Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Август » 5 » Наш патриарх - колонизатор?
Наш патриарх - колонизатор?
18:37

Ровно 1021 год прошел с момента крещения Руси святым Владимиром и ровно год - с прошлого посещения Московским патриархом Киева. Прекрасный повод сравнить отличительные особенности обоих первосвятительских визитов, тем более что в посещении украинской столицы патриархами Алексием II и Кириллом действительно можно найти немало как поразительного сходства, так и очевидных различий. Различий, говорящих о том, что Русская церковь продолжает осваивать новый язык общения с внешним миром и, более того, намерена предложить этому миру новые фразеологические конструкции.

В киевском воздухе периодически ощутимы ноты сильного раздражения и досады - заметить их можно было сразу, как только патриарший кортеж выехал за пределы киевского аэропорта “Борисполь” в сторону Владимирской горки. Жiвтоблокитные майки и бейсболки, решительные лозунги - группа решительно-суровых граждан оповещает патриарха, что надо служить “Господу, а не Кремлю”. Более динамичная картина - на подходах к Владимирской горке, где Святейший служит молебен святому Владимиру. Горластые хлопцы в черных беретах машут красными флагами с украинским гербом-трезубцем: “Геть московского попа-колонизатора!” Нынешние молодые ребята из УНА-УНСО хорошо выучили уроки старших братьев, которые в начале 1990-х в тех же выражениях приветствовали приезд на Украину Алексия II. Только на этот раз что-то новенькое: “московский поп” в представлении украинских националистов оказывается еще и “колонизатором”.

Колонизатор - это реализатор определенных экспансионистских интересов, подчиняющий себе некую новую для собственной политики территорию и превращающий ее в колонию, зависимую от метрополии. Довольно странно объявлять колонизацией посещение Московским патриархом приходов своего патриархата, многотысячная паства которого на улицах и дома, в магазинах и общественном транспорте объясняется на русском языке. Паства которых выходит с букетами приветствовать “колонизатора” и находит нужным хором объявлять при его появлении, что их патриарх Кирилл. Украина все-таки пока еще не превратилась в “новую” для московского патриаршества территорию, и едва ли объявление ее таковой соответствовало бы интересам значительной части местного населения.

“Ну как мы, верующие Московского патриархата, можем относиться к приезду патриарха? Конечно, мы очень счастливы, мы так его ждали… А Филарет и раскольники? Да что с них взять! Просто играют в свои политические игры”, - отвечал народ из толпы в телевизионные микрофоны. Подобные ответы в телеэфире наверняка злят “Киевский патриархат” - за 17 лет, минувших с момента зарождения денисенковской самостийности, статистика для них по-прежнему не особо утешительна: слишком большая доля населения упрямо ориентируется на Московский патриарший престол и держит в руках портреты патриарха Кирилла при встрече в Киеве делегации Русской церкви. Украинские православные не хотят расставаться со своей исторической памятью, она для них дорога так же, как одинаково дороги святыни Киево-Печерской, Почаевской и Троице-Сергиевой лавр. Обычные паломники из Харькова и Волгограда понятия не имеют о цивилизационной общности, но ландшафты Святогорского монастыря и Валаамской обители для них - это пейзажи одного духовного поля.

Видимо, “колонизация” в представлении самостийных противников патриаршего визита - нелицеприятная для них способность предстоятеля Русской церкви называть вещи своими именами и демонстрировать бескомпромиссность собственной позиции. Патриарх не просто молится, дарит иконы и благословляет верующих с амвона - он протестует против раскола, сопереживает жертвам экономического кризиса и не боится обозначать свое несогласие с тем или иным мнением политического руководства Украины. У памятника жертвам массового голода, противоречивого места не только памяти и скорби, но и модных политико-историософских спекуляций, он решительно оспаривает концепцию властей о необходимости создания на Украине какой-то еще дополнительной поместной Церкви, кроме уже существующей единственной канонической церковной структуры. У главы украинского государства во время патриаршей речи на лице кислое выражение - определенный рефрен с криками хлопцев в черных беретах.

Действительно, очень досадно, когда оппонирующая сторона хорошо владеет словом, ораторскими приемами и во время дискуссии открыта к импровизациям, овладевающим вниманием аудитории. Патриарх Кирилл и в самом деле “оккупировал” Украину - внимание украинской общественности - в ходе полуторачасового прямого эфира на телеканале “Интер”. Это патриаршее выступление в прайм-тайм было своеобразным приглашением к интеллектуальной дискуссии, в том числе и тем, кто пытается оспаривать позиции Московского патриархата на исторически коренной для него территории Киевской Руси. Сумеют ли противники Русской церкви ответить на него на должном содержательном уровне, пусть даже и не в прямом эфире ведущего национального телеканала? Или обвинения в “колонизаторской политике” проистекают из-за подспудного осознания своей неспособности на адекватный ответ? Ведь если в арсенале только мегафонное перекрикивание патриаршей проповеди под стенами Киево-Печерской лавры, то как же еще расценивать такие выпады, как не невольное обнажение собственных застарелых и, извините, местечковых комплексов? Впрочем, поездка патриарха Кирилла на запад Украины, в наиболее неспокойные и местами агрессивные районы, в значительной мере позволит дать ответ на этот вопрос.

Уже сейчас с очевидностью можно говорить, что визит патриарха Московского на Украину оказывается очень насыщенным в смысловом отношении. Церковь все более уверенно заявляет о себе как о духовно-геополитической и общественной силе, с мнением которой придется считаться - даже в чисто дипломатических целях.

А объединяет оба патриарших визита, прошлого и нынешнего годов, искренний народный ажиотаж вокруг приезда к ним в гости их предстоятеля. Людям все равно тепло и приятно воочию видеть того, за кого они привыкли молиться за каждой литургией, видеть в родной и привычной для них обстановке, понимать, что вот на этот-то раз патриаршее благословение паствы в конце проповеди касается напрямую, непосредственно и их, стоящих в этой толпе. Народу не нужны бесконечные политические препоны, он от них устал. Люди по-разному пытаются встретить патриарха: в монастырях по пути его маршрута выкладывают свежескошенной травой и полевыми цветами дорожки перед соборами, в городах разворачивают транспаранты (”Патриарх Кирилл, родненький! Мы тебя очень любим и молимся за тебя!” - проникновенный жест со стороны симферопольских верующих). Для них “колонизация” Московским патриархом их родной Украины оказалась долгожданной.

Елена Жосул

Просмотров: 385 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: