Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Ноябрь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Ноябрь » 16 » Тихое служение регента Покровского
Тихое служение регента Покровского
10:48

Есть люди, чья жизнь напоминает приключенческий роман, полный знаменательных встреч и громких открытий. А есть незаметные труженики, которые изо дня в день, из года в год просто и тихо делают свое дело. Когда они уходят, воспоминаний о них остается не очень много — разве что на небольшую статью. И все они сводятся к тому, что ушедший просто был прекрасным человеком, с усердием делал свое дело. Но кто знает, как сложилась бы наша история, если бы не было рядом с нами таких людей? К их числу можно отнести Степана Петровича Покровского — на протяжении двадцати с лишним лет бессменного регента хора Саратовского Свято-Троицкого собора.

Семья

Степан Покровский родился в апреле 1913 года в г. Хвалынске Саратовской губернии. Его отец — протоиерей Петр Андреевич Покровский — был настоятелем храма во имя святителя Николая Чудотворца в Хвалынске. Отец Петр был родом из Нижегородской губернии и происходил из духовного сословия. Известно, что один из его братьев также был священником. 

В Хвалынск отец Петр приехал, будучи семинаристом. Здесь он познакомился с дочерью протоиерея Геннадия Дроздова Анной, которая впоследствии стала его женой. По воспоминаниям прихожан храма, отец Петр был глубоко верующим, отзывчивым человеком. В четыре утра, благословив жену и детей, отправлялся он соборовать, исповедовать, причащать больных и умирающих и домой возвращался лишь поздним вечером. 

В семье отца Петра и матушки Анны родилось семеро детей. Все они получили прекрасное домашнее воспитание. Отец Петр был очень образованным человеком, знал четыре иностранных языка; любовь к учебе он привил и своим детям. И, конечно, все дети посещали богослужение и помогали в храме. 

Степан читал шестопсалмие с шести лет и петь на клиросе стал в самом юном возрасте. Будущий регент успел окончить церковно-приходскую школу. Но получить высшее образование ему так и не удалось — революция нарушила мирное течение жизни большой и дружной семьи.

В конце 20-х годов протоиерей Петр Покровский был арестован и судим. Его приговорили к принудительным работам и отправили на строительство железнодорожного моста за Увеком — место гибели многих священнослужителей. Анна Геннадьевна ездила его навещать. 12 декабря 1931 года пришло известие о смерти отца Петра. В этом же году закрыли Никольский храм в Хвалынске, в котором он служил.

После ареста отца Петра матушка Анна с детьми переехала к старшей дочери Марии в Петровск. Мария Петровна к тому времени уже получила образование и тоже стала матушкой: вышла замуж за будущего священника Владимира Соколова — сына протоиерея Павла Соколова. 

Впоследствии свекор Марии Петровны, похоронивший к тому времени супругу, был пострижен в монашество с именем Петр и рукоположен во епископа. Он был епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, в 1923–1924 годах и много сделал для борьбы с обновленческим расколом в епархии. Владыку Петра несколько раз арестовывали. Выйти из последнего заключения ему не удалось, в 1937 году он скончался в тюрьме. Тогда же, в 1937 году, в Саратове был расстрелян его сын — священник Владимир Павлович Соколов, муж Марии Петровны. Таким образом, жизнь ее брата, Степана Петровича Покровского, была связана с несколькими исповедниками, отдавшими свою жизнь за веру во Христа.

Начало певческого служения

После ареста и расстрела иерея Владимира Соколова вся семья Покровских перебралась в Саратов. Степан Петрович переехал несколько ранее — в начале тридцатых. По приезде он устроился псаломщиком, а затем и регентом храма в честь Рождества Христова г. Саратова и служил в нем до закрытия храма в 1935 году. В этом храме в 1933 году он познакомился со своей будущей женой Евдокией Архиповной, которая совсем еще юной девушкой пела на клиросе. Она происходила из многодетной семьи раскулаченного крестьянина Архипа Матвеевича Данилова. 

В 1938 году молодые люди поженились. К тому времени все храмы в Саратове были закрыты. Поэтому несколько лет супруги Покровские работали в миру. В 40-е годы, после рождения долгожданной дочери, они вновь переехали в Петровск, где в 1944 году была открыта церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Степан Петрович стал регентом, а Евдокия Архиповна певчей в церковном хоре. 

По воспоминаниям Евгении Петровны Стрекаловой, с десятилетнего возраста певшей в церковном хоре Казанского храма в Петровске, Степан Петрович был глубоко верующим и очень деликатным человеком. Он никогда не делал резких выговоров, замечания старался высказать всем сразу, чтоб не обижать никого в отдельности. Он никогда не выделял среди певчих свою супругу, а, напротив, был к ней гораздо требовательнее, чем к остальным.

Возвращение

В 1949 году семья Покровских вновь возвращается в Саратов. В это время в нашем городе действовал всего один храм — Свято-Троицкий собор. Степан Петрович становится регентом вначале левого, будничного, а спустя несколько лет и правого, праздничного хора. 

Супруга Степана Петровича в эти годы совмещала работу секретаря нотариальной конторы и певчей в соборе. Ее вызывали в НКВД. Женщина-следователь кричала на нее, угрожала: «Что же Вы делаете? У Вас одна сестра летчица, другая врач, брат начальник цеха, а Вы в церкви поете? Чем Вы там занимаетесь? Организуете провокации против советской власти?» На это Евдокия Архиповна спокойно отвечала: «Почему Вы на меня кричите? Я такая же служащая, как и Вы. А в свободное время я пою. Люблю музыку, люблю духовные песнопения, вот и пою». Самого Степана Петровича в НКВД не вызывали. Он не работал на мирской работе, и власть воспринимала его как человека безнадежно отсталого.

В 1955 году на Саратовскую кафедру был назначен епископ Вениамин (Милов). Он сразу подметил простоту, кротость и усердие регента. Владыка часто приглашал Степана Петровича к себе после службы на завтрак и для духовной беседы. Следует отметить, что завтрак владыки Вениамина состоял лишь из святой воды и просфоры.

Но, к сожалению, дружба владыки Вениамина и Степана Петровича длилась недолго. 2 августа 1955 года, всего несколько месяцев прослужив в Саратовской епархии, владыка Вениамин скончался. Степан Петрович, несмотря на тяжелый недуг (воспаление легких с очень высокой температурой), регентовал хором во время отпевания владыки. Огромный перерыв в богослужении — с 20-х по 40-е годы — сказался: священнослужители собора не знали в точности, как следует отпевать архиерея. И во всем советовались со Степаном Петровичем. Регент собора знал Устав до тонкостей, был образцовым уставщиком и ходячей энциклопедией. 

Регент архиерейского хора

По впечатлению старейших клириков и прихожан собора, звучание архиерейского хора в те годы было проникновенным, молитвенным. Клирик храма в честь Казанской иконы Божией Матери протоиерей Лазарь Новокрещенных вспоминает об этом времени так: 

— Я начал свое служение в соборе в 1961 году. Служил я диаконом, затем протодиаконом, и потому мне особенно был близок хор и его руководитель — беззаветный труженик, искренний, горячо преданный Церкви человек. Он приходил в храм очень рано — раньше всех священнослужителей. Долгое время я думал, что Степан Петрович живет где-то рядом с собором, и впоследствии с удивлением узнал, что он каждое утро добирался с Вокзальной улицы, где теперь находится храм в честь Рождества Христова.

Каждое утро Степан Петрович собственноручно раскладывал ноты по партиям. Затем он входил в алтарь, делал три земных поклона у престола, испрашивал благословения у служащего священника. Во время проскомидии он читал поминовение по личному увесистому синодику, исписанному каллиграфическим почерком. В этом синодике были записаны саратовские архиереи, священнослужители собора, близкие и знакомые Степана Петровича. И он постоянно поминал их в алтаре. Кроме того, он помнил обстоятельства их жизни, даты кончины, место погребения на Воскресенском кладбище. 

— У него была феноменальная память,— отмечает отец Лазарь.— Вот приходит Степан Петрович на службу и говорит: «Сегодня память владыки Досифея (Протопопова)». Мы смотрим в недоумении — кто это? А наш регент кратко, но очень емко и содержательно рассказывает нам о жизни покойного владыки, возглавлявшего Саратовскую епархию с 1917 по 1927 год. 

Помнил он также и дни памяти церковных композиторов, старался отметить их. Например, в день памяти П.И. Чайковского хор во время Литургии исполнял только его произведения.

Степана Петровича отличала высокая культура: всегда идеально чисто одет, аккуратен, собран и при этом улыбчив, приветлив — про таких говорят, что с ними легко общаться. Пройдя через тяжелые испытания, потеряв в юности отца, он смог сохранить благородство души и не озлобиться. Любимой его присказкой было: «Мы не вправе никого судить».

Степан Петрович никогда не повышал голоса на певчих, его не было слышно во время службы. Замечания делал очень деликатно, не обличая и не высмеивая конкретного человека. Да и ошибок хор допускал очень мало. Регент по камертону задавал тон в начале службы, а в конце можно было проверять также по камертону – хор заканчивал петь в той же самой тональности. 

Регент Покровский много работал. По воспоминаниям его дочери, Натальи Степановны Покровской, родители почти никогда не отдыхали, не брали отпуска, разве что по болезни. Ведь в шестидесятые годы Степан Петрович руководил и правым, и левым хором, часто устраивал спевки. Причем начинал со спевок по партиям, а затем уже разучивал произведение всем хором. Оба хора исполняли все сложные концертные произведения. 

Большое внимание Степан Петрович уделял подбору голосов. В хоре пели басы-октависты: Умников, Павлов, знаменитый баритон Михей Бирюлин, альт Анна Глебова, сопрано Вера Евсеева, Ольга Буранова.

Степан Петрович старался разнообразить репертуар хора. По воспоминаниям отца Лазаря, хор Троицкого собора в течение недели не повторял репертуар исполняемых произведений. В Субботу Акафиста, когда во время всенощного бдения восемь раз исполняется «Взбранной Воеводе…», хор каждый раз исполнял его другим напевом. На Пасху пели до тридцати «Христос Воскресе» разных авторов. 

Стараниями регента библиотека хора всегда была в идеальном состоянии. Нам, современным людям, к услугам которых и ксероксы, и компьютеры с Интернетом, сложно понять, каких трудов стоило это Степану Покровскому. Ведь ему приходилось переписывать все ноты от руки. Настоятель Свято-Троицкого храма г. Покровска протоиерей Василий Стрелков, хорошо знавший Покровского, вспоминает о нем как о «большом труженике, бесконечно — и утром, и вечером — переписывающем ноты в церковной библиотеке». Кроме того, Степан Петрович раскладывал произведения по партиям, гармонизировал. 

— У него был особый почерк и в нотах, и в регентстве,— отмечает отец Василий.— Свое регентское прочтение.

Степан Петрович был первым исполнителем и редактором произведений графа Петра Аркадиевича Оболенского. Архиепископ Пимен (Хмелевской) сделал по этому поводу запись в своем дневнике: «В Саратов приехал П.А. Оболенский и посетил Троицкий. Сегодня наш кафедральный хор исполнил несколько произведений Оболенского. Автор сиял от удовольствия, так как в храме слышал свои произведения впервые. 31 июля, в воскресенье хор также исполнил вещи Оболенского "Во Царствии Твоем” и др.».

Надо сказать, что в те годы не только регент и певчие, но и все священнослужители, да и прихожане были очень музыкальны. Например, протодиакон Артемий Лобанов, служивший в Троицком соборе в 60-е годы, обладал прекрасным голосом. С годами он ослеп, но служить продолжал: пел все произведения на память и даже на память читал Евангелие. Прекрасными голосами обладали протоиерей Николай Цветков, протоиерей Игорь Мальцев, протодиакон Василий Султанов, протодиакон Борис Лаврушин. Все они знали и любили богослужение. 

Но и на их фоне Степан Петрович выделялся как знаток Устава и церковного пения. Неслучайно в его доме частыми гостями были священнослужители собора протоиерей Игорь Мальцев, протоиерей Василий Байчик, протодиакон Василий Султанов, а также певчие хора. Они собирались в дни двунадесятых праздников, пели и духовные песнопения, и народные песни, а Степан Петрович играл им на пианино. 

Покровский, по воспоминаниям всех знавших его, был очень скромен и не любил похвал. 

— Однажды,— вспоминает отец Лазарь,— владыка Палладий (Шерстенников) похвалил и поблагодарил Степана Петровича за прекрасное пение во время богослужения. А надо отметить, что владыка был скуп на похвалы, считая, что хорошая работа — обязанность тех, кто трудится в храме. В ответ на похвалу владыки Степан Петрович сильно покраснел и сказал: «Не стоит меня хвалить, Ваше Преосвященство. Я такой же раб Божий, как и все, и ничего особенного не делаю».

21 марта 1971 года на 57-м году жизни Степан Петрович Покровский скоропостижно скончался. Отпевал его архиепископ Пимен (Хмелевской) в Успенском храме Троицкого собора. Перед началом отпевания владыка попросил хор петь так же, как при Степане Петровиче: не торопясь, молитвенно. В своем дневнике в тот день владыка Пимен сделал следующую запись: «В Саратове умер регент Степан Петрович Покровский. Отпевали в Троицком соборе — месте его многолетних трудов». Похоронен Степан Петрович Покровский на Воскресенском кладбище, рядом с матерью Анной Геннадьевной Покровской.

Продолжение певческой традиции

Евдокия Архиповна Покровская пережила мужа на тридцать лет и почти до самой смерти пела в церковном хоре. Из 80 лет своей жизни 60 она посвятила пению в храме, из них 40 лет — в хоре Свято-Троицкого собора. Дочь Покровских, Наталья Степановна, не стала певчей, посвятив свою жизнь педагогической работе. Она до сегодняшнего дня является прихожанкой Свято-Троицкого собора. 

Певческое служение Покровских продолжил внук Степана Петровича Владислав. Он родился через год после смерти деда, с младенческих лет помнит клирос, куда совсем маленьким водила его бабушка. С шестнадцати лет Владислав стал постоянно петь в храме — сначала в Духосошественском соборе под управлением Ларисы Адамовны Земцовой и протоиерея Василия Стрелкова. Затем — в составе мужского хора в храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» под управлением регента Ирины Григорьевны Цветковой. В настоящее время — певчий правого хора храма в честь Казанской иконы Божией Матери. За эти годы Владислав окончил консерваторию, стал профессиональным скрипачом, но пение в храме не оставляет. И бережно хранит воспоминания о своем деде — Степане Петровиче Покровском.

Марина Шмелева
Фото из семейного архива
Журнал «Православие и современность», № 16 (32)

Просмотров: 486 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: