Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 11 » Вопрос священнику. Новые ответы.
Вопрос священнику. Новые ответы.
13:46

За всякого ли православного крещеного христианина, умершего или живущего, можно подавать записки на проскомидию? Или существуют ограничения?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Молиться можно и нужно за любого крещеного человека. Апостол Иаков указывает нам на такую молитву: «молитесь друг за друга… много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5, 16). В личной, домашней, или, как ее еще называют, келейной молитве, как Вы понимаете, не может быть никаких ограничений. Наоборот, если человек, будучи крещеным, тяжело согрешает или даже отвергает Бога, за него нужно помолиться сугубо. В ежедневном «Помянике» христианина есть образец такой молитвы: «Отступившия от православныя веры и погибельными ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети…».

Поминовение христианина за литургией тем более необходимо, так как частица, вынимаемая из просфоры за какого-либо человека о здравии или упокоении, по окончании причащения народа погружается в Кровь Христову с такими словами: «Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». Это наше молитвенное свидетельство перед Богом, что те, за кого мы подаем записки, являются членами Церкви Христовой, даже если блуждают пока вдали от храма, и за них тоже приносится Бескровная Жертва.

Однако, не следует подавать записки на литургию о тех, кто сознательно отвергает Бога, Церковь, объявляет себя атеистом. В таком случае мы совершаем насилие над человеческой свободой, которая есть Божие установление. Правда, откровенных и сознательных богоборцев и хулителей христианства все-таки не так много, и лучше было бы прежде посоветоваться со своим духовником: стоит ли подавать на проскомидию записку о том или ином человеке. Во-первых, чтобы по своей воле не лишить человека этого поминовения, или, наоборот, чтобы не получилось так, что священник будет вынимать частичку на проскомидии за явного богоборца. Судьба таких людей в руках Божих, но за них все же нужно молиться так, как мы сказали об этом выше.

Я осознала, что исповедовала грехи на исповеди не в полной мере, в чем-то по малодушию оправдывая себя, какие-то детали из-за ложного стыда опуская. Теперь меня мучает вопрос: простил ли мне Господь те грехи?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского
храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Если Вы на исповеди сознательно что-либо утаили, то это очень плохо. В молитве перед исповедью священник обращается к исповедующемуся и с такими словами: «… аще ли что скрыеши от мене, сугуб грех имаши», то есть утаивание греха на исповеди отягощает совесть сугубым грехом. Ложная стыдливость, как бы ни была она «извинительна», например, необычностью или омерзительностью греха, по сути, не что иное, как ложь своей совести (то есть — Богу), пренебрежение ее точным, спасительным указаниям на то, что является грехом в нашей жизни. Такое поверхностное покаяние не принесет человеку ни пользы, ни облегчения, но еще больше обременит его совесть мучительными сомнениями, о которых Вы говорите.

Но не надо падать духом, Господь терпеливо ждет нас снова на исповедь, но теперь уже по всем правилам православной аскетики. Правильное покаяние, которое Вам предстоит принести, как раз и заключается в устранении двух препятствии (на которые Вы указали) для чистой исповеди: самооправдания и ложного стыда. Прислушаемся к совету по этому поводу святителя Игнатия (Брянчанинова): «Чтобы покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в наших душах покаяние; надо, чтобы самый дух наш сокрушился и смирился от приятной Богу печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение, в каком бы виде оно ни присутствовало в нас». Вот об этих-то сокрушении, печали по Богу, отвержении самомнения в один голос говорят все святые отцы и подвижники благочестия. А если мы сами трезво посмотрим на свое состояния до и во время исповеди, то ясно увидим, что сокрушения как раз и нет. Оно, конечно же, не придет к нам само по себе; за этот дар Божий надо побороться, употребить усилие; «и если христианин будет стараться жить по заповедям и ежедневно проверять себя, то мало-помалу он стяжет сокрушение духа»,— продолжает великий учитель покаяния святитель Игнатий.

В конечном итоге все упирается в гордость — стену отчуждения между человеком и Богом, между спасением и гибелью, между человеком и другими людьми. Противопоставить ей нужно наши, возможно, слабые, но искренние попытки «наладить» исповедь, а прежде нее ― наблюдение за собой в течение дня, самоукорение, терпение к немощам других людей и готовность принять как волю Божию все случающиеся обстоятельства. Надо стараться жить, как бы постоянно готовясь к исповеди, и в таком состоянии духа терпеливо ожидать помощи Божией. И она не замедлит последовать как Дар, от нас не зависящий. Замечательно об этом свидетельствует наш современник, Епископ Вениамин (Милов), один из самых кротких и чутких к своей совести подвижник благочестия XX века: «Сокрушение — дар Святого Духа, а чистосердечие исповеди зависит от нас. Суть исповеди — это попрать гордость, которая сжимает душу и мешает ей быть откровенной».

 

Существуют брошюры «Ангелы-хранители советуют». Это православная литература?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Действительно, существует серия под общим названием «Откровения Ангелов-хранителей» и это — далеко не православная литература. Более того, эти книжки напоминают очередную попытку создать коммерческий псевдо-духовный культ. Авторы пошли по самому простому пути: пользуясь поразительной доверчивостью современных людей, а также полной безграмотностью наших сограждан в религиозных вопросах, они придумали «легенду», согласно которой некие «ангелы-хранители» рассказывают духовной «одаренной» женщине о том, как устроен мир на самом деле. В принципе на этом можно остановиться и больше уже ничего не говорить: для христианина, более или менее знакомого со святоотеческим преданием Православной Церкви, — все понятно.

Дело в том, что мир духов — это особый мир, связанный с нашим материальным миром и разделившийся, вследствие отпадения части ангелов от Бога, на две части. Существуют добрые духи — ангелы, и, соответственно, злые — демоны. Причем человек, обладающий свободной волей, но не имеющей должного духовного опыта, может даже обмануться, приняв явление (в чувственной или нечувственной форме) демонов за приход к нему ангельских сил. Примеров тому множество в святоотеческой литературе и житиях святых. Этот опыт замечательно обобщил святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей работе «Слово о чувственном и духовном видении духов»: «Одним только христианским подвижничеством доставляется правильный, законный вход в мир духов. Все прочие средства незаконны, и должны быть отвергнуты, как непотребные и пагубные». «Они (то есть демоны) — отчаянные, постоянные, неисправимые злодеи — злодействуют, наиболее принимая вид святых ангелов, пророков, мучеников, апостолов, Самого Христа. Они стараются сообразоваться с обстоятельствами, с образом мыслей человека, с его наклонностями, с впечатлениями, им полученными».

Видимо с этим опытом Церкви и не удосужились ознакомиться эти люди, так опрометчиво и незаконно (!) пытающиеся проникнуть в духовный мир. Они и сами находятся в величайшей опасности, попавшись на демоническое лукавство, и уготовляют себе большее осуждение, став фактически соработниками демонов по отвращению людей от Истины через распространение своей литературы. Приходилось читать в Интернете отзывы людей, прочитавших эти книги. Они наполнены до того наивными и примитивными представлениями о Боге, мире, страдании, счастье (вообще обо всех ключевых понятиях бытия), что, с одной стороны, удивляешься, как вообще можно во все это верить. С другой — невероятно жалко людей, «питающихся» духовными нечистотами, когда есть Евангелие, святые отцы и простая, без надрыва, церковная жизнь.

 

У меня дочь 14-ти лет дружит с мальчиком из одного класса. Эта дружба переросла у них в любовь. Дочь говорит, что сильно любит и считает, что это у неё навсегда. Они целуются, обнимаются, были уже попытки более тесных отношений. Я против этого и очень боюсь за дочку. Батюшка, что мне делать?

Отвечает священник Дионисий Габбасов, клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Бывают такие ситуации, когда ребенок входит во взрослую жизнь в раннем возрасте и учить его чему-нибудь становится невозможным. Если Ваша дочь в таком возрасте позволяет себе достаточно близкие отношения с молодым человеком, значит в воспитании её что-то уже упущено. Но унывать и отчаиваться не стоит. Вам нужно осознать, прежде всего, свои промахи и ошибки в воспитании, и просить у Бога, чтобы Он сохранил Вашу дочь от злого пути, сохранил в чистоте. Затем попытайтесь объяснить ей разницу между отношениями в браке и без брака. Укажите на множество печальных примеров, когда ранние отношения между юношей и девушкой заканчивались разрывом и ломали всю последующую жизнь, не оставляя места для по-настоящему счастливой семейной жизни в будущем.

Но самым главным, в ответе на Ваш вопрос «что делать?», будет напоминание о силе и действенности материнской молитвы. Существует множество свидетельств о том, как во время Великой Отечественной войны матери одним воззванием к Богу спасали своих детей от неминуемой смерти. А что же в наше время? Не война ли идет за души детей, когда их чистоту пытаются как можно скорее осквернить и забрать у них силы для дальнейшей полноценной жизни? Конечно, иммунитет от скверны должны прививать родители, но раз уж этого не произошло, остается только молиться с сокрушением об упущенных возможностях. Есть надежда, что именно такая покаянная материнская молитва будет скоро услышана Богом!

 

Какую причину я должна указать в прошении о расторжении церковного брака, если с мужем мы развелись по причинам, которые в двух словах не опишешь? Это и полное не понимание друг друга, и разногласия в воспитании ребенка, и мой муж спал отдельно от меня в другой комнате, не объясняя причин (на измену не похоже), и, главное, когда мы стали проживать раздельно, муж совершенно не проявлял никакого интереса к ребенку. Знаю, что только прелюбодеяние является полным каноническим основанием для расторжения церковного брака. Как же быть мне?

Отвечает священник Дионисий Габбасов, клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Очень трудно дать Вам в данной ситуации какой-либо совет, не зная всех обстоятельств дела и, главное, не зная Вас лично. Для расторжения брака, с точки зрения Церкви, помимо супружеской измены, существует еще несколько причин, которые изложены в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Наверное, все же ни одна из данных причин для церковного расторжения брака не совпадает с Вашими обстоятельствами. Однако, Вы упоминаете о том, что по желанию мужа Вы живете раздельно. В этом случае данным документом предусмотрено, что «если распад брака является свершившимся фактом — особенно при раздельном проживании супругов, — а восстановление семьи не признается возможным, по пастырскому снисхождению также допускается церковный развод».

Но, опять же повторюсь, что лучше такие вопросы решать в личной беседе со священником и желательно обоим супругам. Церковь вообще неохотно идет на расторжение брака. Собственно, она этого сделать и не может. Ведь как сказано в Священном Писании «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6), поэтому Церковь с великим сожалением лишь признает свершившийся факт распадения семейного союза по причине греховности и жестокосердия людей (см. Мф. 19, 7-9). А при личной встрече со священником Вы как раз и сможете поговорить о том, что предлагает Церковь для умаления нашего жестокосердия, чтобы попробовать спасти брак, если это возможно, а если — нет, то, по крайней мере, избежать подобных ошибок в будущем.

Просмотров: 508 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: