Главная » Каталог сайтов » История |
В категории сайтов: 98 Показано сайтов: 61-80 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Наши харбинские пастыри
Мне кажется, что это сон, Как много трагических страниц вписал ХХ век в историю Русской Православной Церкви, сколько лишений и невзгод суждено было пережить и священникам, и их пастве. Гражданская война, эмиграция в чужую страну, привыкание к новым условиям и сохранение православной веры в далеком Харбине. В то же время на родине – в России богоотступничество, возведенное в ранг государственной политики, нанесло огромный ущерб духовной жизни русского народа, и по сей день страна пожинает страшные плоды, созревшие в годы разгула атеизма, когда приходится восстанавливать разрушенные церкви, монастыри, духовность и нравственность. Слава Богу, что возрождается наша Россия. Часто приходят воспоминания о нашей жизни в далеком, когда-то русском Харбине и о наших православных пастырях. Во всех русских школах и гимназиях обязательно велось преподавание Закона Божьего. Проводилось оно на последнем уроке для того, чтобы инославные могли идти домой, но бывало, что они оставались по своему желанию. Помню, одна из учениц нашего класса еврейка Малкина постоянно оставалась на эти уроки, а когда ее спрашивали, почему она остается, она отвечала, что ей нравится слушать священника. Обучение у нас проводилось так: начальное училище имело 4 класса; высше-начальное училище – три класса, после чего 5-й, 6-й и 7-й классы гимназии, всего десять лет. Или другой вариант: три подготовительных класса - младший, средний и старший и с 1-го по 7-й классы гимназии. Я учился в 4-м начальном училище, где Закон Божий нам преподавал замечательный, доброй души наставник – мой первый пастырь отец Михаил Рогожин. На его уроках всегда была тишина, все внимали его словам. Отец Михаил принимал деятельное участие в строительстве Свято-Алексеевского храма в Харбине, в 40-х годах уехал в Шанхай, где был настоятелем кафедрального собора иконы Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». Его дальнейшая судьба мне неизвестна. |
Строка из книги скорби...
1. Без духовной опорыНа чем держится мир? Что не дает ему рассыпаться в прах, превратиться в ничто, тлен, особенно – «в минуты роковые», во времена социальных потрясений, когда кажется, что нет и никогда не будет силы, способной остановить всеобщее безумное стремление к пропасти? Может быть, это люди, делающие свое дело при любых обстоятельствах, вопреки всем невзгодам и препятствиям? Иной раз находит давнее, и тяжко и горько сделается на душе. Лжепророки канули в Лету, а покаяние в устах власть предержащих звучит столь робко, что его даже не слышно. Предвижу возражение: мы каемся, на весь белый свет каемся. Но это верно лишь отчасти. Покуда мы каемся лишь в следствиях, даже не подвергая сомнению причины, их вызвавшие. Вот и бродят между нами, тревожа неприютностью и великою скорбью в глазах, тени тысяч и тысяч неоплаканных и оболганных праведников, безвинно убиенных, сгнивших на чужбине казаков и крестьян, духовных светильников Русской Отчизны. Сколько же лет понадобится для того, чтобы вернуть утраченное, прежде чем приблизимся к осознанию своего национального «Я», к той высокой и недосягаемой планке нравственности, которая была обычна и естественна для наших соотечественников? Народ без духовной опоры напоминает реку, которая вышла из берегов, и можно ли остановить ее, направив в исконное русло жизни, освященное святой верою? Но помнить о том, как это было, нужно. А кроме того, необходимо ответить на вопрос, кто был лоцманом, стоявшим у руля тех кровавых дел? Только Вера, живая, исцеляющая святая Вера помогла русскому народу выстоять в те лихие годины, особенно изначальные революционные денечки кровавого Октября. |
Онтологические прогулки по Тычковке, Сараям и Потаскую.
Вот что лето делает с человеком: не могу читать ничего серьезного! Решил прочесть Патрика Дж. Бьюкенена «Смерть Запада», прочитал страниц 40, а дальше дело не идет — и так понятно, что там автор дальше пишет. Про то, что Америке кирдык, я уже слышал в фильме «Брат»; вот и Бьюкенен говорит, что, да, кирдык, и будет это «не взрыв, но всхлип». А все потому, пишет Патрик Дж., что происходит депопуляция: коренные американки не хотят рожать детей. А все потому, что мы, говорит автор, уже не одна нация: есть традиционная Америка, исповедующая христианские ценности, и есть безбожная, марксистская, гедонистическая Америка, стремящаяся к сексу, власти, славе и деньгам. Наверное, мир в самой своей основе очень прост, по крайней мере мне всегда так казалось, но у Бьюкенена совсем уж примитивный взгляд на происходящее: и у христиан бывает стремление к сексу, власти, славе и деньгам, ибо идеальные христиане встречаются не так уж часто, к тому же, многие американские христиане, мягко говоря, странные — кто считает, что христианство совместимо с гомосексуализмом (как будто апостол Павел ничего по этому поводу не говорил), кто со змеями пляшет... Решив прочесть лучше что-нибудь сугубо краеведческое, я купил у Ю. Л. Мандрики книжку под названием «Тычковка, Сараи, Потаскуй... Из истории тюменских окраин XIX — начала XX века», 2002. Автор С. Н. Кубочкин. В ней я нашел много хороших слов в адрес обитателей Тюмени XIX века. И. Завалишин называл их «красивейшим племенем в целой Западной Сибири». Краевед Н. Абрамов писал: «При взгляде на жителей Тюмени в отношении к телесным свойствам и общественному здравию можно заметить, что они крепкого сложения, белотелы, румяны и вообще красивы, как говорится, кровь с молоком, особенно красив женский пол. Тюменцы живого характера, трудолюбивы, смышлены, расторопны и щеголеваты». Щеголеватость их, очевидно, проявлялась в том, что, как пишет тот же автор, «все почти здешние купцы и мещане, даже молодые, не бреют бороды, но носят сюртуки. Женщины, даже некоторые и в купеческом быту, немолодые, носят дома рубашки с широкими рукавами и узкими запястьями и сарафаны, подпоясываясь шелковым поясом. Отличительный наряд старух низших сословий при выходе из дома — покрывало на голове, или так называемая фата; она бывает ситцевой, шелковой материи или канаватная с золотом. Молодые женщины купеческого звания все одеваются в платья круглые, очень щеголяют богатыми нарядами и подражают столичным модам». |
Южный крест. Путевые заметки иеромонаха Флавиана (Матвеева) во время поездки по Чечне 2001 год.
Я сижу в машине у КПП. Мимо проходят двое военных и смотрят на меня. Один машет руками другому: "Ты видал - поп в камуфляже!" При этом у него совершенно блестящие глаза... Наконец, въезжаем на территорию военной части. У второго КПП снова остановка - никто ничего толком не знает, и что с нами делать, непонятно... Часовой как штык. Водитель открывает дверцу и страшным голосом кричит постовому: "Ну, ты! Открывай ворота, быстро! Что, не видишь, батюшек везу на погрузку!" Не ожидавший такого напора часовой открывает нам ворота и стоит, вытянувшись по стойке "смирно". Мы проезжаем... Наблюдаем за погрузкой военных. Они выходят из казармы - лица у всех красные, у некоторых "боевые" шрамы под глазами. Понимаю, что прощание с родной частью было для них совсем не простым. Офицеры стоят в стороне. Одни равнодушно курят и кажется, что все происходящее их совсем не интересует. Другие, наоборот, проявляют бешеную энергию, раздавая налево и направо и громко матерясь при этом... Прогуливаемся по перрону и стараемся никому не мешать. Нас останавливает один генерал и спрашивает, что мы собственно здесь делаем. Мы разъясняем. Завязывается разговор. Делимся с ним своими планами на будущее и расспрашиваем его о том, кто здесь комбат и кто комдив. Задаем другие волнующие нас вопросы. На что генерал коротко отвечал: "Не знаю. Не знаю". Потом мы узнали, что именно он был начальником погрузки... |
Страшное воспоминание
Нижеприведенное воспоминание пенсионера Алексея Георгиевича Долгушина, ныне проживающего в деревне Полуянова Тобольского района Тюменской области, сообщил нам духовник Тобольско-Тюменской епархии, архимандрит Зосима (Горшунов). Воспоминание это касается, возможно, осквернения мощей святого преподобного Мисаила Абалакского. Алексей Георгиевич родился 30 марта 1924 года в день памяти Алексия, человека Божия. В этот же день он был крещен с этим именем в церкви Михаила Архангела г.Тобольска. Отец и мать Алексея жили в двухэтажном каменном доме, сохранившемся до сих пор на пересечении улиц Немцова (ныне Горького) и Большой Пелецкой (ныне Кирова), напротив магазина «Волга». В 1939 году Алексей был в летнем детском лечебном лагере, который находился в Архиерейской роще в храме Преображения Господня. В храме не было иконостаса, на Горнем месте находились предметы пионерского инвентаря. В храме располагались спальные места на балконах (бывших клиросах): на левой стороне спали девочки, на правом клиросе – мальчики. Пол был из чугунных плит. Когда собиралась планерка, стоял гул под полом. Старшие ребята догадались, что под полом пустота, ночью вскрыли пол, подняли одну из чугунных плит, увидели внизу комнату и железную лестницу, спустились вниз. Там увидели на постаменте мраморную гробницу, на крышке наверху была надпись. Когда подняли крышку, увидели черную фигуру, которая сразу опала вниз. На груди фигуры лежали книга (Евангелие) и крест с цепочкой. Ребята (их было пятеро-шестеро) взяли эти Евангелие и крест с цепочкой. Воспитатели потом забрали их у ребят. Гроб в этом помещении был один, других погребений не было. Отдыхало в лагере человек 50, столовая находилась в деревянном доме. Погост был от церкви метров за 15. Напомним нашему читателю об особо чтимом сибиряками нашем земляке преподобном Мисаиле Абалакском: Преподобный Мисаил (в миру Павел Иванович Фокин) родился в 1797 году, 29 июня в Липоярском (ныне село Липовка Тобольского района). Отец его, Иван Кузьмич Фокин, был диаконом того же села. Мать - Евдокия Терентиевна. При крещении был наречен Павлом и был старшим среди шестерых братьев и сестер. |
Сибирский листок
В 1890-1919 годах в Тобольске издавалась частная газета под названием «Сибирский листок». Единственный сохранившийся комплект этой газеты хранится в научной библиотеке Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, частично материалы газеты вошли в сборник «Сибирский листок. 1912-1919», изданный тюменским издательством Юрия Лукича Мандрики в 2003 году. Газета – такой печатный орган, который запечатлевает сиюминутные события жизни, дает своеобразный срез времени. А время, в которое издавался «Сибирский листок», было бурным, переломным для нашего Отечества. Сегодня мы предлагаем некоторые выдержки из этого печатного издания.
1917 Приезд семьи Романовых В воскресенье, 6 августа, около четырех часов дня к Тобольску прибыли пароходы — казенный «Тюмень», Запад.-Сибир. т-ва «Русь», и томский «Кормилец» с одной баржей. У пристани толпилась масса народа, так как в Тобольске давно все знали, что здесь назначено место жительства семьи бывшего императора. Приезда их ждали еще ночью, 5 августа, но пароход запоздал. На пароходе «Русь» находилась вся семья бывшего императора. Под квартиру бывшего императора отведен губернаторский дом, переименованный было в «дом Свободы» — теперь вывеска эта с него снята и возле дома поставлен военный караул. Видевшие всю семью бывшего императора поражаются благодушным и веселым видом самого б. императора; Александра Федоровна имеет крайне болезненный и удрученный вид, ее вывозили из каюты на свежий воздух в кресле; сын Алексей — болезненный на вид мальчик в солдатской шинели с ефрейторскими погонами; дочери острижены низко под гребенку после недавней болезни, одеты они очень просто. Во время остановок парохода у пристаней для грузки дров все дети выбегали на поле и рвали цветы. Бывший император, очевидно, помнил Тобольск, потому что, подъезжая к Тобольску, он был наверху и показывал детям видневшиеся здания, но едва пароход поравнялся с лесопилкой Печокаса, вся семья удалилась в каюты и не показывалась во время причала парохода. |
Верните нам нашу историю
Имя человека - тончайшая его метафизическая оболочка. Так считал священник Павел Флоренский, говоря, что смена имени есть смена типа личности. Когда меняют имена? Когда меняют свой жизненный статус. Монах меняет имя при пострижении, ухода из мира. Девушка меняет фамилию при выходе замуж. Бандит скрывается от своего имени, прячась от закона. Революционер меняет имя по тем же бандитским причинам. "Иванов, он же Петров, он же Сидоров...". - "Ульянов, он же Николай Ленин; Сталин, он же Джугашвили...". Смена эпох - это когда смена идеологий сказывается сменой имен. Традиционные Татьяны, Ирины, Ольги, Елены становятся благодаря "враждебным вихрям" Октябринами, Даздрапермами (ДА ЗДРАвствует ПЕРвое Мая!) или Лапанальдами (ЛАгерь ПАпанинцев НА ЛЬДу) и т.п. Санкт-Петербург становится Ленинградом, Вятка - Кировом, Екатеринбург - Свердловском... Древние города и старые улицы получают партийные клички революционеров. Эти переименования - попытка заново переписать историю, вычеркнуть все святое, отказаться от тысячелетней истории Православия на Руси. Поэтому и в Тюмени улица Большая Монастырская (на которой Свято-Троицкий монастырь) становится Коммунистической, а Никольская (названная в честь стоящей здесь Крестовоздвиженско-Никольской церкви) получает революционный псевдоним Луначарского. А дальше - больше, улица Подаруевская, на которой стоит Знаменский собор получает имя террориста Семакова, принимавшего участие в убийстве епископа Гермогена (Долганова); появляется оскорбительная для всякого верующего улица террориста Пермякова, ул. Спасская становится ул. Ленина, ... Что же, история Тюмени начинается с Октябрьского переворота? Или не стоит Тюмень четыре сотни лет на берегу древней Туры? Неужели и наши дети будут читать историю города по революционным названиям улиц? Жаль, что нет в администрации хозяина, способного вернуть истинные имена. Может быть, тогда проснулось бы у людей уважение и любовь к "отеческим гробам", патриотизм, которого так не хватает сегодня. |
Удивительные пророчества о России
|
Духовное наследие свт. Игнатия Брянчанинова и современность
Святитель Игнатий Брянчанинов широко почитается в Русской Православной Церкви, хотя канонизирован он был всего два десятилетия назад. Трудам святого была посвящена церковно-общественная конференция «Духовное наследие святителя Игнатия Брянчанинова», которая прошла 14 мая в Москве. Конференция, организованная Фондом апостола Андрея Первозванного, собрала самых разных участников: священнослужителей и прихожан, монашествующих, учащихся Московской духовной академии, специалистов в области святоотеческого наследия, людей, интересующихся историей Русской Православной Церкви и трудами святителя Игнатия. Свое приветствие участникам и организаторам конференции направил Святейший Патриарх Кирилл. С докладами выступили архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов); профессор Московской духовной академии Алексей Осипов, потомок рода Брянчаниновых экономист Ольга Шафранова, протоиерей Максим Хижий. В центре внимания докладчиков были малоизвестные факты из жизни святителя Игнатия, поставленные им научные и богословские вопросы. |
Пасха в Иерусалиме, Баварии и Нью-Йорке. О чем писал «Церковный вестник» в 1880 году
«Церковный вестник» впервые вышел в свет в 1875 году, но был закрыт большевиками после Октябрьского переворота. В апреле 2009 года исполнилось 20 лет непрерывного выпуска возобновленного «ЦВ». К этой памятной дате мы приурочили ретроспективу публикаций из нашего архива, которая открывается серией пасхальных репортажей 1880 года. Иерусалим В великий пяток всенощная служба с обношением плащаницы началась в 10 часов вечера и окончилась в 2 часа пополуночи. Говорены были при том проповеди: русская — на Голгофе, арабская — у камня Помазания и греческая — у гроба Господня. |
Вопрос о легализации Церкви в 1920-х годах
Работу зимней сессии XIX Ежегодной богословской конференции ПСТГУ продолжили заседания более чем двадцати секций и круглых столов. Как и в прошлые годы, наиболее крупной по числу участников была секция, посвященная актуальным проблемам истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Ниже в сокращенном виде публикуется один из докладов, прозвучавших на этой секции. После издания большевиками Декрета об отделении Церкви от государства высшее и епархиальные управления Православной Церкви оказались вне закона. Любая административная деятельность церковного руководства была, с точки зрения новой власти, неправомерна и даже преступна. Нередкими были случаи, когда архиереи, поддерживавшие патриарха Тихона, преследовались лишь за то, что пытались осуществлять свои канонические полномочия по управлению епархиями. Напротив, обновленческие управления с 1922 г. существовали вполне легально. Это позволяет утверждать, что избирательная легализация использовалась советской властью в 1920-е годы для борьбы с Церковью как инструмент разложения ее изнутри. Патриарх Тихон пытался добиться для православной иерархии прав, равных тем, что имели обновленцы, но власть выдвигала условия, которые он принять не мог. Весной 1925 г., после кончины Святейшего Тихона, эта проблема перешла к его преемнику — Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру. |
Вся Россия призвана отметить 400-летие преодоления Смутного времени и восстановления народного единства
Ярославль — первый из российских регионов, в котором начинается празднование 400-летия восстановления Российской государственности и народного единства после Смуты. Памятная дата будет широко отмечаться в России в 1612 году. Первым крупным событием, которое положило начало освобождению русской земли от Смуты, стала героическая оборона Ярославля и окончательное изгнание захватчиков из Ярославского края в 1609 году. А спустя три года именно в освобожденном Ярославле с созыва Земского собора и восстановления государственного управления начало свою широкую освободительную деятельность Второе «нижегородско-ярославское», а на самом деле общерусское ополчение. По мнению некоторых историков, роль Ярославля в современной исторической трактовке событий Смутного времени по ряду причин недооценена. Действительно, именно на ярославской земле произошли исторические события, последствиями которых стало обретение народного единства и восстановление Российской государственности. |
История Русского православия на Аляске
15 января в Российской государственной библиотеке состоялась презентация книги митрополита Калужского и Боровского Климента «Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года». Эта книга стала итогом более чем 20-летних исследований автора, посвященных истории Русской Церкви на североамериканском континенте. Открывает книгу обращение Святейшего Патриарха Алексия II. «Мой интерес к истории Православия в США и, в частности, на Аляске возник давно», — рассказал журналистам митрополит Климент. По его словам, с этой темой он впервые познакомился в конце 70-х годов, когда был преподавателем курса общей церковной истории в Московской духовной академии и семинарии. Тогда же он начал собирать материалы о деятельности русских миссионеров на Аляске, их трудах и подвижническом служении. В 1982 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви владыка Климент был назначен управляющим Патриаршими приходами в США. На этом служении он находился восемь лет, и за это время смог провести более глубокое исследование. «Там появилась возможность изучать архивные документы и дореволюционные периодические издания, — продолжил свой рассказ митрополит Климент, — и, самое главное, побывать на самой Аляске. Меня увлекло не только обилие малодоступного в России материала, я нашел совсем неизвестные до того факты». |
Флоренские и Амфитеатровы: судьба двух московских семей в истории
В Музее Храма Христа Спасителя проходит выставка «Московские родословные: Флоренские и Амфитеатровы». Она посвящена известным русским духовным деятелям — священнику Павлу Флоренскому (1882–1937) и протоиерею Валентину Амфитеатрову (1836–1908), а также членам их семей, подвижникам веры и благочестия. Выставка организована Музеем истории Москвы при содействии Музея-квартиры священника Павла Флоренского в Москве, представителей рода Амфитеатровых, Издательского Совета Русской Православной Церкви. «Выставка посвящена двум великим российским семействам — Флоренским и Амфитеатровым, которые дали целую плеяду духовных деятелей нашему Отечеству, — рассказал Николай Муратов, заведующий сектором экспозиционно-выставочной работы Музея Храма Христа Спасителя. — Большая часть материала рассказывает о жизни и трагедии замечательного мыслителя, яркого богослова и ученого начала ХХ века о. Павла Флоренского и о яркой судьбе о. Валентина Амфитеатрова». Павел Флоренский в юности стремился к занятиям наукой, закончил физико-математический факультет Московского университета, а в 1904 году поступил в Московскую Духовную академию. С тех пор его жизнь навсегда осталась связанной с православием. После окончания академии Павел Флоренский остался в ней преподавателем философских дисциплин, а в 1911 году принял священство. С 1912 года стал редактором журнала «Богословский вестник». Священник Павел Флоренский получил известность как богослов, историк философии, филолог, искусствовед, организатор музейного дела в Троице-Сергиевой лавре, математик, физик, электротехник, автор многочисленных изобретений в различных областях науки и техники, намного опередивший свое время. |
Портрет утраченной страны
На аудиодиске «Портрет утраченной страны» записан цикл передач радиостанции Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров», в которых участвовали два известных историка — профессор Санкт-Петербургской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов и сотрудник Санкт-Петербургского государственного университета Кирилл Александров, а также главный редактор «Града Петрова» протоиерей Александр Степанов. Тема этих бесед — воссоздание подлинного образа России и жизни ее различных сословий на рубеже XIX и XX веков, перед революцией 1917 года. Советская эпоха стерла с лица русской земли не только множество храмов, но и саму память народа о своем дореволюционном прошлом. Для подавляющего большинства наших современников главным, если не единственно важным, периодом отечественной истории является советский период. Именно он теперь воспринимается соотечественниками как лицо России. О той стране, место которой занял СССР, мы судим в основном по школьному курсу истории, в котором мало что изменилось с советских времен. Определенный образ России XIX — начала XX века закрепляется в нашем сознании и благодаря чтению классической литературы, которая, при всех своих художественных достоинствах, не является беспристрастным историческим источником. Для тех, кто хочет освободить свое восприятие прошлого от школьных штампов, большим подспорьем будет аудиодиск «Портрет утраченной страны». По своей теме (и даже по названию) диск перекликается с имевшим когда-то немалый резонанс фильмом Сергея Говорухина «Россия, которую мы потеряли». Однако если у кинорежиссера пафос и оценка преобладали над размышлением, то авторы аудиопрограммы по-христиански избегают страстей и пристрастий. Они не упрощают сложные проблемы, не сглаживают драматические противоречия, а приглашают слушателей вдумчиво и трезво вглядеться в черты предреволюционной России. Какой подошла наша страна к роковому для нее 1917 году? Как в ней жили обычные люди — чиновники и священники, офицеры и купцы, мещане и казаки? Что они могли купить на свое жалованье, как ощущали свое место в обществе, чем отличалась ментальность той или иной социальной группы? |
Много ли может студенческий кружок?
Открыв для себя Евангелие, студенты московских технических вузов решили организовать христианский кружок. Его участники изучали Священное Писание, доказывали, что религия не противоречит науке, говорили о Христе с неверующими сверстниками, пили чай, дружили, влюблялись... Когда сложившаяся на занятиях кружка влюбленная пара решила пожениться, они мечтали, что у них будет двенадцать детей — по числу апостолов, и они сами, и их будущие дети всю свою жизнь посвятят проповеди Слова Божия. На дворе стоял 1916 год. До первого ареста мужа в 1920-м они успели организовать еще около десяти таких же кружков в разных учебных заведениях, а также приобрести и отремонтировать полуразрушенный дом, одну половину которого занимали супруги с детьми, а в другой проводились христианские собрания. В 1937 году на допросе в НКВД бывший руководитель кружка отказался назвать имена своих товарищей студенческих времен и был расстрелян на Бутовском полигоне. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года он был прославлен в лике святых как священномученик протоиерей Владимир Амбарцумов. Из участников того же студенческого кружка вышло несколько ныне широко известных священнических родов. Мечта о многих детях-апостолах сбылась. Сегодня мы тоже собираемся вместе, изучаем Священное Писание в «Библейский час», слушаем лекции известных проповедников, пьем чай, поем под гитару и обмениваемся мнениями о последних событиях. Слава Богу, сегодня за веру нам не грозит арест, заключение или смертная казнь. Но, тем не менее, как часто нас одолевает уныние: как мало мы можем сделать, сколько бы ни прилагали усилий! Кажется, что все это — очередной лагерь, поход, встреча, газета — всего лишь капля в море, все равно мир отнюдь не спешит под нас «прогнуться». В ситуации, когда кажется, что все грустно и все бесполезно, вспомните, что любимым местом из апостольских посланий священномученика Владимира Амбарцумова была 11-я глава Послания к Евреям, где многократно повторяется «верою». Верою, и никак иначе. Тогда у нас все получится. |
Послания свт. Патриарха Тихона
7 ноября (25 октября по ст. ст.) исполняется 90 лет со дня выхода послания свт. Патриарха Тихона, обращенного к членам Совета Народных Комиссаров. Будучи одним из важнейших посланий Патриарха, посвященных рассмотрению преимущественно политических проблем, вставших тогда перед Православной Церковью в России, послание ставит перед нами вопрос об общем духовно-историческом значении посланий свт. Патриарха Тихона. Истории Русской Православной Церкви XX века суждено было стать прежде всего историей гонений на Церковь, которые обрушились на нее с момента утверждения в России коммунистического режима. И вполне закономерно, что уже в первые месяцы после захвата власти в стране коммунистическими богоборцами Русская Православная Церковь устами св. Патриарха Тихона заявила о своем резко отрицательном отношении как к большевистскому режиму, так и к миллионам простых русских, еще недавно православных христиан, которых вожди этого режима вовлекали в свою преступную политику. Одно из первых обращений св. Патриарха Тихона к своей пастве — послание от 19 января 1918 г., продолжая традицию посланий русских церковных иерархов, которые они оглашали в периоды разного рода гражданских смут и междоусобиц, стало грозным предостережением всему русскому православному народу в канун охватывавшей Россию кровавой междоусобной брани. В этом послании православные по рождению и крещению, осуществлявшие гонения на Церковь или убийства и насилие по отношению к невинным людям, предавались отлучению от Церкви. При этом св. Патриарх Тихон анафематствовал не только большевиков, родившихся в семьях православного вероисповедания, но прежде всего многочисленных представителей крещеного в Православной Церкви русского народа, вовлеченных в антицерковную политику большевиков. |
Жизнь неизвестная В 1999 году в издательстве Московской Патриархии вышла книга «Отчизна неизвестная». Это повесть о некоем ссыльном священнике Павле, репрессированном в начале тридцатых годов. Подлинное имя и биография отца Павла многие десятилетия оставались неизвестными. Историку Николаю Вороновскому в своем исследовании удалось с большой степенью вероятности установить, о ком идет речь в книге, и найти информацию о жизненном пути этого исповедника веры. Издатели книги «Отчизна неизвестная», опубликованной почти десять лет назад, в предисловии признавались, что им ничего не известно ни об авторе повести, ни о ее главном герое, ссыльном священнике Павле. События, описанные в повести, вполне обыденны, и, казалось бы, все сулило книге пройти почти незамеченной. Но за внешней простотой повествования скрывалось что-то, что невольно приковывало мое внимание, не давало забыть о жизни неизвестного священника, пострадавшего за веру. О ком же это трагическое повествование? Я, как и издатели книги, не знал ответа, пока это не открылось как бы «случайно». |
«Обновленческий» раскол и литургические реформы
В церковных дискуссиях последних лет нередко можно услышать утверждения, что обновленческий раскол, организованный большевиками, ставил своей целью провести коренные реформы в православном богослужении и, в частности, отказаться от использования церковнославянского языка. Соответствуют ли эти утверждения исторической правде? Насколько уместно в связи с этим использовать термины «обновленчество» и «неообновленчество» применительно к вопросам литургических реформ? В мае 1922 года группа «прогрессивного» духовенства образовала так называемое Высшее церковное управление, пришедшее к власти в результате церковного переворота, учиненного большевиками. Первой и главной группировкой в расколе стала «Живая церковь». Ее учредительный съезд состоялся 29 мая 1922 года. В заявленной программе предлагалось провести широкий круг реформ и по возможности возродить в Церкви чистоту Апостольского века. В богослужебных вопросах «Живая церковь» предлагала пересмотреть церковную литургику с целью устранения из нее тех наслоений, которые были внесены пережитым периодом «союза Церкви и государства», и «создать условия для свободы пастырского творчества в области богослужения, но без изменения чинопоследований Таинств». Некоторые частные инициативы членов группы нашли отражение на страницах одноименного журнала группы. Так, например, с призывом к пересмотру богослужения выступал протоиерей А.И. Введенский, видевший смысл литургической реформы в возвышении значения Таинства Евхаристии, а именно, во введении более частого причащения мирян. В журнале высказывались мнения о необходимости служения с открытыми Царскими вратами, о русификации богослужебных текстов, чтении вслух тайных молитв на Литургии и т.д. |
Возвращение из изгнания
В истории Гражданской войны в России 1918—1922 гг. остается еще немало белых пятен, и сегодня мы особенно остро нуждаемся в новом, непредвзятом взгляде на эти трагические события нашей истории. 14 января в Москву из Харбина были перенесены и торжественно перезахоронены на кладбище Донского монастыря останки генерал-лейтенанта Владимира Оскаровича Каппеля, одного из самых известных военачальников Белого движения. В церемонии перезахоронения праха генерала Каппеля приняли участие около тысячи человек, многие из приехали из разных регионов России. После Божественной литургии в Большом соборе Донского монастыря, которую возглавил епископ Егорьевский Марк, в торжественной процессии за гробом прошли родственники Каппеля, священнослужители, представители Федерального Собрания РФ, казачьих формирований, военно-исторических и национально-патриотических объединений. В прощальном слове епископ Марк сказал: «Последними словами этого военачальника был призыв всегда помнить о России. Будем же любить Отчизну так, как любил ее генерал Каппель, дабы прекратились на нашей земле разделения на красных и белых и другие раздоры». Владимир Оскарович Капель родился 16 апреля 1883 года в небольшом городе Белеве Тульской губернии, в семье выходцев из Швеции. Его дед участвовал в Крымской войне 1856 года, был героем севастопольской обороны и георгиевским кавалером. Отец участвовал в экспедиции Русской армии в Среднюю Азию. За подвиг при взятии крепости Геог-Тепе, в районе Ашхабада, был награжден орденом святого Георгия. Очевидно, семейная традиция повлияла на выбор Владимиром Каппелем жизненного пути. Решив стать военным, он окончил Николаевское кавалерийское училище, а затем академию Генштаба. Участвовал в Первой мировой войне. |