Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог сайтов

Главная » Каталог сайтов » История

В категории сайтов: 98
Показано сайтов: 41-60
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Переходам

ПРЕПОДОБНЫЙ ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ, АРХИМАНДРИТ СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ (+ 1633)

Память его празднуется 12 мая в день преставления, 23 июня вместе с Собором Тверских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых.

Прп. Дионисий родился во Ржеве и образование свое получил в монастыре, куда его поместили родители. По окончании его он стал священником, но вскоре, когда жена его и дети умерли, он постригся и был назначен настоятелем Старицкого монастыря. Сюда был заточен по низложении Годуновых Патриарх Иов. Архимандрит Дионисий принял его с почетом, предоставил монастырь в его распоряжение и заботился о нем, как сын об отце. Архимандрит Дионисий был тогда молод, он был очень представителен, красив собой, отличался высоким ростом, ровным, спокойным и открытым характером, к ближним своим он относился мягко, сердечно и снисходительно; глубокое непоказное смирение иувство своей греховности были его отличительными чертами. Святейший Патриарх Ермоген (память его 17 февр.) любил и ценил его, он часто вызывал его в Москву и советовался с ним. Так же относился к нему и митрополит Ростовский Филарет — отец будущего царя из дома Романовых и будущий Патриарх. Глубокая любовь к родине связывала их всех. В 1б10 г. после кончины архимандрита Троице-Сергиевой лавры Иоасафа архимандрит Дионисий был назначен его заместителем.

Осада лавры тогда была в полном разгаре, и архимандрит Дионисий стал душой ее защиты. Неутомимо рассылал он во все города России грамоты, призывая их к защите отечества. Некоторые из этих грамот сохранились. Тогда началось знаменитое движение, которое возглавляли Косма Минин и князь Пожарский, которые освободили Россию (см. житие Патриарха Ермогена). Но когда родина была спасена, ему отплатили черной неблагодарностью. Дело было в том, что прп. Дионисию, как человеку книжному, поручили исправление богослужебных книг, начатое Патриархом Ермогеном и прерванное Смутным временем, и он, найдя в молитве на освящение воды, находящейся в Требнике, слова: «Освяти Духом Твоим Святым и огнем», вычеркнул слово огнем», как не находящееся в греческом подлиннике и вообще не имеющее в данном случае смысла. Это вызвало против него и его сотрудников целую бурю: их обвинили в искажении богослужебных книг, в желании «вывести огонь из мира», судили, подвергли запрещению, заключению в дымной келье, всевозможным глумлениям, истязаниям и тяжелым епитимьям. Мало того, прп. Дионисия поставили на правеж, взыскивая с него долги, которые он делал на защиту Отечества, а заплатить ему было нечем, так как все, что у него было, он истратил на то же Отечество.

Все это прп. Дионисий переносил не только с замечательным спокойствием и достоинством, поддерживая своих сотрудников, совсем упавших духом, но и находил силу подшучивать над своим положением и над невежеством своих врагов, особенно над тем, что он хочет «вывести огонь из мира». «Грозят монаху заключением, — говорит он, — но это-то мне и жизнь». Лицам же, уважавшим его и выражавшим ему сочувствие, он говорил: «Это не беда, а притча над бедой. Господин мой владыка Иона (митрополит Крутицкий, заместитель Патриарха) хочет, чтобы я не был горд!»

К счастью для страдальцев, в Москву прибыл Патриарх Иерусалимский Феофан, и по его настоянию их освободили от заключения и истязаний. Но снять с них запрещение он не мог. Наконец в 1619 г. в Москву вернулся из польского плена Патриарх Филарет, отец юного царя Михаила Феодоровича. В торжественной его встрече принимал участие и архимандрит Дионисий. Первым делом нового Патриарха — по просьбе Патриарха Феофана, как и по собственному его желанию — был пересмотр дела архимандрита Дионисия с товарищами. Восемь часов простоял он перед государем, обоими Патриархами и огромным собором духовенства, защищая себя и своих сотрудников. Их оправдали, осыпали знаками внимания, сняли с них запрещение и через несколько дней архимандрит Дионисий торжественно встречал и принимал в своей лавре своего защитника и спасителя Патриарха Феофана. Но и в лавре ему пришлось немало потерпеть от братии, грубой и наглой, не понимавшей мягкости и доброты своего настоятеля, кроткого и незлобивого.

Зато рассказывает о нем в его жизнеописании его духовный сын, сотрудник по исправлению книг и сподвижник по заключениям, протопоп Иоанн Наседка следующее: «Жил в лавре под руководством архимандрита Дионисия инок Досифей, проходивший послушание в больнице, о нем многие соблазнялись и осуждали его, не понимая, что путь его подвижнический; он казался им помешанным». Протопоп спросил своего старца, что он думает об этом иноке, и ему показалось, что вопрос этот огорчил его. Когда же он спросил его о причине этого огорчения, преподобный ответил ему следующее: «Вам, в миру живущим, не подобает говорить об иноках потому, что вы, не понимая иноческого пути, или превозносят иноков паче меры — и этим вредят им, или же осуждают — и этим наносят вред себе». Когда же инок Досифей, которого тот же протопоп Наседка прозвал «Досифеем крепкого жития», заболел к смерти, случилось так, что старец его должен был ехать в Москву по делам обители. Благословляя его, он сказал: «Подожди меня!» Вернувшись из Москвы, архимандрит Дионисий увидел, что Досифей ждет его у монастырских врат. Тогда он благословил его и сказал: «Иди, чадо, с миром!» Досифей пошел в свою келью. Через несколько минут братия пришли сказать, что он только что скончался. Прп. Дионисий скончался в 1633 г.

История | Переходов: 233 | Добавил: Елена | Дата: 21.06.2009

  СВЯТИТЕЛЬ ФИЛИПП, МИТРОПОЛИТ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РОССИИ, ЧУДОТВОРЕЦ (+1569)
 
Память его празднуется 9 янв. в связи с его мученической кончиной, 3 июля, в день перенесения мощей из Соловецкой обители в Москву и 5 окт. вместе с Собором святителей Московских.
 
Боярский род Колычевых, из которого происходил святитель Филипп, митрополит Московский, вышел в XIII в. из Пруссии, населенной тогда славянами. Отец его, боярин Стефан, занимал важную должность при дворе вел. князя Василия III Иоанновича (1503— 1533). Мать его, Варвара, овдовела, приняла постриг с наречением имени Варсонофия и основала в Москве Варсонофиевский монастырь, а при нем кладбище для убогих, нищих, странников и казненных. Память об этом монастыре, давно уже не существующем, сохранилась лишь в названии Варсонофиевского переулка. Инокиня Варсонофия чтилась как одна из московских праведниц.

Благочестивая чета бояр Колычевых отличалась особым милосердием к бедным. В 1507г. родился старший сын их — Феодор. Благочестивое воспитание, которое в то время одинаково давали детям всех сословий, как нельзя лучше подготовляло к духовной жизни. Начиналось оно в семилетнем возрасте изучением Часослова и Псалтири. С детства полюбил Феодор Колычев чтение Священного Писания и житий святых. В юношеском возрасте ему, как боярскому сыну, пришлось учиться верховой езде и воинским упражнениям. Но не лежало к этому его сердце. Веселого общества своих сверстников он избегал, предпочитая ему степенную беседу старших. Рано приучил его отец к ведению хозяйства. Двадцати шести лет он был представлен вел. князю Василию Иоанновичу, который обратил на него внимание. Но скоро великий князь умер, и Феодор остался при дворе нового вел, князя — Иоанна IV Васильевича, которому было тогда три года.

Маленький государь полюбил его, но в блестящей придворной среде Феодор Колычев чувствовал себя одиноким. Мысли об иночестве уже тогда приходили к нему, и он не хотел жениться. События заставили его ускорить это решение: был открыт придворный заговор против князя Телепнева-Оболенского, любимца матери государя, вел. княгини Елены (рожденной Глинской); многие поплатились свободой, а иные и головой; среди казненных были и родственники Феодора Степановича — бояре Колычевы. И вот в июне 1537 г., удрученный горем, слышит он во время Божественной литургии евангельские слова: «Никтоже может двема господинома работати...» (Мф. 6, 24). Знакомые и раньше, эти слова показались ему в этот раз относящимися прямо к нему, и он более не колебался. Выйдя из храма, он прямо направился на север, в Соловецкую обитель.

Дорогу он не знал, заблудился и наконец, блуждая по лесам и болотам, встретил на берегу Онежского озера благочестивого крестьянина Субботу, который и приютил неведомого паломника. Живя у него, Колычев помогал ему в домашних работах и пас скот. Непривычная жизнь сделала бывшего придвор ного неузнаваемым: он огрубел, здоровье его окрепло. Однако же приближающаяся зима заставила его спешить. В Соловках его принял игумен о. Алексий. Он приказал испытать пришельца на тяжелых работах. Иногда Феодору Колычеву казалось, что силы оставляют его, но ни разу он не поколебался в своем решении. Зорко следил он за жизнью монахов, стараясь подражать их подвигам. Наконец его смирение и трудолюбие снискали ему всеобщее уважение, и его постригли с наречением имени Филипп. Старцем его был о. Иона, ученик прп. Александра Свирского. До последнего времени хранился в хлебопекарне камень, который подкладывал себе под голову Филипп, когда он засыпал на полу, утомленный тяжелой работой и продолжительной молитвой.

В это же время явилась ему, во время работы, икона Божией Матери Хлебной, хранившаяся впоследствии в Преображенском соборе. Затем он удалился на отшельничество в лес, и пустынь его была известна до последнего времени под названием Филипповой. Одно время его уединение прервалось: ему пришлось заменять заболевшего престарелого игумена Алексия, а по кончине его он принял окончательно настоятельский посох. Перед тем монастырь погорел, и восстанавливать его святитель Филипп начал на средства, врученные ему родными, когда он приезжал для посвящения в Новгород. Все в Соловецком монастыре говорит о неутомимой энергии и могучей силе воли его гениального преобразователя. Начал он с разработки железной руды и поваренной соли—для добывания средств для своей дальнейшей деятельности. Затем он соединил 52 озера в одно «Святое озеро», из которого монастырь стал получать питьевую воду, соединил его каналом с морем и поставил на нем свои знаменитые мельницы. Вместо маяков он поставил высокие кресты и устроил пристань, больницу и гостиницу для паломников. Обитель он окружил гранитными стенами и все деревянные постройки заменил кирпичными, для чего устроил кирпичный завод. Он изобрел какую-то самодвижущуюся телегу (без лошади) и решета, которые сами просеивали муку, что значительно облегчило труд братии; завел скотный двор и развел стада лапландских оленей, из шкур которых стали шить платье и обувь братии в устроенных им мастерских. Трапезу он улучшил, что было необходимо при суровом климате Соловецких островов, но строгость устава усугубил и очень высоко поставил послушание. Жизнь монастырских крестьян святитель Филипп благоустроил, поставил во главе их платное начальство и дал крестьянам право жаловаться. За благосостоянием и нравственностью их он зорко следил. Всеми работами он руководил лично.

История | Переходов: 213 | Добавил: Елена | Дата: 21.06.2009

ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (+ 1550)

Память его празднуется 5 марта в день мученической гибели, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых и 19 нояб. в день обретения мощей

Это происходило в 1540 г.; в КорнилиевоКомельском монастыре подвизались два инока, связанные узами духовной дружбы, — Адриан и Леонид. Раз в церкви Адриан обратил благоговейное внимание на незнакомого ему величественного старца благолепной наружности, и он спросил его имя. «Я — Бестуж», — ответил старец. Старец Адриан пригласил его в свою келью, и во время духовной беседы старец Бестуж открыл ему, что ему, Адриану, суждено Богом основать монастырь и что он знает пустынное место, подходящее для безмолвной молитвы. По уставу прп. Корнилия (память его 19 мая) игумен не должен был удерживать в монастыре иноков, желавших посвятить себя уединенной жизни. Прощание происходило у могилы прп. Корнилия. Игумен благословил старца Адриана и ученика и друга его, старца Леонида, иконой Успение Божией Матери, и они отправились в путь. В дремучем лесу, в 5 верстах от теперешнего города Пошехонья, старец Бестуж чудесно скрылся из очей своих спутников, пораженных благоговейным изумлением, а лес в то же время огласился таинственным звоном невидимых колоколов.

Тогда старцы поместили святую икону на высоком дубе на берегу ручья, а сами пошли искать место, подходящее для отшельнической жизни. В это время к берегу причалили рыбаки и удивились, увидев святую икону. Один из них хотел ее снять, но был отброшен чудесной силой. Придя в себя, он сказал, что видел старца, запретившего ему трогать святую икону. Тогда рыбаки решили удалиться с этого места, но оставили под деревом хлеб и пойманную рыбу. А старцы, вернувшись, возблагодарили Бога и его Пречистую Матерь за попечение о них. Они поняли, что это и есть указанное им место. Они поставили здесь хижину и стали подвизаться, а потом основали монастырь в честь Успения Божией Матери, первый в этом краю. Все местные жители радовались этому, а в особенности женщины, хотя им доступ в монастырь и был возбранен. Но были у монастыря и недруги.

Уже после кончины старца Леонида (5 марта 1550) на монастырь напали разбойники — крестьяне соседнего села Белого, — ограбили его, а настоятеля — св. Адриана после жестоких пыток убили, раздавив полозьями саней. Но избежать возмездия им не удалось. Один из них украл ларец, думая, что в нем находится золото, но вместо него нашел странные и непонятные ему вещи: кисти, краски и другие принадлежности иконного письма. Он показал все это священнику села Белого, который, по дьявольскому действию, питал великую злобу и зависть к св. Адриану: по его наущению и было совершено преступление. Священник страшно испугался, поняв, что ларец — опасная для них улика. Но разгоюр их случайно услышал второй священник села, много страдавший от дурного влияния своего настоятеля на прихожан. Таким образом, преступление было открыто и виновные понесли заслуженную кару. Но тело преподобномученика найдено не было: на допросе убийцы показали, что они хотели его сжечь, но оно неведомо куда исчезло. Так прошло много лет. В окрестностях монастыря находилась давно исчезнувшая церковь. Там росла рябина, которой местные жители воздавали суеверные почитания: туда собирался народ, и через сучья рябины проводили больных, и, действительно, больные исцелялись. Чтобы уничтожить это суеверие, дьячок Иван Прохорьев восстановил там церковь во имя св. пророка Илии, а потом устроил там монастырь. В 1б26 г. скончался инок этого монастыря, происходивший из села Белого; перед смертью он открыл настоятелю игумену Лаврентию хранившуюся в их семье тайну: под рябиной, считавшейся чудотворной, были погребены мощи св. Адриана, спасенные от разбойников дедом этого монаха. От страха властей и допросов он это скрыл и похоронил их тайно, а для памяти посадил там рябину, и исцеления, происходившие на этом месте, истекали от святых мощей. Игумен доложил об этом Патриарху, и по его повелению стали искать святые мощи. Игумен Лаврентий наугад указал послам, где копать, и немедленно святые мощи преподобномученика Адриана были обретены нетленными. От них истекали многие чудеса.

История | Переходов: 219 | Добавил: Елена | Дата: 21.06.2009

ПРЕПОДОБНЫЙ ИРИНАРХ, ЗАТВОРНИК РОСТОВСКИЙ (+ 1616)

Память его празднуется 13 янв. в день преставления, 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых

Прп. Иринарх, в миру Илия, был сыном благочестивых крестьян — Акиндина и Ирины—из села Кондакова, что в Ярославской земле. Двадцати недель от рождения он стал ходить, а шести лет сказал матери: «Когда вырасту, так постригусь и стану монахом; буду носить на себе железа и трудиться ради Бога и буду всем людям учителем». Однажды у его родителей был приходский священник и за обедом рассказывал житие прп. Макария Колязинского. Вдруг Илия сказал: «И я буду таким же монахом!» Священник строго спросил: «Как ты, чадо, осмелился сказать такое слово?» Илия отвечал: «Кто тебя не боится, тот это и говорит».

Юношей Илия пошел на заработки за 300 верст от дому. Однажды при всех он горько заплакал и на расспросы ответил: «Вижу преставление моего отца, несут родителя моего светлые ангелы на погребение». Оказалось, что отец его в это время умер, и мать его немало утешилась, услышав о необыкновенном видении сына. После этого Илия с матерью и старшим братом переселились в Ростов, завели торговлю и разбогатели. У Илии был там духовный друг, купец Агафоник вместе они читали божественные книги, помышляли о душевном спасении, усердно посещали церкви и творили милостыню. Наконец Илия взял с собой крест и благословился у матери идти в Борисоглебский монастырь, что на Устье (в 18 верстах от Ростова). Там его отдали под начало старцу, а послушание назначили в пекарне, а потом и постригли с наречением ему имени Иринарх, но он помышлял о более строгом монастыре — Кирилло-Белозерском или Соловецком.

Раз пришел его навестить Агафоник. Иринарх пошел его проводить и на обратном пути услышал голос: «Не ходи ни в Кириллов, ни в Соловки. Здесь спасешься!» После этого его сделали пономарем.

Раз зимой увидел он босого странника и сжалился над ним и взмолился ко Господу: «Дай, Господи, теплоту ногам моим, чтобы я мог помиловать сего странника и дать с себя сапоги на его ноги!» Бог дал ему терпение; и одежды стал с тех пор он носить ветхие. Игумен же вернул его на прежнее послушание и стал его гнать. Раз пошел он в лютый мороз в Ростов спасать одного боголюбца от правежа и отморозил себе пальцы на ногах. Три года проболел он после того, но подвига своего не оставил. Но игумен хотел послать его на работы далеко от монастыря. Иринарх не стерпел такого отгнания от Божия храма и перешел в Авраамиев Богоявленский монастырь.

Там поставили его келарем. Старец же скорбел на сию начальственную должность, а еще более скорбел на то, что иноки расхищают монастырские запасы. И он молился так «Преподобный Авраамий, не я твоему монастырю разоритель!» Раз явился ему преподобный во сне и сказал: «Что скорбишь, избранное праведное семя, житель святого рая? Давай им невозбранно, ибо они захотели жить здесь безбедно, а ты алчешь и наготуешь; и ты в вышнем Царствии поживешь простран- но и насладишься небесной пищей, а они взалчут во веки...»

Однажды во время пения Херувимской прп. Иринарх заплакал и сказал: «Мать моя преставилась!» Еще не окончилась литургия, когда пришел брат его Андрей с вестью о кончине матери. Преподобный взял благословение настоятеля и пошел с братом погребет ее. После этого он прожил три с половиной года в затворе в монастыре св. Лазаря, горько скорбя о своей первоначальной обители и непрестанно молясь святым страстотерпцам Борису и Глебу. Раз явились они ему во сне и сказали: «Идем, старец, за тобой, иди в наш монастырь!» В то время он уже носил вериги. По дороге он устал и заснул и во сне увидел, что змея хочет его ужалить, он же прогнал ее посохом. Строитель о. Варлаам принял его ласково и не внимал наветам. Раз старец молился со слезами пред иконой Распятия Господня и спрашивал, как ему спастись. И был ему глас от иконы: «Иди в келью твою, будь затворником — и спасешься!» Тогда старец благословился у о. Варлаама на неисходный затвор, наложил на себя тяжелые цепи и приковал себя цепью к стулу.

История | Переходов: 222 | Добавил: Елена | Дата: 21.06.2009

Полторы тысячи чекистов против одного епископа

Священномученик Андроник ПермскийВсё, что происходило в Перми в середине июня 1918 г ., напоминало мобилизацию перед началом военных действий. 14-го город был объявлен на военном положении и все имеющиеся войска приведены в положение боевой готовности. В общей сложности на ноги было поставлено около полутора тысяч человек. Причина для этого была более чем серьезная накануне пермская ЧК приняла решение об аресте архиепископа Андроника. Переполох, произведенный чекистами в городе, был вполне объясним: Владыка Андроник пользовался большим уважением среди верующих. Его ценили и как деятельного, энергичного архиерея время его служения было временем расцвета духовной жизни в Пермской епархии, и как истинного священника, монаха, посвятившего всю свою жизнь безраздельно служению Богу и Церкви.

«Огонь пылающий»

Все, кому доводилось хотя бы раз встречаться с епископом Пермским, подолгу сохраняли воспоминание о нем. Он казался человеком не своего времени. Нестяжательность составляла неотъемлемую черту его характера и была хорошо известна всему клиру. Он вменял ни во что всякое материальное благополучие, не носил шелковых ряс и, хотя был награжден многими церковными орденами, никогда не надевал их. Архиерейской каретой владыка не пользовался – на ней соборное духовенство ездило по требам. Необычным был и его облик: простота и сосредоточенность, ни малейшего оттенка человекоугодия, пребывание в постоянной молитве. Он напоминал, скорее, скитского монаха из Оптиной пустыни или одного из святогорских монастырей.
Подвижник, молитвенник, Владыка Андроник расставался со своей кельей только для исполнения церковного послушания, для того, чтобы служить ближним. Время, в которое ему довелось жить, было наитруднейшим для Церкви. Революция и возникновение открыто атеистического, богоборческого государства потребовали приспособления норм церковной жизни к новым, крайне неблагоприятным условиям. В 1917 г . в Москве состоялся Поместный Собор Русской Православной Церкви, на котором было принято решение о восстановлении Патриаршества. Единоначалие было единственным способом противодействовать попыткам государства дезорганизовать церковную жизнь путем внесения раскола в тело Церкви. Власть открыто поддерживала так называемых обновленцев, поставивших под сомнение и отринувших канонические правила Церкви и авторитет законной иерархии. «Реформированная» по замыслу обновленцев Церковь по существу представляла собой чисто декорационную структуру, призванную удовлетворять «религиозную потребность населения», но лишенную литургической связи с Духовным источником, структуру, разорвавшую связь с Церковью, установленную во времена апостольские.
История | Переходов: 208 | Добавил: Елена | Дата: 19.06.2009

Войска под командованием Суворова разбили армию французского генерала Макдональда
 
1799 год: в трёхдневном встречном сражении 17—19 июня на берегах рек Тидоне и Треббия союзные силы под командованием 69-летнего А. В. Суворова разбили 36-тысячную армию французского генерала Жака Макдональда.

Бою предшествовал беспримерный двухсуточный форсированный марш русско-австрийской армии. Суворов стремился не дать соединиться Макдональду с 14-тысячным отрядом Моро и хотел неожиданно напасть на него, пока французы не собрали все свои резервы. Оставив против Моро в качестве заслона четыре с половиной тысячи солдат, он с остальными 22-мя тысячами устремился вперед. Менее чем за 48 часов было преодолено 85 км. В последние часы, когда авангард уже вовсю сражался, солдаты не шли, а бежали. В бой вступали с ходу.

У французов постоянно было численное превосходство, а на отдельных участках даже тройной перевес. Не только австрийские, но и русские генералы сомневались в благополучном исходе дела. Но только не Суворов, который появлялся верхом на лошади на самых опасных участках. Дрогнули французы, которые отступили на четвертый день, потеряв в общей сложности около 18-ти тысяч человек.

История | Переходов: 232 | Добавил: Елена | Дата: 17.06.2009

Ирина Орлова: «Историческое знание обслуживает интересы новых властных элит»

Беседа с доктором философских наук, заведующей отделом социологии истории и сравнительных исследований Института социально-политических исследований РАН

– Ирина Борисовна, есть ли какие-то общие черты в трактовках истории, которые возникают в последние годы в постсоветских странах?  

– Общее для большинства постсоветских «историй» – отталкивание от советской идентичности, отрицание общих завоеваний, горестей и побед. При этом новые истории строятся на этническом основании. На первый план вышли не классовые, социальные, политические факторы, а факторы этнические. Стало считаться, что только «национальный» историк может создать реальную историю своей страны. При этом «национальный» трактуется сугубо как этнически свой. Например, история Казахстана до недавнего времени писалась «не казахами». И теперь казахские историки считают, что «настоящая» история казахов раскрыта не до конца, либо она имеет не всегда правильную трактовку.  

В новых независимых государствах, сформировавшихся в 90-е годы, и в национальных республиках внутри России расцвёл специфический ракурс исторического знания – этнический историзм. Общей является и канва нового написания истории, с вариациями, отражающими местные особенности. Сюжетную линию таких трудов можно примерно представить так: жил свободолюбивый, прекрасный народ, имевший свои традиции, свою культуру, но пришли захватчики, подавили сопротивление гордого народа, завоевали его территорию и его богатства. В результате народ почти утратил все основные признаки национальной уникальности: язык, культуру, традиции – и едва не исчез с лица земли. Но появились свои герои, богатыри, защитники, освободили страну от захватчиков и вернули народу независимость.  

– Какую же цель преследуют, подходя таким образом к освещению истории?  

– Новая история, усвоенная массами, – это мощное средство сплочения нации и укрепления государства. Помимо осознания своей «особости», заслуг, побед, нацию сплачивает наличие общего врага. И в качестве врага в таких учебниках выступает Россия. В прибалтийских странах, Грузии, Молдавии утверждается, что Россия – страна оккупантов, что местное население подвергалось «гнёту русских». Жёсткая антироссийская направленность – одна из особенностей новых историй.  

Поскольку бывшие советские республики получили независимость без борьбы, чего вообще-то практически никогда не бывало в истории, потребовались мифы о том, что они вырвали свободу у притеснявшей их России и русских, что их собственная история, преодолевающая «окраинный синдром», значительно знатнее и древнее, чем это считалось ранее.  

Историческое знание стало выполнять сервильные функции – оно обслуживает интересы новых властных элит и по-своему понимаемые национальные цели.  

– Это характерно для всех бывших советских республик?  

– Для большинства. Пересматриваются трактовка их вхождения в состав Российской империи, роль и влияние русской культуры и русского языка. Крайняя степень негативизма в отношении России и всего русского характерна для украинских учебников. Во второй половине 90-х годов в них появились специальные разделы под названием «Русификация». В экзаменационных билетах по истории Украины есть такой вопрос: «Русификаторское наступление тоталитарной державы на духовность украинского народа в 70-х – начале 80-х гг.» Такие же формулировки присутствуют и в методических пособиях для выпускников школ. Характерно, что если прежде термин «русификация» в историческом знании на Украине использовался только применительно к политике царского правительства, то в новых постперестроечных учебниках этот термин непосредственно характеризует советскую национальную, языковую и культурную политику.  

История | Переходов: 294 | Добавил: Елена | Дата: 12.06.2009

Светлана: двуликая дочь

Кто и как допустил побег дочери И.В.Сталина на Запад? По воспоминаниям резидента советской разведки в Индии Р.Г. Богданова

Не так давно по телевидению был показан фильм «Светлана»: его авторы постарались подробно рассказать о судьбе дочери И.В. Сталина. Подробно они осветили и историю ее побега на Запад, но причины этого поступка они дали, в основном, со слов самой Аллилуевой.

Вопрос проголосован с товарищами…  

История о том, как дочь Сталина, Светлана Аллилуева, сбежала в США, до сих пор покрыта туманом и, наверное, полностью прояснится не скоро. Однако некоторые детали становятся известными - благодаря рассекреченным документам Политбюро ЦК, которые находятся сейчас в архиве. Их изучили лишь немногие историки, ознакомившиеся с ними только в 2004-м. Подробности же самого побега автору стали известны со слов непосредственных свидетелей ее пребывания в Индии.  

Как известно, дочь Сталина поехала в Индию, чтобы похоронить своего мужа, гражданина этой страны Браджеша Сингха. Разрешения на поездку долго не давали, некоторые историки утверждают, что положительного решения добился тогдашний Председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян.  

История | Переходов: 207 | Добавил: Елена | Дата: 12.06.2009

У каждого церковного праздника есть свой цвет. На Рождество – белый. Спаситель как свет пришел в мир. История началась с чистого листа, с новой эры. Благовещание – голубой. Воплощение Спасителя привело небо на землю. Пресвятая Богородица – это и есть небо. Пасха – красный. Это цвет жизни, полноты жизни. Как румянец на щеках, он указывает нам на реальность нашего телесного воскресения.

Троица – зеленый цвет. Зеленые облачения у священников. Свежая зелень под небом, на земле, в огороде и у нас на столах. «Почему трава зеленая?», - спрашивают дети, и мы пускаемся в долгие объяснения о крохотных зеленых клетках – хлорофиллах, которые перерабатывают свет и воздух в процессе фотосинтеза в свежесть и упругость стебля, в сочность плода. Так и мы с вами нуждаемся в том, чтобы переработать свет благодати, и воздух дарованной нам жизни в свежесть чувств и плод добра.

От Пасхи до Троицы – пятьдесят дней. За это время расцвет зелени достигает своего пика. Издревле в этот день люди выходили из своих жилищ, делали шатры из зеленых веток и жили несколько дней, чтобы ничто из повседневного быта не мешало богопознанию. Когда-то шестьсот тысяч человек из народа избранного Богом напряженно ожидали возле горы Синай явления Бога. Гора полыхала молниями и была окутана тучами. Перед горой была очерчена черта, за которую нельзя было переходить под страхом немедленной смерти. Так человечеству были даны 10 заповедей.

История | Переходов: 204 | Добавил: Елена | Дата: 11.06.2009

«Неусыпающее око мысли»
 
Отрывок из книги: Призовите Бога в помощь: Сб. писем / Сост. иерод. Никон (Париманчук).М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.

 «Угас светильник, полстолетия светивший на всю Россию не оскудевая, не померкая, но как бы питаясь приумножением лет и выступая ярче по мере продвижения вечернего сумрака. Смежилось неусыпающее око мысли». Из отклика И. С. Аксакова на кончину святителя Филарета.

Родина святителя Филарета — древний подмосковный город Коломна. Здесь 26 декабря 1782?года в семье диакона, впоследствии священника, Михаила Дроздова родился сын, нареченный Василием в память святого Василия Великого. Отец и мать будущего святителя происходили из потомственного духовенства. Много лет спустя, в 1822 году, архиепископ Филарет в Слове в Неделю всех святых, произнесенном при посещении родного города, сказал: «По неисповедимым судьбам Божиим видя себя вновь посреди сего града, в котором суждено было мне в первый раз увидеть свет.., вновь находясь посреди братий и ближних, в сообществе которых получил первые приятные ощущения жизни, желал бы я совершенно предаться сильному влечению любви к Отчизне»[1].

20 декабря 1791 года будущий святитель был зачислен в Коломенскую семинарию. Редкие природные дарования соединялись у него с отменным усердием. Вскоре, в связи с переводом Коломенской семинарии в Тулу, юноша, исполняя волю отца, направился в лаврскую школу в обители преподобного Сергия. Переселение в лавру наполнило его душу несказанной радостью.

В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти.

В апреле того же года на него было возложено новое послушание — проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия.

На талантливого студента обратил внимание митрополит Московский Платон (Левшин, ум. 1812), в ту пору проводивший большую часть времени поблизости от лавры — в Вифанском скиту.

По окончании курса в августе 1806 года будущий святитель был назначен на вакансию учителя поэзии.

История | Переходов: 183 | Добавил: Елена | Дата: 08.06.2009

День памяти прп. Евфросинии Полоцкой

5 июня (23 мая) Русская Православная Цероквь празднует память преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой - небесной покровительницы Белой Руси. Евфросиния (Предслава Святославична; ок. 1104 - 23.05 (1173 или 1167?), Иерусалим), прп. (пам. 23, 24 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых), Полоцкая, игумения, основательница 2 мон-рей в Полоцке, дочь кн. Святослава (Георгия) Всеславича, внучка полоцкого кн. Всеслава Брячиславича.

Житие

Е. сохранилось в большом количестве (не менее 130) списков XVI-XVII вв. в составе сборников и Миней четьих, списки подразделяются на неск. редакций (Воронова Е. М. Житие Евфросинии Полоцкой. С. 147-148; существующие классификации текста не учитывают всех особенностей рукописной традиции и нуждаются в уточнениях). Исследователи (архиеп. Филарет (Гумилевский), В. О. Ключевский, Е. Е. Голубинский, А. И. Соболевский) единодушны во мнении, что первоначальный текст Жития, изобилующий многочисленными историческими реалиями, был создан в домонг. время, однако в дошедших списках представлен вариант, испытавший сильное влияние стиля «плетения словес», к-рый получил известность в рус. литературе не ранее рубежа XIV и XV вв. Наиболее ранний список пространной редакции Жития Е. был найден Б. М. Клоссом - ГИМ. Епарх. № 406, нач. XVI в. Данная рукопись, содержащая также службу Е., происходит из западнорус. земель, создана не в Полоцке (см. ниже). С уверенностью можно говорить о редактировании Жития Е. в 30-х гг. XVI в. при составлении в Новгороде Великих Четьих-Миней (этот вариант представлен и во всех позднейших списках Миней четьих) и при включении Жития в 60-х гг. того же столетия в «Книгу степенную царского родословия». В 1700 г. новая редакция пространного Жития Е., основанная на версии Великих Четьих-Миней, вышла в свет в составе «Книги житий святых» свт. Димитрия Ростовского (К., 1700. Т. 3. Л. 638-642 об.). Пространные редакции Жития Е. создавались в XIX-XX вв.

В ограниченном числе списков XV-XVI вв. известно проложное Житие Е., созданное, вероятно, во 2-й пол. XV в. в Западнорусской митрополии. Древнейший список краткого Жития Е. обнаружил Клосс в Прологе посл. четв. XV в. (БАН. 33.19.8). 2 др. списка данной редакции входят в Прологи из бывш. собрания Виленской публичной библиотеки (ныне ф. 19 БАН Литвы): № 98 (переписан в 1530 для Луцкой кафедры) и № 99 (кон. XV (?) - 1-я четв. XVI в.), в их основе (судя по наличию в обоих списках Жития свт. Игнатия, еп. Ростовского), вероятно, лежит рукопись ростовского происхождения. Новое проложное Житие, отличное от встречающегося в более ранних рукописях, составлено для издания 1662 г. на основе текста в Степенной книге (см.: Кучкин В. А. Первые издания рус. Прологов и рукописные источники издания 1661-1662 гг. // Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 143, 145, 151). Истории Жития Е. в великорус. рукописной и старопечатной традиции (кроме его включения в ВМЧ) присущ определенный политический оттенок. Вполне вероятно, что создание новой редакции пространного Жития для Степенной книги связано со взятием Полоцка рус. войсками в 1563 г., а появление проложной редакции 1662 г.- со сдачей Полоцка в 1654 г. и последовавшим за этим включением в царский титул Алексея Михайловича термина «Белая Русь».

А. А. Турилов

История | Переходов: 223 | Добавил: Елена | Дата: 06.06.2009

История строительства одного храма
 
Хочу я читателям рассказать о том, как строили в Урае храм. Я человек немощный, с букетом болезней, а из пятерых очевидцев этого события двоих уже нет в живых. Ушли от нас Нина Евдокимовна Лукина и Евдокия Васильевна Дронова.

В старые времена города и селения на Руси строились так: на самом красивом и удобном месте ставили храм. А вокруг него селились люди, строились общественные здания, особо выбирали место для кладбища. Наиболее заслуженных людей хоронили возле церкви. А Урай наш начинался с нефти. Пришли в глухую тайгу люди: геологи, буровики. Искали. И вот 18 июня 1960 года в бригаде Семена Никитовича Урусова из скважины № 6 ударил фонтан нефти. Это была первая промышленная Западно-Сибирская нефть. На берегу Конды, неподалеку от этой скважины и стали строить вначале вахтовый поселок: бараки, столовую, почту, больницу, школу. Сухого места немного. Кругом болота. Но со временем болота стали засыпать, начали строить и пятиэтажки.

Однообразные. Серые. По ленинградским проектам. Совсем не пригодные к суровому климату. Добыча нефти увеличивалась. Поселок стал городом Ураем с 40-тысячным населением. Принцип строительства не изменился, и во время «перестройки» о храме никто не думал, зато начали строительство гостиницы «Турсунт» с рестораном и баром. Но почти с самого начала жизни города появилась «де-факто» в Урае православная община. Основу ее составляли женщины средних лет и пожилые. Деревенские, с небольшим образованием. Собирались то в одной, то в другой квартире. Молились. Читали «Евангелие», «Апостол», «Псалтирь» по старым книгам. Провожали в последний путь сначала своих усопших из общины. Потом их и к другим стали звать. После похорон собирали люди поминальные столы, подавали немного денег. Судачили некоторые урайцы: «Смотрите-ка, «владимирские» на покойниках наживаются!» Почему «владимирские»? А потому что родом из тех мест, из центра России, из Владимирской области. Разными дорогами приехали они в Урай, но сохранили дружбу, сплотились, сохранили Веру и Верность Православию. И невдомек было осуждавшим, что все эти поданные деньги складывали женщины копеечку к копеечке, добавляли свои «кровные», чтобы построить в Урае «Церкву». Приезжали в общину священники. То на один-два дня, то на неделю. Каждый раз разные, кого правящий архиерей пошлет. Редко приезжали. И то сказать: уже столько лет в Тобольске семинария существует, а все священников не хватает! А 10 лет назад их вообще по пальцам в новообразованной епархии пересчитать можно было.

История | Переходов: 201 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

И дальная изгнания...

Зовут его Николай, живет в Надыме, работает слесарем. А еще он - староста в православном братстве, при здешнем Свято-Никольском храме. В храме, особенно в новопостроенном, мужской работы - столярной и прочей - всегда бывает достаточно. Те из прихожан, кто заметил: батюшке со всеми такими делами одному не управиться, - объединились в православное братство. И таким вот образом, то есть по-братски, помогают отцу Андрею, настоятелю. У братии есть и своя особая одежда. Это - самошитые косоворотки; но не такие, атласно-фестивальные, как у артистов, а, сразу видно, - носимые, для жизни. Еще есть в братском ведении мастерские при храме. Есть добрые дела на ниве православного образования...

Есть и название: Братство во имя священномученика Петра, митрополита Крутицкого. Новомученик Петр (Крутицкий) был прославлен определением архиерейского собора Русской Православной Церкви совсем недавно, в 1997г. И до сих пор его имя было известно лишь в узком кругу церковных историков. Но благодаря православным жителям Надыма память о митрополите Петре вышла за пределы приходских библиотек. И стала воплощаться в необходимых делах во славу Божию.

Собственно, это имя в названии братства и вызвало у меня особенный интерес. Впервые о митрополите Петре я услышал лет 10 назад, в Москве, в гостинице «Минск». Заехал туда, чтобы коротко встретиться с В.Н. Ордовским-Танаевским. Но Вадим Николаевич, в свои 80 лет безумно энергичный и безупречно элегантный, в забытых уже нами выражениях пригласил отобедать с ним тут же, в ресторане. - Сибирь - это край, где многие, если не все, лучшие люди России проходили духовные и телесные испытания, - говорил в застолье Вадим Николаевич Ордовский-Танаевский, внук последнего тобольского губернатора, один из лидеров белой эмиграции, венесуэльский состоятельный бизнесмен, потомок тех самых Максимовичей, к числу которых принадлежит, между прочим, святитель Иоанн Тобольский.

История | Переходов: 215 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

Святитель Иоанн Тобольский и Свенский монастырь с 1681 по 1695 год

Господь сподобил меня в этом году, в конце июля посетить Свенский монастырь г.Брянска, в котором я давно желал побывать.

Тепло, по-отечески был встречен наместником монастыря архимандритом Никодимом. Он рассказал об истории монастыря, его святынях, чудотворной Свенской иконе Божией Матери и, конечно, о святителе Иоанне Тобольском, который подвизался в этом монастыре в должности наместника, память которого с особым благоговением чтут братия.

Свенский монастырь является одним из самых древних и известных монастырей России. Обитель находится в трех с половиной километрах от г.Брянска. Душа радуется, когда издали видишь высокий холм у правого берега реки Десна, простор и над всем этим – венец природной благодати, рукотворные белокаменные чудо-храмы, издали кажущиеся взлетающими лебедями, взмахнувшими узкими крыльями, готовыми полететь вслед за скатывающимся к горизонту солнцем. Нужно побыть здесь какое-то время, оглядеться, присмотреться, вслушаться в шелест деревьев, полюбоваться крутым спуском к Десне, чтобы осознать кровную связь с землей, где воздвигнута такая жемчужина русской культуры и духовности.

Монастырь расположен против места впадения в Десну речки Свини (Свени). Своим возникновением Свенский монастырь обязан явлению чудотворной иконы Пресвятой Богородицы и великих Печерских чудотворцев Антония и Феодосия. Произошло это чудо в далеком ХIII веке, когда брянский князь Роман Михайлович («Старый») неожиданно стал слепнуть. Прослышав об иконе, исцелявшей недуги и находившейся в Киево-Печерской Лавре, послал за нею архимандрита Петровского монастыря с монахами. Получив заветный дар, брянцы поплыли обратно. Но вдруг, как гласит старинное сказание, «стала ладья на едином месте среди реки Десны; гребцы не могущее загрести ни горе, ни в низ». Пришлось заночевать на берегу. Утром проснувшиеся монахи с ужасом обнаружили, что икона из лодки исчезла. В поисках исходили все окрестности и нашли ее среди ветвей огромного дуба, стоящего против реки Десны.

История | Переходов: 241 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

Жизнеописание епископа Памфила (Лясковского)
 
«Поминайте наставников ваших, которые
проповедовали вам слово Божие, и,
взирая на кончину их жизни,
подражайте вере их». (Евр.13.7)

Родился будущий мученик за Православие 5 октября 1883г. в Витебской губернии. Окончил Московскую Духовную Академию и принял монашеский постриг в 1907г. С 1 ноября 1907г. служил преподавателем Волынского женского училища, а с 16 сентября 1910г. — преподавателем Житомирского духовного училища. 30 мая 1911г. рукоположен в иеромонаха. С 7 июня 1911г. преподает в Волынской Духовной семинарии. 10 декабря 1912г. назначен ректором Полтавской Духовной семинарии.

26 декабря 1921г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. С 6 марта 1928 г. - епископ Бугучарский. В 1928г. - епископ Россошанский. С 13 августа 1930г. - епископ Уральский. С 17 августа 1931г. - епископ Чебоксарский. Со 2 октября 1932г. - епископ Богородский. С 20 октября 1932г. - епископ Подольский. С 23 ноября 1932 г. управлял Курской епархией. С 11 августа 1933г. - епископ Краснодарский и Кубанский.

Епископ Памфил появился в Краснодаре летом 1933 года. Митрополит Сергий (Страгородский), направляя Владыку в Краснодар, сказал ему: "Ну, Владыка, посылаю Вас на заклание". По приезде в Краснодар Владыка Памфил сначала служил в малом приделе Георгиевского храма, т.к. остальную часть церкви занимали обновленцы.

Владыке Памфилу местные власти долго отказывали в установленной регистрации в Городском Совете, без которой священнослужителям не разрешалось служить в храмах. Он обычно находился не облаченным в алтаре и, выходя за всенощной, прикладывался к Евангелию, безмолвно благословлял народ и опять удалялся в алтарь. Наконец, спустя несколько месяцев, ему было разрешено служить. Верующие собирались в большом количестве услышать первое слово от своего Владыки. Владыка, почти весь седой, поучал молящихся духовной мудрости и рекомендовал почаще посещать кладбище или же чаще думать о неизбежности смерти, так как эти мысли могут человека заставить воздержаться от многих грехов этой земной жизни. Это было первое поучение Владыки. Окружавшие Владыку некоторые лица были замешаны в принадлежности к органам НКВД. Знали об этом верующие, знал об этом и сам Владыка. Особенно неблагожелательно к нему относился настоятель Георгиевской церкви, который был определенно связан с НКВД. Положение епископа Памфила было тяжелое и становилось, чем дальше, тем тяжелее. Защиты искать было негде, борьба была бессмысленна. Владыку стали переселять из одной квартиры в другую.

История | Переходов: 237 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

Миссионерская деятельность митрополита Филофея (Лещинского)

 Начало христианскому просвещению Сибири было положено трудами первых сибирских архипастырей. Однако процесс христианизации в крае шел весьма медленно. В XVII веке случаи обращения в христианство среди инородцев носили единичный характер. Положение изменилось лишь в начале XVIII века. Правительство Петра Великого, стремясь к созданию единой Российской империи, поставило задачу скорейшего освоения сибирской земли. Основной опорой для государства в этом деле была Православная Церковь. Поэтому на архиерейскую кафедру в Тобольск митрополиту Варлааму Ясинскому было поручено "поискать в малороссийских городах из архимандритов и игуменов или иных знаменитых иноков человека не только доброго и благого и непорочного жития, но и ученого, дабы он, будучи митрополитом в Тобольске, мог, Божией помощью исподволь, в Китае и в Сибири в слепоте идолослужения закоснелых человек приводить в познание истинного Бога" 1.

Таким архимандритом на митрополичью кафедру и стал настоятель Брянского Свенского монастыря, выпускник Киево-братского училищного монастыря, духовно возросший в Киево-Печерской Лавре, архимандрит Филофей (Лещинский).

История | Переходов: 243 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

Памятные даты Июля

8 июля, 210 лет назад родился младший сын императора Павла Петровича Николай. Надежд на трон он почти не мог иметь, ибо закон о престолонаследии, принятый, кстати, его отцом, устанавливал строгий порядок наследования «по праву естественному»: от отца к старшему сыну, а при бездетности государя – к его старшему брату. До третьего сына при таком порядке дело дойти не должно бы было. Но 19 ноября 1825 года император Александр I Благословенный умер бездетным (две его дочери умерли во младенчестве), а средний брат Константин Павлович, будучи женат на простой польке и не желая трона, отказался от трона еще в 1823 году. Правда, манифест об отречении Константина не был обнародован при жизни Александра и хранился в запечатанных пакетах в Москве в Успенском соборе и в Петербурге – в Синоде, Государственном совете и Сенате. Но Николай Павлович не счел для себя возможным принять трон в отсутствии брата Константина, ожидая от него подтверждения своих прав. Таким образом, столица и за ней вся Россия присягнула Константину, а Константин в Варшаве, согласно со своим прежним отречением, присягнул Николаю и не собирался ехать в Петербург это отречение подтверждать. Все это дало повод для выступления декабристов, и начало царствования Николая Павловича омрачилось судом над бунтовщиками и казнью пятерых зачинщиков. Кстати, в любой другой европейской стране казнено было бы раз в десять больше. Неполных 30 лет царствовал Николай I и умер в разгар Крымской кампании и осады Севастополя, где месяц службы по его указу считался за год.

***

Рассказывают, что как-то раз, при посещении Дворянского полка Николай Павлович обратил внимание на кадета, стоящего на правом фланге: тот был на голову выше царя - притом что и сам государь на низкий рост не жаловался.

История | Переходов: 231 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

Православие в Надым-Пур-Тазовском междуречье
 
Первые попытки приобщения аборигенов Севера к православной культуре начались, когда к ХIII веку новгородцы освоили северный - «печорский» - путь через Урал в Сибирь. По словам известного исследователя Сибири П.А. Словцова, общим и обязательным правилом для всех первых русских переселенцев было следующее: «где зимовье ясачное, там и крест, или впоследствии - часовня; где водворение крепостное, там церковь и пушка, а где город, там снаряд огнестрельный и монастырь, кроме церкви». Большинство очевидцев того времени отмечали, что при всем свободолюбии и суровости все сибиряки в массе своей были очень религиозными людьми. И это не удивительно: выжить в те годы в суровых условиях Севера без твердой веры в Божью помощь было невозможно. Православная вера являлась важнейшим условием жизнеспособности немногочисленных северных русских общин.
История | Переходов: 222 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

Оглянись в раздумье
 
Трудно начать этот рассказ о попрании свободы совести, веры в идеалы христианства и Русской Православной Церкви. Семь десятков лет нас пытались убедить, что идеалы, начертанные партией большевиков, - единственно неоспоримые, жизненно-важные и потому крайне необходимые для всех россиян. Значит, все сферы жизни должны соответствовать идеологии, выработанной теми, кто объявил войну Церкви и ее служителям. Для этого в России с первых дней Октябрьского переворота огнем и мечом насаждалась коммунистическая мораль. Одним из первых шагов стал декрет “Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви”, принятый 23 января 1918 года. Именно он развязал руки тем, кто давно был не в ладах с совестью, с понятиями веры, преданности христианским заповедям. Определение “свобода”, как и все прочее, после Октября 1917 года приобрело сугубо физическую форму. Быть революционером значило разделять идеи большевизма, не признавать – значит быть потенциальным врагом, контрреволюционером. Всех сопротивлявшихся и даже сомневавшихся объявляли врагами трудового народа. Среди тех, кто не принял революционные новации, был епископ Тобольский и Сибирский Гермоген (Г.Е. Долганов). Владыка принял на свои плечи хлопоты по облегчению участи сосланных в Тобольск членов Царской семьи, за что стал объектом нападок совдеповцев. Сначала ему пытались указывать, как надо понимать и претворять в жизнь канонические установления Церкви; потом усмотрели в его проповедях угрозы в адрес красногвардейцев, ворвавшихся ночью в его покои и устроивших там погром, наконец, обвинили в неповиновении новой власти. Судьба его была предрешена благодаря усилиям первого председателя Тобольского исполкома П.Д. Хохрякова, настоявшего на обыске в его покоях, аресте и приведении в исполнение личного распоряжения о ликвидации Владыки как классового врага на пароходе “Ока” 16 июня 1918 года.
История | Переходов: 216 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

Иоанн Кронштадтский и Тюмень

В «Сибирской торговой газете» за 1900 год прочитала «Телеграмму», адресованную в Кронштадт Иоанну Сергиеву. Святого праведного Иоанна Кронштадтского благодарили тюменцы за помощь в строительстве Михаило-Архангельского храма. Известно, что основное строительство храма было завершено в 1824 г. В мае 1898 года на пожертвования был заложен придел с левой стороны, освященный 3 октября 1899 года во имя святого праведного Симеона, Верхотурского чудотворца. Можно предположить, что из маленького городка, расположенного на острове Котлин в Финском заливе, пришли в Тюмень деньги на строительство и молитвенная помощь.

Встретила и другие сведения в разделе «Хроника» за 25 марта того же года: «Объявляется благодарность епархиального начальства о. протоиерею Кронштадтского Андреевского собора Иоанну Сергиеву за пожертвование 200 рублей на постройку храма в селе Ярковском, Тюменского уезда».

Вера отца Иоанна была живой и деятельной, он помогал нуждающимся не только словом молитвенного и нравственного одобрения, но и материальными средствами. Во многих городах стоят храмы, построенные с его помощью.

Кстати, другая публикация в тюменской газете «Трудовой набат» за 1924 г. сообщает о том, что ярковчане решили церковь разобрать и построить школу. Так и сделали - разобрали. В тюменских храмах не встречала я иконы с изображением Иоанна Кронштадтского, кроме окна церковной лавки в храме Симеона Богоприимца.

В Кронштадте к моменту блаженной кончины святого праведного Иоанна 20 декабря (по старому стилю) 1908г. насчитывалось восемь православных церквей и соборов, пять отдельных часовен, 12 домовых церквей. Кроме того, действовали римско-католический и лютеранский храмы. Всего 27. Ну и, конечно, священнослужители находились во всех воинских частях и на кораблях. Ведь Кронштадт - военно-морская крепость, и военные разных вероисповеданий имели возможность выбрать храм по своей вере.

История | Переходов: 209 | Добавил: Елена | Дата: 04.06.2009

1-20 21-40 41-60 61-80 81-98