Главная » Каталог сайтов » Библиотеки |
В категории сайтов: 640 Показано сайтов: 61-80 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 6 ... 31 32 » |
Святые подвижники Цель нашей жизни — стяжать Святого Духа. В ком пребывает Святой Дух, тому все возможно. Где- либо в лесу, пустыне, безмолвии постом и молитвой они побеждали свою плоть, а следовательно и диавола, который действует через нашу плоть. В уединении и борьбе святые подвижники стяжали Святого Духа и были сильны, имея великое дерзновение к Богу, и своей дерзновенной молитвой они помогали своим братьям, живущим в миру. Многие из них, уже стяжавшие Святого Духа, приходили в мир, к князьям, которые угнетали народ, и испрашивали у этих князей послабления и милосердия к народу. Они не только просили, но и требовали, так как были сильны Святым Духом, и князья слушали их и исполняли их требования во славу Божию и для своего спасения. ...Преподобные Антоний и Феодосий КиевоПечерские. Кто читал их житие, тот знает, сколько они потрудились для Отечества, воздвигнув КиевоПечерскую лавру, в которой страждущие люди получали столько утешения от святых подвижников, учеников Антония и Феодосия. Архимандрит Алипий (Воронов) Воины Христовы Хотя и нелегко человеку умертвить в себе свои страсти, что ясно уже из той великой борьбы, которую переживали, ведя с ними, да и с бесами, даже святые люди, — каждый христианин, однако, призван быть воином Христовым, каждый должен бороться за христианскую жизнь в себе — добрую, праведную, чистую. Епископ Феодор (Текучев) |
Истинная свобода Наша истинная свобода есть во Христе Иисусе. С духовной точки зрения мы все рабы. Всяк творяй грех раб есть греха (Ин 8, 34). Ежечасно, ежеминутно мы нарушаем закон Божий и впадаем в те или иные грехи, сами страдаем за них, находимся как в плену и часто заставляем страдать и других. Только Господь Иисус Христос один силен нас избавить от этого греховного рабства в Таинстве покаяния и святого причащения. Он входит в родство с нами, преображает, обновляет нас силою Святого Духа, в каком бы состоянии кто из нас ни был: богатый или бедный, раб или свободный, красивый или некрасивый — объединяет все противоположности и Своим Божественным Промыслом пресекает зло на земле. Архимандрит Алипий (Воронов) О молитве Докучать надо молитвами Господу и святым Его. В молитве своей поведай Всецарю прошение твое. Принеси Богу в молитве исповедывание грехов, сокрушение, проси Его о милости. Искренне благодари в ней Бога за благодеяния, прославляй совершенства Божии. Собираясь произнести слово молитвы, — затаи над каждым дыхание. Молитва — дыхание духа. Через нее — сердечное умиление. Молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Господу: чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прошения, сокрушения, покорности воле Божией и прочее. Архимандрит Серафим (Розенберг) |
Мысли о Церкви ...Главное — быть в истинной Церкви Христовой. Церковь — суть дела Христова: «Создал Церковь Мою». Через Церковь — спасение души и всего мира. В Церкви — Сам Глава Христос. И слава Богу, я всегда старался быть в Церкви. Потому не пошел и в раскол, когда в Европе откололись все. И в эти дни видел, чувствовал, что самое важное — и мне быть в Церкви Христовой. Это несравненно ценнее всего прочего. И даже личные грехи несравненно маловажнее, чем отступление от Церкви. Раз я в Церкви, грехи в ней омываются. Раз я в Церкви, Глава ее ведет и меня. И патриарх Сергий писал мне в Америку: «Главное — быть в Церкви. Если мы в Церкви, то мы имеем всё. А "внешних” (чужих) судит Бог!..» Да все едино будут: как Я, Отче, в Тебе и Ты во Мне. Да и они будут в Нас едино (ср.: Ин 17, 21). Чудно! Из предыдущего следует: огромное зло — уход от Церкви! Раскол — во всяких формах! Раскольники — духовно испорченные и несут постоянно в себе эту порчу. И лишь по воссоединении выправляются духовно... Они в порче. И других портят. Несомненно. А я доселе слишком снисходительно смотрел на них. Это — несомненная моя ошибка: я слишком внешне, формально смотрел на них; а внутренне, в глубине души, они — искривлены и вредоносны. Они — разрушители Церкви, Тела Христова! И Церковь Патриаршая правильнее смотрит на отделившихся. Патриарх Тихон живоцерковников обозвал даже «антихристами». Мне следует исправляться с этой стороны. Мнимая любовь — это человеческая поверхностная сентиментальность; эта «широкая психология» и гуманная философия — человеческий обман... Внецерковность есть выпадение с истинного пути спасения себя и вред другим. Сам Господь сказал о непослушных Церкви: «Да будут тебе, яко язычник и мытарь!» Чужие! Митрополит Вениамин (Федченков) |
Одеяние души Все православные христиане при крещении облекаются в новую, чистую, светлую, святую и непорочную Божественную ризу. Но беда в том, что своими страстями и пороками мы загрязняем, оскверняем одежду души своей и тем самым лишаем себя права на вечное блаженство. Мы много согрешаем пред Господом. Каких только нет у нас скверн греховных! И внешне грешим, и внутренне грешим: ленивы, сластолюбивы, капризны, кокетливы; любим негу и роскошь — вино, греховное увеселение; празднословим, злословим, осуждаем; лжем, клевещем, а иногда и ругаемся нецензурными словами. Душа и сердце наше заражены самолюбием, честолюбием, корыстолюбием, завистью, ненавистью, злорадством и другими бесчисленными грехами и пороками. Как же мы явимся к Господу в Царство Небесное в такой грязной, зловонной, отвратительной одежде? Как же мы, такие грязные, явимся туда, где только святыня, свет, слава, красота, веселие и вечное торжество празднующих? Никто нас таких не пустит туда, пока мы не очистимся Таинством покаяния и не оденемся в самые наилучшие одежды христианских добродетелей — в одежды святости, чистоты и невинности. Схиигумен Савва (Остапенко) Следовать за Христом Будем христианами не только по крещению, не только по названию — но действительно всей жизнью своей следуя за Христом. Епископ Феодор (Текучёв) |
Не ищи чести Всем угодить трудно: Горе, егда добре рекут вам вси человецы (Лк 6, 26) (равно и благочестивые, и злочестивые). Честь в глазах других — пустое: не ищи похвал, не будь честолюбив, не ищи всем нравиться; от хороших и за хорошее не ищи почета; не кажись лучшим, чем есть; не старайся быть большим, чем на деле есть. Тайная гордость славы, чести, похвалы ищет; высоко себя и дела свои превозносит, других презирает и уничижает, ищет себя показать, бесстыдно себя являет, какое добро имеет — себе приписывает, а не Богу; хвалится и тем добром, которого не имеет; недостатки и пороки свои скрывает; в презрении и уничижении быть не терпит; увещаний, обличений, советов не принимает; в дела чужие самовольно вмешивается; в несчастии ропщет, негодует и часто хулит Бога. Аще кто хощет старей быти, да будет всех менший и всем слуга (Мк 9, 35). Усвой! Преподобные отцы Варсануфий и Иоанн учат: почитай себя за ничто; ни с кем не сравнивай себя, не говори о своем добром деле. Каково добротворение — когда ты полон страстей? Не думай, что ты сделал что-нибудь доброе. Ни в каком случае не следует почитать себя за нечто, но во всем отсекать свою волю, повиноваться всем; без смущения переносить, что постигнет нас отвне. Не следует обращать внимания на чужие грехи. Познавай свои согрешения и немощь. Необходимо самоукорение. Архимандрит Серафим (Розенберг) |
О милостыни Дела милостыни тогда приятны Господу, когда делаются из своей собственности, приобретенной честным трудом, а не хищением, обманом и неправдою. И чтобы подавать милостыню достаточную, надобно ограничивать свои издержки, например не покупать излишне дорогие вещи, без коих легко можно обойтись. Вот так мыслят святые отцы. И еще есть условие, при котором наша милостыня будет иметь какую-то цену. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Милостыня состоит не в том, чтобы давать деньги, а в том, чтобы давать с христианским чувством милосердия». Это значит, благотворить должно добровольно, охотно, радушно, с почтительностью и непритворной любовью к бедным, с чувством благодарности к принимающему, помня, что «блаженнее даяти, нежели принимати». Надо стараться своей помощью не унизить, не оскорбить человека, которому хотим помочь. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Если кто дает не с таким расположением, то лучше не давать, ибо это не милостыня, а напрасная трата...» Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) Врачевание от Господа Какое же врачевание преподавал Господь болящим грешникам? Покаяние. И впервые выходя на проповедь после Своего крещения, Господь прежде всего говорит миру именно о покаянии: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4,17). Епископ Феодор (Текучёв) |
Храни мир сердца Больше всего храни мир сердца. Всё возложи на Господа, всецело предайся Ему — всё у Него и всё от Него. Прекрати все знакомства, сама не ходи в гости и к себе не пускай, беги от всех, но люби всех, не входи в чужие дела и не суди никого — тогда и будет мир в сердце. А поведешься со многими — всё вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опустошают и рассеивают. Кто-то должен быть, с кем поделиться, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это необходимо даже. Но выбирать надо очень осторожно, надо быть уверенным в человеке — не поймут того, что для тебя ценно... Более молчи, учись молчанию... Близкого друга не ищи — не найдешь... будь одна, имея только Господа пред собой, — Он все устроит и поведет, как надо. Терпи, смиряйся, сокрушайся и береги паче всего мир душевный. Переписку сократи. Письма, куда легко вкрадываются самолюбие, самолюбование, — это сношение с тем, кто тебе приятен, кто к себе привязывает. В них [письмах] всегда мирская ласковость, тщеславие. Этих искушений надо избегать и бороться с таковыми. Если случится не преодолеть искушение, если не выдержишь вражеских нападений, а они всегда будут со всех сторон и неожиданно, если и не делом — помыслами увлечешься, — есть покаяние. Иеросхимонах Михаил (Питкевич) |
Христианское успение
Страх смерти, живущий в нас, бывает и по нашему
маловерию. Недостаточно доверяем мы милости Божией, мало
уповаем на нее, потому так и боимся, что Господь
накажет нас и пошлет в ад по нашим грехам... Однако
Он не только справедлив, но и милосерд, — и что
может превысить милосердие Божие, явленное Им Еще боимся мы смерти и по большой, а иногда и чрезмерной привязанности к страстям нашим и к временным земным вещам. ...Пребывая всем духом Своим в Сыне, Матерь Божия, «не вкусив смерти», сразу же и перешла к Нему, чтобы навеки соединиться с Ним и стать — навеки же! — Ходатаицей пред Ним о всем мире, явившись нашей Истинной Матерью, Молитвенни- цей о нас и Помощницей нам во всех наших нуждах и печалях. И зная это, сколько христиан ежедневно обращаются к Ней за поддержкой, сколько молитв к Ней изливается из преданных Ей и так Ее любящих страждущих сердец! Замечательно кратко и точно обо всем этом слышим мы ныне в древних церковных песнопениях — и в кондаке праздника Успения: «В молитвах неусыпающую Богородицу гроб и умерщвление не удержаста...», и в праздничном тропаре: «...преставилася еси к животу Мати сущи Живота и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша». Епископ Феодор (Текучёв) |
Христианское успение Успение Божией Матери есть подлинно блаженная, можно сказать, самая идеальная христианская кончина, безболезненный и радостный переход в вечную жизнь. Кончина эта дает нам самый замечательный пример того, как надо умирать православному человеку... Но разве так относимся к смерти мы? Почти для всех нас смерть и страшна, и нежелательна, и мы так боимся ее! Такое нехристианское отношение к смерти оттого в нас, что не живем мы истинно христианской жизнью. Душа наша грешна, совесть нечиста, и потому мы так боимся Страшного и нелицеприятного Суда Божия... Все это — по малой вере нашей! Чтобы не бояться смерти, как не боялась ее Матерь Божия, как не боялись ее святые апостолы, нужно подняться до высоты истинно христианской жизни, нужно очистить свою душу и совесть, возыметь мир с Богом. И это — не в одних только чувствах, а в самом живом деле жизни нашей, — причем не в течение одного какого-нибудь особо просветленного часа или даже дня, а на протяжении всего отпущенного нам времени и при постоянном подвиге души: только так еще, может быть, найдет человек в себе силы спокойно и даже радостно отнестись к смерти своей. |
О христианстве В падшей человеческой природе характерной чертой является стремление к первенству, стремление у всякого первенствовать во всем. Стремление это вытекает из эгоизма, из самолюбия, себялюбия. Стремление — захватить себе как можно больше. В наше время мы бы назвали это агрессией, агрессивным желанием захватить себе — как можно больше! — даже чужого. В христианстве же — лучше себя ставить на последнее место, а другого выдвигать на первое, преимущественно перед собою. В этом смирение, благородство и любовь! Качества весьма высокие! На днях мне сказала одна женщина, что она на Пасху была в этом году у нас в Гербовецком монастыре на богослужении. Она сказала: «Я плакала. Я думала, какая наша религия красивая!» Это же говорил живой человек, живая душа, переживший это и, так сказать, видевший это! Епископ Феодор (Текучёв) Изучай свою душу Из всех ценностей, которыми обладает человек, одна несравненно ценнее других — это душа человека. Душа есть образ Божий, который начертал Сам Бог. Она — дух. Она свободная и бессмертная и должна быть чиста, светла и полна любви, как образ Божий. Усилия христианина прежде всего должны быть направлены к изучению своей души, «к познанию самого себя». И тем, кто будет следовать этому указанию, облегчится достижение главной цели своей жизни — стяжание Духа Святаго Божия и преображение через это своей души, ее бого- уподобление. От степени самопознания зависит и понимание человеком окружающего. Схиигумен Савва (Остапенко) |
Путь ко спасению Немалую роль для спасения души играет покаяние. Кроме покаяния, нет иного пути ко спасению. Ныне люди спасаются только скорбями и покаянием. Без покаяния нет прощения, нет и исправления: душа человеческая погибает. Если бы не было покаяния, то не было бы и спасающихся. Покаяние есть лестница, вводящая в рай. Да, в покаянии — вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! Но мы как поступаем? Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что они приятны для наших чувств; потом мало-помалу неприметным образом заражаемся «мнением». Посему желающему спастись надо чаще каяться. Бремя грехов наших снимается покаянием и исповедью. Желающий спасти свою душу должен помнить, что спастись невозможно без скорби и искушений, а посему и должен благодарить Бога за все скорбное. Болезни, несчастья, клеветы, обиды, неприятности, гонения и тому подобное есть спасение для человека. Скорби есть по преимуществу удел спасающихся последнего времени: многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян 14, 22). Преподобный Симеон Псково-Печерский Благодать Божия и покаяние Недостаточность разума и воли человеческой при стремлении ее к добру может быть восполнена содействием благодати Божией, проявляющейся как следствие покаяния и молитвы к Богу. Схиигумен Савва (Остапенко) |
Духовная жажда Четвертая заповедь блаженства: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Что такое алчба и жажда правды? Бог создал человека праведным, безгрешным, святым. Духовною пищею была для человека правда или приснотекущий Источник правды — Господь Бог. В соединении с Богом человек не знал, что значит алкать и жаждать правды, потому что с избытком насыщался ею. Алчбу и жажду человек узнал тогда, когда через грех лишился праведности и отпал от Источника правды — Бога, в Котором мог обретать вечное насыщение. Душа, лишившись через грех сродной для себя стихии — правды, начала чувствовать лишение, голод и жажду, скорбь и тесноту от недостатка сродной для себя пищи. Кто из нас праведен и не томится голодом духовным?! Однако, томясь этим голодом, мы не спешим насытиться, чувство этого голода души притупилось у нас, как притупляется чувство телесного голода у больных. Мы тяжко больны грехом, ослеплены мудрованием и своей постоянной греховною, сластолюбивою, разгульною и любокорыстною жизнью; постоянно насилуя, наконец, совсем заглушили совесть. Это бесчувственное состояние души есть греховная смерть человека, которая из временной может перейти в вечную. Архимандрит Иоанн (Крестъянкин) |
Покаянное житие О чем же говорят нам вечерние и утренние молитвы больше всего? О грехах и покаянии. Это очевидно. Таково Православие. Такова наша Церковь... Именно так, а не иначе должен мыслить и молиться православный человек; покаяние в этой жизни есть преимущественный элемент нашей духовной жизни; он есть знак духовного смирения перед Богом; он есть знак духовной высоты Православия; он есть вообще знак истинной религиозности; наконец, он есть реальный взгляд на нас самих и на окружающих. Покаяние в грехах есть и правильное понимание христианства. Грехи объясняют и всю мирскую жизнь вселенной. И Христос пришел на землю еще грешником сущим нам (Рим 5, 8), чтобы спасти мир от греха: «Не праведников пришел спасать, а грешников», — сказал Сам Спаситель Христос (ср.: Мф 9, 13). И монашество есть именно покаянное житие. «Монашество, — сказал один светский писатель прошлого, — есть роза на груди христианства». Поэтому, между прочим, установился в Церкви обычай брать епископов из среды монахов. Покаянное житие — есть красота, есть весна красная... Аминь. Митрополит Вениамин (Федченков) Награда бесценная Дивный дар Господень — человеческая жизнь! Не купишь ее, не заработаешь. На, человек, приими награду бесценную!.. Радость, радость, великая радость!.. Преподобный Симеон Псково-Печерский |
Смиряйся и молись Гордый считает, что имеет что-то, что умен, — и боится лишиться сего, боится унижения, смущается; ты ничего доброго не имеешь — нечего тебе и лишаться. Смиряйся пред каждым человеком. Молчи в ответ на замечания: ты во всем ошибаешься, твое самолюбие скрывает от тебя твои недостатки и погрешности, а твое отношение к другим людям их еще более увеличивает. Вспоминай их — грех мой предо мною есть выну (Пс 50, 5). Ты пребываешь в уверенности, что ты — особенный, умный, святой, умелый? Не верь сему, не верь в свою праведность. Лишь думаешь о себе, что ты умнее всех, правее всех, — докажи. Хуже многих мирян живешь. Молись: «Даруй, Господи, не считать себя за что, зреть грехи и немощи своя, помнить час смертный, Тебя помнить, Суд, вечную муку, вечное блаженство». Люди праведные — несмотря на свои большие знания, полезный труд и добродетели — никогда не гордятся, но смиренны. Архимандрит Серафим (Розенберг) |
О нашем преображении Каждому из нас следует по-христиански преображаться духом. Такое преображение есть цель, задача всей нашей жизни; ведь предельная цель каждого христианина — стать из грешника праведником... Каждый из нас должен изменить свои греховные настроения на добрые, святые. Гордый должен перестать гордиться и, напротив, стать смиренным, завистливый — не завидовать, нечистый — стать чистым, маловер или вовсе неверующий — верующим, злой — добрым, немилосердный — милосердным, гневливый — не гневаться, тщеславный — не тщеславиться, легко раздражающийся — обрести спокойствие, и так во всем. Именно в этом и будет заключаться наше преображение... Сколько здесь работы над собой, сколько дела! Причем все это можно совершить только благодатною силою Божией, только при Его вспомоществовании свыше. А средства такой Божией помощи заключены в Церкви и ее Таинствах! Особые силы к нашему преображению дают также молитва и пост... Будем же любить друг друга; тогда без спора, без вражды — преображающей силою любви — разрешатся все вопросы; будем просить у Господа преображающей нас Его благодати. Епископ Феодор (Текучёв) Преображенный человек Сквозь лицо человека (через глаза особенно) явственно видно бывает все доброе и светлое, что есть в нем; лицо доброго человека светится, как зеркало, отражающее внутренний мир правды Божией. Схиигумен Савва (Остапенко) |
Источник прекрасного Счастливы мы, христиане, во свете ходим, Бога имеем, вечной жизни ждем. Какого же Бога имеем мы? Сотворшего небо и землю, все сущее. Природа создана для нас, для нашего наслаждения ею. А создал ее Бог. Посему Его следует любить более всего, Его заповеди хранить. Главная же из них — «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею» (Мф 22,37). Мирские сласти, честь, суетная любовь — тля, гной. Бог создал все, Он один — Источник прекрасного, Его желаю любить, Он — все мне заменит, в Нем найду по малом терпении духовное блаженство, радость, сладость, веселие, благоухание, красоту, музыку, свет. Архиепископ Серафим (Розенберг) |
О клевете Клевета — это самое возмутительное оскорбление ближних. Клевета подобна убийству! Смотрите, даже пророк Давид молится: Избави мя от клеветы человеческия, и сохраню заповеди Твоя! (Пс 118, 134). Если кто оклеветал кого из знакомых пред начальством или пред родными, — кайтесь со слезами Господу! Просите пощадить вас, как самых настоящих убийц, и немедленно, кому можете, говорите обратное, снимите клевету, какую вы возвели на человека, и дай Бог, чтобы ваша клевета не наделала еще непоправимого зла! Господи, прости нас грешных! Не любит ли кто из вас подслушивать, подсматривать, читать чужие письма? Кайтесь Господу, кто грешен в этом гнусном пристрастии. Господи, прости нас грешных! И уж в этих-то делах остановиться и не заниматься этими постыдными делишками целиком зависит от нас. Да может ли христианин, именующий себя именем Христа, опускаться до такой низости? Архимандрит Иоанн (Крестъянкин) Мы — чада Церкви Все окружающие меня — рабы Божии,, много больше меня любящие Бога, молящиеся и кающиеся горько втайне Ему. А я люблю ли вообще Бога, Которого не слушаю? Боюсь ли Его? Не думай зря, что один ты любишь Бога, — это клевета на других. Любовь к Богу подается лишь от Бога. Им, ближним моим, Господь дал и смирение; они — крепко надеясь на милость Божию — спасутся, а ты — на себя и на свои дела надеясь — погибнешь. Архимандрит Серафим (Розенберг) |
Краткие наставления Терпи и терпи всё — все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету, но больше всего бойся отчаяния — это самый тяжелый грех. Есть два пути: 1) путь самоукорения и смирения; 2) путь самооправдания и отчаяния. Первый есть истинный путь — сокрушения и покаяния — и ведет к утешению и спасению. Второй — путь гордыни, самооправдания; тогда никто не поможет, ни мои молитвы, ни Ангелы небесные, только милость Господня а если не Господь, то этот путь ведет к гибели. Какое бы ни произошло поползновение, падение, — надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать — труд и труд нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с искренним покаянием и твердое упование. Сопротивляйся и борись, а остальное предоставь все Господу. Схимонах Михаил (Питкевич) |
Мысли о вечном Сама смерть... большого значения не имеет; гораздо важнее — где я буду после смерти: в райских ли селениях или в геенне огненной. Здесь все временно, непостоянно и скоропреходяще, а там — вечно и неизменяемо. Пройдут десятки годов, сотни, тысячи и миллионы, а вечность еще только начинается. Праведники будут жить в вечной радости, и эта радость для них никогда не будет уменьшаться. На земле каждая радость, если продолжается долго, начинает терять свою силу, и наконец человек уже не замечает ее. Здоровый человек узнаёт цену здоровья при болезни, сытый — счастье сытости при голоде и т.д. Даже к сильным страданиям, если они продолжаются очень долго, человек начинает привыкать и не чувствовать их остроты. Не то будет для грешников за гробом. Там от продолжительности страдания нисколько не уменьшатся. Червь их не умирает и огнь их не угасает. Теперь только откроются у них глаза, и они увидят, что все то, к чему на земле у них было привязано сердце и в обладании чем они полагали для себя счастье, оказалось дымом и мыльным пузырем. Пожелают они опять возвратиться на землю, чтобы снова по-новому прожить жизнь — во всяком зло- страдании, унижении, бедности и стеснении, но это будет уже невозможно. От этой невозможности и своего бессилия изменить свою участь их страдания будут только увеличиваться. Схиигумен Лука (Земсков) |
О помыслах Все мы почти всегда бываем рабами помыслов. Они врываются в сознание, засоряя его ненужными, пустыми, даже вредными, развращающими представлениями, картинами, воспоминаниями. Постепенно возрастающую силу захвата нашей души помыслами святые отцы изображают так: 1. Вначале является так называемый прилог. Этим именем называют всякий простой помысел, или представление какого-либо предмета, или какую-либо мысль, пришедшую на ум человека. 2. Мы замечаем этот предмет или эту мысль, начинаем присматриваться к ним. В этом случае мы не отталкиваем помысла и дозволяем ему остаться в нас, хотя и не принимая его. Это называется сочетанием. 3. К возникающему помыслу мы начинаем относиться сочувственно, склоняемся к нему и готовы последовать ему. Это называется сложением или соглашением с помыслами. 4. Помысел невольно или принудительно овладевает нашим сердцем, сливается с ним как бы в одну жизнь, удерживается в нем и разрушает наше доброе устроение. Этот момент называется пленением. 5. Высшая степень овладения нас помыслами именуется страстью. Это происходит тогда, когда долгим временем угнездившийся в душе нашей злой помысел становится как бы ее нравом и постоянной привычкой. Архимандрит Иоанн (Крестъянкин) |