Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог сайтов

Главная » Каталог сайтов » Библиотеки

В категории сайтов: 640
Показано сайтов: 41-60
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 31 32 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Переходам

Отношения между старцем и послушником имеют священный характер.

Послушник поучается творить волю Божию и тем приобщается божественной жизни; старец молитвою и подвигом своей жизни приводит послушника к познанию этого пути, воспитывает в нем истинную свободу, без которой невозможно спасение.

Послушание освобождает от страсти любоначал я и властолюбия. Одно из главнейших препятствий к достижению того состояния, к которому зовут нас заповеди Христовы, есть — наша самость, эгоизм.

Послушание — путь к победе над этим последствием первородного в нас греха.

Отсекая свою волю пред Богом, предаваясь в волю Божию, становимся способными вместить и носить в себе действие Божественной воли. Совершенствуясь в послушании и Богу, и ближнему, мы совершенствуемся в любви.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Библиотеки | Переходов: 182 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Послушание — основа монашества

Послушание есть тайна, которая открывается только Духом Святым.

Послушание, как отречение от своей воли и разума, потеря своей личности, может на первый взгляд показаться каким-то рабством, самоуничтожением, как бы противным замыслу Божию о человеке, который наделен свободной волей.

Но тем, которые последовали с верою учению Православной Церкви и совершили такое отречение в духе этого учения, — послушание открылось как невыразимо великий дар свыше.

Послушник — это орел, на своих крыльях поднявшийся в высоту. Он чувствует свою безопасность, господство, которое другим недоступно и страшно. С доверием, с готовностью, с любовью, с радостью отдавай свою волю и всякий суд над собою духовному отцу, тем самым ты сбросишь тяжелый груз земной заботы и познаешь то, чему невозможно определить цену — чистоту ума в Боге.

Монашество — это чистота ума, что не достигается без послушания. Без послушания нет монашества.

Вне монашества возможны достижения великих дарований Божиих вплоть до мученического совершенства, но чистота ума есть особый дар монашеству, неведомый на иных путях, и познаёт монах это состояние не иначе, как чрез подвиг послушания.

Послушник уклонением от мира и отвержением своей воли, как златыми крыльями, восходит на небо бесстрастия.

Схиигумен Савва (Остапенко)

Библиотеки | Переходов: 219 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Познание себя и спасение души

Многие хотят узнать, что делается в чужих странах, а что в своей душе находится не знают и не ищут. А ведь познание себя, своей греховности и есть начало спасения. Для того же чтобы лучше и вернее узнать, изучить себя, нужно следить постоянно не только за своими словами и действиями, но и за мыслями, чувствованиями, желаниями - как корнем наших слов и дел.

Чтобы приучить себя никого не осуждать, нам надо сразу же помолиться о согрешающем, дабы Господь исправил его, надо вздохнуть о ближнем, дабы вместе с тем, воздохнуть и о себе.

Не осуждай ближнего, тебе грех его известен, а покаяние его неизвестно.

Чтобы не осуждать, надо бегать от осуждающих и хранить свой слух. Возьмем одно правило для себя: осуждающим не верить; и другое: никогда не говорить худо об отсутвующих.

Не мысли ни о ком зла, иначе сам сделаешься злым, ибо добрый помышляет доброе, а злой злое. Будем помнить старинные народные поговорки: "В чем кого осудишь - в том и сам побудешь"; "Знай себя - и будет с тебя". Краткий путь ко спасению - не осуждать. Вот путь - без поста, без бдения и труда.

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Библиотеки | Переходов: 240 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Благодарить за всё

Остановлюсь на мысли: а как же благодарить во грехах?! Это вопрос жизненный для нас, грешников. Не раз я думал об этом. Вот что я думаю и сейчас. Я не сказал «за» грехи, а «во» грехах... А если мы пойдем далее, то можно употребить и предлог «за» грехи. Как так? Слушайте. Кратко скажу — на опыте испытано.

а) Грехи говорят нам о нашей немощи, даже беспомощности, испорченности. А это как смиряет нас, земную ничтожную тварь! А она часто мнит о себе высоко! Смирение же очень важно.

б) Грехи заставляют мучиться. А мучение толкает нас искать выхода из него. Выход же — только в вере в Бога, от Которого единого мы получаем прощение грехов. Кто может прощать грехи? Только один Бог, говорили между собою евреи при чуде исцеления расслабленного.

в) Греховность толкает нас бросаться в объятия Господа Иисуса Христа — как Спасителя.

г) И притом — единственного. «Один есть Ходатай Бога и человеков — Человек Иисус Христос», — говорит апостол (см.: 1 Тим 2, 5).

д) Греховность [то есть осознание ее] учит правильно относиться ко всему: к себе, к другим, ко всему миру, ко всей истории человечества. Сколько тут мыслей!

е) Греховность — ось мировой жизни и домостроительства.

Митрополит Вениамин (Федченков)

Библиотеки | Переходов: 193 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

О смирении и добре

Смиренный делает добро тому, кто делает ему зло. Смиренный говорит о каждом брате в сердце своем: «Поистине он лучше меня» — и почитает его выше, разумнее себя и приписывает свои подвиги Подвигоположнику Богу. Смиренный чужд ненависти, прекословия и непокорства и обладает добрыми качествами: беззлобен, приветлив, удобоумилен, милосерден, тих, благопокорлив, беспечален, бодр, неленостен, не любопытствует о непостижимых предметах. Смиренный все последнее избирает, одежды любит самые простые и всякие трудные ра­боты исправляет безропотно.

Чтобы соделать спасение своей души, недоста­точно ограничить себя одним уклонением от зла, но надобно делать и добро. А святой Иоанн Злато­уст говорит нам к тому же, что спасение не в том со­стоит только, чтобы не делать зла, но и в том, чтобы самим мужественно терпеть зло.

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Материнская молитва

О вас и болящих, страждущих сыновьях ваших молимся, но очень трудно помочь вам, ведь ни тот ни другой не при­знают единственного источника здравия — Бога. Молитесь о них усердно вашей материнской молитвой. Но, конечно же, насильственно в церковь не тащите — без веры все Таинства для человека не действенны. Молитесь такой молитвой: «Боже! Ты знаешь все. И любовь Твоя совершенна, возьми страждущих чад в Свою руку и сделай то, что я жажду сделать, но не могу Аминь». И мы помолимся, но наша молитва только в помощь вашей, материнской.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Библиотеки | Переходов: 198 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Чистые сердца

Среди нас, приходящих в храм Божий на молитву, большинство — простые люди, малограмотные и неграмотные старушки. Такие люди в своих сердцах видят Господа, лежащего в яслях, и Пречистую Его Матерь; им не надо заглядывать в истории, перелистывать книги, чтобы найти доказательства, есть Бог или нет, они и так видят Его в своем сердце, — и кто из безбожников сможет их убедить, что нет Бога; они не принимают этих убеждений безбожников, не реагируют на них, так что безбожники напрасно стараются в этом. Бог есть истина, не требующая доказательств. Бог есть аксиома, которая не доказывается, но воспринимается верой, сердцем.

Архимандрит Алипий (Воронов)

Церковное богослужение научает всякого внимательно слушающего его, пусть и безграмотного мужика, благочестию и вере.

Архимандрит Серафим (Розенберг)
Библиотеки | Переходов: 203 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Скрытая гордость

Мания смиренности — это одна из разновид­ностей скрытой гордости. Человеку, неопытному в духовной жизни, трудно отличить мнимое сми­рение от истинного смирения. Иногда притвор­ство обуреваемых этой страстью бывает так искус­но, что действительно нужен очень опытный глаз и испытание, чтобы, как говорится, раскусить че­ловека. А иногда притворство и обман их сра­зу обнаруживаются, особенно теми, кто близко и хорошо их знает.

Вот, например, мнимо смиренный в присутствии многих скорбит о своем ничтожестве, называет себя и грешным, и окаянным, и ненормальным... дурач­ком и другими нелестными именами. Присутству­ющие думают:

«Спаси его Господи! Какой он смиренный!.. Да­же не стыдится при всех обзывать себя так».

Но стоит только согласиться с ним и сказать: «Да, да! В тебе есть это!» — как он тут же изменится и даже может возразить: «А ты откуда знаешь?» Но чаще он умолкает, затаив злобу и вражду на своего обличителя.

Библиотеки | Переходов: 249 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Как это прекрасно — прощать!

Вот закипела вражда, вот братья не разговаривают друг с другом, готовы чуть ли не убить друг друга — словно какая змея шипит в груди у каждого из них... Но вот по­мирились они! Как все моментально меняется, дела­ется прекрасным. Опять любовь, опять как бы са­мым чудесным образом восстановились, воскресли дружба, любовь, ласка.

Примирение в любви. Разве это не чудо, со­вершающееся в душах наших? Именно этого чуда и требует от нас Господь, именно этому радуются на небесах и наши Ангелы. Как это прекрасно — про­сить прощения, восстанавливая мир и любовь с бра­том своим и проявляя смирение.

И напротив, разве это по-христиански: держать на него злобу, не прощая и не забывая его прегре­шений? Для этого нужно иметь какое-то особо же­стокое сердце, какое-то даже не русское сердце, ибо, насколько я знаю, подлинно русское сердце — лю­бящее, милующее, прощающее. И только потеряв­шие такое русское сердце могут быть злопамятны, могут не прощать прегрешений ближних своих.

Епископ Феодор (Текучёв)

Библиотеки | Переходов: 212 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Бессмертная душа человеческая

Душа наша драгоценна. Это великий дар Божий, оценить который не в силах, ни наша мысль, ни наше сердце, - это цена крови, пролитой Спасителем на Голгофском кресте (ср.: 1 Кор. 6, 20). Господь претерпел все унижения и мучения (с младенчества и до Голгофских страданий) ради спасения наших бессмертных душ.

Бог дал ей бессмертие, дал разум, который вбирает в себя неисчислимое множество знаний... Дал свободу духа, никого насильно не принуждает идти за собой, а только обращается к нам с этим зовом, только зовет нас...

Поистине нет цены бессмертной душе человека: она искуплена кровью Богочеловека и призвана Им к вечной и блаженной жизни, предназаначена быть "храмом живущего в нас Духа Святаго": носить в себе образ Создателя своего.

Души всех людей (с момента падения прародителей) сделались местом пребывания лукавых духов. И только с пришествием на землю Христа Спасителя было совершено великое и спасительное искупление и уврачевание души. Он освободил ее от рабства и извел от тьмы к свету.

Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы изменить, преобразить и обновить естество павшей некогда души, создать вновь, растворив ее Божественным Духом.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Библиотеки | Переходов: 238 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

Кто же спасется?

Кто же спасется? Смиривший себя — тот вознесется. Смиритеся пред Господем, и вознесет вы (Иак 4, 10). Кто смирен — тот мирен и спасен. Говорят, что смирение и любовь даже выше дара умной молитвы.

Вся жизнь твоя должна быть положена на то, чтоб свое «я» стереть в порошок. Монах, будь мал сам в себе. Непадательно — иметь себя под всей тварью. Если монах действительно не увидит себя хуже всякой твари, то не получит ничего.

Тот, кто не много значит в собственных своих глазах, бывает умерен в желаниях своих. Хотя он и ошибается иногда в своих намерениях, но не потеряет сам себя и блаженного спокойствия души. При этом, чтоб быть кротким, потребна добрая воля и твердость.

Научись самоукорению и самоотвержению. Самоукорение — в том, чтобы и при добродетелях считать себя мало блага что сотворша (по крайней мере, плачь и вой о своем греховном бессилии). Я худой, злой, нечистый, плотский, похотливый, гордый, немощный — и при этом люблю себя. В самоотвержении же — первая забота не о своем самочувствии, удовольствии (пусть даже и духовном) и прочем, но об исполнении заповеди Божией. Смиренный никогда ни в ком не может возбудить зависти. Наружное же и ложное смирение вызывает тще славие. Подлинное смирение внутри — не снаружи.

Архимандрит Серафим (Розенберг)
Библиотеки | Переходов: 202 | Добавил: Елена | Дата: 06.01.2013

О внутреннем мире

Пока мы не имеем мира в душе, мы не можем зреть Бога. Мы пребываем в непонимании прошлого — даже в границах, дозволенных Богом. Но мы также не знаем, что нам делать сейчас и что должны стремиться делать в будущем. Если мы не имеем мирного духа, это означает, что внутренне мы все еще не смогли достигнуть здравого, целостного состояния и ослеплены страстями, мешающими нам видеть мир в его истинном свете. Но когда мы обретаем внутренний мир, наши страсти становятся управляемыми, и мы ясно видим, кто мы и куда мы идем.

Невозможно быть добрым рабом Божиим и работать в Его винограднике в каком бы то ни было качестве — с тем или иным успехом, — если прежде не достигнут внутренний мир. Люди ценят этот мир превыше всего, но ясно, что они не могут обрести его у тех, которые сами его не имеют. Так, многие поучения, книги, учебные духовные руководства и примеры не имеют успеха, потому что не укрепляют [в душе] внутреннего мира — в созерцании и бесстрастии. Но когда ты достигаешь этого душевного мира, всё тогда оказывается в должном порядке, потому что Бог — с тобой. Все наши труды, какими бы надежными и основательными они ни могли нам казаться, построены на движущихся песках и рухнут, как тот дом на песке, о котором мы читаем в Евангелии, если мы не обретем мира в душе и не узнаем, где строить и как строить.

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)


Библиотеки | Переходов: 232 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

О грехе и покаянии

…Грех — это злоупотребление даром свободной воли. Так же отпали и Ангелы — сами и свободно. Нам следует сильно почувствовать свою греховность, виноватость перед Богом и Его великую любовь к нам. Вспомним, как Давид ночами омочал слезами постель, вспомним евангельскую грешницу слезящую, блудного сына, апостола Петра, который всю жизнь оплакивал отречение, преподобную Марию Египетскую, — все эти примеры удаляют от нас беспечность и легкомыслие. Нам необходимо самоосуждение. Нужно и самоиспытание совести по заповедям. Следует приобрести желание не повторять уже совершенные грехи. Необходимо ненавидеть содеянные грехи. Через покаяние мы оттрясаем их с себя, хотим начать новую, чистую жизнь.

Архимандрит Серафим (Розенберг)

Приглашение на вечерю

Церковь готова принять твое покаяние для того, чтобы ты очистился, облекся в чистую брачную одежду и смог войти в ней на Вечерю Господню. Готова для тебя духовная трапеза, эта спасительная вечеря — причастие Святых Животворящих Христовых Таин, эта невиданная трапеза, уготованная для тебя Господом, трапеза, которой не имеют и Ангелы. «Все готово, грядите», — говорит нам Господь, но сколько вокруг отвечает отказом! Однако какая же духовная жизнь может быть у тех, кто отказывается от этой Великой Вечери, от Таинства Плоти и Крови Господних, совершаемого в Церкви? И разве не сказал Господь: «аще не снесте Плоти Сына Человеческаго, ни пиете Крове Его, живота (жизни) не имате в себе» (Ин 6, 53)?

Епископ Феодор (Текучёв)

Библиотеки | Переходов: 227 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

Духовное делание

Никому о себе не рассказывай, не делись — могут не понять, а спорить и доказывать — нет ни смысла, ни нужды; только лишнее словопрение без пользы.

Всё, что нарушает мир, отрезай, избегай, отходи — это необходимо. Главное — снутри начинай, внутри очищай, а не напоказ — снаружи. Господь испытывает верность скорбями. Всегда вступивших на иноческий путь ждут скорби. Сразу — это для сильных. На середине ли пути, или — для совсем слабых — при конце жизни, чтобы не обратились в бегство. На пути — это для борьбы, для венцов. Господь насильно не удерживает, должно быть свое произволение, но, жалея, видя слабость и немощи, ставит в такие условия, что как бы этим заграждает путь к отступлению и заставляет терпеть. Любовь покрывает всё.

Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, скажи только: «Христос воскресе. Христос воскресе. Христос воскресе». Этих слов он боится больше всего, они его жгут, как огонь, и он убежит от тебя.

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)

Труд спасения

Я же, если считаю себя христианином и если еще не угас во мне образ подлинного человека, образ Божий, должен употребить отпущенное мне время земного жития на ту цель, для которой оно мне и дано, — на труд соделывания своего спасения. Поэтому и просим мы вслед за преподобным Ефремом Сириным: «Духа праздности не даждь ми, Владыко живота моего!»

Епископ Феодор (Текучёв)


Библиотеки | Переходов: 191 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

«За всё благодарите!»

Так советует апостол Павел солунянам. Благодарить Бога — велено. Притом — «за всё». Людям кажется это почти невозможным; и, однако же, дана заповедь такая. Притом апостол объясняет и подтверждает, почему так нужно делать: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5, 18).

Насколько помню, редко — или почти никогда — не приходилось слышать о причине благодарения. И человек думал, что это есть его собственная воля, его доброе желание или «заслуга»: можешь благодарить, а можешь и не благодарить!

И в действительности я еще не видел человека, который бы благодарил Бога всегда и за всё... Вот сейчас оглядываюсь назад, в свой 71 год, и не вспоминаю ни одного человека, чтобы он благодарил «за всё». Видел и почти святых! Но никогда не приходилось наблюдать или даже слышать от них подобный совет... Слышал, что нужно терпеть! Слышал, что нужно смиряться! Слышал, что нужно молиться! Но не слышал, что нужно благодарить — да еще «за всё». Значит, так редко это дело!

[Об] основе благодарения. Это — не наша воля, а прямая заповедь Божия! Ведь говорит апостол — и он о себе сказал: «...думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 40). Значит, Дух Божий говорит это! Значит, несомненно, что «такова о нас воля Божия»! А если это — воля Божия, то она — обязательна для нас, а не просто предложенная нам на выбор: хочешь благодари, а хочешь и не благодари! Нет! Христианину должно благодарить Бога за всё! Так и сказано даже: такова воля Божия «во Христе Иисусе».

Приходит еще мысль об этом слове: «во Христе».

Все доброе Бог Отец показал «во Христе», в Своем Сыне. И, значит, благодарение дано нам в примере, в жизни Господа Иисуса Христа. И не как лишь заповедь, а как уже совершившееся событие, факт... И как прямое указание и нам подражать Ему... Где же мы видим это «во Христе»? Он и страдал, и плакал до крови. Это мы знаем... И «послушлив» был Отцу «даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп 2, 8). Но где — благодарит? Всей жизнью Своей Он славит Господа! Ибо вся она отдана была только во славу Отца Бога. И особенно это выявилось в последней молитве Его на Тайной Вечери: Отче! пришел час: прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя (Ин 17, 1). И самый крест Его — для славы Божией!

Митрополит Вениамин (Федченков)



Библиотеки | Переходов: 206 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

Главная заповедь

Через эти болезни чадорождения женщина и может только спасти свою душу.

Но женщины, которые не вступали в брак, есть сосуды благодати Божией. Они должны хранить свою чистоту душевную и телесную, молиться за всех людей и этим спасать свою душу. Современная женщина, вступившая в брак, забыла теперь основную заповедь Божию: родить и воспитывать детей для вечной жизни. Вместо Божией заповеди она стала исполнять заповедь человеческую и господствовать над мужем, а все же хозяином-то в доме должен быть муж. Женщины теперь стали врачами, художниками, трактористками, летчиками и прочее, детей убивают во чреве, а которых рождают — оставляют на чужое попечение и не дают им правильного воспитания в духе православной веры.

За все эти преступления — убийство детей и неправильное воспитание их — она понесет тяжкую ответственность на суде Божием.

Архимандрит Алипий (Воронов)
Из проповеди в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы


Библиотеки | Переходов: 228 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

Первый проблеск

Рождение Пресвятой Богородицы — это только первый яркий луч в деле нашего спасения. Родилась Та, через Которую и пришел в мир Сам Спаситель человеческого рода. Но рождение Ее — это еще лишь как бы заря будущего рассвета, еще лишь предначаток грядущего чуда воплощения Христова, чуда явления нам Солнца Правды — Христа...

Именно рождество Пресвятой Богородицы и послужило истоком всей евангельской истории, завершившейся в конце концов победой Христа над смертью, Его Небошественным Вознесением и огненной лучезарной Пятидесятницей даров Духа Святаго. Поэтому мы сегодня с такой радостью и празднуем память о рожестве Пречистой — как о поистине первом проблеске Солнца Правды, проникшем наконец к нам сквозь тысячелетия беспросветной «тьмы и сени смертной», в которых пребывало все человечество со времен грехопадения и вплоть до рождения Пресвятой и Преблагословенной Матери Божией.

Епископ Феодор (Текучее)

Душа человека

Душа наша — невеста Христова. И когда она с горячностью предается Богу, то есть с радостью принимает всякие злострадания, живет по воле Божией, верит в Промысл Божий и тем самым на деле, а не на словах доказывает свою любовь к Богу, тогда она становится способной воспринять Божественную любовь во всей ее полноте.

Схиигумен Савва (Остапенко)


Библиотеки | Переходов: 200 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

Монах — солдат Божий

Господь держит того, кто держится Его.

Ты — член Святой Церкви. Православием надо жить. Надо под основу телесной жизни подводить основу жизни вечной. Что рыба в воде — то человек должен быть в Боге.

Мужественно неси свой крест — свой характер. Ты мужчина, хоть пока и мальчишка; ты ведь христианин, инок — будь тверд, воздержан, самостоятелен, настойчив, сердце держи в руках, думай — ведь ты не бревно или машина, а живой человек; как и все, ты создание Божие. Нужно самообладание — покорение плоти духу. Нужна борьба до издыхания последнего. Пал? Не унывай, мужайся, держи сердце в руках, ободрись тотчас, вразумись, покайся, поплачь, помолись и снова стань на стражу к сердцу, на борьбу — тотчас.

Ты монах, солдат Божий.

Из наставлений преподобного Симеона Псково-Печерского иеромонаху Серафиму


Библиотеки | Переходов: 199 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

О совести

Совесть — это зоркий страж и судия наш.

Преподобный авва Дорофей так говорит: когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысл, просвещающий ум и показывающий ему, что — хорошо и что — плохо. Это наша совесть.

В Священном Писании совесть именуется «соперником», так как она всегда сопротивляется нашей злой воле.

Бог, творя душу человеческую, всеял в нее семена всех добродетелей. Для их правильного возрастания необходимо воздействие со стороны Бога. Но при наличии свободной воли в человеке может он сам решать, принимать или нет эти благодатные воздействия. Вот тут и должна проявить себя наша совесть.

Голос совести, по мнению святителя Феофана Затворника, это проявление действия в нас духа высшего начала нашей жизнедеятельности.

Человек получил от Бога свободную волю и способность разумно рассуждать и выбирать пути своей жизни. Умом, душой и сердцем он самостоятельно решает, как поступить и, соответственно, выполнять или не выполнять волю Божию. И тут уже дело совести нашей «подсказать» душе, на правильном ли она пути или уклонилась от него, отдалив себя тем самым от Бога и изгнав Его из своего сердца, то есть места Его законного пребывания в нас.

Архимандрит Иоанн (Крестъянкин)


Библиотеки | Переходов: 182 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

Смирение и сокрушение

Однажды духовная дочь Псково-Печерского старца иеросхимонаха Михаила (Питкевича) пришла к нему утром для причастия.

Пришла и говорит: «Батюшка, я вчера так устала, что и правила не дочитала, плохо приготовилась». Батюшка внимательно посмотрел: «Бог простит. А вот что я вам расскажу. Поехал однажды отец Иоанн Кронштадтский причастить своих духовных чад; они говели. Он спрашивает одних: "Ну, как вы?” — "Да мы готовы, батюшка”. Спрашивает других: "А вы?” — "А мы плохо, в работе и заботах, не приготовились, — с сокрушением ответили они, простите!” — "Так вот, — сказал отец Иоанн, — вы, не готовые, — приступите. А вы, готовые, — приходите в другой раз к чаше Таин Христовых”».

Так отец Иоанн провидел гордыню и самоуверенность и смирил их. Сердце без смирения и сокрушения — ничто.

Путь к вечной жизни

Отошедшие от Церкви, забывшие ее, вернитесь!

Вернитесь — как к утерянному вами сокровищу и станьте на пути правые, христианские, справедливые, по заповедям Божиим. Тогда-то и воцарится в сердцах и душах ваших мир, превосходящий всякое разумение.

Уставшие и изнемогшие душою вдали от Христа, вернитесь к Нему, и Он упокоит вас! Как говорил и Сам Он: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 28). Пойдемте же все в жизни нашей за Христом — по путям правым, по стезям евангельским, по заповедям Божиим — к миру, духовной радости, к наследованию вечной жизни.

Епископ Феодор (Текучёв)


Библиотеки | Переходов: 231 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

О духовной мудрости

Духовную мудрость можно приобрести:

  1. Через беседы и вопрошение со старцами и духовниками, духовно мудрыми.
  2. Через чтение Священных книг, особенно святоотеческих и старческих.
  3. Через посещение храма Божия, где проповедуется слово Божие.

Не излишне сказать, что к мудрости относится мудрое употребление времени, беззлобие, смирение, память смертная, трезвение, мудрость знать, когда сказать и когда промолчать; мудрость еще заключается в выборе себе друга и вообще лица, которому можно было бы доверить свою душу, и иметь общение с теми, кто может быть полезен своею праведною беседою; мудрость — делать все с советом опытных, обдуманно; расходовать деньги на нужное — есть тоже мудрость.

Преподобный Симеон Псково-Печерский

Путь к взаимному миру

Чтобы приобрести смирение, надо всячески избегать похвал, надо бояться и отвращаться от тех людей, которые хвалят, почитают нас и льстят нам. А тех людей, которые поносят и злословят нас, надо искренно любить как своих благодетелей, потому что они помогают нам приобрести смирение, помогают нам в деле нашего спасения.

Самоукорение развивает и укрепляет смирение, ибо кто укоряет себя, тот все, что ни случается с ним доброго, будет считать делом Божия Промысла, а злое — за грехи наши. Самоукорение ведет к взаимному миру.

Схиигумен Савва (Остапенко)


Библиотеки | Переходов: 233 | Добавил: Елена | Дата: 03.11.2012

1-20 21-40 41-60 61-80 81-100 ... 601-620 621-640