Любовь к себе (автор Артем Кузьменко). | 17:33 | ||
Изменение отношения к окружающим и к себе...Настоящий раздел было бы полезно начать кратким обзором того, что было сказано выше. В первой и во второй вводных главах мы обнаружили большую зависимость самооценки от социальной среды. Во второй главе мы исследовали также влияние наследственных факторов на самооценку человека. В третьей главе мы рассмотрели различные стратегии, используемые для преодоления заниженной самооценки, и увидели, какие негативные проявления сопутствуют использованию защитных механизмов, а также отметили недостаточную эффективность методик самосовершенствования. Такое положение дел побуждает нас искать новые методы, новые подходы, позволяющие более эффективно преодолевать заниженную самооценку. Наш поиск должен не только коснуться методик, уже известных в психологии и являющихся частью терапевтической базы психологии, но и затронуть родственные психологии науки, в частности теологию. Относясь к сфере интегративных наук, теология дополняет недостающие звенья, которые выходят за границы исследования психологии. Все науки есть часть общего знания, и все они на различных уровнях интерпретируют одну и ту же истину: «Если все истины — часть одной структуры, то различные уровни объяснения должны подходить друг другу, чтобы можно было сформировать общую картину (точно так же, как мы можем составить цельный трехмерный образ объекта из его двухмерных перспектив). Осознание наличия дополняющих друг друга различных уровней объяснения избавляет нас от бесполезного спора, с какой точки зрения нам следует рассматривать природу человека — с научной или субъективной. Не стоит считать, что какой-то из этих уровней является истинным объяснением»111. Актуальность такого подхода становится еще более очевидной, если учитывать, что современная психология, а особенно отечественная психология, переживает кризис методологии и в научной среде происходит активный поиск новых подходов, методов, а также отказ от старых стереотипов112. Необходимость обращаться к теологии для решения психологических проблем признавали такие ведущие психологи, как Юнг, Ранк и Ролло Мей. При этом они пошли дальше простого заимствования богословской теории психологией и указывали на важность обретения своей религиозной веры. В частности, Юнг писал: «Среди моих пациентов, вступивших во вторую половину своей жизни, т. е. в возрасте после тридцати пяти лет, не было ни одного, чья проблема, в конечном итоге, не сводилась бы к поиску религиозного взгляда на жизнь. Можно с уверенностью сказать, что каждый из них заболел потому, что утратил то, что существовавшие в любом веке религии давали своим приверженцам, и ни один из них не исцелился полностью, пока не обрел вновь свою веру»113.
Автономия от мнений окружающих Одной из важнейших функций религии является изменение отношения человека к миру и к самому себе. Мы не можем полностью изменить окружающую действительность, но мы можем изменить свое отношение к ней. Как мы уже отмечали, детский и юношеский периоды развития человека характеризуются большой зависимостью от мнения окружающих. Дети, в силу своего развития, не могут формировать свою самооценку независимо от других, или «автономно», по определению Маслоу. Он рассматривал автономию как одно из свойств самоактуализирующегося человека114. Кроме того, он указывал на рискованность построения самооценки на мнении других из-за того, что самооценка становится зависимой от мнения других и, соответственно, утверждается на ненадежном фундаменте115. Мнение других о человеке может меняться независимо от него самого. Также оно может быть предвзятым и неверным. Если самооценка строится на мнении окружающих, то она будет нестабильной и часто колеблемой под влиянием других. Зависимость от мнения других может проявляться также в ложных конструктах. Одним из таких конструктов, согласно Роберту МакГи, является верование: «Мне нужно, чтобы меня одобряли определенные люди, и тогда я буду думать о себе хорошо»116. Данная проблема непосредственно связана с притязаниями, так как человек обычно считает, что заслуживает большего. Вот что по этому поводу пишет вышеупомянутый психолог: «Чего вы, по вашему мнению, заслуживаете? Думаете ли вы, что заслуживаете одобрения друзей, успеха в школе или карьере, здорового цвета лица, хорошего здоровья, продвижения по службе, времени для отдыха, свободы от надоедливых детей, равнодушного супруга или эгоистичных соседей? Иногда мы не можем определить, какого статуса или каких удобств мы заслуживаем, но мы уверены, что заслуживаем больше того, что имеем»117. Человек считает, что он заслуживает лучшего во всем, и когда все происходит не так, как он ожидает, проявляется внутренняя дисгармония. Если другие люди не являются надежным источником для адекватной самооценки, то кто может быть истинным эталоном ценности человека? Теология предлагает таким эталоном сделать Бога. Какова ценность человека с точки зрения Библии? Писание говорит, что люди сотворены Богом по Его образу и подобию (Быт. 1:26). Иными словами, происхождение человека не имеет никакой связи с животными. Человек не «создался» по «образу и подобию» обезьяны, но был создан по образу и подобию Самого Бога. Это свидетельствует о высоком статусе человека. Еще одним доказательством ценности человека является искупление. Для спасения людей Вечный Бог отдает Своего единственного Сына. Никто не отдаст самое драгоценное за то, что не имеет особой цены. Ценность человека определяется ценностью отданной за него Жертвы — Христа. «Ценность одной души — кто может определить ее?.. Там, у подножия креста, понимая, что даже из-за одного грешника Христос отдал бы свою жизнь, вы сможете осознать ценность одной души»118. Творение и искупление — это два основания, на которых базируется ценность человека. Согласно Библии, человек — не просто результат серии мутаций, человек — это больше, чем просто высокоразвитая обезьяна, как считают психоаналитическая и бихевиоральная школы психологии. Важно обратить внимание на философские взгляды, стоящие за теми или иными психологическими концепциями и взглядами на природу человека. Если человек является продуктом эволюции, то он лишь причуда природы, совокупность рефлексов и инстинктов, другими словами, высокоорганизованное животное. Он не обладает природной ценностью. Он обладает наделенной ценностью, ценностью, какой оценивает его государство, в котором он родился, или общество, в котором он живет. Таким образом, ценность он приобретает, только достигая успехов и завоевывая уважение. Библейская концепция ценности человека подчеркивает, что мы, люди, не обретаем ценность в течение жизни. Мы обладаем природной ценностью, ценностью, которой оценил нас Бог. Новорожденный ребенок ценен в глазах родителей не потому, что он красив, умен или многого достиг в жизни. Его ценят потому, что он — их творение. Бог ценит людей также потому, что они суть Его творения. Господь так высоко ценит человека, что запрещает пренебрежительно высказываться о нем: «Кто же скажет брату своему: "рака" [пустой человек], подлежит синедриону [верховному судилищу]; а кто скажет "безумный" подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22)119. Во все времена люди, принимавшие библейскую концепцию ценности человека, становились в своей самооценке независимыми от мнения окружающих. В частности, это произошло в жизни апостола Павла. В Первом послании к Коринфянам он выразил это следующими словами: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе» (1Кор. 4:3). Он черпал свою ценность не в одобрении собратьев по вере, а в оценке Бога. Он перестал бороться за свой имидж в глазах других, он перестал быть зависимым от того, что о нем подумают или скажут люди. Он обрел внутренний мир, который до этого не могло дать ему его высокое положение. После того, как он узнал библейскую концепцию ценности человека, его самооценка перестала строиться на мнениях и ценностях окружающих людей120 . Свободой и независимостью от мнений окружающих обладал и Сам Христос. Из Писания известно, что Он часто общался с мытарями, грешниками и изгоями общества (Мф. 11:19; Лк. 15:1,2). Общение с лицами низкого социального статуса всегда понижает статус человека в глазах других. Эта закономерность еще в большей степени проявляется в случае дружбы с такими людьми. Иисус же дружил с людьми низкого сословия, и Его учениками были рыбаки, однако этот факт нисколько не влиял на Его самооценку. Он не переживал по поводу Своего статуса, так как не зависел от критериев, по которым оценивают люди. Библейская концепция ценности ведет человека от фатальной зависимости от мнения окружающих к внутренней свободе.
Изменение личных оценочных конструкт Отношение человека должно измениться не только к мнениям и ценностям социальной среды, но и к самому себе. Наиболее распространенным конструктом по отношению к себе является верование: «Я должен отвечать определенным стандартам, чтобы думать о себе хорошо»121. Это может выражаться в нетерпимости к себе по поводу своих недостатков. Часто это проявляется в перфекционизме различных форм: хорошее выполнение работы, пунктуальность, чистота дома или машины, внешность и т. д. Люди анализируют себя по категориям, которые приняты в обществе и по которым оценивают их другие. Если человека оценивают по каким-то категориям, то он склонен и сам себя оценивать по ним. Некоторые из этих категорий уже были названы выше: красота, ум, материальное положение, популярность в обществе. Сознавая сам в себе, что он не соответствует этим стандартам, человек прилагает все усилия, чтобы достичь успеха. В этой гонке есть победители, но есть и проигравшие. Но даже те, кто достигают успеха, тем не менее остаются внутренне неудовлетворенными. Они не могут принять себя, так как не терпят любого своего недостатка или несовершенства в каком-то плане. Они убегают от своего несовершенного в физическом, интеллектуальном или эмоциональном плане «я». Они скрывают его под масками, вытесняют из сознания с помощью защитных механизмов. Они не могут принять себя. Библейская теория предлагает прекратить это бегство. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха» (Притч. 28:13). Сокрытие своих беззаконий, различных недостатков от себя и других, согласно Писанию, исключает возможность успеха. Только честное признание своих проблем приносит внутренний мир. В этой связи интересна программа, разработанная Сообществом анонимных алкоголиков. Первым шагом этой программы является: «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признаем, что потеряли контроль над собой»122. Таким образом, происходит признание своей проблемы, причем не только для самого себя, но и перед членами группы. Это имеет большое значение, так как признание своей проблемы помогает человеку перестать «убегать» от негативных мыслей о себе и принять себя, а признание перед другими позволяет человеку прекратить прятать и маскировать проблему от других. Человек уже не боится признать свои эмоциональные проблемы. Признавая свои проблемы перед другими, он перестает бояться, что другие узнают его «настоящее "я"». Он перестает бояться за свою репутацию, так как другие уже узнали его слабые стороны. Завышенный уровень его притязаний падает, и он испытывает внутренний мир. Теперь он не претендует на роль эксперта, с которым все должны считаться, на роль компетентного человека или человека «без проблем». Он начинает принимать себя таким, каков он есть. Принятие себя, согласно Роджерсу, играет первостепенную роль в душевном выздоровлении человека. Именно на это направлена разработанная им «терапия, центрированная на клиенте»123. Принципы, предлагаемые им в этой методике, были бы весьма полезны при терапии заниженной самооценки. Возвращаясь к программе, разработанной Сообществом анонимных алкоголиков, важно заметить, что вторым и третьим шагами этой программы являются: «Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могущественная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие. Мы приняли решение вверить свою жизнь и свою волю в руки Бога, как мы Его понимаем»124. Эта нерелигиозная программа действует только в том случае, если человек признаёт существование Силы, более могущественной, чем он сам, и вверяет себя ей.
Библейская концепция ценности человека и ее влияние на три столпа самооценки. Действительно, именно Бог может восполнить то, что не могут дать общество и близкие люди. Именно Бог восполняет недостающие столпы самооценки: потребность ощущать себя любимым — Бог любит человека безусловной любовью (Ис. 54:8,10; Иер. 31:3; Рим. 5:6-10); потребность ощущать себя компетентным — согласно Писанию, Бог дает и развивает в людях таланты и дары (Деян. 2:1-13; 1 Кор. 12:1-31; Рим. 12:1-8); потребность иметь чувство собственного достоинства — Бог ценит человека и признает его достоинство, и это достоинство не зависит от его внешности, благосостояния, успеха и т. д. Такое отношение никак не связано с заслугами человека (Пс. 102:10—13; Тит. 3:5). Подводя итоги, важно отметить, что отличие христианского подхода к преодолению заниженной самооценки заключается в том, что он меняет внутреннюю суть человеческой души, её ценности и приоритеты. Этот подход связан не столько с корректировкой внешних проявлений поведения, пагубно влияющих на самооценку, сколько с изменением самой сущности человека, его мыслей и чувств. При таком подходе человек становится внутренне независим от хорошего отношения и любви окружающих и начинает ориентироваться на отношение Бога к нему. Одновременно человек освобождается из рабства собственных ложных оценочных критериев и начинает оценивать себя по критериям, предлагаемым Писанием. Он начинает ощущать себя полезным, обретая смысл жизни в служении другим через духовные дары. Тем самым служение другим помогает ему обрести чувство компетентности. В совокупности это помогает человеку обрести новое чувство собственного достоинства, которое уже не находится в зависимости от мнений окружающих и от удручавших ранее особенностей его личности. Таким образом, самооценка строится на новом, основанном на Писании фундаменте.
| |||
Просмотров: 689 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |