Рождается будущая Богородица. (Митрополит Вениамин (Федченков)) | 11:33 |
На этот раз, перед всенощной, зашел к праведным родителям Пречистой поклониться им и попросить, да помолятся и они о мне к своей Дщери, Богоневестной Богородице. Однако — возвратимся к богослужению. В первой же стихире, в первых же словах празднич ного песнопения меня остановили следующие слова: «Днесь Иже на разумных престолех (то есть на небес ных силах) почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова…» (1-я стихира на «Господи, воззвах»). Вот же бывает так, что иногда вдруг какие-либо слова точно «оживут»… Так ясно переживаешь их внутренний смысл… Точно вкусишь. Точно сам участвуешь в том, что говорится. А прежде, бывало, слушаешь, но не слышишь… Так было и с сими словами прежде; ныне же они ожили… А эти слова определяют главное содержание праздника — и потому весьма важны.
Что ныне совершается? Рождается будущая Богородица. А так как все в мире творится по воле и силою Божией, то и нынешнее рождение — Его дело. Но Рождество Сего Младенца имеет чрезвычайное назначение; а посему и участие Божией силы здесь чрезвычайное: Бог Сам, – то есть особою благодатию, данною бесплодным родителям,— творит им необыкновенную Дочь.
Но не в этом даже величие Божие, ибо творить чудеса Господу Творцу совершенно легко: Он и весь мир вызвал из небытия. Нет, ныне поражает иное — не величие силы, а безмерность уничижения. Вчувствуемся в то, что мудро говорит Церковь: Бог… Премирный… Превысочайший… Непостижимый… Дух… Живущий в Своем неприступном свете. «Почивающий» на небесных силах — архангелах и ангелах… Вообще — Бытие высшее всего высшего! И Он — Превысочайший — ныне «готовится» «переселиться» с неба на землю… Благоволил воплотиться... Зрак раба принять ( Зрак — вид, наружность; зрак раба — немощное состояние человеческой природы. — Ред. )… А далее — и страдать. Но это еще всё — далее, а начало: «оставить» небо. Умалиться… Унизиться… «Бог обнищевает»… Конеч но, это — образные выражения. И вот Он заранее готовит Себе путь, способ умаления, место обитания, «престол воплощения. Или, как говорит паримия, Премудрость готовит Себе новый «дом» – Пречистую Деву. Какая жертва умаления в воплощении! Бог жертвует Своим премирным бытием, чтобы уподобиться миру. Дух творит Себе плоть… Может быть, это все известно? — скажет иной… Да! — уму известно; но не всегда даруется ощущение этой истины, ясное зрение ее… Ныне мне, недостойнейшему, это дано было пережить сердцем, или почувствовать, то есть по-настоящему «понять», в себя принять. Ныне вот это «открылось» душе; а прежде слова те же самые были известны, содержание же их было закрыто, запечатано. Ясно «узрел» и безмерность «истощания», и жертвенный характер его… Да! это — жертва Бога!.. И эту жертву Он начинает подготовлять заранее: готовит Себе Мать для воплощения… Воистину необходимо воскликнуть: Ты — «чудес — Бог»!.. [1-я стихира на «Господи, воззвах»]. Чудны дела Твои, Господи! Матерь… Бога! А это?! Разве менее поразительно?! Мы так привыкли к подобным словам, что большей частью и не ощущаем всей их силы. Хоть сейчас остановимся на этом сколько можем; а ведь это относится к существу праздника. Мать… Бога… Опять восчувствуем вес безмерное, превосходящее величие Бога. Разве Он нуждается в матери?.. И вдруг… у Бога— Мать… Поражающее явление!.. Вот и опять: мне так ясно было дано это ощутить, «понять» в праздник… У Бога – Мать… И об этом поет Церковь в той же 1-й стихире па «Господи, воззвах». Воистину — «чудес Бог»! Во 2-й стихире, которая повторяется за бдением в трех местах («Сей день Господень…»), меня остановило слово о Божией Матери — «Единая». Она уже «ожидает» прихода «Христа во вселенную», Она готовится ввести («вводящи») Его в мир… И сему делу могла послужить лишь Она — Единственная: «…Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную…» Воистину — Единственная! Жена, сделавшаяся… Матерью Бога! Только подумать! Только бы ощутить эту, столь всем известную, истину: Дева — Матерь Бога… …Нет, еще и еще хочется говорить эти слова: М-а-т-е-р-ь Бога!.. Хочется «лицезреть» их или, лучше: Ее Саму. В именах мы видим суть; и этой сутью лишь и сильно, и значительно, и действенно имя! А иначе будет пустой звук. «Б-о-г-о-родица»!.. Вот и это дано было отчасти «понять»… И именно это! Именно это нужно было и понять в праздник «Малой Госпожи»… Узреть духом Ее, именно как Богородицу, Матерь Божию. И когда это узришь сердцем,— немедленно и очевидно ясно будет, что вследствие одного этого Она – действительно Единая, Единственная. «…Едина воистину Богородица познавается» (1-я стиховна). Ах! как трудно передавать языком, что зрит сердце! А так ясно зрит! <…> Вся радость главная, в нынешний день Рождения Марии, основывается на том, что Она — Богородица, что Она послужила воплощению Христа Спасителя, Сына Божия. И свет этого праздника отражается и на Рождении Богородицы, как солнце отражается в луне. И отчасти о девстве нужно было говорить потому, чтобы утвердить истину о приснодевстве или просто — о девстве Ее и по Рождестве Господа, как была Она Девою и до Рождества. Закончим это славословием рожденному от Нее Христу, «Емуже покланяющеся, воспеваем Девы Все непорочныя Рождество» («И ныне», стиховна). Печатается по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). От Рождества Богородицы до Сретения. М., 2008. | |
Просмотров: 413 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |