 15 октября.
Костас
Асимис родился в Ташкенте, куда его родители
перебрались после гражданской войны в Греции в 1949
году. Затем его семья переехала в Югославию, где юноша
получил филологическое образование. Там он серьезно
увлекся фотографией, ставшей делом всей его жизни. На
историческую родину он вернулся только в 1982 году и
открыл собственную фотостудию.
Когда Костас впервые, почти три десятилетия назад, попал на святую гору Афон – крупнейшее в мире средоточие православного монашества, то был потрясен божественной гармонией и красотой этого края. Он решил тогда посвятить себя созданию фотолетописи святой горы – удела Пресвятой Богородицы, места подвижнической жизни монахов – «земных ангелов и небесных человеков, ангельскому житию подражателей, воинов Царя Небесного» («Сказание о странствии…» инока Парфениия). Объектив фотокамеры Костаса запечатлевает необычные ракурсы суровых и прекрасных афонских монастырей, пещерные храмы, старые кельи, словно спаянные с дивной природой этого уголка земли, свободной стихией моря, заоблачностью горных кручей. Он передает неизъяснимую, полную тайны атмосферу Богослужений и вполне земную работу иноков на послушаниях – на заготовке дров и в хлебопекарне, на рыбной ловле и в швейной мастерской… А еще – и это, пожалуй, главное в работах Асимиса – фотохудожник пристально вглядывается в лица тех, кто выбрал путь жизни с Богом и по Богу. Невозможно оторваться от созерцания умиротворенных и просветленных лиц (так и хочется сказать – ликов) афонских старцев и молодых иноков, запечатленных во время молитвы, раздумья, беседы или просто в редкие минуты отдыха и общения с природой… Невольно с благодарностью в сердце вспоминается откровение преподобного Силуана Афонского: «Благодаря монахам, на земле никогда не прекращается молитва; и в этом – польза всего мира, ибо мир стоит молитвою…»
Но
не только современной жизнью Афона во всех ее красках
интересна выставка. На ней представлен еще один пласт
работы Костаса Асимиса – его поистине
подвижнический труд по восстановлению и реконструкции
старинных черно-белых фотографий из монастырского
фотоархива (конец ХIХ
– начало ХХ веков).
Примечательно, что первое фотоателье на Афоне открылось именно в русском Пантелеимоновом монастыре: монахи-фотографы старательно фиксировали все значительные события из жизни обители. Уникальные свидетельства русско-афонской истории могли бы быть утеряны навсегда, если бы не мастерство современного греческого фотохудожника, сумевшего дать им новую жизнь и показать всему миру. Среди спасенных реликвий – знаменитый снимок, на котором при раздаче хлеба убогим у стен монастыря появляется в языках пламени Пресвятая Богородица, смиренно принимающая подаяние. Благодаря фотолетописи Святого Афона до нас дошел облик преподобного старца Силуана Афонского.
Год
за годом Костас, используя самые современные
фототехнологии, по крупицам собирает и
восстанавливает запечатленные камерой свидетельства
афонской истории. Вот, например, прибытие русского
крейсера на Святой Афон в 1915 году, или посадка
первых гидросамолетов возле Пантелеимонова монастыря,
или встреча группы русских паломников. Хочется
разглядеть буквально каждую деталь на фотографиях,
сделанных в литейной, кожевенной, сапожной
мастерских, в кузнице и на кухне, уставленной
старинной утварью. Так и чувствуешь особый запах,
исходящий от древних фолиантов, когда изучаешь снимок
библиотеки русского монастыря. А как ярко передана
неизвестным фотографом радость монахов и паломников,
присутствовавших при торжественном поднятии
колокола-богатыря на колокольню главного храма
Пантелеимонова монастыря (начало ХХ века)!
На этой выставке словно материализуются проникновенные слова из молитвы: всякое дыхание да хвалит Господа! Достаточно взглянуть на афонские цветы, снятые Костасом Асимисом: незамысловатый одуванчик с трепещущими на ветерке «парашютиками»; алые маки среди созревающих колосьев; ромашки, вознесшиеся на высоком утесе над морем… Работы мастера зовут прочь от суеты мирской жизни, они как бы вне времени и пространства, на одной волне с Творцом всего сущего на земле. Они созвучны известным строкам святогорца Серафима, написанным в ХIХ веке: «Одно, одно лишь знаю верно, / Я о тебе, Гора чудес, / Что ты таинственна, безмерна / И недалеко от небес».
В
течение последних шести лет фотовыставка Костаса
Асимиса с успехом демонстрировалась в десяти регионах
Российской Федерации, в том числе в Москве (2006 и
2009 годах). И сейчас по многочисленным просьбам
православных – жителей столицы и Подмосковья
– обновленная экспозиция (представлено более
350 уникальных фотографий) снова у нас.
Увиденное никого не оставляет равнодушным. Вот лишь некоторые из многочисленных отзывов посетителей выставки – люди говорят искренне, просто, от души: «Воистину испытали благодать при просмотре столь духовных и высокохудожественных фотографий. Спасибо за откровение!» (учитель Е.Н. Чернова, Москва); «Благодарны за возможность прикоснуться к святому Афону! Впечатление, что воочию очутились там, куда доступ женщинам закрыт. Просто нет слов выразить свое восхищение!» (Ольга, Светлана); «От фотографий невозможно оторваться, хочется дышать и дышать, впитывая каждый фрагмент, и быть рядом с вами, дорогие Богом избранные!» (Людмила, Москва); «Выставка точно передает "дух Афона” – красоту, строгость, целеустремленность к небу» (врач Н. Кравин, Москва); «Выставка – чудесный подарок всем православным. Теперь кажется, что вся столичная атмосфера овевается молитвенным духом Афона. О дивна дела твоя, Господи!» (Виталий); «Очень интересно было сравнить фотографии XIX века с теперешними. И в главном святой Афон остался неизменен. Светлые, незабываемые картины, снятые человеком, истинно любящим Афон» (Алексей и Татьяна, с. Черноголовка); «Мы окунулись в атмосферу монастыря и покорены трудолюбием, стойкостью и духовной красотой монахов» (гречанки Нина и Людмила); «Спасибо! Хочу, чтобы такие выставки проходили часто» (Маша, 9 лет). http://www.pravoslavie.ru/jurnal/56235.htm | |||||||||
Просмотров: 423 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |