Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Август » 11 » ЧЕМ ОПАСНЫ «ИДОЛЫ» НОВОГО ВЕКА? Идеи Патриарха Кирилла способны объединить всех, кто не заглушил в себе голос совести
ЧЕМ ОПАСНЫ «ИДОЛЫ» НОВОГО ВЕКА? Идеи Патриарха Кирилла способны объединить всех, кто не заглушил в себе голос совести
13:54

Если бы слова Патриарха Кирилла о тех последствиях, которые вызывает вирус ненависти и вражды, можно было бы включить в Устав ООН и в текст договоров о создании самых различных политических и военных международных организаций – от НАТО до ОДКБ и ШОС! Если бы эти слова были услышаны грузинским президентом (кстати, формально принадлежащим к православной церкви) год тому назад, в августе 2008 года! Если бы позиционирующий себя в качестве глубоко религиозного христианина Джордж Буш услышал их в 2003 году, подписывая приказ об оккупации Ирака!

Украинский визит Предстоятеля Русской православной церкви наделал много шума в российских и украинских СМИ. Общий тон комментариев создает впечатление чрезвычайной политизированности этого события. Патриарх представляется в них неким политическим деятелем, чуть ли не специальным представителем России, прибывшим на Украину с миссией воссоединения не только православных церквей, но и наших стран. Патриарх, конечно же, фигура публичная и его первый зарубежный визит в этом качестве не мог не вызвать потока интерпретаций. Наверное, часть этих комментариев имеет право на существование, и оттенок политической акции визит всё же имеет.

Вот как, например, пишет о причинах визита на Украину Патриарха эксперт украинской Корпорации стратегического консалтинга «Гардарика» Константин Матвиенко:

«Украинская Православная церковь, подчиненная Московскому Патриархату, – вторая по численности верующих православная церковь на земле – она насчитывает двенадцать тысяч приходов. Епископы УПЦ составляют почти треть от общей численности членов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Этих обстоятельств уже достаточно, чтобы Кирилл Первый, семнадцатый Московский Патриарх, после вступления на престол свой первый зарубежный визит нанес на Украину».

Множество других причин и политических задач визита Патриарха называют российские и украинские эксперты и в каждом из их доводов, может быть, и есть часть правды, но главный смысл произнесённых на Украине Патриархом речей и проповедей всё же, на мой взгляд, в другом.

Несмотря на то, что Патриарх как глава Русской православной церкви не мог не уделить максимального внимания и времени сложной ситуации фактического раскола православия на Украине и проблеме взаимоотношений России с Украиной, для меня его выступление в прямом эфире украинского канала «Интер» и проповедь за Божественной литургией в Херсонесе у стен собора святого равноапостольного князя Владимира стали подлинным откровением, потому что я впервые услышал из уст главы Церкви призыв к совести и разуму, который не может не услышать каждый мыслящий человек. Неважно, верующий ты или атеист, если в тебе есть совесть, т. е. некий моральный стержень, или, как говорил Иммануил Кант, моральный императив, ты обязательно услышишь призыв Патриарха персонально к твоей совести и ощутишь, как проповедуемые им моральные ценности православия становятся частью твоего личного «морального кодекса». Как можно не услышать блестяще произнесенные в лучших традициях мирового ораторского искусства слова:

«Может показаться, что… ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком – это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга – материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом».

Как часто каждому из нас приходили в голову похожие слова и образы, но впервые столь ясно и четко выраженные, да еще и произнесенные главой Православной Церкви, они производят незабываемое впечатление подлинного откровения. Это откровение, исходящее от Патриарха, способно стать той самой давно искомой всеми официальными и полуофициальными идеологами национальной идеей для нашей многострадальной Родины, которая объединит, наконец, наше расколотое имущественным и социальным неравенством общество.

Слово Патриарха обращено не только к каждому из нас, оно обращено к миру. Перефразируя известное высказывание о Фаусте Гёте, можно сказать, что это будет посильнее «Urbi et orbi»*. Вчитайтесь внимательно:

«Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, „перемывать кости“ другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: „Вот этот плохой!“, а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие – дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то – это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает в народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все – идолопоклонство».

Это уже не только элемент национальной идеи, это идея наднациональная. Если бы эту часть проповеди Патриарха можно было бы включить в Устав ООН и в текст договоров о создании самых различных политических и военных международных организаций – от НАТО до ОДКБ и ШОС! Если бы эти слова были услышаны грузинским президентом (кстати, формально принадлежащим к православной церкви) год тому назад, в августе 2008 года! Если бы позиционирующий себя в качестве глубоко религиозного христианина Джордж Буш услышал их в 2003 году, подписывая приказ об оккупации Ирака! Этот список можно продолжать до бесконечности.

28 августа 1963 года великий американец Мартин Лютер Кинг произнес со ступеней Мемориала Линкольна свою знаменитую речь «I have a dream»:

«У меня есть мечта, что в один прекрасный день нация поднимется и поймет… что все люди созданы равными… Я мечтаю о том дне, когда… явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие… В этом наша надежда и наша вера. С этой верой мы сможем высечь из горы отчаяния камень надежды. Эта вера поможет нам работать вместе, молиться вместе, отстаивать свободу вместе, зная, что наступит день нашего освобождения. Но по дороге к праведному месту мы не должны совершать неправедные дела…»

Сегодня текст этой речи знает наизусть почти каждый американец, её учат в американских школах, американское общество ораторского искусства признало её лучшей речью ХХ века. Влияние личности пастора Кинга и произнесённой им речи на всю последующую американскую историю невозможно переоценить. Сорок пять лет спустя после её произнесения американское общество воплотило в жизнь мечту великого борца за равенство, впервые избрав чернокожего президента.

У меня теперь тоже есть мечта. Я мечтаю о том, что проповедь Патриарха Русской Православной Церкви станет речью Кинга для нашей страны и для всего мира.

Григорий Тинский

 


Так называются послания Папы Римского (в дословном переводе «Городу и миру»)
 
Просмотров: 395 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: