Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Август » 24 » Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. Ч.2.
Катехизация в Русской Православной Церкви на современном этапе. Ч.2.
15:43

2.4. Педагогические аспекты катехизации.

Воздействие на человека с целью его воспитания и возрастания есть педагогика. Существует педагогика веры, на которой и основывается катехизация. Как и всякая подлинная педагогика, она коренится в Божественной педагогике, педагогике Промысла Божия, педагогике Любви, как по сути, так по формам и методам. В педагогике веры могут и должны применяться основы общей педагогики.

Необходимо помнить о фундаментальной особенности веры: когда речь заходит о педагогике веры, подразумевается не передача человеческого учения, хотя бы даже самого возвышенного, а Откровения Божия. Любой педагогический метод полезен при катехизации настолько, насколько он помогает передаче веры и искусству воспитания в ней, если же он приводит к чему-то противоположному, то не имеет никакой ценности.

Катехизация требует постоянного углубления ее понятий и педагогических основ путем поиска подходящего для нее языка, путем использования новых способов для успешного воспитания в вере. Важно, чтобы Церковь сегодня, также как в другие периоды своей истории, проявляла мудрость, смелость и евангельскую верность в поисках и применении новых путей и принципов в катехизическом обучении.

а) Личностность.

Личность не растворяется в Церкви, но Церковью охраняется. Человек, вступая в Церковь, получает возможность раскрыть себя как личность во всей полноте. Каждый призван служить Христу и Церкви тем даром, который получил от Бога (1 Пет. 4. 10), и в том служении, к которому призван (1 Кор. 7. 20).

Каждый человек индивидуален, уникальны и обстоятельства его жизни, что необходимо учитывать в катехизации. Воцерковление может быть построено только на основании искренних, доверительных и диалогичных отношений с людьми. Мы должны учиться видеть человека, доверять ему и понимать, что происходит в нем.

б) Диалогичность, любовь и смирение.

«Свидетельство не может быть монологом – оно предполагает слышащих, предполагает общение. Диалог подразумевает две стороны, взаимную открытость к общению, готовность к пониманию, не только «отверстые уши», но и «расширенное сердце» (2 Кор. 6.11)» (Деяния Юбилейного Архиерейского Собора).

Без любви и смирения со стороны священника и катехизатора воцерковление новообращенного христианина невозможно. Любить – это значит стараться увидеть Божественный замысел о человеке. Смирение выражается в понимании, что истинным Педагогом является Господь, мы же не должны мешать Ему. Человек никогда не может быть нам до конца открыт и понят. Мы не можем им руководить: мы – соработники Богу (1 Кор. 3. 9) и должны дать Ему возможность действовать. Наше педагогическое усердие должно иметь четкие границы и отступать перед таинственным Промыслом Божиим.

в) Добровольность, ответственность, своевременность.

Бог хранит свободу человека, никогда не насилуя его волю. Катехизация может быть только откликом на свободное произволение человека к воцерковлению. Использования в катехизическом процессе любых средств и технологий, нарушающих свободу человека, недопустимо.

Отваживаясь на необходимое участие в жизни того или иного человека, осуществляющие катехизацию не должны забывать о своей ответственности за него. Сколь бы ни был велик соблазн воспитать себе подобных, не должно поддаваться ему.

Необходимо учитывать возрастные особенности, социальный статус, религиозную мотивацию, уровень светского образования, психологические особенности, а так же нравственное и культурное развитие человека. Христианское воспитание должно опережать информационно-рационалистическое наполнение ума.

Вопрос своевременности, а значит и плодотворности тех или иных этапов воцерковления – ждущая своего изучения и развития область катехизации.

г) Компетентность.

Катехизатору необходимо четко понимать смысл, цели своего служения, область и глубину своей компетенции – осознавать, что он не есть носитель полноты истины и может ошибаться, признавать свободу тех, к кому обращена проповедь.

Катехизатор должен обладать православно-христианским мировоззрением и иметь личный опыт духовной жизни. Важно также понимать смысл церковной традиции, осознавать реальную историческую церковную действительность и не отрицать острые моменты таковой. Кроме того, человеку, отвечающему за воцерковление новообращенных христиан, желательно обладать навыками общения и необходимыми знаниями в области педагогики, психологии и других гуманитарных дисциплин.

Непременной обязанностью каждого христианина и особенно тех, кто содействует воцерковлению людей, должно быть стремление реализовывать проповедуемое своей жизнью.  «Будьте образцом … в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте» (1 Тим. 4:12), – увещает апостол пастырей и проповедников-катехизаторов.

д) Стремление к плодотворности. Последовательность. Системность.

Для организации катехизации совершенно необходимо адекватное соотнесение цели и задач воцерковления с возможностями, силами и ресурсами как новообращенного христианина, так и всей церковной общины, священства и катехизаторов.

Катехизация должна проводиться на том языке, который свойственен конкретному человеку или группе людей, и в то же время постепенно вводить человека в область категорий мышления Церкви и приобщать к библейскому мировоззрению. «Для развития свидетельства Церкви современному миру, обретения ею достойного положения в обществе и укрепления церковного авторитета, а также для развития богословия и образования, следует активизировать диалог и взаимодействие Церкви со светской культурой и наукой» (Определение Архиерейского Собора 2004 года. О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви).

Выбор форм катехизации должен определяться не столько традициями, сколько плодотворностью по отношению к конкретным случаям и людям, стремящимся войти в Церковь в данное время. Необходима адаптация традиционных форм христианской проповеди к современной действительности. Служение Христа дает нам понимание того, что катехизическое наставление может и должно принимать различные формы в зависимости от того, к кому оно обращено.

Воцерковление – процесс поэтапный, требующий комплексного, системного подхода. Из этого становится понятным, что катехизация не может основываться на частной инициативе без должного соработничества и поддержки со стороны всей полноты Церкви.

Помимо возрастной педагогики и психологии, применяемых в катехизации, ее поддержкой и стимулом станут различные социологические исследования, мониторинги общественного мнения, отслеживание результативности катехизического процесса.

е) Современность.

Самый ценный дар, какой Церковь может дать сегодняшнему растерянному и снедаемому тревогой миру – это формирование в нем христиан, сильных духом и добрыми делами и смиренно радующихся своей вере.

Катехизация не может строиться на желании абстрагироваться от тех проблем, с которыми сталкиваются наши современники на данном этапе жизни. Желание отрешиться от реальных насущных проблем, показать идеализированную картину человеческой жизни, отсутствие готовности вникнуть в сложные, а иногда и трагические обстоятельства жизни превращает христианство в утопию, лишает христиан трезвенного и смиренного отношения к объективным трудностям жизни.

Поэтому в новых для Церкви исторических условиях христианская проповедь призвана давать евангельский ответ на вызовы современности. Система катехизации не должна строиться только на достоянии прошлого. Не стоит руководствоваться принципом, что все новое только хорошо или только плохо. Нельзя отвергать возможность творчества, необходимо на опыте убеждаться в эффективности избранного пути и творческого осмысления. В современных условиях катехизация должна быть тесно связана с развитием новых технологий и средств массовой информации. Церковь всячески поощряет попытки создать новые формы передачи евангельских истин. Следует приветствовать каждую положительную инициативу, предпринимаемую в этой области, и поддерживать тех, кто выступает первооткрывателями в сфере катехизации.

3. О практической реализации катехизации.

3.1. Обзор аудиторий.

Апостол Иоанн делает различие в акцентах проповеди христианства разным возрастным категориям людей: «Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца. Я написал вам, отцы, потому что вы познали Безначального. Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1 Ин. 2. 12-14).

При организации катехизации важно различать аудитории, к которым она обращена. Не имея возможности разобрать этот вопрос подробно, мы обратим внимание на некоторые их специфические черты и на соответствующие им особенные задачи катехизации.

Младшие дети.

 

Периодом, достойным внимания, являются те годы, когда маленький ребенок вводится в церковную жизнь через опыт семьи, тем самым получая от родителей первые элементы катехизации.

Катехизация, именно как воспитание в вере, на этом этапе – дело принципиальной важности, требующее любви и уважения к ребенку, который имеет право на то, чтобы ему не только просто и правдиво была представлена христианская вера, но и на то, чтобы приобщиться именно к доступному ему опыту христианской жизни. Последующая ответственность за плоды Таинств Крещения и Евхаристии, к которым приобщается ребенок, начинает формироваться именно в этом возрасте и зависит прежде всего от семьи ребенка и участия в его жизни восприемников.

Старшие дети. Подростки.

 

В период взросления и социализации ребенка катехизация призвана упорядоченно и регулярно вводить его в жизнь Церкви, непосредственно готовить к участию в церковных Таинствах и к осознанному личному участию в церковной жизни. На этом этапе появляется необходимость целостной, направленной на формирование в будущем способности всегда быть готовым «дать ответ» о своем уповании (1 Пет. 3. 15). Катехизация в этом возрасте в соответствующей форме должна раскрыть принципиальные основы веры и основы нравственного учения Церкви, а также создать основу для христианской мотивации.

Катехизация должна принимать во внимание характерные особенности переходного периода. В период подросткового возраста очень насущно приобщить детей к Евангелию, которое способно ответить на принципиальные вопросы этого периода – жизнь и смерть, дружба, самоотдача, доверие и любовь, – все это может представлять основу для истинного воспитания в вере.

Молодежь.

Вступая в период молодости, человек должен все чаще и осознаннее брать личную ответственность за свою жизнь и жизнь близких. Добро и зло, святость и грех, любовь и ненависть, жизнь и смерть будут все чаще сталкиваться как моральные категории, которые он должен принять или отвергнуть.

Катехизация молодежи особенно важна, ибо именно в молодости Евангелие может быть понято и принято таким образом, что придает смысл жизни и служит выработке таких качеств, как самоотречение, воздержанность, кротость, справедливость, увлеченность, примирение, которые непонятны секулярному обществу и позволяют распознать молодого человека среди его сверстников как христианина.

Взрослые.

 

Катехизация взрослых обращена к лицам, несущим полную ответственность перед законом и обществом и в полной мере участвующим в сложных социальных процессах. С точки зрения катехизации, зрелый возраст – это период полноценного осознания и принятия своей роли в Церкви и возможности своего служения (в том числе и на катехизическом поприще).

Люди с ограниченными возможностями.

Во все времена под особым попечением Церкви находились люди с ограниченными возможностями. О них ни в коем случае нельзя забывать и сегодня. Эти люди имеют такое же, как и все другие, право познать основы веры и приобщиться к жизни христианской общины.

3.2. Делатели. Распределение ролей и ответственности.

Катехизация – это единое служение, осуществляемое священниками, диаконами, монашествующими и мирянами во главе с епископом. В Церкви все в той или иной мере причастны к делу катехизации, и никто не может считаться освобожденным от обязанности ей содействовать. «Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9)». (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию).

В идеале вся христианская община должна чувствовать свою ответственность за это служение. Священники, монашествующие и миряне осуществляют катехизацию вместе, но делают это по-разному, каждый в соответствии со своим особым местом в Церкви. При замирании какой-либо из форм этого участия катехизация утрачивает богатство своего опыта, целостность и значимость.

Катехизическая деятельность не должна осуществляться только по чьей-либо частной инициативе и на личном энтузиазме. Она должна совершаться Церковью и от имени Церкви в лице уполномоченных лиц. Задача человека, ответственного за катехизацию, отличается от задач других членов Церкви (обеспечение Литургии, организация благотворительности, участие в какой-либо общественной деятельности и т.д.), хотя он, разумеется, должен действовать в сотрудничестве с ними.

Чтобы катехизическое служение в епархии было плодотворно, важно, чтобы оно опиралось на поддержку епархиальных и приходских структур, в том числе материальную и административную. Обязанность последних – осуществление таких важных функций, как обеспечение спроса на катехизацию, воспитание и профессиональная подготовка катехизаторов, подготовка пособий, организация и стратегическое планирование.

Пастыри, в силу своего положения, несут наибольшую ответственность за проведение, управление и надлежащую координацию катехизации.

Епископы.

Епископы являются в первую очередь проповедниками Благой Вести, старающимися привести новых учеников ко Христу, будучи в то же время архипастырями, наставниками, сообщающими вверенной им пастве веру, которую следует исповедовать и которой необходимо жить.

Епископы первые несут ответственность за катехизацию, они катехизаторы «по преимуществу». В истории Церкви очевидна преобладающая роль святителей, считавших катехизацию одной из основных задач своего служения, в связи с чем стал возможным расцвет института оглашения. Наиважнейшая задача епископов – быть гарантом осуществления катехизации. Именно епископ возбуждает и поддерживать в епархиях искренний катехизический энтузиазм.

Забота епископа о катехизации в епархии предполагает:

а) Учреждение и поддержку в епархиях эффективных катехизических структур.

б) Обеспечение деятельной и плодотворной катехизации в жизни приходов.

в) Обеспечение подготовки катехизаторов к служению в современном мире.

Катехизические епархиальные ведомства.

Епархиальные ведомства, ответственные за катехизацию (отделы или службы катехизации), призваны осуществлять управление и координацию катехизической деятельности в епархии.

К основным задачам катехизического ведомства можно отнести:

а) Анализ религиозной образованности христиан епархии. В результате анализа должно сложиться представление о реальных нуждах епархии в отношении катехизической деятельности.

б) Подготовка программы действий, в которой указывались бы четкие цели, направления и конкретные мероприятия.

в) Забота о материальном и административном обеспечении катехизации.

г) Организация обучения и подготовки катехизаторов.

д) Подготовка и обеспечение катехизической деятельности катехизисами, учебными и методическими пособиями.

е) Мониторинг и контроль катехизической деятельности в епархии.

ж) Сотрудничество с иными епархиальными ведомствами и структурами.

Важным видится тесное взаимодействие с Синодальным отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви и объединяли свою деятельность по воцерковлению новообращенных христиан.

Общины.

«Только через связь с конкретной общиной осуществляется для каждого члена Церкви общение со всею Церковью» (Юбилейный архиерейский собор Русской Православной Церкви. Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию). Приход – это Церковь, явленная в конкретной и ощутимой общине. Таким образом, прием в Церковь совершается местной Церковью и в местную Церковь, то есть местной общиной и в местную общину.

Сами оглашаемые и вся община в первые века христианства очень серьезно готовились к их вступлению в Церковь. Катехизация может проводиться всюду, однако приходская община, как занимающая особое место, должна остаться распространителем и вдохновителем катехизации, так как приход впоследствии становится местом, с которым христиане связаны реальной церковной жизнью. Приход должен остаться первостепенным местом катехизации.

Деятельная жизнь общины, в первую очередь катехизация, естественным образом вытекает из евхаристической жизни и должна быть направлена на сам приход. Только после этого она может быть распространяема вовне в миссионерском и социальном служении. Именно поэтому необходимо постоянно повышать значимость катехизации в общинной жизни, защищать ее от проникновения духа индивидуализма, закрытости, сепаратизма и сектантства в любых его проявлениях.

Ответственность за реализацию всех практических задач катехизации лежит прежде всего на церковной общине.

Священники.

В церковных общинах именно священники являются наставниками в вере. Все верующие должны иметь возможность пройти катехизацию, а предстоятели церковных общин обязаны такую возможность предоставить. Невозможно допустить, чтобы из-за каких-либо ложных предубеждений верующие были лишены катехизации, чтобы не было сказано: «дети просят хлеба, и никто не подает им» (Плач. 4. 4).

Каждый приходской священник призван побуждать христиан к познанию веры и проявлять особую деятельную заботу о их научении.

Поскольку успешное воцерковление возможно только при участии в нем всей общины, первой заботой священника должно быть создание приходской среды, благоприятствующей полноценной катехизации. Под непосредственной заботой священника должно проходить воспитание активных мирян, способных помогать в деле воцерковления.

Особой заботой священника должно быть достойное совершение Таинства Крещения. Крещение, по сути, является рождением человека в новую жизнь в Церкви и поэтому, как и у первых христиан, должно стать праздником для всей общины и семьи крещаемого и совершаться в торжественной обстановке.

Катехизаторы.

Катехизатор – это служитель Церкви, занимающийся катехизацией по поручению священноначалия. В идеале он должен иметь достаточный опыт церковной жизни, богословское образование, общую гуманитарную подготовку и компетенцию осуществлять все виды катехизации. На практике в наше время катехизатор помимо церковного опыта должен иметь как минимум определенную подготовку, соответствующую поставленным перед ним задачам (от организации краткого оглашения до организации систематической катехизации).

Формы служения катехизаторов различны, поскольку различны и нужды катехизации, например:

- миссионеры-катехизаторы на территориях, характеризующихся интенсивными процессами миграции народов и взаимодействием разнородных культур. Из истории Церкви становится ясным, что без них наверняка не возникли бы процветающие ныне поместные Церкви;

- в связи с недостатком священников в некоторых епархиях возникает необходимость в катехизаторах, способных до определенной степени взять на себя пастырские обязанности. Прежде всего, создание и поддержание базовых аспектов общинной жизни.

- в связи с особым статусом и характерными проблемами мегаполисов и индустриальных городов, необходимы катехизатора-миссионеры, в задачу которых входит не только сопровождение христиан при воцерковлении, но и пробуждение веры во Христа у всех обратившихся за какой-либо церковной поддержкой.

- в регионах, имеющих христианскую традицию, необходимы катехизаторы-педагоги для детей, молодежи и взрослых. Они должны иметь опыт организации длительной катехизации, сопровождающей человека с момента рождения.

Необходима более серьезная разработка этого вопроса, исходя из конкретных нужд епархий.

3.3. Об организации программы катехизации.

Всем известно, что на сегодняшний день отсутствует база для катехизаторской работы, в том числе – развитая, эффективная и востребованная программа катехизации. До сих пор не приходится говорить о систематической катехизической и просветительской деятельности.

Наибольшим препятствием для создания и реализации такой программы представляется отсутствие рабочих мест – штатных должностей катехизаторов. Церковно-просветительская и катехизическая деятельность сейчас большей частью держится на энтузиастах – священниках и мирянах. Эта трудность не должна стать препятствием для разработки общецерковной и епархиальных программ катехизации.

Епархиальная катехизическая программа должна систематизировано, целостно и согласованно объединять различные катехизические процессы, предлагаемые епархией для различных аудиторий. Она должна быть построена по двум принципиальным направлениям:  катехизация детей, подростков и молодежи, крещенных в младенчестве и не воцерковленных, и катехизация взрослых, изъявивших желание войти в Церковь в сознательном возрасте. В настоящее время возникает нужда в катехизации пожилых людей, которые на закате своей жизни желают дать своей вере крепкое основание.

Важно, чтобы различные формы катехизации дополняли друг друга или становились «восприемниками» для предыдущего этапа. То, что различные формы и этапы катехизации предлагаются в рамках единой епархиальной катехизической программы, не означает, что человек должен последовательно пройти их все. Если молодой человек достигает зрелости в вере, он нуждается не в имеющей огласительный характер катехизации для взрослых, но в другой, более серьезной пище, которая помогала бы ему возрастать в вере.

Если мы определяем катехизацию как элемент всего процесса вхождения человека в Церковь, то, несомненно, сталкиваемся с проблемой координации катехизической деятельности с предшествующей ей миссионерской и следующей за нею пастырской деятельностью.

Миссия, катехизация и пастырское окормление – все это различные составляющие, которые подготавливают катехизацию или из нее вытекают. Связь между миссией, стремящейся пробудить веру, и катехизацией, которая старается дать основание этой вере, имеет для проповеди христианства определяющее значение.

При организации катехизации номинально крещенных людей присутствует соблазн начать  собственно катехизацию раньше проповеди Евангелия и обретения веры во Христа. Современная ситуация требует того, чтобы эти два вида деятельности – миссионерская проповедь и катехизация – воспринимались целостно и предлагались в цельной миссионерской и катехизической программе. Современная катехизация должна восприниматься прежде всего как следствие плодотворной миссионерской проповеди.

При организации катехизической деятельности надо исходить из анализа ситуации. Объект подробного исследования многообразен. Он охватывает изучение пастырской деятельности и анализ религиозной ситуации, а также социальных, культурных и экономических условий. При этом необходимо определить, в какой степени эти факты общественной жизни могут влиять на процесс воцерковления христиан.

Следует четко представлять состояние катехизации: как она реально соотносится с миссией Церкви, как организована катехизация различных аудиторий, как она согласуется с христианским воспитанием в семье и в школе, что является содержанием катехизации, каковы используемые методики, особенности катехизаторов и их подготовка.

После внимательного исследования ситуации следует перейти к составлению программы действий. Она указывает цели, средства катехизации, нормы, регулирующие ее, учитывает местные нужды. Программа должна быть достаточно гибкой, поскольку она определяет катехизическую деятельность на епархиальном или межрегиональном уровне. Она составляется на определенный период времени, в конце которого после анализа достигнутых результатов ее подвергают обновлению посредством расстановки новых акцентов, определения новых задач и новых средств. Программа должна быть реалистичной в сочетании с простотой, краткостью и прозрачностью.

Необходимым дополнением программы является регулярная разработка катехизических пособий, руководств, методических рекомендаций как на общецерковном, межрегиональном, епархиальном, так и на приходском уровне.

Наиболее важное место среди всех катехизических пособий принадлежит катехизисам. Следует признать, что имеющиеся сегодня в наличии катехизисы не всегда пригодны для построения педагогической работы с новообращенными, поскольку либо устарели, либо неадаптируемы к современному мировосприятию, дидактически не выверены. Важно направить усилия на разработку современного катехизиса, понятного для восприятия наших соотечественников.

3.4. Катехизация как часть церковной работы по содействие человеку в его духовном развитии.

Мы уже говорили, что жизнь человека в Церкви охватывает все его существование и не может быть фрагментарной. Христианин не может отделить свою общественную, семейную жизнь, профессиональную деятельность от духовного и нравственного контекста евангельской веры. Именно поэтому катехизация должна быть составной органической частью более общей церковно-приходской работы направленной прежде всего на содействие человеку в его духовном развитии вцелом. Обратимся к материалам молодежной конференции 2005 года «Современная молодежь в Церкви: проблемы и пути их решения».

Содействие человеку в его духовном развитии включает: а) приобщение человека к основополагающим христианским ценностям и к литургической ­- таинственной – жизни Церкви; содействие человеку в полноценном развитии всех его сил, свойств и способностей, в том числе телесных и душевных (творчества, умственного развития, образования и т.д.); помощь в обретении самостоятельного опыта жизни человека как гражданина и члена общества.

Таким образом, основные направления церковной деятельности, в ряду которых и стоит катехизация могут быть определены следующим образом:

1) Непосредственное содействие воцерковлению человека, собственно катехизацию, включающее:

а) Предварительную подготовку (разовые беседы, приходское консультирование и др.)

б) Оглашение, под которым мы понимаем церковную образовательную и просветительскую деятельность по подготовке к Крещению.

в) Собственно катехизацию, направленную на воцерковление человека. Она должна быть построена по многоуровневой системе – от приходского и межприходского просвещения до епархиального.

г) Приобщение к литургической жизни определенной церковной общины, в которой человек сможет обрести духовного наставника. Под литургической жизнью мы понимаем единство общинно-приходской и личной духовной жизни человека, основанное на Евхаристии.

2) Формирование православной общинной жизни, в том числе детско-юношеской, молодежной и семейной среды.

В силу многих трудностей как внутреннего, так и внешнего характера по организации общин, особенно в крупных городах, очень важно при организации дела катехизации создавать детско-юношескую, молодежную и семейную среду.

Человек – существо целостное. В силу этого полноценное психическое, социальное и физическое его развитие, достигаемое в здоровой христианской среде, в немалой степени является залогом успешного и плодотворного воцерковления.

Формированию этой среды способствует:

а) Многогранная работа в творческих мастерских и студиях, военно-патриотических, спортивных и туристических клубах, содействующая культурному, эстетическому и физическому становлению детей и молодежи. Эта работа должна быть построена на основании христианских ценностей и соответствовать возрастным особенностям и запросам времени.

б) Приобщение молодежи к социальному и миссионерскому служению, а также к созидательному труду. Таким образом, мы помогаем на практике организовать конструктивное личностное общение, в рамках которого христианин, находясь среди таких же, как он – активных, верующих – обретает возможность проявить себя и найти свое место в жизни.

в) Организация интересного и содержательного детского, молодежного и семейного досуга и отдыха в рамках паломнических поездок, православных детско-юношеских и молодежных лагерей и т.д.

3) Социально-психологическую помощь и поддержку семьи, детей и молодежи.

а) На первых этапах жизни человека всестороннее его развитие целиком зависит от жизни его семьи. Первым и основным элементом этой деятельности является подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей.

б) Опыт показывает, что с каждым годом возрастает поток людей, ожидающих от Церкви помощи в преодолении трудностей развития, воспитания и образования. Многие люди с надеждой ждут содействия при выборе жизненного пути. Возможно создание самой Церковью социально значимых программ и проектов с привлечением соответствующих специалистов.

в) Как особый род деятельности необходимо отметить помощь в преодолении последствий алкоголизации, наркомании, психологического травматизма и вовлечения в тоталитарно-деструктивные секты. Сложность вопроса заключается в том, что указанные недуги человека затрагивают все стороны его жизни. Помочь человеку можно лишь путем организации слаженной комплексной и системной работы, что невозможно без привлечения уникального опыта и помощи соответствующих государственных и общественных организаций.

В силу сложности организации подобных проектов наиболее эффективным видится создание комплексных центров и долгосрочных программ на региональном и межъепархиальном уровнях.

3.5. Практическая организация катехизации.

3.5.1. Каноническая огласительная практика Древней Церкви.

 

Перед тем, как рассмотреть возможную систему катехизации в современных условиях, приведем краткое описание огласительной практики Древней Церкви (по книге «История катехизации в Древней Церкви» (П. Гаврилюк)).

 

Каноническая огласительная практика включала в себя следующие основные элементы:

Предоглашение. Первое знакомство язычника с христианством по случайным беседам, рассказам, книгам.

Предварительное собеседование. Предварительное собеседование с теми, кто пришел в церковь впервые. Будущие катехумены рассказывали о себе и о том, что их побудило прийти в Церковь. Представитель Церкви  читал им краткую проповедь о христианском пути и отличительных сторонах христианства.

Посвящение в катехумены. Выражающие свое согласие встать на путь христианства посвящались в катехумены первого этапа. Обряд посвящения состоял в благословении и возложении рук. На Западе включалось  экзорцистское  «дуновение» с чтением молитвы и вкушение соли.

Первый этап мог продолжаться неопределенно долго и во многом зависел от желания и готовности катехуменов принять Крещение. Оптимальным сроком считалось три года. Особых занятий с катехуменами первого этапа в большинстве случаев не проводили. Им позволялось присутствовать на всех богослужениях за исключением Литургии верных.

Просмотров: 878 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: