Роман Егоров: РАЗМЫШЛЕНИЯ О РУССКОМ РОКЕ. Часть II | 11:41 |
Вспоминая сегодня обо всех этих событиях,
я не впадаю в ностальгию, не изобретаю велосипед,
не устраиваю танцы под лозунгом «Назад в СССР» и не пытаюсь
повернуть время вспять. Я просто честно отдаю дань той непростой эпохе,
когда мои родители и родители многих моих знакомых были молоды. Зная
истории полувековой, сорокалетней и тридцатилетней давности, мы можем
четче представить себе контекст и исторический фон происходивших тогда
музыкальных событий и их влияние на настоящее время. Еще раз об истоках и преемственностиВ предыдущих главах моих размышлений
о русском роке я цитировал и ссылался на многочисленные
воспоминания музыкантов и журналистов – непосредственных участников
и очевидцев процессов тех лет. Такой подход представляется естественным
в силу возраста автора, который не мог быть живым свидетелем части
прошедших времен (1950-х – 1970-х и начала 1980-х годов). Но уже
середина 1980-х, их конец, а также 1990-е и 2000-е представляют
обширный материал для исследования вопроса на собственном опыте.
В следующих частях моих размышлений мы увидим, как русский рок
постепенно перерастал музыкальные и социологические рамки, становясь пусть
локальным, но важным культурным феноменом в стране России (отчасти
даже мессианским), будучи благодаря некоторым группам и музыкантам отчасти
вписанным и в мировой контекст. Но не будем забегать
вперед. Прежде чем перейти к 1980-м, скажу несколько слов о важном,
о преемственности в музыке, вновь процитировав компетентные
источники. Конец 1950-х – Биг БитК примеру, конец 1950-х годов
по воспоминаниям современников был временем большого эмоционального
подъема. Творческая группа «КуБы» писала так: «Люди постепенно приходили
в себя после страшной войны и суровой эпохи 1930-1940-х годов.
Психология жителей «осажденной крепости» постепенно уступала место почти
детскому интересу к окружающему миру – «А что там
за железным занавесом?». Легендарный фестиваль молодежи и студентов
1957 года и знаменитая американская выставка в Сокольниках летом 1959
года только подогрели этот интерес. Одной из заграничных диковин,
поразивших воображение советской молодежи, был рок-н-ролл. Советские власти
увлечение не одобряли, но поделать с ним ничего
не могли. 1960-е – «Британское вторжение»Наступившие 1960-е дали своих героев. Музыкальное
«Британское вторжение» в США, а после и во всем мире
началось с триумфального прорыва «The Beatles» – «I want
to hold your hand» на первом месте хит-парада. Задиристые
и сентиментальные, грубоватые и чувственные рокеры времен
«Британского вторжения» (вроде «The Merseybeats», «The Troggs», «The Rolling
Stones», «Cream», «The Yardbirds», «The Searchers», «Tremeloes», «Christie»,
«Herman’s Hermits» и др.) не сомневались в своем праве говорить
собственным музыкальным языком о своих проблемах и совершенно
не пасовали перед миром взрослых. Конец 1960-х, начала и середина 1970-х – ХиппиКонец 1960-х уже ознаменовался новым
феноменом – наступлением эпохи хиппи (приходом волны «Flower power»),
выразителем идей которой в большей степени, чем что-либо другое, вновь
стала музыка. Композиции которой, как и полагалось в те времена,
были встречены в штыки советскими чиновниками от культуры. Да,
появлялись единичные официальные «каверы», вроде «На крыльях ветра»
(вариант дилановской «Blowin’ in the wind») ансамбля «Дружба» под
управлением Александра Броневицкого или неожиданное исполнение тактов
произведения негритянского борца за свободу Хендрикса «Разреши мне стоять
в огне нашего общего дела» Стасом Наминым и его группой
на смотре-конкурсе самодеятельных ВИА в Лужниках. «Запрещенная музыка». Начало 1980-х
Возвращаясь к началам 1980-х, стоит
отметить, что они ознаменовались в России не только апогеем застоя,
когда все признаки распада эпохи были налицо, но и гонениями
на рок-музыку, (также, кстати и на качественную поп-музыку,
в том числе на электронную). Рок-музыкантов выгоняли с работы
(как лидера «Аквариума» Бориса Гребенщикова, на которого написали донос
после музыкального фестиваля в Тбилиси), сажали (яркие примеры –
вокалистка «Браво» Жанна Агузарова и лидер «Воскресенья» Алексей Романов),
жестко цензурировали, их музыку запрещали играть (ДДТ, «Кино», «Зоопарк»,
«Алиса» и пр.). Об издании и распространении пластинок
с рок-музыкой в то время не могло быть и речи,
не говоря уже о возможности ротации песен на радио
и телевидении. Шевчук пел на альбоме «Компромисс» (1983):
«Они играют жесткий рок, А мы свои большие уши Развесив в розовом бреду, У всей Европы на виду, У всей планеты на виду Терзаем «Верасами» души». Рок-музыкантов вынуждали как экономически, так и политически играть «в подполье». Самым тяжелым был 1984 год, когда осталась возможность играть только квартирные концерты («квартирники»). Придавленные безвременьем, рок-музыканты существовали в потоках других времен, когда и результаты поисков не могли быть видны сразу. Столь активное противодействие сильных мира сего приводило к тому, что в создаваемых произведениях музыканты обращались к высшим началам мира, прозревая и формируя особую картину мира, в которой поэтическим (подчас остросоциальным) идеям часто отводилась главенствующая роль. Специфическая и уникальная миссия русского рока тех лет заключается на мой взгляд в переработке повседневности и создании собственных самодостаточных музыкальных вселенных. Важным для них было все, что прятали. И рок-музыканты говорили правду, так как правду можно сказать только тогда, когда ее скрывают! Помимо прочего музыканты учились самостоятельно играть и писать тексты, позволяя себе любые сложнейшие или элементарные конструкции. Причем никто тогда особо не заботился о том, можно ли будет когда-то реализовать задуманное в исполнении (в записи). Немудрено, что в таком подходе были как свои плюсы, так и минусы. В целом сегодня очевидно, что естественный ход развития рок-музыкальной культуры страны искусственно тормозился. К тому же, многих вполне устраивала официальная музыкальная жизнь времен середины 1970-1980-х годов. Напомню, что квинтэссенцией музыкального апофеоза тех лет являлся ежегодный фестиваль «Песня года». На сцену выпускалось двадцать лучших поп-исполнителей страны. Списки лауреатов с 1971 – по 1988 год поражают своей «стабильностью». Попса (в отличие от рока!) по-своему рисовала тогдашнюю картину мира, выполняя цель – создавать иллюзорную реальность воплощенного и заказанного идеала. Набор тем был невелик, но масштабен и с вариациями: любовная лирика, официозно-патриотическая песня, песня о войне, песня от тогдашней знаменитости вроде Кола Бельды из союзной или автономной республики (автономного округа), песня о детях при участии Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Борис Гребенщиков иронически обыгрывал ситуацию на государственном телевидении в 1982 году: «У нас жизнь – прямо «во»! По телевизору – Status Quo. И если мы доживем до седин, Нам покажут Deep Purple и Zeppelin». Тогда спрашивается, зачем такая суета вокруг рок-музыки? Причина проста. Она состояла в том, что почти вся русская рок-музыка, (несмотря на огрехи музыкального плана), была нежелательным феноменом освобожденности, внутренней независимости личности в обществе принудительного консенсуса. И где чувствовался всход таких ростков, там сразу накладывалось вето (1970-е и начало 1980-х) или открывались резервации «рок-лабораторий» (уже к середине 1980-х), наделенные правом «литования» (или проще сказать, цензурирования текстов, дававшие право группе на концертные выступления) для того, чтобы иметь возможность держать под присмотром идеологической «крыши» многих талантливых музыкантов. Тем не менее, начало 1980-х вновь дало своих героев. Да ещё каких! Процитируем книгу «Кто есть кто в советском роке» и некоторые другие источники: прекрасные альбомы записали группы «Зоопарк» – «Сладкая N» и другие» (1980), «Уездный город N» (1983); «Сонанс» – «Шагреневая кожа» (1980); «Круиз» – «Послушай человек» (1981); «Мифы» – «Дорога домой» (1981); «Аквариум» – «Треугольник» (1981), «День серебра» (1984); «Урфин Джюс» – «15» (1982); «Трек» – «Трек III» (1982); «Мухомор» – «Золотой диск» (1982); «Футбол» – «Футбол» (1982); «Пикник» – «Дым» (1982); «Кино» – «45» (1982); «Выход» – «Брат Исайя» (1982); ДДТ – «Компромисс», «Свинья на радуге» (1983), «Периферия» (1984); ДК – «Лирика» (1983); СВ («Снова Воскресенье») – «Радуюсь!» (1983); Юрий Лоза – «Путешествие в рок-н-ролл» (1983); «Странные игры» – «Метаморфозы» (1983); «Центр» – «Стюардесса летных линий» (1983); «Альфа» – «Гуляка» (1983); «Браво» – «Браво» (1984); «Крематорий» – «Крематорий’II» (1984); «Кино» – «Начальник Камчатки» (1984) и некоторые другие. В 1982 году собрал свой «Посев» Егор Летов, начав экзистенциальную летопись сибирского панк-рока. То есть, несмотря на гонения, мы видим, что в русском роке начала 1980-х представлен почти весь спектр музыкальных течений актуальных для своего времени. Каждый взял на вооружение то, что ему было ближе. От ритм-н-блюза «Сладкой N» «Зоопарка», очень напоминающей легендарную композицию «Sweet Jane» Лу Рида, медитативной музыки на стыке хард-рока, готики и барочной распевности «Пикника» до заводного рок-н-ролла Юрия Лозы с бессмертными «Девочка сегодня в баре», «Достала». Интересная история, стоящая несколько особняком от тогдашних реалий русского рока, но весьма близких к нему, произошла в 1981 году, когда в «Ленкоме» состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось» на стихи Андрея Вознесенского и музыку Алексея Рыбникова. Общественность поразили арии-молитвы, сцены в храме, хор «Аллилуйя». Никогда еще не было воплощено на советской сцене темы любви, (по сюжету рок-оперы разыгрывается драма между графом Резановым и юной Кончитой – авт.), связанной с религией, которая концентрировала бы в себе столько страсти и драйва. Высокие комиссии и тут нашли компромат, потребовав заменить название «рок-опера» на «современная опера». Видимо сработала ассоциация с другой знаменитой рок-оперой 1970 года «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда Вебера. Раз рок-опера, значит что-то религиозное и явно крамольное для времен начала 1980-х годов в России. Кстати, не только Рыбников и Вознесенский писали в России рок-оперы. К примеру, Александр Градский в свое время прославился как исполнитель арии Кощея Бессмертного на сказочной пластинке «Маша и Витя против «Диких гитар». По сюжету пластинки простые советские дети противостоят лесной нечисти, активно играющей на гитарах что-то запредельное... Этот сюжет я привел к слову. Мы же видим, как к началу 1980-х годов становилось ясным, что русский рок начал заявлять права на свое место под солнцем, выходя за рамки прокуренных кухонь, кабаков и танцплощадок. Он доказал, что может сочетать в себе искусства разнообразных жанров (от хорошего сценового шоу – до хэппенинга, театральной постановки, связанной с религиозным песнопением – спиричуэлом). Но продолжить разговор об этом я хотел бы в дальнейшем. Пока же отмечу, что бытует в литературе и весьма циничная точка зрения, иногда высказываемая некоторыми «музыкальными критиками». Суть ее в том, что шустрые «цензоры» якобы сделали для русского рока «благое дело, отсеяв профнепригодных товарищей от музыки, оставив «право на рок» только «самым-самым». Бог им этим «музыкальным критикам» судья, потому как мне кажется, судить о «профнепригодности» того или иного коллектива может только зритель и слушатель. А если у вас отсутствует доступ к самому исходному результату творческого труда в виде альбома или концерта, нет нормальной аппаратуры и залов, то и говорить, как вы понимаете о «благом деле» сложно и некорректно. Кстати, вспоминая сегодня обо всех этих событиях, я не впадаю в ностальгию, не изобретаю велосипед, не устраиваю танцы под лозунгом «Назад в СССР» и не пытаюсь повернуть время вспять. Я просто честно отдаю дань той непростой эпохе, когда мои родители и родители многих моих знакомых были молоды. Зная истории полувековой, сорокалетней и тридцатилетней давности, мы можем четче представить себе контекст и исторический фон происходивших тогда музыкальных событий и их влияние на настоящее время. Роман Егоров http://win.ru/Music/4420.phtml | |
Просмотров: 435 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |