Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог сайтов

Главная » Каталог сайтов » Библиотеки

В категории сайтов: 640
Показано сайтов: 601-620
Страницы: « 1 2 ... 29 30 31 32 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Переходам
10 причин, по которым я не хожу в церковь
Один священник, который устал слушать отговорки о том, почему люди не ходят в церковь, написал следующее -
 
10 причин, по которым я не умываюсь:

1. Потому, что меня заставляли умываться в детстве.
2. Те, кто умываются - лицемеры - думают, что они чище других.
3. Не могу решить, какое мыло лучше.
4. Когда-то я умывался, но потом мне это надоело.
5. Я умываюсь только по большим праздникам - на Рождество и Пасху.
6. Никто из моих друзей не умывается.
7. Начну умываться, когда стану старым и грязным.
8. У меня нет времени на умывание.
9. Зимой вода слишком холодная, а летом слишком теплая.
10. Не хочу, чтобы на мне зарабатывали производители мыла.

 

Библиотеки | Переходов: 206 | Добавил: Елена | Дата: 16.07.2009

Почему меня не покрестили?
Святейший Патриарх вот уже в течение пятнадцати лет на всех собраниях духовенства призывает не крестить любого пришедшего, что называется, с ходу. Необходимо проводить хотя бы самые элементарные подготовительные, огласительные беседы. Взрослый человек перед крещением должен хотя бы одно из Евангелий прочитать, обязательно познакомиться с тем, что такое Церковь, к чему он желает присоединиться, какие обеты Богу дает.

Знаете, как трудно отпевать людей, никогда не ходивших в храм? Священник при этом должен читать разрешительную молитву, в которой есть такие слова: "Я прощаю и сие по духу чадо", потому что почивший "исповедовал свои грехи вольные и невольные" — а человек и в церковь-то никогда не заходил, не то что не исповедовался и не причащался! Священник при этом невольно оказывается лжецом. Кому мы лжем? Получается, что Богу и людям.
Библиотеки | Переходов: 192 | Добавил: Елена | Дата: 16.07.2009

Кто такие "оглашенные"?
На службе можно услашать: "оглашении, главы ваши приклоните..." Кому это адресовано?
“При возглашении: «оглашении, главы ваши приклоните», по мнению «Церковного вестника», следует и верующим приклонять главы, потому что этому возглашению… придается широкое значение, и оно может в некотором смысле относится и к верным. <…>

Моления об оглашенных благопотребны и в наше время: в разных местностях земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, …наша Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телесех о всех оглашенных, не взирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами…

И не только для вступающих на спасительный путь истинной веры в Господа Иисуса Христа моления об оглашенных благопотребны, но и для всех верных имеют весьма важное значение, служа к побуждением к тому, чтобы каждый из верных вдумывался в свою жизнь и размышлял о том, действительно ли он заслуживает названия верного и достоин присутствовать при совершения таинства Евхаристии, предназначенного только для истинно верующих; ..мы в чувстве глубочайшего смирения и покаяния пред Богом, подавляя в себе мысли нечистые, движения страстные и похотливые, злобу и зависть и другие порочные наклонности сердца, должны внимать словам «елицы оглашенные изыдите» и высоко ценить милость Божию, являемую нам в святых таинствах и допускающих нас до участия в принесении безкровной Жертвы, и спешить очистить себя от грехов.

Библиотеки | Переходов: 193 | Добавил: Елена | Дата: 16.07.2009

Как-то свящ. Димитрию Смирнову задали вопрос в эфире радио "Радонеж" - как покрестить внучку, если родители против. Он удивился - зачем, если они против? Бабушка ответила: что бы жизнь лучше была. На что отец с тенью присущего ему юмора, который выражается не столько в смысле сказанного, сколько в обличающей нас прямоте, ответил: а кто Вам сказал, что жизнь станет лучше? Христа ведь распяли в конце-концов...

Я давно думаю об этой теме. Она интересна мне именно тем, что частенько подменяют истинный смысл Крещения, как вхождения в Христианство различными толками о преимуществах мистического плана. Хотя первое, на мой взгляд, значительно важнее и первостепеннее.

В том же смысле и в монашестве бывает подобная подмена. Когда начинают ценить сам чин, а не то, о чем пишет свт.Игнатий: монашество имеет смысл лишь тогда, когда приводит человека к совершенному Христианству.

Библиотеки | Переходов: 201 | Добавил: Елена | Дата: 16.07.2009

О гомосексуализме

Думал опять об этом страшном бремени гомосексуализма: Пруст, Жид, Жюльен Грин и столько людей вокруг говорят: бремя это, травма, невроз - от "отверженности", от неприятия обществом, от необходимости скрываться, лгать и г.д. Отчасти это, наверное, так. Но только отчасти, само "отчасти" это, я уверен, не главное. Жид, например, эту отверженность преодолел и заставил себя "принять". Главное же, я думаю, в подсознательном знании, ощущении тупика, неутолимости, непретворимости тупика этого в жизнь. В конце всегда не только стена, а стена-зеркало... В падшем мире все "половое" - уродливо, искаженно, низменно.
Но в "нормальном" человеке есть хотя бы возможность эту "уродливость" преобразить, претворить, подчинить высшему и тем самым "изжить". В гомосексуализме именно этой-то возможности, этого обещания, призыва, этой двери нет. В "нормальном" поле даже самое низменное, самое уродливое что-то отражает, о чем-то другом и свидетельствует, и к нему зовет. Тут - нет. И потому ломать нужно само мироздание, потому лгать нужно о мире (что и делает всю жизнь Жид).

Библиотеки | Переходов: 315 | Добавил: Елена | Дата: 15.07.2009

Правда об идеальном супружестве

Святые Петр и Феврония, Муромские чудотворцыВеря в то, что отношения мужчины и женщины могут однажды достигнуть невиданного еще на земле идеала красоты и гармонии, разные народы сложили свои легенды о любви. Европейцы воспели Тристана и Изольду, азиаты – Лейлу и Меджнуна. Но все они – лишь прекрасные поэтические образы, а могут ли реальные отношения исторических личностей послужить идеалом «совета да любви»? Русскому же народу принадлежит, пожалуй, самая нетипичная и разительно отличающаяся от всех прочих история любви – «Повесть о Петре и Февронии». Именно здесь, на древней Муромской земле, девять веков назад, любовь мужчины и женщины явилась чудом, какого никогда не знал ни романтический Запад, ни чувственный Восток. Союз молодого князя и простой крестьянки стал законным браком, их праведная жизнь – житием, а тела верных супругов – святыми нетленными мощами.

История жизни святых Петра и Февронии Муромских известна в общих чертах большинству россиян, даже далеких от Церкви и незнакомых с древнерусской литературой. Адаптированный для детей вариант жития включен в школьную программу начальных классов. В последние годы наметилась тенденция отмечать 8 июля, когда совершается память благоверных князей Петра и Февронии, «русский день всех влюбленных». Конечно, этот праздник гораздо нравственнее и патриотичнее опошленно-коммерческого «Валентина» 14 февраля, но здесь уместно напомнить, что сами-то муромские святые были не «влюбленными», а законными венчанными супругами, и поздравлять в этот день любые «сладкие парочки», состоящие в каких угодно греховных отношениях, было бы просто очередным кощунством.

Но вернемся к житию, чтобы внимательно проследить за его символическим рядом, открывающим нам правду об идеальном супружестве. Молодой муромский князь Петр борется со змеем и побеждает чудовище. Но ядовитая кровь убитого змея, брызнув на тело Петра, поражает его язвами, от которых не могут исцелить даже лучшие лекари с их чудодейственными снадобьями. Посланные во все концы муромской и рязанской земли княжеские слуги находят в дальнем селе Ласкове простую крестьянскую девушку Февронию, умеющую врачевать разные недуги. Дочь бортника – сборщика дикого меда – говорит притчами и обещает вылечить молодого князя, если в качестве платы за исцеление тот возьмет ее в жены. Князь Петр соглашается на это условие, и Феврония посылает ему хлебные квасцы, велев слугам смазать этим средством все струпья на теле их господина, оставив несмазанным только один струп. Язвы Петра исцеляются, он здоров, но не решается выполнить свое обещание: негоже князю сочетаться браком с девицей незнатной. Вместо обещанного супружества Петр пытается откупиться от Февронии богатыми дарами, но вещая дева не принимает подарки, снова повторяя свое условие: «Аще будет мне супружник, да будет уврачеван».

Библиотеки | Переходов: 333 | Добавил: Елена | Дата: 08.07.2009

О русских женщинах

Через несколько лет мы будем посильно торжественно праздновать то, что 1000 лет назад в водах днепровских были окрещены наши предки. Это праздник всех русских людей, но особенно женщин. Ибо сугубо беспросветной была жизнь женщин в языческом обществе.

Летопись говорит, что у древних славян отец, а потом муж был высшим правителем, над которым не было высшей власти. На женщин, наравне с рабами, возлагались самые тяжелые работы. После смерти мужа женщина часто следовала за ним в могилу, не только по принуждению, но и добровольно, потому что после ухода из семьи ее единственного защитника жизнь в чужом семействе становилась невыносимой. В сколько-нибудь обеспеченных семьях было принято многоженство, делавшее положение женщины еще более тяжелым.

И вдруг все изменилось с принятием христианства русским народом, с того момента, когда впервые на всю Русскую землю прозвучали слова апостола Павла на понятном народу церковно-славянском языке: «Несть мужеский пол, ни женский, вси бо вы едино есте во Христе Иисусе» (Гал 3, 28).

Библиотеки | Переходов: 325 | Добавил: Елена | Дата: 08.07.2009

Благочестивые муромские жены

Муромские жены явили в Православной Руси удивительный образ благочестия: не словами, а мудростью и кротостью, смирением и делами наставляли своих мужей и домочадцев, приводили их ко спасению. Потому и древнерусские книжники создали самобытные описания их благочестивой жизни. На подобное отношение к женщине значительное влияние оказало почитание в средневековой Руси Пресвятой Богородицы – покровительницы русского православного государства, и праведная, достойная подражания жизнь самих благоверных жен. Каждая из них совершила свой особый духовный подвиг, за что и была удостоена святости и снискала благодарную память в народе.

Мудрая святая дева Феврония (XII в.) – крестьянская дочь, ставшая княгиней, – явила любовь к ближнему своему, ради их общего спасения в будущем веке.

Долготерпеливая святая Улияния Осорьина (Иулиания Лазаревская) (XVII в.), боярыня, – надежду и упование на Бога.

Благочестивые сестры Марфа и Мария (XVII в.), дворянки, проявили должную для мирян веру в Божественный Промысл и создали православную святыню – чудотворный Крест Господень.

Вместе они представляют все социальные слои древнерусского общества, являя идеальный характер русской женщины.

Словом, эти древнерусские жены дали нам жизненные примеры веры, надежды и любви. «Но любовь из них больше», – сказал апостол Павел (1 Кор. 13: 13).

Библиотеки | Переходов: 290 | Добавил: Елена | Дата: 08.07.2009

"Положение обязывает"

Этой весной автомобиль моего друга, отца Виктора, вылетел на встречку, и чудеснейшим образом, никого не задев, остановился в кювете, уткнувшись в пень от срезанного дерева. Первым же делом, придя в себя, батюшка позвонил друзьям в Москву. Через два часа его машину уже везли в ремонтную мастерскую, а сам он вместе с ними заехал ко мне.

Батюшка представил мне своих друзей: «Знакомься, это – Игорь». Выше меня на голову, классический квадратный подбородок и на глазах солнцезащитные очки. Игорь – полковник МВД, большую часть службы проводит на Кавказе, в настоящее время, в отпуске. «Игорь, возьми благословение у отца Александра, хорошо, теперь поцелуй ему руку, как я тебя учил»? Игорь, стараясь не ошибаться, складывает руки под благословение. Чувствуется, что это действие ему ещё в новинку.

«А это Андрюша, мой старый друг». Андрея не нужно ничему учить и ничего напоминать. Он, в отличие от мощного Игоря, привычно и быстро укладывает руки для благословения. Под свитером и лёгкой курточкой до пояса, угадывается тренированное гибкое тело. Внешне он походит на пантеру, грациозностью и лёгкостью движений. Потом уже отец Виктор сказал мне, что Андрей Герой России, а Игорь ведёт ответственейший участок работы.

Я удивился: «Ты потревожил таких людей, и они, оставив все дела, немедленно приехали к тебе»? «А что же здесь удивительного? Мы воевали вместе, ходили на задания, и служить начинали в одном отряде. Мы и сейчас не забываем друг друга. Если нужна помощь, любой из нас может звонить, хоть ночью, и к нему обязательно приедут». Отец Виктор рассказал мне трогательную историю про двух бывших высокопоставленных спецназовцев, которые занимаясь бизнесом, уже в наше время, поссорились самым, что ни наесть жесточайшим образом. Не то, что здороваться, слышать друг о друге не могли. Через какое-то время в семье одного из них случилась беда, и он вынужден был просить помощи у того, с кем уже долгое время не общался. А тот, кого попросили помочь, отбросил, словно ненужную пену, всё, что разделило бывших боевых друзей, и, не раздумывая, пришёл на выручку.

Библиотеки | Переходов: 187 | Добавил: Елена | Дата: 29.06.2009

Музыка может исцелять и убивать

Почему музыка обладает такой притягательной силой и обаянием? Какое действие производит звук на психику человека? Существует ли органическая связь между музыкой и математикой – царицей наук? Эти вопросы ставили перед собой уже древние философы, но они не менее актуальны и в наше время.

Представление о музыке, как гармонии и структуре миров, проходит через античную философскую традицию от Пифагора до Платона и его преемников. Надпись над воротами академии Платона гласила, что сюда войти может только тот, кто изучил музыку и математику: без знания этих предметов постигнуть философию невозможно. Характерно, что покровитель философии Аполлон изображался с лирой в руках.

Для пифагорейцев движение звезд и солнца звучало как таинственная музыка небесных сфер и песнь космоса. По преданию, живший еще до Пифагора певец и музыкант Орфей мог укрощать своей игрой диких зверей (аллегория человеческих страстей). Смерть Орфея также является мифологемой и символом: его убивают и разрывают на части разъяренные вакханки, так как своей музыкой он мешал им предаваться демоническим экстазам и эротическому неистовству.

Музыка не только гармонизирующая сила, это тайноведение мира и человека. Древние врачи умели посредством музыки исцелять болезни; они подбирали для больных мелодии с такой же тщательностью и осторожностью, с какой приготовляют лекарства. Считалось, что каждому органу человеческого тела соответствует особый звук или сочетание звуков. Звуками можно исцелять и убивать. В древности на Востоке был особый вид мучительной казни: человека подвергали продолжительной, несмолкающей какофонии звуков; громкие, ревущие, диссонирующие звуки подавляли и разрушали жизненные ритмы его организма, он терял сон, сходил с ума и умирал, как бы таял на глазах. По загадочным словам Платона, музыка способна разрушать государства.

Библиотеки | Переходов: 346 | Добавил: Елена | Дата: 26.06.2009

Апокалипсис словами Иоанна Богослова

Апокалипсис словами Иоанна Богослова Иоанн Богослов — один из 12-ти апостолов, вероятный автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет.

Память апостола Иоанна совершается в Православной церкви (по юлианскому календарю): 8 мая, 30 июня (Собор Двенадцати апостолов), 26 сентября (преставление), в Католической церкви и других западных церквах — 27 декабря.

...стрелка достигнет нулевой отметки и наступит Апокалипсис...

...он начнётся с явления, которое достойно научно-фантастического романа... Вознесение... Если мир появился с большим хлопком, то он может исчезнуть беззвучно... единственным признаком будет то, что все христиане на Земле исчезнут... в мгновение ока окажутся на небе... Фундаменталисты, которые верят в скором наступлении Конца Света, называют это - Вознесением...( Хотя слово "Вознесение" в Библии не встречается, но многие верующие предерживаются именно этому развитию событий Конца...)

...оставленным на Земле миллиардам неверующих предстоит увидеть...Конец Света...

В течении Семи лет катастрофы будут сотрясать планету... землетрясения снизу... огонь с небес...

"...и зделалось Великое землетрясение какого не бывало с тех пор как люди на Земле...такое землетрясение... такое Великое..." - Откровения Иоанна Богослова (глава 16 стих 18)

"...и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек, и на источники вод...и многие из людей умерли..." - Откровения Иоанна Богослова(глава 8 стих 10.11)

Эти события, верующие описывают несколькими словами: "живые будут завидовать мёртвым..."

...и эти кошмарные бедствия символизируют четыре ужасные фигуры... они появятся сразу... Четыре всадника Апокалипсиса...

Библиотеки | Переходов: 402 | Добавил: Елена | Дата: 26.06.2009

Сельский батюшка

Вот уже почти 50 лет служит протоиерей Анатолий Колодий на разных сельских приходах Черниговщины. И не только служит, но и ремонтирует и строит храмы и монастыри, пишет иконы и расписывает церковные стены. А еще ведет духовные дневники.

Знакомство

Познакомился я с батюшкой как будто совершенно случайно, а с духовной точки зрения – по Промыслу Божиему.

Я зашел в его убогую (в прямом смысле слова) хибарку под железной крышей в селе Хотиновка Носовского района Черниговщины. В крошечной келье – печка, аналой, на котором громоздились пачки поминальных записок (они лежали и на окне), узкая кровать; в проходе с трудом могли бы разместиться лишь два человека. У сухопарого седовласого старца в залатанном подряснике радостно, какой-то сияющей приветливостью светилось лицо. Речь ласковая, тихая, почти застенчивая, движения спокойные. И необыкновенная внутренняя красота духа. Таким было первое впечатление. Я подумал тогда, глядя на его скромную обстановку и молитвенную жизнь: «В такой убогой келье живут угодники Божии». Отец Анатолий прервал мои размышления словами:

– У меня возле храма кирпичный дом для приезжих, с крещальней, кухней и библиотекой. Там и заночуете. А пока пойдемте в храм помолимся.

Мы пошли к старинной казачьей деревянной сельской церкви в честь Воздвижения Креста Господня (таких много было на Черниговщине, и множество из них отец Анатолий за долгие годы возродил и спас от разрушения). Было холодно, но в храме топилась большая «буржуйка», сделанная батюшкой из обыкновенной железной бочки. Юноша пономарь принес дров, и в печи весело затрещал огонь. Пока отец Анатолий облачался в алтаре, я разглядывал необычные росписи храма, сделанные им. Исполненные, говоря светским языком, в «лубочной» манере (на языке художников такой стиль именуется «примитивизмом»), они полны были детской радостности и непосредственности, как и древние фрески первых христиан, где нехитрые сюжеты изображали рыбок и овечек, и Доброго Пастыря, и виноградную лозу с пальмовой ветвью. Отец Анатолий вышел из алтаря и стал читать акафист Божией Матери. Читал быстро, тихим ровным голосом, часто касаясь пальцами деревянного крашеного пола. Затем спросил: «Вы желаете исповедоваться?». Я опустился на колени. «Матерь Божия ждет вашего покаяния…». Я стал рассказывать о своих проблемах и трудностях, о болезни, о духовных затруднениях, о грехах юности и о многом другом. Странно легко было исповедоваться старцу. Он все повторял тихо: «Бог простит, Бог простит…». И хотелось плакать, как это бывало в детстве, когда, уткнувшись в колени матери, ты рассказывал ей о подстреленном из рогатки воробье, о взятых без спроса, чтобы купить мороженое, пустых бутылках, о драке до крови с Толиком по кличке «Боцман» на заднем дворе дома по древней киевской улице Жилянской возле речки Лыбедь, ставшей городской сточной канавой…

Библиотеки | Переходов: 321 | Добавил: Елена | Дата: 19.06.2009

Христианство — это очень неудобно

Быть христианином — значит отказаться от себя в пользу ближнего. Это не имеет отношения к определенной конфессии, а зависит только от личного выбора человека и потому вряд ли станет массовым явлением

Наталия Трауберг — выдающийся переводчик с английского, французского, испанского, португальского и итальянского. Человек, открывший русскому читателю христианского мыслителя Гилберта Честертона, апологета Клайва Льюиса, евангельские пьесы Дороти Сейерс, печального Грэма Грина, кроткого Вудхауза, детских Пола Гэллико и Фрэнсис Бернетт. В Англии Трауберг звали «мадам Честертон». В России она была инокиней Иоанной, членом правления Библейского общества и редколлегии журнала «Иностранная литература», вела передачи на радио «София» и «Радонеж», преподавала в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея.

Наталия Леонидовна любила рассказывать о том, что Честертон называл «просто христианством»: не об уходе в «благочестивость святых отцов», а о христианской жизни и христианских чувствах здесь и сейчас, в тех обстоятельствах и на том месте, куда мы поставлены. О Честертоне и Сейерс она как-то написала: «В них не было ничего, что отвращает от “религиозной жизни”, — ни важности, ни слащавости, ни нетерпимости. И теперь, когда “фарисейская закваска” снова набирает силу, их голос очень важен, он перевесит многое». Сегодня эти слова в полной мере можно отнести к ней самой и к ее голосу.

Так случилось, что одно из последних своих интервью Наталия Трауберг дала журналу «Эксперт».

— Наталия Леонидовна, на фоне духовного кризиса, переживаемого человечеством, многие ждут возрождения христианства. Причем считается, что все начнется в России, поскольку именно русское православие заключает в себе полноту христианства всего мира. Что вы думаете по этому поводу?

— Мне кажется, что говорить о совпадении русскости и православия — это унижение Божественного и вечного. И если мы начинаем рассуждать, что русское христианство самое главное на свете, то у нас — большие проблемы, которые ставят под вопрос нас как христиан. Что же до возрождений… В истории их и не было. Были отдельные сравнительно большие обращения. Как-то раз некоторое количество людей подумало, что в миру ничего хорошего не получается, и ушло вслед за Антонием Великим спасаться в пустыню, хотя Христос в пустыне, заметим, провел всего сорок дней… В XII веке, когда пришли нищенствующие монахи, многие вдруг почувствовали, что их жизнь как-то с Евангелием расходится, и стали устраивать отдельные островки, монастыри, чтобы было по Евангелию. Потом опять думают: что-то не то. И решают пробовать не в пустыне, не в монастыре, а в миру близко к Евангелию жить, но отгородившись обетами от мира. Однако и это не сильно влияет на общество.

Библиотеки | Переходов: 200 | Добавил: Елена | Дата: 17.06.2009

Юрьев день

Рассказанная Серебрениковым история многим показалась недостоверной. Телеинтеллектуал Гордон заявил, ощутив себя Станиславским, «не верю», не поверили и многие из прочитанных мной рецензентов. Кому-то показанное в «Юрьевом дне» российское захолустье показалось, мягко говоря, не соответствующим действительности, кому-то – неправдоподобным поведение героини Ксении Раппопорт с ее финальным немым пением в церковном хоре.

Возможно, эти претензии отчасти и справедливы, но, как мне показалось, режиссер вовсе не ставил своей главной задачей снять фильм, соответствующий всем канонам так называемого реализма – внешнего правдоподобия, которое только и воспринимается как искусство подавляющим большинством. По этому поводу хочу процитировать во многом совпадающую с моим восприятием рецензию Евгения Васильева. Он пишет: «В картине столько неправды, что любой гражданин РФ, совсем не кинокритик, может продолжать без конца развенчивать поклеп Серебреникова на русскую провинцию. "Не бывает", "не было", "не так", "не точно", "никогда", "не там", "не верю", "мимо". Неправда... И все же, несмотря на это "Юрьев день" – это самая Святая Правда, какая только случается на свете... Мир, нарисованный Серебрянниковым в "Юрьевом дне" – не фантом, но навязчивая идея, которая вполне может стать реальностью. Нет ничего невозможного и те, кто сегодня говорят "не верю", например Быков и Зельвенский, завтра, под воздействием обстоятельств, вполне могут вытирать кровь в тюремных застенках как героиня Ксении Раппопорт. Невозможное – возможно. "Юрьев день" испытывает нехватку документальной правды, но художественной достоверностью он полон до краев. Да и нехватка документальной правды – весьма относительна. "Юрьев день" – это амальгама коллективной памяти о России XX века. Почти все, что показано в фильме было когда-то, не так уже и давно - 10, 20, 40, 70 лет назад - фуфайки, заледеневшие монастыри, перенаселенные тюремные камеры, превращение узников в надзирателей и наоборот». Конец цитаты.

Однако главное превращение, свидетелем которого становится зритель, это превращение главной героини, певицы – народной артистки РФ, европейской а то и мировой знаменитости – в святую. Неправдоподобно? Да. Но – возможно. Как это было возможно на протяжении всей истории христианства, начиная с первых галилейских учеников Христа, Павла и тех, кто, услышав их в день Пятидесятницы, продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого»; как это было возможно для Алексия, Человека Божия, Антония Великого, Марии Египетской и – в той или иной степени – всех преподобных, праведных, бессеребренников, юродивых Христа ради. Фильм «Юрьев день» в этом смысле не вымысел, а следование исторической правде, точнее, той правде, которая, будучи фактом, есть больше чем факт, больше чем история в обычном понимании и является историей вмешательства Бога в человеческую жизнь и свободного ответа человека на призыв следовать за Христом, раздав, все, что имел, возненавидев саму жизнь свою в мире сем. Причем, независимо от того, была ли она жизнью проститутки, вымогателя недоимок, или, напротив, вполне «успешного» богослова и праведника, каковым был Савл, ставший Павлом, аристократ Василий Великий, блаженный Августин, Франциск Ассизский.

Библиотеки | Переходов: 202 | Добавил: Елена | Дата: 17.06.2009

«Контакт»

Мой хороший приятель, отец Виктор, бывший спецназовец, рассказывал мне, как он в первый раз в своей жизни одел на себя подрясник. И не только одел, но и пошёл в нём по Москве. Он ещё не был рукоположен в сан, но получил благословение на право ношения священнической одежды. «И вот иду, - говорит, - а навстречу мне идёт дядька лет шестидесяти, здоровенный такой, и пиво на ходу из бутылки пьёт. Поравнялся он со мной, и вдруг, ни с того, ни с сего, как даст мне по носу. И сломал его, а так как, нос у меня был уже сломан раз двадцать, то кровь не пошла, но всё равно, было больно и очень обидно. За что? Ведь я же даже не глядел в его сторону. Раньше я бы убил его, просто. Но я уже стал христианином. Да ещё и в подряснике был, сдержал себя, хотя было очень трудно.

Запомнил я того мужика, благо дело было в моём районе. Встречаю его через некоторое время, остановил и спрашиваю: «Ты чего же, отец, меня по носу ударил, что я тебе такого сделал»? И представь, он отвечает: «Ты меня прости, но я сам не пойму, какая муха меня укусила? Ведь я до последней минуты не собирался тебя бить, а как поравнялись, меня как сила какая-то развернула, и я ударил, пьяный был. Стыдно мне, сынок, уж прости меня старого»».

Мне тоже вспоминаются такие забавные, и немного странные случаи из моей жизни. Как-то едем в автобусе, полдень, народу немного, только сидячие места и заняты. Я в подряснике с крестом, стою на задней площадке. Едем. На одной из остановок в салон заходят трое молодых ребят, лет 17, весёлые, вроде трезвые, смеются. Оно и правильно, молодые должны смеяться, потом наступит время забот и проблем, а пока можно и посмеяться.

Однако, замечаю, что эта смеющаяся троица начинает постепенно перемещаться в мою сторону и потихоньку зажимать меня в угол салона на задней площадке. Вдруг один из ребят, как бы случайно, падая на спину, прижимает меня к стенке. Они уже вовсю хохочут, я отхожу в другой угол, а юноша бьётся об меня уже боком. Чувствую, назревает драка, что делать? Я не могу их бить, каноны не позволяют, а на мне ещё и крест. Смотрю на людей, что едут вместе с нами. Видят же, что молодёжь над священником куражится. Думаю, может, кто заступится, ведь я же не в Москве, я же к себе в посёлок еду, и эти люди должны меня знать. А народу забава, мужики в проход со своих мест повылезли, шеи вытянули и с неподдельным интересом ждут, будет драка, или нет.

Библиотеки | Переходов: 190 | Добавил: Елена | Дата: 17.06.2009

О Преображении Господа нашего Иисуса Христа

священник Константин Пархоменко

Праздник Преображения – один из самых светлых и радостных праздников церковного года. Лето уже на закате, деревья отягощены плодами, еще жарко, но уже нет той летней горячей свежести, какая была в июне, а кое-где желтизна листьев напоминает о том, что приближается осень. И в эти дни Церковь вспоминает одно из самых таинственных событий Евангельской истории – Преображение Христово.

Однажды, взяв троих учеников с Собой, Спаситель взошел на гору2и там перед ними преобразился! Его вид изменился, лицо, одежда стали светоносными и сияющими, гору окутало облако – символ Божественного присутствия. Явились древние праведники – Моисей и Илия…

Апостолы ощутили такую невыразимую радость, счастье, что Петр, не в силах сдержать чувства, воскликнул: Господи! хорошо нам здесь быть!

Но на Фаворе они не остались. Ослепительный свет погас, Спаситель стал таким, каким был прежде. Христос с учениками сошли с горы и опять пошли в мир…

О чем это событие? Что значит сам факт преображения Христа, зачем явились два ветхозаветных героя, и почему это именно Моисей и Илия? Что, наконец, ощутили Апостолы?

Об этом сегодня и поговорим.

Но сначала внимательно посмотрим на рассказы о Преображении, которые оставили нам Евангелисты3, и отметим особенности их свидетельств.

Прежде Честнаго Креста Твоего и страдания…

Преображение произошло не случайно. Это был важный элемент служения Христова, знак, который дал Спаситель ученикам.

Оно не было и внезапным. Это было спланированное Христом событие. У всех Евангелистов рассказу о Преображении предшествуют загадочные слова Господа о том, что некоторые из стоящих сейчас с Ним не вкусят смерти, пока не увидят (здесь Евангелисты немного расходятся):

Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (Мф. 16, 28);

Царствие Божие, пришедшее в силе (Мк. 9, 1);

Царство Божие (Лк. 9, 27).

Эти слова, кроме того, что они относятся к грядущим событиям Воскресения и Вознесения Христова, так же обнимают собой грядущее Преображение Христа, как момент обнаружения Его Божественной славы.

Через некоторое время (примерно через неделю) после этих слов Христос выбирает троих учеников (Петра, Иакова и Иоанна), бывших немногим ранее свидетелями воскрешения дочери Иаира, и восходит с ними на высокую гору.

И здесь Христос преображается перед ними.

Библиотеки | Переходов: 320 | Добавил: Елена | Дата: 17.06.2009

Слово на Страсти Христовы

священник Константин Пархоменко

 Невероятно сложно рассказать о Страстях Спасителя в рамках статьи. И по величине физических страданий, и по силе душевных мук, и по колоссальной богословской значимости это событие просто перерастает человеческое сознание. Не только книги - библиотеки мало, чтобы осмыслить это! Неспроста уже две тысячи лет люди думают об этом, говорят, пишут, снимают фильмы… а тема Страстей остается не просто не вычерпанной, а даже по-настоящему и не раскрытой.

И, кажется, это неспроста. Потому что Страсти Христовы - это Страсти (не страдания - это слово слишком слабо передает драматизм происшедшего, а Страсти!) Богочеловека. Нам еще доступна логика человеческого страдания - все мы согрешили и грешим и, по правде говоря, заслуживаем наказания… Но страдания Безгрешного? Того, Кто по безмерной любви сошел к нам, в наш мир, Кто, чтобы нам не было одиноко, прошел путем искушений и самых жестких лишений: родился в пещере, с младенчества был в изгнании, впоследствии не имел где главу преклонить, прошел и самый суровый пост, и искушения от сатаны... Поистине вместе с апостолом мы можем сказать, что в Иисусе "мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха" (Евр. 4, 15).

И вот Его, совершенно безвинного и открытого ко всякому, схватить, мучить и убить.

Да разве человек способен на такое?.. Способен! Преп. Иустин Попович говорит, что сам сатана не замахнулся бы на такое - убить Сына Божьего, а человек - задумал и сделал. Даже жестокое сердце разбойника, корчившегося в муках на соседнем кресте, содрогнулось от такого злодеяния: "Он ничего худого не сделал" (Лк. 23, 41). Но есть люди, у которых еще более омертвелое и злое сердце.

Историю Страстей мы знаем, и в ближайшие дни Церковь напомнит нам ее в словах богослужения, в Евангелии она изображена ярко и кратко. Но как проникнуть в глубину неудобозримую сути, смысла происшедшего? Или как хотя бы приникнуть к этим животворящим водам Страстей?..

Укажу на некоторые моменты, которые помогут нам с вами глубже переживать тайну крестного подвига Христова.

Спаситель знал о предстоящих Страстях. И Он знал, как они будут тяжелы: "Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел" (Ин. 12, 27). Отметим: Спаситель не бесстрастен в ожидании грядущих страданий. Его душа возмущается (греч. таракси), то есть приходит в сильнейшее волнение при мысли о предстоящих страданиях, но идти этим путем нужно.

О, бездна мужества и верности Своему пути!

Страсти Христа - больше, чем человеческие мучения. Это безмерные страдания Богочеловека, берущего на Себя грехи всего мира. "Взять на себя грехи мира": в применении ко Христу - это не аллегория. И начались страдания Христовы задолго до Голгофы, сразу после Тайной вечери.

"Душа Моя скорбит смертельно" (Мк. 14, 34), - говорит Христос ученикам. Не в силах стоять, Он "пал на землю и молился" (Мк. 14, 35), "начал ужасаться и тосковать" (Мк. 14, 33)

О, Сын Человеческий, подъявший Страсти вышечеловеческие!

Взятие на Себя греха мира возможно вынести только Сыну Божию, творение не вынесет этого, вот почему в рассказе о Гефсиманском молении мы находим четкое указание на пребывание учеников на расстоянии от Иисуса. Христос и раньше уединялся для молитвы, однако новым здесь является указание на дистанцию: вы - "здесь", Я - "там" (в Евангелии от Матфея).

Обратим внимание на диалектику этого молитвенного одиночества Христа:

Вот Иисус удаляется от них - "посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там" (Мф. 26, 36);

Потом Он зовет трех избранных учеников приблизиться;

Далее Он говорит им: "бодрствуйте и молитесь", однако их молитва - о другом: ученики должны молиться о себе - чтобы защититься, "чтобы не впасть в искушение" (Мф. 26, 41), Сам же Христос вошел в это испытание, идет сквозь него;

Христос трижды приходит к ученикам и трижды уходит, что подчеркивает близость, но и дистанцию.

Отметим и неспособность учеников помочь Иисусу в Его одинокой молитвенной борьбе, из-за чего Петр (в Евангелии от Марка) и два других ученика (от Матфея) слышат укоризненные слова Спасителя.

Все это показывает нам, что ученики и могут, и должны разделять страдания Христа, но их роль в этом слишком мала. И не потому, что они равнодушны к страданиям Учителя, а потому, что это попросту превышает их силы. Ученики в этом рассказе, по мнению богословов, символизируют Церковь. Она принимает учение в Страстях Христовых, однако ее роль по сравнению с подлинным Искупителем весьма скромна.

Прости нас, Господи, оставленный даже теми, о ком Ты сказал: "вот матерь Моя и братья Мои" (Мф. 12, 49).

Библиотеки | Переходов: 315 | Добавил: Елена | Дата: 17.06.2009

Злая Даниловна. Рассказ

Ольга сидела за прилавком свечного ящика храма Всех Святых и тихо плакала. Служба закончилась, прихожане разошлись. Ушёл и батюшка. В храме был полумрак. Горели лампадки на кануннике и у Распятия.

Уже полгода Ольга стоит за свечным ящиком по воскресным дням. Работает во славу Божию, помогает храму по благословению священника. Раньше в церковь ходила она по большим праздникам, но вот пришлось обратиться к Господу с просьбой – дети поступали в институт. И стала она заходить в храм чаще. То свечку поставит, то молебен закажет. А потом дети поступили, уехали из дома в большой город. Тоже надо за них помолиться, как-то они там, не обидел бы кто. Так и воцерковилась. И когда отец Василий попросил помочь храму и поработать по воскресным дням в свечной лавке, согласилась.

Теперь уже не представляет себе жизни без любимого храма, маленького, уютного. Такого намоленного и благодатного. Молитва в храме идёт уже 130 лет. В городе это единственный храм, который не разрушили, не превратили в дом культуры или кинотеатр.

Ольгу уважали, отношения на работе в миру у неё были хорошие, тёплые со всеми, и вот вслед за ней в храм потянулись подруги, знакомые, коллеги. Батюшка радовался: «Ну вот и хорошо, сама в храм пришла и людей за собой привела!»

Когда в церкви народу мало было, на клирос шла, научилась петь и читать. В первый раз, когда доверила ей матушка Анастасия Шестопсалмие читать, руки дрожали и голос от волнения прерывался.

Подружилась Ольга с семьёй отца Василия. Чудесная семья! Матушка на клиросе с детства, её мама регентом была, папа – протоиерей. А сейчас сама матушка. И в том же храме с отцом Василием служат, где родители служили.

Батюшка вспоминает, что раньше прихожан в храме было очень много – яблоку негде упасть. Тогда он был ещё не батюшка, просто юноша Вася. Бабушки строгие были, благочестивые. За каждым подсвечником приглядывали, чтобы свечки вовремя потушить, когда догорят.

У каждой бабушки своё место. Как-то Вася невзначай на чужое место встал, так старушка – Божий одуванчик – так его плечом пихнула, что Вася в сторону на два метра отлетел. И сейчас вспоминает – смеётся.

Постепенно ушли бабушки в мир иной. Осталось совсем мало людей этого поколения. А новое поколение не приучено к храму. По выходным сериалы смотрят, в гости ходят. Воцерковляются с трудом, через скорби да болезни.

Библиотеки | Переходов: 192 | Добавил: Елена | Дата: 17.06.2009

«Доброе утро, мамочка». Рассказ

 

Вчера у Светы… умер ребенок, – слова звучали в трубке, как сильные и резкие удары барабана. Хотелось отделаться от этих звуков, нажать кнопочку и не слышать страшную новость. Но разве события в жизни можно изменить простым нажатием кнопки на телефоне… Я продолжала слушать и приходить в ужас от известий. Мой знакомый доктор, благодарность к которому за умелое и участливое принятие родов жила в моей душе, доктор, проработавший в акушерстве не одно десятилетие, вдруг повел себя безответственно… Доктор, которого я всем хвалила за мастерство и поэтому советовала рожать только у него, допустил страшную халатность. Он вышел в самый ответственный момент родов в коридор, чтобы… ответить на звонок своего мобильного телефона. Акушерка была новенькая и не смогла все сделать правильно…

Малыш прожил всего три дня. Единственное, чем смогла в эти дни помочь несчастная мать своему ребенку, это позвать в реанимационную палату священника для крещения.

Знакомые искали виноватых, помимо медперсонала в смерти ребенка винили и меня. Они были правы и не правы… Правы были в том, что я своей болтовней направила Светлану рожать именно в ту больницу и к тому доктору, но за развитие событий я не могу взять на себя ответственность… Хотя после этого случая я научилась молчать и теперь очень боюсь кому-нибудь что-либо советовать. Особенно в важных делах.

– Как Бог даст, так и будет, – отвечаю, а на меня смотрят с подозрением и считают, что на самом деле я так не думаю… Но я искренно думаю именно так. Мы можем искать лучшую больницу, лучшего врача, заплатить большие деньги… – но будет все равно не по-нашему…

Родные и знакомые советовали Светлане подать на доктора в суд, их силами даже была создана медицинская комиссия, которая составила документ, подтверждающий вину врача в гибели ребенка. Любая мать хоть раз в жизни неслась с кулаками на обидчика своего дитяти, а здесь не просто обидели, здесь хуже… И все бы поддержали, что она подала в суд и расправилась с обидчиком своего ребенка, но бедная Светлана не жаждала мести… Она не стала выдирать «око за око». Света даже попыталась поступить как Православный человек… попыталась простить. Но не смогла…

Со второй беременностью Светлана встала на учет в дорогую платную клинику. Ей хотелось какой-то защиты для себя и малыша, и эта защита виделась ей во врачах, которым хорошо заплатила. Врачи же нашли, что ребенок Светы слишком большой, и настаивали на кесаревом сечении. Бедного малыша столько раз просвечивали на УЗИ, измеряли и сверяли его параметры по цифрам, которые кто-то установил нормами, что замученная Светлана согласилась с доводами врачей. Она поверила, что не сможет родить такого «великана» сама… Православные родственники и знакомые молились Господу, чтобы Он открыл Свою Волю, и, если есть возможность, чтобы Светлана родила сама…

На праздник Иоанна Богослова Светлане уже было тяжело ходить со своим увесистым животиком, но пропустить службу ей не хотелось. В этот светлый день она пришла помолиться в храм и не собиралась ни исповедоваться, ни причащаться. Как-то так вышло, что подошел священник и посоветовал Светлане исповедаться. А после службы сам вдруг остановил ее и сказал:

– Благословляю на роды…

– Так, батюшка, мне врачи не разрешают самой рожать, хотят кесарить… Говорят, плод очень большой.

– Рожай, радость моя, рожай…

В тот же вечер, около десяти часов, отошли воды, и под праздник Николая Чудотворца Светлана родила мальчика. И был он совсем не великан, а средних размеров малютка, всего-то на три с половиной килограмма. Рожала она без всяких знакомых и платных врачей, в скромной родовой палате простой больницы.

Библиотеки | Переходов: 217 | Добавил: Елена | Дата: 16.06.2009

Возвращение из восемнадцатого века

Жил-был в Копенгагене молодой человек Григорий Емельянов. Родился он в Болгарии, учился во Франции, инженер, знает несколько языков, защитил диссертацию по физике. Молодой перспективный европейский ученый. А год назад он закрыл все счета и перевел на русский язык свидетельство о рождении, потому что собрался возвращаться на родину -- в Россию. «Мои предки были вынуждены покинуть страну при Петре I , триста лет назад, но я -- русский», -- написал Гриша перед отъездом своим знакомым в Москве, как обычно употребляя «ь» в конце слов, вероятно вместо «ер», ведь читать он учился по служебнику на церковно-славянском.

Родина

До приезда в Россию Григорий получил высшее образование инженера в Париже, а в Копенганене защитил диссертацию. На фото: эксперимент во время работы над диссертацией в Датском техническом университете
До приезда в Россию Григорий получил высшее образование инженера в Париже, а в Копенганене защитил диссертацию. На фото: эксперимент во время работы над диссертацией в Датском техническом университете

И действительно, очень скоро Григорий поменял Копенгаген на Обнинск в Калужской области. В Шереметьево сотрудница паспортного контроля долго изучала его документы, удивляясь, что кто-то желает переселиться в Россию, когда все из нее уезжают. На ее вопрос, зачем он решил так сделать, Гриша начал ей читать Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать -- в Россию можно только верить». После этого четверостишия паспортистка без дальнейших расспросов поставила печать и дала добро на Гришино возвращение на родину.

Второй раз Григорий читал Тютчева в гостинице, где ему нужно было переночевать и получить временную регистрацию. Вообще-то пожить первое время он договорился в домике при храме, но тот оказался на кладбище, а регистрацию на кладбище ему, живому, сделать не могли. В обнинской гостинице, куда направился с чемоданом Гриша, шел капитальный ремонт, но несколько комнат в руинах все-таки сдавали. На регистрации, увидев иностранный паспорт, Грише сообщили, что есть номера по 2 тыс. рублей, хотя из прайс-листа, который висел рядом, было ясно, что обычный номер для русского стоит 500 рублей, а для иностранца -- 700. Пришлось снова читать Тютчева, после чего Гришу поселили как русского, за 500.

Казаки-некрасовцы

Григорий -- потомок тех донских казаков, которые в 1707 году участвовали в знаменитом крестьянско-казацком восстании, названном Булавинским, по имени атамана Кондрата Булавина. Восстание началось с отказа казаков выдать царским войскам беглых солдат, которых свободные казаки «укрывали» у себя на Дону. После подавления восстания несколько тысяч казаков во главе с атаманом Игнатом Некрасовым, соратником Кондрата Булавина, ушли на Кубань, а после смерти атамана некрасовцы разделились на две группы и переселились в устье Дуная. Часть из них оказалась на территории современной Болгарии. С тех пор некрасовская деревня Татарица в Болгарии просуществовала более 250 лет замкнутой общиной-островом, неизменно сохраняя русские традиции, язык и старообрядческую веру. В болгарской Татарице и родился Григорий.

«Мои предки были старообрядцами, -- рассказывает он, -- но я уверен, что они не понимали, что это значит! Просто верили в Бога так, как это делали их деды, не задумываясь, правильная у них вера или нет». В Болгарии не было таких гонений на Церковь, как в России, да и сама церковная жизнь здесь в первой половине двадцатого века была настолько угасшей, что, когда коммунисты пришли к власти, верующих людей в стране осталось так мало, что необходимости бороться с ними не было. Русская же деревня, наоборот, жила вокруг своего старообрядческого храма. По политическим соображениям болгарские власти никогда не притесняли русскоязычное население, позволяя им верить, как они привыкли.

«Я сам узнал о расколе семнадцатого века, только когда студентом переехал

Библиотеки | Переходов: 258 | Добавил: Елена | Дата: 16.06.2009

1-20 21-40 ... 561-580 581-600 601-620 621-640