Непрестанные скорби - признак Промысла Божия о человеке? | 18:22 | ||
20 апреля. Светлый Вторник. Опять к нам приехал Иванушка и принят в скит. Вчера день прошел тихо, слава Богу. Весна в полном разгаре. Деревья распускаются, кусты уже зеленеют нежной зеленью, а зеленый ковер уже давно разостлан по скиту. Птички поют, бабочки порхают, и вообще вся природа ожила.
27 апреля. Все собираюсь описать пострижение в рясофор и не могу найти времени, опишу хотя бы часть. Утром 10 апреля я пришел к Батюшке и получил от него благословение идти в монастырь к часам, после которых и назначен был постриг. Итак, я пошел, со мною пошел из скита брат Иларион, впоследствии монах Ириней. Из скитских нас было двое: он и я. Зашли на могилки старцев. В 9 часов ударили к часам. Они правились в Казанском Соборе. После часов мы пошли в храм пр. Марии Египетской, там все уже было приготовлено для пострига. Вскоре пришел о. архимандрит. Мы стали по очереди подходить под благословение. Когда все получили благословение, о. архимандрит спросил нас: "Желаете вы получить пострижение в рясофор? "— На это мы отвечали, что желаем. Тогда начался чин пострижения. Передо мной шел брат Мирон (впоследствии Мельхиседек), а за мной брат Митрофан. Архимандрит сказал нам слово. Главное, на что он обращал наше внимание — это смирение и старческое руководство. Все пошли из храма в скит к Батюшке. Подхожу и я к выходу из храма, а здесь стоит брат Игнатий (юный кано-нарх), монастырский послушничек, и поздравляет меня. Это было первое поздравление после о. архимандрита. Я поклонился ему и сказал: "Спаси Господи", — и пошел дальше. Нужно было зайти в рухольную за камилавкой... Из рухольной быстро пошли на могилки к старцам принять благословение, а потом догнали монастырских. Пришли в скит. У ворот встречает нас (меня и о. Илариона) вратарь о. Алексей. Он поздравил нас. Вошли в скит, я положил земной поклон и пошел к Батюшке. Здесь меня поздравила вся монастырская братия. Я был очень рад, что не опоздал, и вместе со всеми вошел к Батюшке.
28 апреля 1910г. Все вошли и встали на колени. Батюшка сказал: "Положите три поклона". Потом он стал молиться. Затем Батюшка начал свое слово: Припомните, как вы поступали в монастырь, какие препятствия строил вам враг, чтобы не дать вам возможности поступить в св. обитель. Но Богу угодно было, чтобы вы поступили в монастырь, и враг как бы ослабил свою борьбу с вами, вас стала более утешать благодать Божия. А теперь враг опять с большей силой будет нападать на вас. Поэтому предупреждаю вас — будьте готовы к скорбям и искушениям. Надо все терпеть. Более не помню сейчас. Затем Батюшка приветствовал нас с пострижением, и начал благословлять не по старшинству, а кто как стоял. И когда всех благословил, пожелал нам всякого успеха и сказал, чтобы зашли к о. Иосифу на благословение, что мы и сделали. О. Иосиф только благословлял и давал листочки. Далее я поклонился у церкви до земли, пошел и у корпуса встретил о. Нектария и о. Иоанна-пономаря, они оба очень ласково поздравили меня, но слов я не помню. И наконец, я пришел в свою келейку, сотворил поклоны поясные и земные и возблагодарил Создателя за Его ко мне милости.
29 апреля 1910г. По немощи своей мы сели за стол подкрепиться чаем, хлебом, огурчиками и капустой. Вскоре я остался с Батюшкой один... Потом вот еще что. В Великую Субботу перед Светлой заутреней я был около Батюшки. Вот Батюшка мне и говорит:
1 мая. Фомина суббота. Вчера бдение провели у Батюшки. Сегодня ходил к ранней обедне в монастырь, а сейчас только что вернулся с крестного хода на Пафнутиев колодец. Погода чудная. Все ликует. На небе ни облачка. Скит просто радует. Красота.
2 мая 1910 г. День прошел тихо. Читал преп. Марка-подвижника.
6 мая. 3мая в понедельник вечером Батюшка оставил меня у себя. Батюшка сказал, что когда он был послушником, всеми гонимым и презираемым, настроение его было более радостное и светлое, чем теперь... Теперь ему приходится читать иные книги — книги душ человеческих. Затем Батюшка говорил мне:
13 мая. Однажды Батюшка спросил меня: Как-то на днях мне Батюшка сказал: "Вас Господь привел сюда. Словно вы для Оптиной, а Оптина для вас..."
18 мая. В пятницу 14 мая Иванушка написал Батюшке письмо, а я это письмо передал. Прочитав его, Батюшка назвал это письмо страшным и решил, что Иванушке лучше жить в Москве, конечно, в монастыре. И вот на днях служили молебен напутственный, потом панихиду по старцам, а вчера Иванушка уехал. Мне его сердечно жаль.
24 мая 1910 г. Не помню хорошо — записаны ли у меня приблизительно такие слова Батюшки или нет:
27 мая. Есть немного времени, запишу то, что хотел. 26 октября 1909 г. я остался у Батюшки, стали мы читать книгу "На горах Кавказа" о молитве Иисусовой, необходимость которой Батюшка признает. Начали беседу, я почти ничего не говорил, а только слушал. Томительное, часто безотрадное состояние, предваряющее получение молитвы Иисусовой внутренней, не бывает обязательно с каждым... Но общий порядок стяжания молитвы Иисусовой тот, что достигают ее трудами и скор-бями, в числе которых имеет себе место томительное состояние духа. Достал я себе четки и начал Иисусову молитву. Вскоре начались разные звуки, шелесты, удары в стену, окно и проч. явления. Их слышал не только я, но и мой денщик. Мне стало страшно и ночевать одному, я стал звать к себе денщика. Но эти устрашения не прекратились, и я через четыре месяца не выдержал и бросил Занятия молитвой Иисусовой. Потом я спрашивал о. Амвросия об этом. Он мне сказал, что не должно было бросать.
31 мая 1910 г. Сегодня утром Батюшка взял Библию, раскрыл 3-ю книгу Ездры и, указывая на место, отмеченное синим карандашом, сказал мне: "Читайте". Я прочел: "ибо век потерял свою юность и времена приближаются к старости: так как век разделен на двенадцать частей и девять частей его и половина десятой части" (гл. 14, 10—12). Батюшка закрыл Библию и начал говорить:
9 июня. Под св. Пятидесятницу правили бдение у Батюшки. Во время правила Батюшка после чтения синаксаря немного с нами побеседовал. Между прочим Батюшка объяснил нам, что значат слова псалма: "Молнии и дождь сотвори". Под молнией разумеется гнев Божий на людей за грехопадение их в лице праотца Адама. И этот гнев продолжался до воплощения Христа Спасителя, когда была дарована людям благодать, которая в псалме названа "дождем". Вот вкратце беседа Батюшки. В день Св. Духа беседовали с Батюшкой о молитве Иисусовой. Началось с того, что он задал мне вопрос: Смысл скорбей многоразличен: они посылаются для пресечения зла или для вразумления, или для большей славы... Но приобретение внутренней молитвы необходимо... Одна устная не достаточна, а внутренюю получают весьма немногие. Вот некоторые и говорят: "Какой же смысл творить молитву? Какая польза?" — Великая, только не надо ее оставлять. Был у нас в скиту иеромонах Михаил. Он творид молитву, это я знаю, хотя и не входил с ним ни в какие отношения. Когда он скончался, и все ушли из его келий, я обратился к нему и говорю: "Батюшка, Батюшка. Помолись ты за меня". И вдруг я вижу: он улыбнулся. Сначала я испугался, а потом ничего. И это была такая улыбка, которую я никогда не забуду... Он читал Псалтирь.. Я подошел к аналою, взял псалтирь и развернул, где у него была закладка, т. е. где он кончил. Последний псалом в жизни он читал 117-й. Там говорится: "Отверзите врата правды, вшед в ня исповем ся господеви". Так может говорить душа, обретшая внутреннюю молитву... Мы раскрыли псалтирь, и стали читать этот псалом. Он мне всегда нравился, а здесь еще более понравился. Затем Батюшка дал мне книгу Паисия Величковского, указав, что именно прочитать в ней.
| |||
Просмотров: 431 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |