ГЛОНАСС: не коммерцией единой...(автор Леонид САВИН) | 21:02 |
Несмотря на солидный задел в области аэрокосмических разработок, созданный в своё время в СССР, после 1991 г. российская космонавтика оказалась в замороженном состоянии. К числу космических проектов, необходимость возрождения которых была осознана к концу 90-х годов, относится Глобальная навигационная спутниковая система – ГЛОНАСС. Эта система является альтернативой американской GPS, пользоваться которой незаметно для себя мы начали давно (бесплатный доступ к ней был открыт еще в 1983 г.), и уже привыкли к этому высокотехнологичному протезу. Технически американская система GPS предоставляет пользователям, имеющим приёмник, точные данные о местоположении и информацию о времени. Сама система состоит из сети спутников, оснащённых атомными часами и непрерывно вращающихся вокруг Земли. Их размещение позволяет в любое время получать радиосигналы низкой частоты одновременно как минимум с четырёх спутников. Стратегическое значение подобных систем было отражено в президентском распоряжении 1999 г., согласно которому ГЛОНАСС была отнесена к системам двойного назначения и рекомендована в качестве основы для создания международной глобальной навигационной спутниковой системы. В августе 2001 г. постановлением правительства РФ была принята соответствующая федеральная программа, которая будет действовать до 2011 г. Согласно этой программе, отечественная система в текущем году должна быть выведена на глобальный уровень (сейчас она покрывает 90% российской и 80% всей остальной поверхности Земли) с доведением количества спутников на орбите до 24 и выходом по технологическим стандартам на мировой уровень. Хотя в 80-х гг. система уже имела на орбите 24 спутника, её работа была приостановлена, что позволило американцам совершить значительный отрыв от российских разработок (свой первый спутник глобальной системы GPS они вывели в 1978 г., на два года раньше советского). Помимо стратегических задач, спутниковые навигационные системы широко используются для различных повседневных гражданских нужд. Как отмечает турецкий инженер по геодезии и фотограмметрии Гюльтен Акар в статье, посвящённой глобальным спутниковым системам навигации, «одним из самых ярких примеров гражданского применения GPS является автобусная сеть Парижа. В Париже все автобусы отслеживаются с контрольного центра, а время отправки любого автобуса может быть проверено на мониторах, размещённых на остановках» (1). Системы спутниковой навигации используются экстренными службами - полицией, пожарными и скорой помощью для быстрого установления логистики и координации действий сотрудников служб. Так, по заявлению министра МВД России Рашида Нургалиева, сделанному на всероссийском совещании в Туле (март 2009 г.), МВД создаст единые центры управления нарядами, а патрульные машины будут обеспечены системами ГЛОНАСС и GPS (2). В коммерческих целях они задействуются для поиска различных объектов и наблюдения. Кроме того, спутниковые системы навигации широко применяются в научных целях – для измерения температуры воздуха и воды, давления атмосферы, плотности осадков и т.д. Особенно актуальным в последнее время это стало для мониторинга изменений климата – от таяния ледников до изучения озоновых дыр, слежения за сейсмической активностью и предупреждения различных природных катаклизмов. Создание подобных систем интересует не только Россию, которая как бывшая сверхдержава имеет соответствующие возможности и политическую волю для реализации этого проекта. Систему, которая способна конкурировать с американской, сейчас создают и в Евросоюзе. Эта система, названная Galileo, к 2010 г. должна будет иметь 30 спутников, служить исключительно гражданским целям и предоставлять более точные данные. Руководство США стало однозначно враждебно высказываться в адрес этого проекта после 11 сентября 2001 г., заявив, что из-за Galileo оно потеряет глобальный контроль. Однако, памятуя о серьёзных разногласиях с Соединёнными Штатами по поводу югославского конфликта, Евросоюз окончательно принял решение создать собственную и независимую от США систему ориентирования, хотя многие проблемы ещё не разрешены, а финансовый кризис, возможно, перенесёт планируемую дату полного запуска системы на более поздние сроки. Европейская общественность однозначно выступает за создание такой системы. Мэтью Пэррис в октябре 2007 г., выступая в британской газете «The Times», резонно поставил вопрос: «Кто мы? Неужели просто сателлит США?» (3) Статья была посвящена критике действий властей Великобритании, охладевшей (не без давления американцев) к реализации европейского проекта Galileo, - хотя по проекту европейская спутниковая система будет синхронизирована с американской, что пойдёт на пользу всем пользователям GPS (сбои в американской системе – одна из причин, по которой европейцы пытаются выйти на более высокий уровень в создании собственной системы). Почему, однако, американцы предоставляют свою систему с 1983 г. бесплатно, ежегодно выбрасывая на её обслуживание огромные суммы (напомним, что первоначально, как и Интернет, система GPS была военной разработкой Пентагона). На то есть несколько причин. Во-первых, это информационные потоки, которые можно отслеживать и контролировать. Все мы используем ICQ, хотя мало кто задумывается, что вся информация проходит через американские спутники. Любой здравомыслящий человек понимает, что поток информации может отслеживаться с помощью специальных программ на наличие ключевых слов, интересующих спецслужбы США. Ряд фактов (тот же скандал с разведсистемой UKUSA, в рамках которой американские спецслужбы занимались промышленным шпионажем в пользу американских корпораций) делает такое предположение вполне обоснованным. Во-вторых, американцы всегда могут закрыть доступ к своей системе, особенно в ситуации военных действий. Кроме того, до 2000 г. в системе GPS работала специальная программа «Селективный доступ», из-за которой гражданские лица получали неточные данные (искажения измерялись до ста метров). После давления американской и европейской общественности, несмотря на противодействие спецслужб США, эта функция была отключена. Однако само устройство продолжает находиться в комплексе системы и может быть активировано в любое время. А ещё навигационная спутниковая система может использоваться для ведения информационной войны. Хотя в этом секторе больше задействуются несколько иные модели спутников, пример с манипулированием данными последствий югоосетинского конфликта будет нелишним. После завершения боевых действий начались процедуры по установлению размеров убытков и принятию соответствующих решений. В таких вопросах, естественно, нужна оперативность. Организация UNOSAT первой представила анализ результатов съёмки зоны конфликта из космоса, которая проводилась с августа по октябрь 2008 г. Эта структура была создана при ООН с целью использования космических технологий для оказания гуманитарной помощи. Детальный анализ данных, проводившихся экспертами российского портала R & D.C News (4), показал, что в большинстве случаев аналитики из UNOSAT «не заметили» разрушений, которые были очевидны. В их поле зрения не попали больница и казарма с российскими миротворцами, которые прямой наводкой обстреливались грузинскими танками. Следует полагать, сделано это умышленно, так как качество полученных снимков позволяло выявить следы разрушений, хотя их основные параметры «эксперты» из структуры ООН определяли в основном по крышам, не учитывая размеры повреждений стен зданий. В итоге, согласно отчёту этой организации, в Цхинвале было повреждено 5% зданий, а в грузинских деревнях вокруг – от 15% до 52%. Дальше ещё интереснее. Снимки были получены из отдела гуманитарной информации, который входит в бюро разведки и исследований госдепа США. В итоге гуманитарную помощь и от США, и от стран ЕС получила Грузия. Вполне естественно, что европейская пресса, которая имеет доступ к высококачественным снимкам различных гражданских и коммерческих спутников, тоже умолчала о масштабах разрушений в Южной Осетии. Но этот район отслеживался и российскими спутниками, находящимися в ведении Космических войск. Почему российские военные предпочли хранить молчание – неизвестно. Интерес к спутниковым системам проявляют не только США, Евросоюз и Россия. Свою спутниковую сеть пытаются создать Индия и Китай, а недавние запуски иранского и северокорейскогоспутников свидетельствуют о перспективности развития глобальных систем навигации и контроля. Тем более что проекты двойного назначения направлены, прежде всего, на усиление мощи и безопасности государства. Россия, как это следует из заявлений высоких должностных лиц, в частности главы Федерального космического агентства Анатолия Перминова, в текущем году будет наращивать ГЛОНАСС. Так, планируется двумя запусками вывести на орбиту 6 космических аппаратов. Множится число разработок аппаратуры гражданского назначения, использующей сигналы указанной системы. Федеральные органы власти РФ дают понять международному сообществу, государственным и муниципальным организациям, предприятиям и учреждением, бизнес-структурам, что отечественный навигационный проект будет доведён до логического конца и сможет предоставлять на платформе ГЛОНАСС конкурентоспособные услуги. Этой цели должна послужить и реализации «свежего», подписанного Президентом РФ 14 февраля с. г. федерального закона № 22 «О навигационной деятельности». Коммерция – вещь, конечно, хорошая, но не следует забывать и о значении ГЛОНАСС в деле обеспечения информационной безопасности России. ___________________________ 1. http://www.eurasiacritic.com/march/11.html 2. http://www.nr2.ru/224043.html 3. http://www.timesonline.co.uk/tol/comment/columnists/matthew_parris/article2796650.ece 4. http://rnd.cnews.ru/reviews/index_science.shtml?2008/11/19/328304 | |
Просмотров: 538 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |