Вопрос священнику. Новые ответы | 13:41 |
На меня иногда нападает дух неверия, и я не знаю, что ему возразить. Такой бунт созрел в душе: а где же уважение к моей свободе, если моя душа обречена быть вечно? Или вечное блаженство, или вечное страдание. Иногда мне очень хочется просто исчезнуть в воздухе как мыльный пузырь. Я хочу верить, но нет сил. Мне страшно, когда представляю конец. Я грешна, и пойду во тьму, туда, где мое место. Отвечает священник Димитрий Васильев, клирик храма Человек, страдающий духом неверия, всегда может обратиться к Богу с простым молитвенным прошением, как когда-то в Евангелии обратился ко Христу отец, сын которого был одержим бесом: верую, Господи! помоги моему неверию (Мк. 9, 24). Наша душа по природе христианка, и, не смущаемая демонами, она просто не может сама по себе впасть в глубокое уныние или неверие. Поэтому не стоит удивляться бунту в душе, желанию спрятаться в темный угол — духи злобы не могут принести ничего другого, кроме черной тоски. И исцелять в первую очередь нужно не симптомы болезни, а ее причину. Причина же — во-первых, в том, что болит, как правило, душа, давно не очищавшаяся в таинствах Исповеди и Причастия. Вторая же причина — бесовская зависть к людям, стремление бесов повредить им, а род сей, по слову Спасителя, изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21). Никогда, прежде суда Божия, никто не должен обрекать ни себя, ни, тем более, ближних своих, ни на вечные муки, ни на вечное блаженство. Это не приведет ни к чему, кроме как к расслаблению и параличу души, заранее решившей, что она уже обречена прежде смерти тела, вечно страдать (или блаженствовать). Для чего тогда и все труды молитвенные, для чего покаяние, добродетели… А наша свобода не нарушается, нет! Просто если по жизни человек будет идти к Богу, Бог примет его, каким бы он не был. А если нет, то… Мы же не осуждаем свое земное начальство, если оно увольняет нас с работы, на которой мы не появлялись в течение долгого времени, без каких бы то ни было причин? И было бы неразумно говорить, что зарплату или будут платить, или не будут, раз третьего не дано, не хочу работать на таких начальников, которые приняли на работу, да еще и работать заставляют! Да, нас не спрашивали, хотим мы рождаться на свет, или нет. Но раз уж в определенный момент мы сделали первый вдох, не стали отказываться от материнской груди, значит, изначально желание жизни присуще неразумному младенцу. Когда человек становится взрослым, желание жить никуда не исчезает, но в душу закрадывается и дух противления. А раз он появляется позже, значит, он не был с нами всегда, он не наш, он чужой, с ним плохо жить и неуютно. И надо гнать его от себя, гнать без разговоров и рассуждения, потому что этот злобный дух намного старше человечества, и не одну душу уже погубил. У него хватит хитрости и аргументов, чтобы переспорить и вас, если вам вдруг захочется начать с ним полемику. Но не унывайте! Наш «Начальник» Бог не уволит нас за прогулы, не оставит работать в третью смену. Он Сам стал человеком и жил среди нас, принял за нас Крестную смерть, дал нам Свои Плоть и Кровь — хлеб, сшедший с небес, чтобы мы наследовали жизнь вечную (см.: Ин. 6, 53-58). Он видит наши силы и стремления, и не лишит нас Своего Царствия за то, что этих сил нам при всем стремлении не хватало на что-то грандиозное. Две лепты бедной вдовицы, несколько покаянных слов благоразумного разбойника на кресте — этого хватило им для того, чтобы Господь помиловал их. А нам нужно пока лишь смирить свою гордыню, и в какой бы скверне мы не перепачкались, всегда можно обратиться к Отцу. Как в детстве, упав на бегу, мы сразу спешим к матери с плачем: «Я в грязи и мне больно! Пожалей и умой меня, пожалуйста!».
Скажите, пожалуйста, грешно ли смотреть мирские фильмы? Как поступать, если в середине обычного фильма вдруг показывают эротическую сцену, сразу выключать? Если мирские фильмы грешно смотреть, то, как упоминать о них на исповеди, как пустое времяпровождение? Отвечает священник Иаков Коробков, клирик Действительно, сейчас без неприличных сцен не обходится почти ни один фильм; как же нам реагировать на этот вызов "производителей видеопродукции"? Есть удивительно простой и вместе с тем неисчерпаемо мудрый совет апостола Павла, применимый ко всему многообразию вопросов и затруднительных ситуаций, которые ставит перед человеком жизнь: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор. 6, 12). Нет греха в самом просмотре фильмов, равно как и в прослушивании музыки, чтении художественной литературы, знакомстве с другими видами искусства. Ведь всё это — проявления человеческой одарённости и таланта, которыми Бог награждает нас. Само собой, я говорю здесь не об очевидно развратных фильмах и не о пустых, бессодержательных боевиках и сериалах. Очень многие фильмы ставят перед зрителем принципиальные, жизненно важные вопросы, призывают поразмыслить о том, как я сам поступил бы на месте того или иного героя, чем бы руководствовался, сумел бы сделать по-христиански правильный выбор? Другое дело, что не всякий фильм (равно как и не всякая книга, мелодия, картина и т.д.) доставит нашей душе пользу: зачастую много соблазна, пустых мыслей и вредных пожеланий приносят они в нашу и без того небезмятежную душу. Святой праведный Иоанн Кронштадский в своей книге "Моя жизнь во Христе" даёт следующий совет: "Не обольщайся мелодическими звуками инструмента или голоса, а по впечатлению их на душу или по словам узнай, каков дух их; если звуки навевают на душу твою чувства тихие, целомудренные, святые,— слушай и питай ими душу твою; если же через них вливаются в душу твою страсти,— оставь слушать, брось и тело, и дух музыки" (здесь под "телом и духом" музыки разумеется ее форма и содержание). Что касается непристойных сцен: подобрать фильм, всецело от них свободный, почти нереально. Поэтому мне кажется допустимым такой логический ход: представьте, что рядом с Вами сидит Ваш маленький сынишка или дочка. Хотели бы Вы, чтобы они были наблюдателями всего, происходящего на экране? Выход: закрыть глаза, звук на время выключить, но не дать диаволу забросить в нашу душу семена греха (ср. Еф. 4, 27). Эти семена не сегодня, так завтра непременно взойдут и принесут свои ядовитые плоды! Нужно очень избирательно и вдумчиво подходить к подбору фильмов. Пусть то время, которое мы отводим отдыху перед экраном, не пропадёт зря, пусть оно не будет принесено в жертву греху, а станет своеобразным часом раздумий над тем, что значит не на словах только, но на деле быть христианином, ради чего жить и, следовательно, как жить!
Меня постоянно влечёт к женщинам. Я женат уже 14 лет, но на каждую женщину смотрю с вожделением. Мне очень трудно бороться с этим грехом. Как можно от него избавиться? Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик В борьбе с любым грехом, первое, с чего необходимо начать, — это Таинство покаяния. Во время исповеди прощаются все грехи, при условии искренности покаяния в них. Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам,— говорит Господь (Мф. 12, 31). Это означает, что нет такого греха, который Господь не простил бы человеку, кроме полнейшего неверия, нераскаянности и нежелания грешника быть свободным от греха. Покаяние — это не просто произнесение своих грехов перед священником (хотя и это порой, особенно вначале, кажется очень трудным), но желание избавиться от той страсти, которая вовлекает нас в грехи. Преподобный авва Дорофей говорит: «До́лжно желать избавиться от страсти не для того, чтобы избежать происходящие от нее скорби, но по совершенной ненависти к ней». Кроме покаяния необходимо регулярно приступать и к Таинству причащения. Поскольку в этом Таинстве, наряду с главным даром — соединением со Христом, — человек получает от Бога благодатную помощь для борьбы со страстями. Если человек желает избавиться от страсти, борется с ней, но все же падает, страдает от новых падений, никогда не нужно отчаиваться в самом себе. Сколько бы человек ни оступился и ни пал, нужно иметь надежду на Бога. Святитель Тихон Задонский предупреждает: «Хотя ты и имеешь супругу, но бойся женщин». Тем самым он подчеркивает, что не только греховная связь, но даже и помышление о посторонней женщине уже разнуздывает страсть, которая не замедлит вылиться в совершение греха. Поэтому молитесь об умалении своих страстей, просите у Господа сил для одоления самого себя. Еще скажем, что, наверное, главное для успешной борьбы с блудной страстью — это направление своей воли на приобретение добродетели целомудрия. Безусловно, это самое трудное — направить свою волю, но все же не мы избавляем себя от страсти, а Бог избавляет, при условии нашего доверия Ему и Его Церкви. Поэтому-то на вопрос: кто же может спастись?,— Господь дает ответ: невозможное человекам, возможно Богу (Лк. 18, 26-27). Современный афонский подвижник, пастырь и миссионер архимандрит Ефрем Святогорец пишет об этом так: «Очень тяжело бороться с блудной страстью, особенно когда она усилена прежними послаблениями. Но Бог умеет избавлять притекающих к Нему со смирением, ибо ведает удобопоползновенность нашего естества».
Как вести себя православному человеку, столкнувшемуся с супружеской изменой? Я не хочу разводиться с моей женой, у нас есть ребёнок, и я считаю, что дочь должна жить в полной семье. Ради этого мне иногда приходится поступать, мягко говоря, не по христиански, вычисляя любовников жены и проводя "разъяснительные беседы". За три года этой "борьбы" от меня почти ни чего не осталось, живу только благодаря вере в Господа, да ради дочери, которая безумно любит отца. Прав ли я в своих поступках? Отвечает священник Анатолий Коньков, клирик Православный человек в любой ситуации, тем более, в такой сложной, должен позаботиться о том, чтобы сделать все от него зависящее для устранения греха из своей жизни и из жизни своих близких. Вам, как главе семьи, прежде всего, нужно сделать все возможно для возвращения супруги в семью. Ведь, ходя она формально живет с Вами, фактически Вам не принадлежит. И это очень печально, так как супруги, создавая семью, соединяются в единый духовно-телесный организм, который, если его начать делить, естественно, начинает болеть и кровоточить. И вопрос, наверно, не в том, позволительно ли Вам проводить эти, как Вы назвали, «разъяснительные» беседы. Конечно, это не метод: можно «убрать» одного — появится другой. Бороться нужно не с последствием болезни, а с ее очагом. И хотя это неприятно, но нужно задать себе вопрос: а почему моя жена бежит от меня? Вы думаете о благополучии дочери, и это правильно. Но действительно ли она его получает? Ссоры, крики, постоянная скандальная атмосфера не могут благоприятно влиять на ребенка. Дети всё воспринимают от родителей. Всё, что они видят и слышат от отца и матери, впоследствии будет делаться и говориться ими самими. Дети — душевное зеркало родителей, поэтому для отражения в нем чего-то благого, это благое должно поставляться пред этим зеркалом. А это возможно только когда родители живут в любви, мире и согласии. Хорошо, что Вы просите Господа о сохранении семьи, Он один может помочь. Регулярно исповедуйтесь и причащайтесь, чтобы в этих Таинствах получать благодать и силы от Бога. Постарайтесь тщательно исследовать свою душу: не в Вас ли самом кроется причина отдаления супруги? Перечитайте 7-ю главу Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Почитайте Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина), где найдете многие утешения в Вашей скорби. Не оставляйте также чтения Священного Писания, чтобы укрепляться в вере, и, конечно, молитесь о даровании Вашей супруге разумения от Господа. Пусть Сам Творец, испытующий Вас таким образом и проверяющий Вашу веру и смирение, помогает Вам в преодолении этого нелегкого отрезка жизни. | |
Просмотров: 441 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |