Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 20 » Любовь к себе (автор Артем Кузьменко).
Любовь к себе (автор Артем Кузьменко).
17:33

Изменение отношения к окружающим и к себе

...Настоящий раздел было бы полезно начать кратким обзором того, что было сказано выше. В первой и во второй вводных главах мы обнаружили большую зависимость самооценки от социальной среды. Во второй главе мы исследовали также влияние наследственных факторов на самооценку челове­ка. В третьей главе мы рассмотрели различные стратегии, используемые для преодоления заниженной самооценки, и увидели, какие негативные проявле­ния сопутствуют использованию защитных механизмов, а также отметили не­достаточную эффективность методик самосовершенствования.

Такое положение дел побуждает нас искать новые методы, новые под­ходы, позволяющие более эффективно преодолевать заниженную самооценку. Наш поиск должен не только коснуться методик, уже известных в психологии и являющихся частью терапевтической базы психологии, но и затронуть род­ственные психологии науки, в частности теологию. Относясь к сфере интегративных наук, теология дополняет недостающие звенья, которые выходят за границы исследования психологии. Все науки есть часть общего знания, и все они на различных уровнях интерпретируют одну и ту же истину: «Если все ис­тины — часть одной структуры, то различные уровни объяснения должны под­ходить друг другу, чтобы можно было сформировать общую картину (точно так же, как мы можем составить цельный трехмерный образ объекта из его двухмерных перспектив). Осознание наличия дополняющих друг друга раз­личных уровней объяснения избавляет нас от бесполезного спора, с какой точки зрения нам следует рассматривать природу человека — с научной или субъективной. Не стоит считать, что какой-то из этих уровней является истин­ным объяснением»111.

Актуальность такого подхода становится еще более очевидной, если учитывать, что современная психология, а особенно отечественная психоло­гия, переживает кризис методологии и в научной среде происходит активный поиск новых подходов, методов, а также отказ от старых стереотипов112.

Необходимость обращаться к теологии для решения психологических проблем признавали такие ведущие психологи, как Юнг, Ранк и Ролло Мей. При этом они пошли дальше простого заимствования богословской теории психологией и указывали на важность обретения своей религиозной веры. В частности, Юнг писал: «Среди моих пациентов, вступивших во вторую поло­вину своей жизни, т. е. в возрасте после тридцати пяти лет, не было ни одного, чья проблема, в конечном итоге, не сводилась бы к поиску религиозного взгляда на жизнь. Можно с уверенностью сказать, что каждый из них заболел потому, что утратил то, что существовавшие в любом веке религии давали своим приверженцам, и ни один из них не исцелился полностью, пока не об­рел вновь свою веру»113.

 

 Автономия от мнений окружающих

Одной из важнейших функций религии является изменение отношения человека к миру и к самому себе. Мы не можем полностью изменить окру­жающую действительность, но мы можем изменить свое отношение к ней.

Как мы уже отмечали, детский и юношеский периоды развития челове­ка характеризуются большой зависимостью от мнения окружающих. Дети, в силу своего развития, не могут формировать свою самооценку независимо от других, или «автономно», по определению Маслоу. Он рассматривал автоно­мию как одно из свойств самоактуализирующегося человека114. Кроме того, он указывал на рискованность построения самооценки на мнении других из-за того, что самооценка становится зависимой от мнения других и, соответст­венно, утверждается на ненадежном фундаменте115. Мнение других о человеке может меняться независимо от него самого. Также оно может быть предвзя­тым и неверным. Если самооценка строится на мнении окружающих, то она будет нестабильной и часто колеблемой под влиянием других.

Зависимость от мнения других может проявляться также в ложных кон­структах. Одним из таких конструктов, согласно Роберту МакГи, является верование: «Мне нужно, чтобы меня одобряли определенные люди, и тогда я буду думать о себе хорошо»116. Данная проблема непосредственно связана с притязаниями, так как человек обычно считает, что заслуживает большего. Вот что по этому поводу пишет вышеупомянутый психолог: «Чего вы, по ва­шему мнению, заслуживаете? Думаете ли вы, что заслуживаете одобрения друзей, успеха в школе или карьере, здорового цвета лица, хорошего здоровья, продвижения по службе, времени для отдыха, свободы от надоедливых детей, равнодушного супруга или эгоистичных соседей? Иногда мы не можем опре­делить, какого статуса или каких удобств мы заслуживаем, но мы уверены, что заслуживаем больше того, что имеем»117.

Человек считает, что он заслуживает лучшего во всем, и когда все про­исходит не так, как он ожидает, проявляется внутренняя дисгармония.

Если другие люди не являются надежным источником для адекватной самооценки, то кто может быть истинным эталоном ценности человека? Тео­логия предлагает таким эталоном сделать Бога. Какова ценность человека с точки зрения Библии?

Писание говорит, что люди сотворены Богом по Его образу и подобию (Быт. 1:26). Иными словами, происхождение человека не имеет никакой связи с животными. Человек не «создался» по «образу и подобию» обезьяны, но был создан по образу и подобию Самого Бога. Это свидетельствует о высоком ста­тусе человека. Еще одним доказательством ценности человека является иску­пление. Для спасения людей Вечный Бог отдает Своего единственного Сына. Никто не отдаст самое драгоценное за то, что не имеет особой цены. Ценность человека определяется ценностью отданной за него Жертвы — Христа. «Цен­ность одной души — кто может определить ее?.. Там, у подножия креста, по­нимая, что даже из-за одного грешника Христос отдал бы свою жизнь, вы сможете осознать ценность одной души»118. Творение и искупление — это два основания, на которых базируется ценность человека. Согласно Библии, чело­век — не просто результат серии мутаций, человек — это больше, чем просто высокоразвитая обезьяна, как считают психоаналитическая и бихевиоральная школы психологии.

Важно обратить внимание на философские взгляды, стоящие за теми или иными психологическими концепциями и взглядами на природу человека. Если человек является продуктом эволюции, то он лишь причуда природы, совокупность рефлексов и инстинктов, другими словами, высокоорганизован­ное животное. Он не обладает природной ценностью. Он обладает наделенной ценностью, ценностью, какой оценивает его государство, в котором он родил­ся, или общество, в котором он живет. Таким образом, ценность он приобре­тает, только достигая успехов и завоевывая уважение.

Библейская концепция ценности человека подчеркивает, что мы, люди, не обретаем ценность в течение жизни. Мы обладаем природной ценностью, ценностью, которой оценил нас Бог. Новорожденный ребенок ценен в глазах родителей не потому, что он красив, умен или многого достиг в жизни. Его ценят потому, что он — их творение. Бог ценит людей также потому, что они суть Его творения. Господь так высоко ценит человека, что запрещает пренеб­режительно высказываться о нем: «Кто же скажет брату своему: "рака" [пус­той человек], подлежит синедриону [верховному судилищу]; а кто скажет "бе­зумный" подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22)119.

Во все времена люди, принимавшие библейскую концепцию ценности человека, становились в своей самооценке независимыми от мнения окру­жающих. В частности, это произошло в жизни апостола Павла. В Первом по­слании к Коринфянам он выразил это следующими словами: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не су­жу о себе» (1Кор. 4:3). Он черпал свою ценность не в одобрении собратьев по вере, а в оценке Бога. Он перестал бороться за свой имидж в глазах других, он перестал быть зависимым от того, что о нем подумают или скажут люди. Он обрел внутренний мир, который до этого не могло дать ему его высокое положение. После того, как он узнал библейскую концепцию ценности чело­века, его самооценка перестала строиться на мнениях и ценностях окружающих людей120   .

Свободой и независимостью от мнений окружающих обладал и Сам Христос. Из Писания известно, что Он часто общался с мытарями, грешника­ми и изгоями общества (Мф. 11:19; Лк. 15:1,2). Общение с лицами низкого социального статуса всегда понижает статус человека в глазах других. Эта за­кономерность еще в большей степени проявляется в случае дружбы с такими людьми. Иисус же дружил с людьми низкого сословия, и Его учениками были рыбаки, однако этот факт нисколько не влиял на Его самооценку. Он не пере­живал по поводу Своего статуса, так как не зависел от критериев, по которым оценивают люди. Библейская концепция ценности ведет человека от фаталь­ной зависимости от мнения окружающих к внутренней свободе.

 

 Изменение личных оценочных конструкт

Отношение человека должно измениться не только к мнениям и ценно­стям социальной среды, но и к самому себе. Наиболее распространенным кон­структом по отношению к себе является верование: «Я должен отвечать опре­деленным стандартам, чтобы думать о себе хорошо»121. Это может выражать­ся в нетерпимости к себе по поводу своих недостатков. Часто это проявляется в перфекционизме различных форм: хорошее выполнение работы, пунктуаль­ность, чистота дома или машины, внешность и т. д.

Люди анализируют себя по категориям, которые приняты в обществе и по которым оценивают их другие. Если человека оценивают по каким-то категориям, то он склонен и сам себя оценивать по ним. Некоторые из этих кате­горий уже были названы выше: красота, ум, материальное положение, попу­лярность в обществе.

Сознавая сам в себе, что он не соответствует этим стандартам, человек прилагает все усилия, чтобы достичь успеха. В этой гонке есть победители, но есть и проигравшие. Но даже те, кто достигают успеха, тем не менее остаются внутренне неудовлетворенными. Они не могут принять себя, так как не терпят любого своего недостатка или несовершенства в каком-то плане. Они убегают от своего несовершенного в физическом, интеллектуальном или эмоциональ­ном плане «я». Они скрывают его под масками, вытесняют из сознания с по­мощью защитных механизмов. Они не могут принять себя.

Библейская теория предлагает прекратить это бегство. «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха» (Притч. 28:13). Сокрытие своих беззаконий, различных недостатков от себя и других, согласно Писанию, ис­ключает возможность успеха. Только честное признание своих проблем при­носит внутренний мир. В этой связи интересна программа, разработанная Со­обществом анонимных алкоголиков. Первым шагом этой программы являет­ся: «Мы признаем свое бессилие перед алкоголем, признаем, что потеряли контроль над собой»122. Таким образом, происходит признание своей пробле­мы, причем не только для самого себя, но и перед членами группы. Это имеет большое значение, так как признание своей проблемы помогает человеку пе­рестать «убегать» от негативных мыслей о себе и принять себя, а признание перед другими позволяет человеку прекратить прятать и маскировать пробле­му от других. Человек уже не боится признать свои эмоциональные проблемы. Признавая свои проблемы перед другими, он перестает бояться, что другие узнают его «настоящее "я"». Он перестает бояться за свою репутацию, так как другие уже узнали его слабые стороны. Завышенный уровень его притязаний падает, и он испытывает внутренний мир. Теперь он не претендует на роль эксперта, с которым все должны считаться, на роль компетентного человека или человека «без проблем». Он начинает принимать себя таким, каков он есть.

Принятие себя, согласно Роджерсу, играет первостепенную роль в ду­шевном выздоровлении человека. Именно на это направлена разработанная им «терапия, центрированная на клиенте»123. Принципы, предлагаемые им в этой методике, были бы весьма полезны при терапии заниженной самооценки.

Возвращаясь к программе, разработанной Сообществом анонимных ал­коголиков, важно заметить, что вторым и третьим шагами этой программы являются: «Мы пришли к убеждению, что только Сила, более могуществен­ная, чем мы сами, может вернуть нам здравомыслие. Мы приняли решение вверить свою жизнь и свою волю в руки Бога, как мы Его понимаем»124. Эта нерелигиозная программа действует только в том случае, если человек при­знаёт существование Силы, более могущественной, чем он сам, и вверяет себя ей.

 

 Библейская концепция ценности человека и ее влияние на три столпа самооценки.

Действительно, именно Бог может восполнить то, что не могут дать общество и близкие люди. Именно Бог восполняет недостающие столпы са­мооценки: потребность ощущать себя любимым — Бог любит человека безус­ловной любовью (Ис. 54:8,10; Иер. 31:3; Рим. 5:6-10); потребность ощущать себя компетентным — согласно Писанию, Бог дает и развивает в людях талан­ты и дары (Деян. 2:1-13; 1 Кор. 12:1-31; Рим. 12:1-8); потребность иметь чув­ство собственного достоинства — Бог ценит человека и признает его достоин­ство, и это достоинство не зависит от его внешности, благосостояния, успеха и т. д. Такое отношение никак не связано с заслугами человека (Пс. 102:10—13; Тит. 3:5).

Подводя итоги, важно отметить, что отличие христианского подхода к преодолению заниженной самооценки заключается в том, что он меняет внут­реннюю суть человеческой души, её ценности и приоритеты. Этот подход свя­зан не столько с корректировкой внешних проявлений поведения, пагубно влияющих на самооценку, сколько с изменением самой сущности человека, его мыслей и чувств. При таком подходе человек становится внутренне неза­висим от хорошего отношения и любви окружающих и начинает ориентиро­ваться на отношение Бога к нему. Одновременно человек освобождается из рабства собственных ложных оценочных критериев и начинает оценивать себя по критериям, предлагаемым Писанием. Он начинает ощущать себя полез­ным, обретая смысл жизни в служении другим через духовные дары. Тем са­мым служение другим помогает ему обрести чувство компетентности. В сово­купности это помогает человеку обрести новое чувство собственного достоин­ства, которое уже не находится в зависимости от мнений окружающих и от удручавших ранее особенностей его личности. Таким образом, самооценка строится на новом, основанном на Писании фундаменте.

Скачать полный текст книги Артема Кузьменко "Различные пути преодоления заниженной самооценки" (pdf).

 

 

Артем Кузьменко

Просмотров: 689 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: