Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог сайтов

Главная » Каталог сайтов » Библиотеки

В категории сайтов: 640
Показано сайтов: 561-580
Страницы: « 1 2 ... 27 28 29 30 31 32 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Переходам

Что поется в храме на Успение

Успение Пресвятыя Славныя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии

Assumption_bНа Велицей вечерни,

поем, Блажен муж, 1-й антифон.

На Господи воззвах, ставим стихов 8, и поем стихиры, глас 1:

О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием вернии, Гавриила имуще чиноначальника: Благодатная радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Трижды.]

Дивны Твоя тайны, Богородице, Вышняго престол явилася eси, Владычице, и от земли к небеси преставилася eси днесь. Слава Твоя боголепная, богоподобными сияющи чудесы. Девы с Материю Царевою на высоту вознеситеся. Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Трижды.]

Твое славят успение, власти и престоли, начала и господьства, силы и херувими, и страшнии серафими: радуются земнороднии, о божественней Твоей славе красящеся. Припадают царие со архангелы и ангелы, и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость. [Дважды.]

Библиотеки | Переходов: 329 | Добавил: Елена | Дата: 27.08.2009

Чудотворная икона Божьей Матери «Феодоровская»

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник. Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы. Так была спасена Кострома».

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы «Феодоровская» – здесь и имя Феодороа Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой, неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжен монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским. Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять ее, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились. Сняв икону с дерева, ее поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Библиотеки | Переходов: 696 | Добавил: Елена | Дата: 27.08.2009

Беседа перед исповедью

Мы проживаем время Успенского поста, времени для более внимательного взгляда на нашу внутреннюю жизнь, может быть более частой Исповеди и Причастия. Размышления об исповеди из книги «Записи» священника Александра Ельчанинова помогают вдумчиво подготовиться к церковным Таинствам.

  «Се время благоприятно, и день очищения». Время, когда мы можем отложить тяжкое бремя греховное, разорвать вериги греха: «скинию падшую и сокрушенную» нашей души увидеть вновь обновленной и светлой. Но к этому блаженному очищению ведет не легкий путь.

Мы еще не приступили к исповеди, а душа наша слышит искушающие голоса: «Не отложить ли? достаточно ли приготовлен, не слишком ли часто говею?» Нужно дать твердый отпор этим сомнениям. «Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению» (Сирах, 2, 2). Если ты решил говеть, — явится множество препятствий, внутренних и внешних: они исчезают, как только проявишь твердость в своих намерениях.

В частности, вопрос о частой исповеди: надо исповедываться много чаще, чем это у нас принято; по крайней мере во всех четырех постах. Нам, одержимым «дреманием ленностным», неискусным в покаянии, необходимо вновь и вновь учиться каяться; это, во-первых; а во-вторых — необходимо тянуть какую-то ниточку от исповеди к исповеди, чтобы промежутки между периодами говения были наполнены духовной борьбой, усилиями, питаемыми впечатлениями от последнего говения и возбуждаемыми ожиданием близкой новой исповеди.

Библиотеки | Переходов: 321 | Добавил: Елена | Дата: 21.08.2009

Пастух и пастырь

Встреча со святителем Спиридоном Тримифунтским


То, что святитель Спиридон не похож на остальных святителей, становится понятно даже после первого взгляда на его икону. Древние святители чаще всего изображаются с непокрытой головой. Таков Златоуст, таков Василий Великий и многие другие.

Святители поздних эпох кроме привычного архиерейского облачения имеют на голове митры. Митрой украшен Феодосий Черниговский, Тихон Задонский, Иоасаф Белгородский. Перечислять можно долго. А вот Спиридон, современник Николая Чудотворца, не простоволос, но и не в митре. У него на голове — шапочка из овечьей шерсти. Пастухом долгие годы был этот удивительный муж, а когда воля Божия привела его на епископскую кафедру, чтобы пасти словесных овец Христовых, то образ жизни Спиридон не поменял. Крестьянская еда, воздержность в быту, доходящая до бедности, пастушеская шапка — всё это так не похоже на признаки святительского сана. Зато внутренние богатства благодати, которые носил в себе Спиридон, заставляли современников вспоминать имена пророков Илии и Елисея.

IV век, век жизни святителя, был тем временем, когда успокоившаяся от внешних гонений Церковь стала терзаться внутренними болезнями. Ложные учения, ереси стали тревожить умы верующих людей. Эпоха требовала богословского подвига и защиты апостольской веры на отточенном языке философских понятий. Спиридон менее всего подходил для этого. Он был молитвенником, подвижником, праведником, но никак не книжником и не оратором. Однако святой пошёл на Никейский Собор, созванный императором Константином по поводу учения александрийского пресвитера Ария.

Ересь Ария поколебала вселенную. Этот священник дерзнул учить, что Христос не Бог, что Он не равен Отцу и было время, когда Сына Божия не было. Те, кто носил Христа в сердце, содрогнулись, услышав такие слова. Но те, кто ещё не победил свою греховность и кто слишком доверял своему разуму и логике, подхватили Ариево кощунство. Таковых было много. Украшенные внешним знанием, кичливые и говорливые, эти философы страстно доказывали свои мнения. И Спиридон решил вступиться за Истину. Отцы Собора знали, что этот епископ в пастушеской шапке свят, но не искусен в слове. Они удерживали его, опасаясь поражения в диспутах. Но Спиридон совершил нечто неожиданное. Он взял в руки кирпич и, сотворив молитву, сжал его в руках. Слава Тебе, Христе Боже! В руках святого старца вспыхнул огонь, потекла вода и осталась мокрая глина. Кирпич, силою Божией, разложился на свои составные части.

«Смотри, философ, — сказал с дерзновением Спиридон защитнику арианства, — плинфа (кирпич) одна, но в ней — три: глина, огонь и вода. Так и Бог наш един, но три Лица в Нём: Отец, Слово и Дух». Против таких доводов должна была умолкнуть земная мудрость.

Библиотеки | Переходов: 189 | Добавил: Елена | Дата: 20.08.2009

Что такое «духовник» и «духовный отец»
 

Что понимать под понятием «духовник»? Является ли духовником священник, у которого просто исповедуешься?

Фотиния.

 Слово «духовник» может пониматься в разных значениях. Под ним действительно можно понимать и священника, у которого мы регулярно исповедуемся. Это одна из ступенечек, может быть вторая, после того как человек, бывая в разных храмах и исповедуясь у разных священников, пришел к пониманию того, что для собственной духовной пользы ему полезно исповедоваться преимущественно у одного человека. Это уже хорошо, потому что знающий на протяжении достаточного времени своего прихожанина священник сможет давать ему более адресные, более точные советы и по его духовной жизни и, иногда, и по его жизненным, практическим обстоятельствам.

Но то, что понимается под словом «духовничество» в святоотеческой письменности, в духовной традиции Православия знает и последующие степени, а именно, то, что человек сознательно и добровольно отсекает часть своей свободной воли в пользу послушания духовнику. Это ступень, до которой нужно духовно возрасти. Решиться на это нужно без всякого новоначального церковного романтизма. Но когда человек достигает ее, когда при этом находит духовно опытного священника, который возьмется в этом отношении за его руководство, это может принести также большую духовную пользу. Но здесь особенно важно руководствоваться по отношению к себе и по отношению к избираемому духовному руководителю древним церковным правилом: «сто раз отмерь, потом только попробуй что-то отрезать».

Библиотеки | Переходов: 292 | Добавил: Елена | Дата: 19.08.2009

«Духовник» - определение согласно словарю

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона: 

«Духовник — так называется в православной церкви священник как совершитель таинства покаяния.  Духовнику под опасением потери духовного сана запрещается открывать грехи исповедующегося или укорять его за них; после исповеди они должны быть им забыты... Запрещается при исповеди делать различие между людьми знатными и простыми, поблажать одним и строго относиться к другим, обращать исповедь в средство вымогательства и нескромных просьб. Запрещается исповедовать несколько человек разом, не только взрослых, но и детей. При исповеди глухонемых и говорящих на неизвестном   духовнику языке ему дозволяется обращаться для ознакомления с нравственным состоянием исповедующегося к его родственникам, а также предлагать ему изложить свои грехи письменно; эта запись должна быть сожжена в его присутствии. При вразумлении кающегося и при назначении ему епитимии  духовник обязан различать грехи простительные (неведения и немощи) и смертные, в случае нераскаяния лишающие христианина благодати. Подпись  духовника как свидетеля на духовном завещании признается в известных случаях равною подписям двух посторонних свидетелей».

 

Библиотеки | Переходов: 288 | Добавил: Елена | Дата: 19.08.2009

Фавор русская гора
 
19 августа Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В народе Преображение называют Яблочным Спасом. Издревле сей праздник был одним из любимейших на Руси, ведь с этого дня разрешалось вкушение яблок и прочих плодов нового урожая. В храмах столы на папертях завалены овощами и фруктами.

Это — начатки, первые собранные дары садов и огородов, принесённые в храм. По обычаю, после освящения их положено раздать неимущим, а иначе, по народному поверию, даже если попадешь в рай, там не дадут тебе ни яблочка, ни груши, ни какого иного плода.

Согласно евангельскому повествованию, Спаситель, взяв с собой любимых учеников, апостолов Петра, Иакова и Иоанна, отправился с ними на гору Фавор помолиться. И там Он преобразился перед ними — «и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 7,1—8). Рядом с Христом явились пророки Моисей и Илия.

Библиотеки | Переходов: 236 | Добавил: Елена | Дата: 18.08.2009

Объяснения паремий на праздник Преображения Господня

Паремии на праздник Преображения Господня
Книга Исхода (XXIV, 12—18)

И сказал Господь Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе скрижали каменные, и закон и заповеди, которые Я написал для научения их. И встал Моисей с Иисусом, служителем своим, и пошел Моисей на гору Божию, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, доколе мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день [Господь] воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей.

В первой паремии мы слышим о восхождении Моисея на гору Синай, чтобы получить заповеди Божии. О них было до этого объявлено народу, и все выразили согласие следовать повелениям Божиим. Но Бог, зная непостоянство воли как отдельного человека, так и целого народа, повелел Моисею подняться на гору и быть там до того момента, который Он укажет. Он обещал дать Моисею каменные скрижали, на которых будут написаны заповеди. Скрижали — это две отполированных каменных доски, на которых каждое слово закона как высечено, то есть неизменно на все века, постоянно, непоколебимо, твердо, надежно, несомненно. Написаны они Богом, даны Богом народу, и Бог обещал хранить Свой народ, если народ будет верен Ему. Скрижали Завета каменные, как знак прочности, но они вполне легко поднимались, что символизировало то, что исполнить повеления Божии под силу человеку и всему народу. Это и факт и образ. Моисей легко нес их с горы, пока не увидел беззакония народа, но об этом позже.

Библиотеки | Переходов: 345 | Добавил: Елена | Дата: 18.08.2009

Память преподобного Антония Римлянина
 
Антоний († 1147), прп. (пам. 17 янв., 3 авг. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ряв Новгороде. Немногочисленные сведения о преподобном содержатся в НПЛ и дополняются данными жития («Сказание о житии преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина и о прихождении от града Рима в Великий Новгород»), известного в списках начиная со 2-й пол. XVI в. Не исключено, что в основе жития лежит более ранний несохранившийся агиографический текст (проложное житие), возможно написанный Андреем, 2-м игуменом Антониева мон-ря (1147-1157), к-рый в сохранившемся житии назван его автором. Вместе с житием А. Р. в рукописных сборниках обычно помещаются предисловие, «Слово похвальное на пречестную память преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина» (написаны ок. 1591 г., список: ГИМ. Муз. № 1236, кон. XVI в.) и сказание о чудесах и обретении мощей («О преложении честного и многочудесного тела» (март 1598), список: ГИМ. Востр. № 1053, нач. XVII в.), принадлежащие перу Нифонта, постриженика Антониева мон-ря, работавшего в 80-90-х гг. XVI в., к-рому иногда приписывают также составление жития. По крайней мере в 2 списках XVI-XVII вв. известна духовная грамота А. Р. (сомнения в ее подлинности не имеют под собой достаточных оснований, наиболее вероятная датировка грамоты - до 1131/32). В тех же рукописях, где встречается духовная грамота, сохранилась купчая А. Р. на землю для мон-ря у р. Волхов; в описании границ участка купчая, по всей вероятности, является фальсификатом 2-й пол. XVI в., но в своей основе (формуляр, факт покупки земли преподобным) восходит к подлиннику ХII в.
Библиотеки | Переходов: 186 | Добавил: Елена | Дата: 17.08.2009

13 августа - память священномученика Вениамина Петроградского

«…Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все» - эти немногие слова произнес в зале судебного заседания митрополит Вениамин (Казанский).

veniamin_petr4Начало 20-х годов. В России происходило то, чего несколько лет назад невозможно было себе представить: убийства священников, разорение храмов. Однако на этот раз власти пошли дальше, организовав первый показательный судебный процесс, с привлечением одного из иерархов Русской Православной Церкви не в качестве «свидетеля», как это было в случае с Патриархом Тихоном, а в качестве обвиняемого…

«Строго секретно …»

Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 г., а 10 июня началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. Что же послужило официальной причиной ареста?

Напомним о контексте тех событий. После окончания гражданской войны, когда в России наступил голод, принявший в некоторых губерниях угрожающие масштабы, большевистский ЦК принял решение воспользоваться этим обстоятельством для нанесения удара в отношении Православной Церкви. Основанием послужило письмо-директива Ленина от 19 марта 1922 г., обращенное к Молотову и адресованное членам Политбюро с ремаркой: «СТРОГО СЕКРЕТНО», где говорилось об уникальности сложившейся ситуации, позволяющей «оправдать» перед общественным мнением не только изъятие церковных ценностей, но и физическое устранение возможно большего числа священнослужителей: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу разстрелять, тем лучше[.] Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…».

Вслед за этим и была развернута спланированная кампания преследований в отношении Церкви под предлогом «похода пролетариата на церковные ценности».

Библиотеки | Переходов: 343 | Добавил: Елена | Дата: 13.08.2009

525 лет со дня обретения мощей прп. Германа Соловецкого
 
Герман († 1479 или 22.03.1484, Вел. Новгород), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), один из основателей Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, наряду с преподобными Зосимой и Савватием. Основными источниками сведений о Г. являются Житие преподобных Зосимы и Савватия, наиболее ранняя редакция к-рого составлена в нач. XVI в. Спиридоном, и Житие Г., написанное между 1612 (или 1615) и 1618 гг. (списки XVII в.: ИРЛИ. Карельское собр. № 7, 30-е гг.; РНБ. Солов. № 968, 1657 г.; № 194, 1663 г.; № 183, XVII в.; Соф. № 452, кон. XVII в., и др.). Кроме того, сведения о святом содержатся в «Соловецком летописце» (списки кон. XVI-XIX вв.) и в рукописных повестях о Соловецком мон-ре (XVII-XVIII вв.). По Житию преподобных Зосимы и Савватия, Г. был «родом корелских людей», «от простых человек» (Дмитриева. Житие Зосимы и Савватия. С. 229, 280); позднее монастырское предание, отразившееся в «Соловецком патерике» (СПб., 1873. С. 34), сообщает, что святой был уроженцем сел. Ст. Тотьма или г. Тотьма (в Вологодской земле).
Библиотеки | Переходов: 221 | Добавил: Елена | Дата: 12.08.2009

О насущном хлебе наших сердец.

Преподобный Иоанн Лествичник называет молитву матерью и вместе с тем царицей добродетелей. Этот афоризм святого отца нетрудно объяснить: молитва рождает прочие добродетели, поскольку посредством ее испрашивает их человек у Бога. И она же — первая из добродетелей, ведь именно в ней происходит теснейшее единение человека с Творцом. Но в то же время молитва — делание, искусство, которому необходимо учиться. И здесь потребны усердие, неотступность, мужество и — обращение к опыту тех, для кого молитва стала жизнью сердца, возношением к Богу. Предлагаемая вниманию наших читателей серия статей о молитве и есть попытка обобщить этот опыт, изложив его в форме, доступной для современного, мало, может быть, еще понимающего, что есть подлинная молитва, человека.

Молись — не молись…

Прежде чем начать разговор о молитве как таковой, хотелось бы сказать об одном препятствии к молитве настоящей. Одном, но самом, пожалуй, существенном. В наше время в среде людей верующих распространено какое-то странное, очень вредное убеждение: будто жить жизнью духовной и молиться «по-настоящему», «как святые отцы», мы никогда не сможем. И потому, якобы, достаточно не молиться, а просто «читать правило», точно исполняя какой-то закон. «Молись — не молись,— говорят,— все равно твоя молитва не сотворит чудес». В этом заключается очень большая неправда. Да, мы гораздо немощнее своих предков, не говоря уже о святых отцах древности,— немощнее и физически, и духовно. Самое подходящее слово, чтобы определить наше состояние — расслабление. Но Господь смотрит на намерение человека, на его стремление, на его труд. И если кто-то пробивается через эту немощь, через собственное бессилие и действительно ищет Бога — стремясь жить по Его воле, прибегая к Нему в молитве, то делания такого человека Господь без плода не оставит. И молитва его будет творить чудеса. Возможно — незаметные для окружающих, но очевидные для него самого. И главное из этих чудес — реально переживаемое в молитве чувство присутствия Бога, предстояния Ему, ощущение Бога как самой своей жизни.

Барометр духовной жизни

Опыт этого богообщения — пусть самый малый, почти «незаметный», крайне важен. Именно он оживляет нашу веру, делает ее не головной, а сердечной. И христианин, который молится, во многом отличается от другого — того, что лишь «читает правило». Молиться — значит знать, чего ты просишь у Бога, понимать это умом, ощущать сердцем. И, с одной стороны, конечно, молитва во многом зависит от того, как человек живет: если хорошо, по-христиански — тогда и молиться легче, потому что добрая жизнь дает человеку в молитве некое чувство дерзновения, благой надежды. Не потому, что можно надеяться на свои дела и тем утешаться. Нет, это чувство — просто некая «награда» от Господа, таинственное удостоверение, которое Он подает душе. Также и жизнь нерадивая зачастую делает молитву холодной и бездушной. Не оттого, что Господь отвергает человека-грешника с его молитвой. Скорее, сам человек как бы не решается в молитве «приблизиться» к Богу.

Библиотеки | Переходов: 219 | Добавил: Елена | Дата: 11.08.2009

Чудотворная икона Божией Матери "Одигитрия" Смоленская.

Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога. Она есть основание тех, кто до Нее, и Заступница вечная.

Свт. Григорий Палама

Новодевичий монастырь – одна из самых красивых обителей Москвы. Красив он в любую погоду, в любое время года. С детства и на всю жизнь запомнились необыкновенно пышные заросли монастырской сирени (сейчас ее почему-то почти всю вырубили). К этой красоте трудно привыкнуть, и каждый раз, входя под темные своды надвратной церкви, невольно застываешь и любуешься.

Внутри монастырских стен, в небольшом деревянном доме жил настоящий подвижник в миру – Петр Дмитриевич Барановский, великий архитектор-реставратор ХХ века, спасший без малого тысячу храмов и окончивший свою жизнь здесь, в главной московской обители Пречистой – поэтому и улица, от которой начинается дорога к монастырю, именуется Пречистенкой. Мир праху твоему, раб Божий Петр!…

Из окна своей заваленной книгами, папками с обмерами и чертежами комнаты Барановский, пока еще мог видеть – к старости он совсем ослеп – любовался на один из самых величественных храмов Москвы – собор XVI столетия во имя Богоматери Одигитрии "именуемой Смоленская", хранивший чудотворный список с одной из самых великих святынь Руси – Смоленской Богородицы.

Пока есть вера на Руси, хранит Пречистая этот Свой удел. Северные пределы страны нашей пребывали под защитой образа Знамения новгородского, восточные – Казанской иконы, а западные – Смоленской.

Первообраз Смоленской Богородицы очень древний и, по преданию, написан самим апостолом Лукой для антиохийского правителя Феофила. После смерти Феофила этот образ Одигитрии-Путеводительницы вернулся в Иерусалим; в V веке благоверная царица Пульхерия перенесла его во Второй Рим, во Влахернский храм. Оттуда будущая Смоленская икона попала на Русь. При каких именно обстоятельствах, доподлинно не известно, но случилось это не позднее середины XI века. Согласно преданию, икона стала родительским благословением для дочери византийского императора Константина Порфирородного, которую выдали замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича.

Библиотеки | Переходов: 224 | Добавил: Елена | Дата: 11.08.2009

Архимандрит Антоний (Гулиашвили): «Милостиво прощать нужно учиться всю жизнь». Часть 2

– Отец Антоний, какие советы давал отец Иоанн (Крестьянкин)?

– Отец Иоанн никогда никому не навязывал свое мнение, никогда не любил повторять и заставлять, не любил наставлять второй раз по одному вопросу. Батюшка часто меня оставлял, когда беседовал с кем-то. Наверное, для того, чтобы я набирался опыта. Был такой случай: некий священнослужитель пришел к батюшке и задал вопрос. Отец Иоанн ответил ему отрицательно, и их разговор продолжился. Через какое-то время собеседник повторил свой вопрос, батюшка сослался на святых отцов. Но когда священник в третий раз задал тот же самый вопрос, отец Иоанн сказал: «Поступай, как знаешь». Я дерзнул спросить батюшку, почему на один вопрос он дал, по сути дела, три разных ответа. Он ответил мне так: «Это не я, это Святое Писание, Евангелие, где сказано: “Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь”».

У меня самого был подобный эпизод. Одна послушница попросила у меня благословение на поездку домой в Сочи (на субботу и воскресенье), я промолчал. Она, видимо, решила, что я ее благословил, и в пятницу заявила мне, что собирается. Я спрашиваю: «Куда?» – «Ну, домой, в Сочи». – «Кто тебя благословил?» – «Я же вам сказала». – «А я тебе что сказал?» – «Вы ничего не сказали, и я решила, что вы согласны». – «Ну, если ты так решила, то теперь решай, как поступать, я тебя не благословляю». – «Батюшка, но у меня уже билеты на руках». – «А меня это не касается». Естественно, она не уехала, ведь я ее не благословил. Я ей сказал: «Ты же не получила от меня ответа, а самовольничать не положено». Вот так я набирался опыта от батюшки.

Библиотеки | Переходов: 276 | Добавил: Елена | Дата: 11.08.2009

Архимандрит Антоний (Гулиашвили): «Милостиво прощать нужно учиться всю жизнь». Часть 1

Архимандрит Антоний (Гулиашвили), клирик храма Александра Невского в Тбилиси, служит у престола Божия вот уже более 40 лет. В его жизни было множество встреч с удивительными людьми, носителями благодати Божией, которые силой своего духа, мудрыми советами, да и просто жизненным примером наставляли и укрепляли отца Антония в вере и нелегком во все времена священническом служении. Воспоминаниями об этих людях и о своей жизни отец Антоний делится с читателями сайта.

 

– Отец Антоний, расскажите, пожалуйста, как в советское время вы пришли к вере?

– Начнем с детства. Мы жили в Тбилиси недалеко от храма святого князя Михаила Тверского. В нем настоятельствовал дедушка моего одноклассника – отец Борис. И вот с его внуком, Глебом, мы вместе ходили и в храм, и в школу. Я с шестилетнего возраста постоянно бегал в церковь – не понимая, конечно, что это такое. У меня не было возможности покупать свечи, и я подходил к подсвечникам, собирал маленькие свечи, ставил одну на другую. Наш храм Михаила Тверского был воздвигнут в 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых, и он, естественно, выделялся своей красотой, величиной, там был иконостас русского стиля, вызолоченный, четырехъярусный. Храм был богатый, иконы были пожертвованы императором и императрицей. Иконостас, как я уже сказал, был вызолоченный, и мне, ребенку, было любопытно: а что творится за этой золотой стеной? Я тогда не понимал, что такое алтарь. Это была моя мечта – попасть туда. Храм был под горой, и задняя его стена упиралась в скалы. Рядом было поле, на котором мы играли. И часто случайно били стекла в храме, так что отец Борис был вынужден заложить окна кирпичами. Так прошло мое детство. Я подрастал, становился сознательнее, но храм так и оставался для меня самым главным. Чем бы я ни был занят – футболом, другими играми, – достаточно было услышать колокольный звон, как я бежал в церковь.

Библиотеки | Переходов: 322 | Добавил: Елена | Дата: 11.08.2009

Святая Олимпиада, диакониса Константинопольская

К 1600-летию со дня кончины

 

Житие святой Олимпиады при всей его сказочной высоте поразительно документально.

Святая Олимпиада происходила по отцу от одной из самых знатных римских фамилий – князей Анасиев (Анициев). Мать Олимпиады была дочерью епарха Авлавия (Аблабия), того самого епарха, к которому во сне явился святитель Николай и повелел отпустить из заточения трех оклеветанных мужей с угрозой, что в противном случае он будет съеден червями и вся семья его погибнет. Из жития Николая Чудотворца мы знаем, что епарх не ослушался святителя, а посему и не погибла его семья, но дала редкий плод благочестия в его внучке – святой Олимпиаде.

Мать святой, Олимпия, еще в детстве была обручена с Константом († 350), сыном императора Константина. Однако этот брак не состоялся из-за смерти Константа, и она вышла замуж за царя Армении Арсака (Аршака; † 367). Селевк Анасиев, проконсул, отец святой Олимпиады был вторым мужем ее матери. Ближайшим родственником святой был также и епископ Елеонопольский Палладий, автор знаменитого «Лавсаика» – египетского патерика.

Родственная принадлежность к таким высоким и знаменитым родам, ее знатность и богатство уже способствовали тому, чтобы имя ее было отражено в истории. Но не это было истинным достоинством святой Олимпиады, а высота редчайших духовных качеств выделила ее из окружающей знатной среды, и она как яркая звезда просияла среди множества святых своего времени.

Библиотеки | Переходов: 282 | Добавил: Елена | Дата: 07.08.2009

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь Русской Церкви. Она известна всему славянскому миру: ее чтут в России, в Боснии, Сербии, Болгарии и других странах. Наряду с православными на поклонение чудотворному образу Пресвятой Богородицы приходят и христиане других исповеданий.

pochaevskajaВ Почаевской Лавре, древнем оплоте Православия, чудотворная икона пребывает около 400 лет. Чудеса, проистекающие от святой иконы, многочисленны и засвидетельствованы в монастырских книгах записями верующих, с молитвою обращавшихся об избавлении от неизлечимых недугов, освобождении от плена и вразумлении грешников.

Празднование в честь Почаевской иконы Божией Матери 5 августа (по новому стилю) было установлено в память избавления Успенской Почаевской Лавры от турецкой осады 20—23 июля 1675 года.

Летом 1675 года во время Збаражской войны с турками, в царствование польского короля Яна Собесского (1674—1696), полки, состоящие из татар, под предводительством хана Нурредина, через Вишневец подступили к Почаевской обители, обступив ее с трех сторон. Слабая монастырская ограда, как и несколько каменных зданий обители, не представляла никакой защиты для осаждаемых. Игумен Иосиф Добромирский убедил братию и мирян обратиться к небесным заступникам: Пресвятой Богородице и преподобному Иову Почаевскому. Иноки и миряне усердно молились, припадая к чудотворному образу Божией Матери и к раке с мощами преподобного Иова.

Библиотеки | Переходов: 791 | Добавил: Елена | Дата: 05.08.2009

За чтение "Архипелага ГУЛАГА" могли посадить

3 августа исполняется год со дня смерти Солженицына, изгнанника и "совести эпохи". Настоятель университетской церкви прот. Максим Козлов и профессор Московской Духовной Академии А.К.Светозарский размышляют о роли этого "писателя-пророка" в нашей истории, вспоминают, что "в советское время читать "Архипелаг Гулаг" было опасно, ведь могли дать лет семь". Для кого-то Солженицын таки и остался "вечным зэком", для многих других - примером того, что значит "жить не по лжи".

Протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мученицы Татианы, профессор Московской Духовной Академии

Может быть, мне просто очень повезло, но Александр Исаевич Солженицын сопровождал меня фактически всю мою сознательную жизнь. И не только меня, но и всё поколение людей, которым сейчас между сорока и пятьюдесятью.

Первый раз мне довелось прочитать «Архипелаг ГУЛАГ» в конце 70-х годов, вскоре после того, как Солженицын был выслан из Советского Союза. Это было очень страшно и опасно: книжки «Архипелага» провозились в Россию потаенным образом, и в случае их нахождения давали срок за антисоветскую агитацию. И вот листки этой книги, конспирации ради, печатали на тонкой-тонкой папиросной бумаге, вклеивали в обложки учебников «Родная речь» и давали друг другу читать на ночь. Редко была возможность больше суток держать книгу Солженицына у себя, поэтому мы обменивались ими между собой, и ради конспирации говорилось так: «У тебя “Родная речь” для третьего класса есть? Хорошо. Ты отдай мне — брату нужно, а я отдам тебе за второй класс». Так тома «Архипелага» были прочитаны в старшей школе, и каждому, кто прочитал эту книгу на грани отрочества и юности, это помогло увидеть жизнь и историю страны такой, какая она есть на самом деле, и вообще оценивать вещи трезво, избавиться от всяких иллюзий по отношению к существовавшей тогда власти.

Библиотеки | Переходов: 271 | Добавил: Елена | Дата: 03.08.2009

Солженицын: факты жизни русского гиганта

Нерусский не вместил бы такой широты - быть крестьянским сыном и нобелевским лауреатом одновременно.. «Негигант» не вместил бы столько испытаний: тюрьма и ссылки от Казахстана до Америки. И если бы писатель жил иначе - это была бы уже не жизнь, по крайней мере, уж точно не жизнь Солженицына.

  Отец писателя - русский крестьянин Исаакий Солженицын - погиб на охоте за полгода до рождения сына. Когда будущий Нобелевский лауреат получал паспорт, его отчество записали как «Исаевич». Под этим «ошибочным» отчеством он и вошёл в русскую литературу.

  • С середины 30-х годов Солженицын стал пламенным приверженцем марксизма и тогда же увлёкся историей Октябрьской революции. В 1937 г. он начал писать первые главы романа, который впоследствии назовёт «Красным колесом».
  • В конце тридцатых писатель с отличием закончил физмат Ростовского университета и тогда же поступил в знаменитый московский ИФЛИ - институт, созданный на базе факультета истории и литературы МГУ.
Библиотеки | Переходов: 667 | Добавил: Елена | Дата: 03.08.2009

«Родным моим деточкам желаю сдержанной осторожности и серьезности души».
Из писем Епископа Вениамина семье Пелихов

Дорогая Т[атьяна] Б[орисовна][1]!

 

Пишу это письмо Вам, полулежа на полу землянки, в которой живу. Я на новом послушании в колхозе — исполняю на огороде колхозном обязанности ночного сторожа. Ночью в течение 12 часов, с 8 веч[ера] до 8 утра, переношу стужу зимы, а днем едва нахожу для тревожного отдыха часа три. Зато не слышу непрерывного окрика бригадира: «Давай, Милев!».

Сейчас получил Вашу открытку и повещение на посылку. Лучи Вашего сердоболия падают на меня согревающим теплом. Спаси Вас Христос! Пусть к Вашей семье возвратится «утрясенною мерою» эта Ваша деятельная работа милости и сердоболия Вашего.<…>

Как ведут себя детки? Внимательно ли учатся? Буду ждать от Т[атьяны] Б[орисовны] такой заметки в письме, что К[атя] и С[ережа] утешают ее послушанием и поведением. Нет лучшего украшения для детей, когда у них все чисто и свято, то есть и обращение их с родителями, и речь корректная, и услужливость безропотная, и поведение в школе безукоризненное. У К[ати] и С[ережи] эти стороны жизни, вероятно, неплохи, но желательно, чтобы они становились лучше и лучше.

Лично я живу пока без особых болезней физических, но в общем скорбно. Нет угла отдохнуть и человеческой обстановки жизни в духе христианства. Осталось у меня одно мысленное призывание Бога. Как-то и где буду проводить зиму. Спаси, Христос, о[тца] Т[ихона] и Вас и родных Вам и мне деток. Простите.

15 сентября 1949 г.

Библиотеки | Переходов: 173 | Добавил: Елена | Дата: 03.08.2009

1-20 21-40 ... 521-540 541-560 561-580 581-600 601-620 621-640