Вопрос Архиерею. Новые ответы. | 12:26 |
На вопросы посетителей портала «Православие и современность» отвечает Епископ Саратовский и Вольский Лонгин. Моему сыну 12 лет, он учится в музыкально-эстетическом лицее и в свободное время прислуживает в алтаре. Лицейский хор, в котором он поет, едет на конкурс в Петербург. Все бы хорошо, но эта поездка, выступление и гала-концерт выпадают на Страстную седмицу. Я бы не хотел, чтобы он принимал участие в этом светском мероприятии, но руководство лицея настаивает на участии его в этом конкурсе. Я попытался объяснить причину, но директриса неумолимо требует, объясняя это тем, что Церковь отделена от государства и мы должны жить по светским законам. Очень прошу Вас посоветовать, как мне выйти из этой ситуации. Я думаю, было бы благом отказаться от этой поездки и концертов во время Страстной седмицы. Естественно, что у директора, человека, по-видимому, неверующего, свои виды на эту поездку, для нее важны возможные призовые места. Я понимаю, насколько нежелателен для Вас конфликт с руководством школы. Но если Ваш сын верит в Бога, для него будет лучше всего время Страстной седмицы провести по-христиански. Иначе для него будет неизбежен какой-то внутренний компромисс и раздвоенность, а постоянные компромиссы со своей совестью приводят человека к потере веры. Учитывая все это, Вы и должны принять решение. В 2006 году мы забрали нашего сына Дмитрия из психиатрического отделения больницы агрессивного и озлобленного, в состоянии, когда ему уже не помогали лекарства. Узнав об отце Крониде, жена несколько раз возила его в монастырь. Все это было организовано, здесь я с Вами согласен, чисто на коммерческой основе и т.д. Но я считаю, что отец Кронид к этому отношения никакого не имеет, так как в самом монастыре жена платила лишь за свечи. В течении трех месяцев сын обходился без лекарств, мы увидели нашего сына таким, каким он был до болезни. Но потом перед одной из поездок он вдруг неожиданно опять «взбеленился», и мы не смогли его уговорить. После чего опять последовало ухудшение состояния, которое без перерывов продолжается до сих пор, врачи ничего не могут сделать. Я считаю, что наши грехи и недостаточная вера — причина ухудшения его состояния, но никак не общение с отцом Кронидом. Что делать дальше, пока не знаем. Вячеслав Михайлович Уважаемый Вячеслав Михайлович! Я не хотел бы возвращаться к теме отчиток. Поверьте мне, я несколько больше Вас знаю о ситуации, связанной с деятельностью отца Кронида, и когда я высказываю свое несогласие с этим, я делаю это на основании того, что мне известно. Поэтому я еще раз повторю, что никому не рекомендую ездить на отчитку в массовом порядке. Что касается болезни Вашего сына — психическое заболевание далеко не всегда является беснованием. Оно может иметь самые разные причины, поэтому отчитка, тем более многократная, не может являться средством «лечения». Я сочувствую Вашей семье, которую постигло такое испытание — болезнь сына. Психическая болезнь — тяжкий крест и для самого больного, и для его семьи. Я хотел бы посоветовать Вам с супругой, как верующим людям, попытаться принять эту болезнь как то, что промыслительно послано вам Богом. Здесь, в земной жизни, мы часто не можем понять: «Зачем, почему Господь посылает мне такую скорбь, такое испытание…». Но если мы верим в Бога, верим Богу — в то, что все, что исходит от Него, ведет к нашему благу, ко спасению, — то мы должны постараться принять все происходящее в простоте сердца: «Я не понимаю, Господи, но я принимаю это от Тебя». И дальше постараться строить всю свою жизнь, зная, что болезнь сына — это данность, с которой нужно примириться. Я желаю вам терпения, помощи Божией и любви друг к другу. У меня уже много лет длится тяжелейшая жизненная ситуация, которую я не могу разрешить, могу уповать только на волю Божию. Подскажите, пожалуйста, могу ли, согласно церковным правилам, дать определенный обет, выполнить который я смогу при условии, что данная ситуация разрешится (условно говоря, молиться: «Господи, помоги, избави меня от этой напасти, и тогда я выполню то-то и то-то», например, пожертвую значительные суммы на восстановление церквей и монастырей). Или подобного рода обеты противоречат духу православного вероучения? Нет, таких обетов давать не надо. Нужно просить у Бога помощи в том или ином деле и, в то же время, быть готовым принять все, что Господь пошлет нам в нашей жизни. Образцом для нас может быть Гефсиманская молитва Христа: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты (Мф. 26, 39). А что пожертвований на храм или каких-то добрых дел, которые мы можем сделать, я думаю, что их ни в коем случае не нужно связывать с какими-то условиями: «Господи, если Ты дашь мне вот это, тогда я дам вот столько-то денег на храм или помогу детскому дому…». Когда человек пытается выстроить свои отношения с Богом по схеме: «Ты мне, я — тебе»,— это оскорбляет величие Божие. Я хочу сделать татуировку на груди в виде распятия или креста, так как испытываю дискомфорт от ношения на теле посторонних предметов. Можно ли это сделать? Делать татуировку на груди в виде креста не принято у верующих людей, потому что в нашей культуре татуировка ассоциируется с либо с языческими, либо с какими-то тюремными обычаями. Именно поэтому моду на татуировки, распространенную ныне, можно назвать антихристианской. Что касается дискомфорта, его надо потерпеть, и очень скоро он исчезнет. Я очень почитаю митрополита Антония Сурожского, люблю его книги. Его умение «достучаться» до сердца человека трудно переоценить. Читаю сейчас книгу «Человек перед Богом», где в разделе «Брак и семья» встретила один ответ владыки Антония на вопрос о допустимости абортов. Два положения в ответе владыки меня очень смутили, а именно, что: Наталья, я с Вами согласен. Действительно, и великие люди ошибались. И владыка Антоний мог ошибаться тоже. Сам я не встречал в его книгах тех положений, которые приведены в Вашем письме, но если они изложены корректно,— то это, конечно же, заблуждение, ошибка митрополита Антония. При этом я думаю, что уважительное отношение к нему никак не должно меняться. Это действительно удивительный архипастырь, проповедник, который больше, чем кто бы то ни было сделал в XX веке для воцерковления не только своей паствы в Лондоне, но и многих верующих православных людей в России. Не считаю себя полностью воцерковленным человеком, но искренне стремлюсь к этому, и часто сталкиваюсь со многими вопросами, на которые не нахожу ответов. Вот один из них. По мере воцерковления меняется взгляд на жизнь, меняется внутренний мир. Если раньше тебе было интересно с определенным человеком, то теперь чувствуешь, что возникает пропасть между нами, пути расходятся. Переживаю, ведь так не должно быть. Люди все разные, надо бы терпеть, прощать… Это естественно, что со временем пути людей расходятся, особенно если у этих людей разное мировоззрение, если один человек становится верующим, а другой так и остается атеистом. К сожалению, такое разделение происходит даже между близкими людьми, родственниками по плоти. Это плохо, но вполне объяснимо, даже закономерно, ведь в окружающем нас мире очень многие люди далеки от Бога и не желают даже приближения к Нему. И все же, по возможности, надо попытаться сохранить круг общения. Во-первых, человеку, еще не открывшему для себя мир веры, может быть непонятным прекращение общения с ним с Вашей стороны. Такое поведение верующего человека может обидеть, оскорбить неверующего. Тем более надо быть любящими, заботливыми, терпеливыми к неверующим родственникам, особенно, если у них, кроме нас, нет других близких. Во-вторых, Вы сами понимаете, что за разрывом отношений может стоять наша гордость, страсть, которую духовно неопытный человек не всегда может в себе распознать. Поэтому я бы советовал Вам продолжать общение, если оно не идет во вред Вашей собственной вере. Существуют ли в Саратовской области духовные учебные заведения для девочек 13 лет? Не совсем понятно, что Вы имеете в виду. В области есть одно духовное учебное заведение для девушек — Епархиальный учебный центр во имя преподобномученицы великой княгини Елисаветы. Девушки принимаются сюда по окончании средней школы. В Саратове работает православная гимназия, идет работа по открытию православных гимназий в Покровске (Энгельсе) и Петровске. Не могу найти вразумительного ответа на вопрос об авторском праве в современном церковном творчестве. В интернете приходится натыкаться на разборки между проектировщиками иконостасов или иконописцами: кто у кого позаимствовал идею или просто скопировал. С одной стороны, у иконописцев вроде не принято подписывать работы, а с другой — сейчас у каждого второго свой сайт, и даже если работа не подписана, то она представлена на сайте как авторская. По светским законам об авторском праве надо спрашивать разрешение у автора, платить ему деньги и т. п. С уважением, Леонид. Действительно, церковное творчество соборно. Человек, творец того или иного церковного произведения, в идеале должен рассматривать свое творчество как церковное послушание. Именно поэтому с древности иконописцы не подписывали свои иконы. Так же, как никто не думал об «охране авторских прав» создателей древнерусских или византийских распевов. Но сегодня мы живем в иную эпоху. Многие авторы, как светские, так и церковные, стараются, чтобы их авторские права соблюдались. Как-то оценивать это я не считаю для себя возможным. Наверное, здесь можно руководствоваться принципом: Могий вместити да вместит (Мф. 19, 12), — то есть тот, кто может относиться к своему творчеству так, чтобы, что называется, «пустить его по водам», пусть делает так, а кто не может, тот не может. Я полагаю, что, если мы пользуемся каким-то проектом известного нам автора, надо, как минимум, спросить у него разрешение. А дальнейшее — вопрос договоренности с этим человеком. У нас с мужем двое детей. Муж против, чтобы я работала, а у меня два образования. Где моя жизнь? Смиряться? Это есть воля Божия? Во многом ответ на этот вопрос зависит от Вашей веры, ведь от того, как человек относится к Богу, зависит и его отношение к своей жизни и близким. Для верующей женщины нет ничего зазорного, «неполноценного» в том, чтобы посвятить свою жизнь семье, мужу и детям. Поверьте, это великий труд, который окупится сторицей. Вообще, семейная жизнь требует определенного самопожертвования от обоих супругов. И именно потому, что современные люди не умеют и не хотят жертвовать ничем даже ради своих близких, мы видим рядом с собой столько разрушенных семей. Ваше Преосвященство! В одном из храмов нашего города, в иконной лавке, я видела набор открыток «Храмы Саратова», и на двух из них были изображены мечеть и католическая постройка. Что, это тоже храмы или в лавке просто не доглядели? Действительно, в лавке «не доглядели». Я тоже обратил на это внимание и высказал замечание епархиальной лавке церковной утвари. Эти наборы открыток были изданы светским издательством, и попали к нам на распространение. Мною было дано распоряжение убрать эти наборы из храмов. Здравствуйте, уважаемый Владыка. У меня не вопрос, а просьба. Я прихожанин храма Преображения Господня в городе Балашове. Настоятеля этого храма протоиерея Бориса Ланчикова перевели в другой храм. Я от имени многих прихожан очень прошу Вас пересмотреть этот вопрос. Мы очень привыкли к отцу Борису, исповедуемся ему, очень уважаем и ценим его. Мы ничего не имеем против других священников, но Вы поймите нас, мы как будто потеряли близкого человека. Волков Николай Уважаемый Николай! Я не хотел бы в интернете называть причины, по которым мне пришлось освободить отца Бориса Ланчикова от должности настоятеля этого храма, но поверьте, основания для этого есть и весьма весомые. Он служит на приходе неподалеку от Балашова, и Вам ничто не мешает посещать его, исповедоваться у него, любить, ценить и уважать батюшку. Но, к сожалению, вернуть его на должность настоятеля Преображенского храма я не могу. Владыка благословите. Если мужчина был венчан, затем развёлся, воцерковился, закончил духовную семинарию, обвенчался с новой супругой, может ли такой человек стать священником? Нет, по канонам Церкви — не может. | |
Просмотров: 443 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |