Духовная жизнь (автор Профессор Алексей Осипов) | 18:32 |
О сущности христианстваСегодня я хотел бы попробовать рассмотреть совершенно необъятный вопрос: что такое христианство. Вероятно, вам покажется, что вы и так хорошо знаете эту тему. Может, она вам уже успела надоесть, а тут еще я с ней. Хотя если задуматься – ведь мы изучаем так много дисциплин, так много вопросов связанных с христианством, а вот когда нас просят изложить самую суть нашей веры, мы испытываем затруднение. А в наше время нам особенно важно осознавать, чем интересна наша вера, что составляет ее ядро, каковы ее следствия и почему у нас именно такая Церковь. Так вот сегодня я попытаюсь высказываться только на главную тему, а потом мы с вами поговорим и о других вещах. Итак, обсудим вопрос сущности христианства. И затронем еще один момент: чем сущность православия отличается от сущности христианства. Это не разные вещи, как может показаться в начале, а практически одно и то же. Но теперь спустя 2000 лет православие стало рассматриваться как одно из направлений христианства, как одна из его ветвей наряду с многими другими направлениями. И именно в этом ракурсе приходится говорить о специфических чертах православия. Но об этом в другой раз, а сейчас попытаемся осветить сущность христианства. О чем говорят все религии? К чему они призывают человека? Что утверждают все мировоззрения? Чтобы ответить на этот вопрос, мне кажется, надо просто посмотреть на самого себя и на других. Посмотреть со следующих позиций: а что собственно ищет человек, к чему он стремится? Я говорю не о наших сиюминутных хотениях, которых у нас бесчисленное множество. Необходимо задуматься, откуда все они исходят, и куда устремлена наша душа. Думаю, есть одно слово, с помощью которого можно выразить стремление всего человечества. Если использовать философский термин, то человек всегда ищет «благо». Выражаясь мирским языком, мы постоянно стремимся к счастью. Это благо, счастье, блаженство в религиозном лексиконе часто именуется Царством Божьим. Кстати, запомните, «Царство Божье» – это не рай, а состояние, которое согласно евангелию «внутри вас есть». В философии идея блага выражалась различным образом. Я не буду подробно на этом останавливаться, просто упомяну. Философы все время говорят о поисках истины. Надеюсь, вы все знаете, что такое Истина. На самом деле истина – это нечто действительное, то, что есть на самом деле. Если мы говорим о том, чего не существует, то какая же это истина? Это уже надувательство, а не истина. К тому же, истиной является знание чего-то верного, правильного: будь то направление жизни или функционирование машины. И чтобы не ошибиться, нам необходимо поступать правильно, в том числе следуя законам нашего бытия. Тогда по логике я, видимо, не только буду чувствовать себя хорошо, но и смогу получать в результате этой правильной жизни много пользы для себя. Если же я вдруг сознательно или неосознанно начну поступать вопреки законам, совершенно ясно, какие последствия будут иметь место. Посмотрите, например, какие кризисы сейчас существуют. Яркий и доступный для понимания пример – экологический кризис, обусловленный неверным путем развития прогресса, неправильным отношением к природе, таким же использованием природных ресурсов, неправильным развитием цивилизации. Вполне естественно полагать, что вслед за неверными поступками можно ожидать самые отрицательные последствия. О, как велико знание истины! Когда мы ее знаем, когда мы правильно представляем себе наше бытие, действуем в соответствии со своей природой, осознаем законы этой природы, то, по-видимому, следуя этим путем, сможем достичь блага. Ибо правильное удовлетворение человеческих потребностей приносит человеку благо. Я так долго говорю об этих вещах по вполне простой причине. Мне хочется показать вам, что философское искание истины, человеческое стремление к правде и справедливости, стремление каждого живого существа к наслаждению сводится к одному и заключается в идее блага, блаженства, счастья. Эта основная точка. На обретение счастья направлены все силы души человека. И каждое человеческое мировоззрение (посмотрите историю философии), каждая религия делает его своим центром, средоточием, стержнем. Думаю, против этого положения возражать никто не будет. Таково свойство человеческой природы. Исходя из этого мы с вами сможем рассуждать, как понимает этот вопрос христианство. Что оно говорит о благе и чем отличается от других воззрений? В христианстве есть положения, которые мы не найдем нигде. Причем это не второстепенные элементы, а принципиальные и серьезные вещи. Их важность невозможно переоценить. Первое с чем связано понятие «благо» – даже не с идеей Бога. Идея Бога присутствуют во многих религиях. И даже не с идеей вечной жизни. Первое, о чем я бы хотел поговорить – это о понимании человека. Вот только что мне в Дубне, какая-то последовательница сикхов подарила великолепно отпечатанный сборник с большим портретом одного из современных святых сикхов, неким –Бабой-сикх. Я посмотрел кое-какие его статьи и прочел его воззвание к народам России, ко всему миру. Мне оно показалось довольно интересным. Представляете, человек обращается ко всему миру. Собственно для меня ничего удивительного в этом нет. Я хочу обратить ваше внимание на то, что является основополагающей доктриной Сикхов, из которой проистекают все последующие выводы. Согласно этой доктрине человек по своей природе здоров, но целый ряд факторов нарушает эту здравость и делает человека несчастным. Я говорю об этом вот по какой причине: христианство предлагает беспрецедентное понимание человека в истории всерелигиозного сознания. Кроме того, Баба Сикх говорит, что религия одна, а все прочие религии являются ничем иным, как дисциплинами и что все руководители и родоначальники религий едины. Но я вам скажу, что он глубоко ошибается. Мне вообще интересно было почитать эту литературу и познакомиться с так называемым естественным богопониманием, естественной религией, с их образом мысли и мироощущением. В общем, согласно учению этого просветителя, мы – изначально хорошие, но не умеем жить. И стали плохими. И вот с его помощью мы можем узнать, как правильно жить, чтобы стать опять хорошими. И в этом Христианство утверждает другую и, кстати, совсем неприятную вещь. Я понимаю, почему христианство часто принимают не искренне, а большей частью интуитивно, следуя обычаю. А искренне и с полным пониманием христианство принимают не часто. Дело в том, что оно утверждает, что человек создан Богом. Это вы знаете. Как и то, что многие религии с удовольствием признают тот же факт, но говорят о том, что человек создан прекрасным, великолепным. Однако христианство заявляет, что в силу грехопадения природа человека глубоко изменилась и глубоко повредилась, а еще точнее – природа человека оказалась поражена в корне и стала смертной. И проявление смерти, которое мы наблюдаем в обычной жизни, на самом деле есть не что иное, как видимый результат пораженности человеческой природы. Это поражение, повреждение, искажение называют различными терминами. Ну, вот в богословии существует такой термин, как «первородный грех». Под грехом в данном случае подразумевается не акт, совершенный прародителями, а состояние, в которое впала наша человеческая природа в результате отпадения от Бога. Для более яркого восприятия я приведу такой пример: представьте себе водолаза, который погрузился в волны прекрасного моря и связан с кораблем шлангом, через который он получает питание и кислород. Что произойдет с ним, если он, не желая подчиняться поступающим с корабля требованиям, возьмет нож и перережет шланг, чтобы обрести свободу? Как утверждает христианство, именно такой разрыв и произошел у человека с Богом. Здесь имеется ввиду духовная связь. Чтобы понять, что такое «духовная связь», можно представить ставшие обременительными отношения между бывшими возлюбленными. К сожалению, это часто случается в браке. Муж и жена вдруг ощущают, что они совершенно чужие люди. Совсем недавно были родными, и вдруг произошел разрыв всех эмоциональных связей. Это страшное внутреннее ощущение, которое невозможно передать никакими словами. Так вот и в нашем случае произошло глобальное нарушение внутренней связи между человеком и Богом. Вот этот шланг, соединяющий человека с источником жизни, оказался поврежденным. Что за этим последовало, мы знаем. За разрывом обычно следуют серьезные необратимые процессы в организме. Христианское вероучение описывает, что случилось с человеком: у него произошло расщепление свойств души на самостоятельно функционирующие части. В частности говорят о выделении в самостоятельные трех главнейших свойств: ума, сердца и тела. Григорий Богослов, Семен Новый Богослов и целый ряд отцов указывают именно на них. Порой говорят о двух компонентах: духовном и телесном. Хотя Василий Великий, например, пишет о том, что человеческая природа в результате такого разрыва оказалась раздроблена на тысячи частей. Но мы все-таки будем выделять три основных компонента. Учение отцов происходит не из каких-то философских размышлений. Нет. Сама реальная жизнь свидетельствует о том, что в нашей человеческой природе действительно присутствует страшный изъян. Об этом великолепно говорит как история всего человечества, так и жизнь каждого отдельного человека. Я попытаюсь сейчас показать, что учения отцов о расщеплении человеческой природы – это не просто какая-то идея, а, если хотите, факт, подтверждаемый всей историей существования человека на земле. Вернемся назад. К чему всегда стремится человечество? Ну, конечно, к счастью. В чем человек видит счастье? В согласии, в справедливости (несправедливость всегда вызывает возмущение, правда же?) Но совершенно очевидно, что с человечеством все происходит с точностью до наоборот: брат убивает брата, Каин убивает Авеля… Почему, в чем дело? По всей видимости, по большей части в зависти … Зависть вообще жуткая вещь. О ней Василий Великий пишет «И не зарождалось в душе человечества более пагубной страсти, нежели зависть». Люди убивают близких, дальше-больше. Чтобы найти примеры, достаточно почитать историю. Не перестаешь поражаться непрекращающимся воинам, страшнейшей эксплуатации, насилию, рабству, убийствам. Боже мой, цивилизация сменяет цивилизацию путем насилия и войн. Человечество, где твой разум? Каким путем ты ищешь счастья? А если возьмем жизнь отдельного человека. Каждый знает, как страсти и страстишки омрачают нашу жизнь, губят ее. Вроде бы все у человека хорошо. Так ведь нет, он завидует и совершает скверные поступки, тщеславится и жаждет похвалы, питается и объедается до болезненного состояния (так, что его выносят на носилках). Скажите, пожалуйста, разве так поступает умный человек? Самым безумным оказывается умное существо, именуемое человеком. Вы прекрасно понимаете, что иллюстраций здесь можно привести бесчисленное множество. Все они свидетельствуют об одном: о поразительном безумии человеческого ума, о поразительной бессердечности человеческого сердца, об удивительной издевки нашего тела над нашим умом и над нашей совестью. Наши ум, сердце и воля оказываются подобны «щуке, раку и лебедю», которые действуют обособленно. Христианство утверждает страшную вещь: тот, о ком говорят «человек – это звучит гордо» оказывается … стыдно сказать, нагим, нищим и убогим. И самое печальное – сам человек этого не видит. Он считает себя хорошим, духовно здоровым и доказывает на каждом шагу всем своим поведением, всеми реакциями на высказываемые в его адрес замечания, что он – это нечто значительное. Именно это состояние христианство и именует «пораженностью» человеческой природы. Задумайтесь, речь идет даже не о личностном грехе, а о масштабной пораженности. И вот христианство говорит, что каждый из нас, являясь носителем этой пораженности и оказывается неспособен устранить ее. Можно что-то немного изменить, временно улучшить, но испорченность все равно живет в нас. Если я сейчас не раздражаюсь, это не значит, что через мгновение я не преображусь и не покажу себя совсем другим человеком, которого даже порой сложно узнать. Христианство говорит о том, что подобное повреждение произошло в результате грехопадения человека и носит уже наследственный характер. Образно выражаясь, данное «жало смерти» или, лучше сказать, «дурная» природа, берущая начало от грехопадения первых людей (Адама и Евы), стала нормой всех последующих потомков. Вы только подумайте, представьте себе, что человек уже при рождении поражен смертельной болезнью. А мы не верим в это, строим грандиозные планы, смело смотрим в будущее. Со стороны посмотришь и скажешь «М-да … бедный ты бедный, человек. Тебе осталось жить всего ничего, а ты что делаешь?» Наш прогресс, которым так гордится человечество, в конце концов, привел нас к тому, что мы сейчас говорим о нем с напряжением. Как о чем-то страшном. Если человечество вскоре не перейдет на другие рельсы жизни, то мы окажемся перед неминуемой гибелью. Исцелить себя (то есть, изменить или переделать) ни один человек не сможет. Вот почему христианство утверждает, что для изменения этой ситуации требуются силы не человеческие, а сверхчеловеческие. Если Бог не поможет нам избавиться от этой наследственной болезни, то нас ожидает гибель: не только телесная, но и, что более страшно, гибель духовная. Кто, скажите, может меня избавить от страстей? Ну, что сделать чтобы, к примеру, перестать завидовать? Легко сказать «не завидуй!» А как я могу не завидовать, если у другого есть то, чего у меня нет? Как здесь не будешь завидовать, ведь позеленеешь же от зависти, правда же? Легко сказать, трудно сделать. Так вот прежде всего христианство рассматривает человека в его настоящем состоянии, как существо поврежденное. Отсюда проистекает главнейший догмат, на котором основано христианства. Христианство утверждает что Христос, богочеловек, есть сам Бог, Бог слова или сын Божий, который принимает на себя, (на себя! слышите?!) больную и смертную человеческую природу. И через страдания и смерть он восстанавливает природу человека в самом себе. Такое восстановление имеет колоссальные последствия для всей последующей жизни людей, ибо открывает им чудесные возможности, которых не было ранее. Христос дает возможность духовного рождения каждому человеку, который понимает свою суть и принимает семя новой жизни. Наше настоящее глубоко болезненное состояние явилось естественным следствием грехопадения первых людей, и потому мы уже рождаемся в нем без нашего на то согласия и соизволения. В отличие от рождения на свет новое духовное рождение человека сопряжено с его знанием и волей, с признанием истины. И только если человек признает во Христе истину, увидит в нем Спасителя, у него произойдет духовное рождение. Тогда в человеке начинается процесс возрождения, духовного восстановления, приобщение к истинному благу. Ведь то благо или счастье, которое ищет человечество, оказывается поразительно безумным. Посмотрите, какие телесные, психические и душевные силы тратят люди на достижение так называемого счастья. На какие отчаянные шаги они идут, какие совершают преступления, чтобы достичь своего счастья. Неужели мы не понимаем, что в любой момент можем покинуть эту землю, это мир? Кто из нас знает день своей смерти? Никто! Так где же твой ум, человек? Ты знаешь, что ты смертен, но, часто нарушая человеческие и Божеские законы, отдаешь все свои силы на приобретение «счастья», которое может лопнуть в мгновение ока, как мыльный пузырь. Где же, где же твой разум? Каждый день же ты хоронишь людей и не задумываешься о собственной смерти. К какому счастью ты стремишься, человек? Нельзя же назвать счастьем состояние, когда перед смертной казнью тебе дают возможность наестся любимыми лакомствами! Неужели эту трапезу мы будем считать невероятным блаженством? Но не этим ли занимается человечество, когда перед смертью желает приобрести и то, и это, желает насладиться одним, другим, третьим. Где же разум? Ясно, что есть два принципиальных мировоззрения: есть Бог и вечная жизнь или ничего нет. Но если в первом случае открывается смысл, то в другом остается одна мрачная бессмыслица. Помните, мы с вами обсуждали кредо атеизма «Верь, человек, тебя ожидает вечная смерть, и не знаешь в какой момент». Так вот христианство, в отличие от этого поистине безумия (знакомишься с ним и начинаешь понимать, почему апостолы пишут, что мудрость мира сего есть безумие пред Богом) говорит совершенно о другом. Христианство утверждает, что жизнь открывается, когда есть возможность победить смерть. Мы сейчас с вами не касаемся подробностей, а говорим о самой сути. Согласно христианскому учению Христос побеждает смерть в самом себе, своим воскресением свидетельствует эту победу и дает возможность каждому человеку приобщиться через себя к вечной жизни. Если есть перспектива вечной жизни, тогда можно верить в счастье. Ведь вечная жизнь и есть счастье. А что касается желанных материальных благ, то их можно сравнить с куском золота, который нам дали немножко подержать. Или другой пример. Вам надели на голову царскую корону со словами «И как, хорошо, нравится? Ну, ладно. И хватит с тебя, голубчик. А теперь голову долой вместе с короной». Христианство же говоря о вечной жизни и о Христе, как источнике бессмертия, открывает человеку дорогу к истинному счастью. Оказывается, оно заключается не в мирских благах, а в глубине человеческой души. Помните «Царство Божье внутри вас есть»? А как оно достигается, и какие для этого требуются средства – это уже другой вопрос. Христианство уникально в том смысле, что оно представляет другое понимание и самого счастья, и средств для его достижения. Христианство предупреждает каждого человека: «Смотри на себя. Знай, что твоя природа больна. Не доверяйся своим мыслям. Единственное правило, которое ты должен соблюдать – относись к каждому человеку так, как учит Евангелие. Так ты взрыхлишь почву своей души и взрастишь плоды того блага, к которому стремишься». Вот в чем суть христианства. Знаете, как много существует неверных трактовок. Думаю, нам с вами будет небезынтересно поговорить о них. Хочу немного остановиться на вопросе неверного толкования сути христианства. Есть несколько моментов, которые заслуживают внимания. Первое, исторически первое и важное заблуждение в отношении христианства заключается в том, что его рассматривают как некое продолжение ветхозаветной религии и даже иудейства. Вы помните, христианство звали сектой иудейской. Римские историки так и понимали христианство, поскольку все проповедники были евреями, иудеями. На самых первых порах многие апостолы даже посещали иерусалимский храм и приносили жертвы. Процесс зарождения церкви только начинался, и еще не было ясного понимания и четко выраженного представления событий ветхозаветной религии. Однако дальше история открыла интересные вещи. Во-первых, иудейство восстало всеми имеющимися средствами против христианства. Послы из Палестины пошли во все народы с целью настроить людей против христианства. У Иустина Философа есть очень интересные мысли в его разговоре с Трифоном – иудеем. Иудейство посылает гонцов во все концы, которые доходят даже до правителей. Начинается жестокое уничтожение христианства. Почему-то об этом сейчас не говорят, не принято, видите ли. Говорят о другом – о вытеснении евреев христианской церковью. Иустин Философ говорит о том, что христиане не испытывали к ним ненависти, наоборот за них молились и просили Бога открыть им истину. Когда произошла Реформация, иудейство опять подняло голову. Вы знаете, что протестантизм одним из первых начал борьбу с иконами, с изображениями. Хотя могу сказать, что современные кальвинистские реформатские храмы ничем не отличаются от синагоги. Обращение к Ветхому завету усиливается, и сейчас уже можно констатировать, что западное христианство находится целиком и полностью под влиянием Ветхого завета. Все христианские истины интерпретируются через Ветхий завет, особенно нравственные истины. А Ветхозаветный мир – это направленность на благоденствие земное. В настоящее время идет мощная иудизация христианства на Западе. В этом отношении особенно усердствует папа Римский. Складывается такое ощущение, что он руководит этим процессом. Некоторые его заявления просто поражают: или Папа не хочет думать, или он преклоняется перед финансовой силой. При Ватикане существуют Папские Советы. Один из Папских Советов занимается, например, вопросами христианского единства, другой – диалогом с другими религиями. Вопросы диалога с иудейством объединяются с вопросами по христианскому единству. Т.е. опять оказывается, христианство и иудейство сводится в одно. Возникает вопрос: а почему собственно? Ответ: «У нас одна Библия». Так разве дело в Библии? Сущность христианства – Христос, Спаситель. А для иудейства Христос – лжемиссия! Лжемиссия, слышите? И такая разница имеет место не смотря на то, что у нас одна Библия. Так как же мы можем говорить о единстве и похожести? Выходит, иудаизм – совершенно другая религия. Абаджи, к примеру, говорит что Иисус – это пророк. Мусульмане называют Иисуса пророком. Совершенно другие религии, но они не относятся к Иисусу, как к лжемиссии. Возьмем выступления Иоанна Павла II в Ватикане в октябре 1997 года. Тогда проводился симпозиум по корням антииудаизма в христианской среде. И вот что Иоанн Павел II сказал об иудеях: «Этот народ призван и ведом Богом, Творцом неба и земли. Поэтому его существование не принадлежит к одной только сфере природных или культурных явлений, в том смысле в каком человек при помощи одной только культуры развивает свои природные ресурсы. Существование этого народа является фактом сверхестественным. Это народ Завета и таковым он останется, не смотря ни на что, даже на неверие людей». Это что такое? Мы знаем, что Христос говорит: «Придут люди с Востока и Запада, с Севера и Юга и возлягут с Авраамом Исааком, а сыны Царствия будут изгнаны вон». Это он говорил об иудеях (сыны Царствия)!!! НичегоХристос, видно, не понимал, когда говорил фарисеям – иудеям: Ваш отец – дьявол, и вы похоть отца вашего творите. Или рассказал им притчу о виноградарях, после которой иудеи – фарисеи прекрасно поняли, о чём идёт речь. Что Папа Римский не знает этого? Не читал никогда Священного Писания? Как можно говорить такие жуткие слова – «даже если народ неверен». Т.е. распинатели Христа, оказывается, всё равно остаются близкими к Нему?. Иуда значит, предал Христа и всё равно его Бог ему верен? Так вот, одно из глубоких заблуждений (я не знаю, действительно ли Иоанн Павел II заблуждался или сознательно это говорил, Бог ему судья) заключается в понимании христианства как продолжения Ветхого Завета. Ветхий Завет был только тенью, неким образом будущих благ. И при том образом несовершенным! Поэтому Иоанн Златоуст говорит, что Ветхий Завет отстоит от Нового Завета, как земля от неба. Как земля от неба! Но в нашем веке после двух тысяч лет существования христианства оно снова рассматривается как секта иудейская (пока только на Западе, но дойдет и до нас). Второе неверное понимание христианства сводится к его философскому восприятию: христианство рассматривается как новая доктрина, новое ученье, которое сообщило человечеству массу новых неведомых дотоле идей. Мы поговорим об этом потом. Христианство действительно представляет собой беспрецедентное учение в отношении многих истин. Только здесь Бог понимается как Бог единый, но в трех лицах. Христианство – это то новое учение, которое должно преобразить мир. Почему не распространено такое восприятие христианства? По простой причине: большинство христиан почти ничего не знают об этом учении. Они знают немного о Христе, о его крестных муках и Воскресении, но не с какими богословскими тонкостями они не знакомы, да и не видят того особого глубокого смысла, который приводит в восхищение многих философов и мыслителей. Народ просто верит в Бога и мучеников, которые стали святыми, совсем не зная тонкостей чудесного ученья. Хотя дело совсем не в учении. Дело в факте сверхестественного явления в мир самого Бога. Действие, которое до сих пор остаётся поразительным. Я хочу сказать, что, конечно, существо христианства не в учении. Если бы так было, Христос ничем не отличался бы от того же Будды, Конфуция, Мухаммеда, Заратустры, того же Пифагора, Сократа и т.п. Всё учение мог бы преподнести и Иоанн Креститель. Суть христианства заключается в жертве Христовой. Поэтому Крест остаётся символом христианства. Необходимо помнить, что Крест – это символ жертвы, а не ученья. Ученье – это то, что необходимо для принятия этой жертвы. Мы бы не могли понять этой крестной жертвы, если бы не было учения о Боге-Троице. То есть, в христианстве учение является вторичным. И Христос в первую очередь не учитель, а Спаситель! А учителем он является во вторую очередь. Поэтому любого другого учителя и основателя религии можно заменить и не важно, кто явился основателем религии: Мухаммед или Будда. В конце концов, какая разница, Бог может говорить через каждого. Но если бы в христианстве не было Иисуса Христа, всё моментально рассыпалось бы. Повторюсь, дело не в учении. Если бы заявили, что Христа не было, а учение преподнес Павел, Христианства бы не стало. Только жертва Христова составляет суть христианства. Научить людей мог бы любой из пророков. Столь же неверным является и восприятие христианства, как нового закона Божьего. Нового закона! Вот это обрядово-законническое восприятие христианства является ничем иным как энерцией, имеющей свои корни в Ветхом завете и языческих религиях. Каждому человеку хочется спастись. А как? Христианство говорит, что человеку нужно измениться, пытаться приблизиться к образу Христа. Мы уже говорили, что измениться нам крайне сложно, потому что мы не можем совладать с нашими пороками: завистью или тщеславием. Но есть другой способ борьбы с ними – с помощью Церкви. Человеку в помощь предоставляется огромное количество самых разных средств: строятся храмы, устраиваются богослужения, проводятся молебны, панихиды, акафисты, разные тропари, устанавливаются посты, индивидуальные правила и т.д. Всё это есть средства, которые призваны помочь человеку изменить себя. Так вот и возникает тенденция воспринимать эти средства помощи как необходимые и достаточные условия для спасения человека. Многие думают, что если он крещён, ходит в церковь, исповедуется и причащается, подает записки, получает просфоры, служит молебны, соблюдает посты, а если ещё и читает утреннее и вечернее молитвенное Правило, то тогда к нему невозможно придраться. Он ведь праведный человек! Не то что другие. У Феофана Затворника есть замечательная фраза: «Сам дрянь дрянью, а всё твердит «несьм якожу прочие человецы». Очень хорошо сказано! Обрядово-законническое восприятие христианства, сведение его к исполнению набора правил и непонимание того, что эти средства выступают вспомогательными, является в корне неверным! Запомните, что основным является соблюдение Заповедей. Заповеди же состоят в другом. Дьявол спрашивает Антония: «Антоний, ты мало ешь?» – «Я совсем не ем». «Ты мало спишь?» – «Я совсем не сплю». На это говорит дьявол: «Не этим ты меня победил!» Да и Христос говорит нам о том же «Блаженны чистые сердцем». А вообще хочу сказать, что обрядово-законническое восприятие христианства – это жуткая вещь, которая особенно сильно поражает примитивное народное сознание. Оно духовно убивает человека, потому что внушает ему, что стать праведником легко. Тогда наступает беда. С такими «праведниками» очень сложно что-то сделать. Недаром их называют «святой сатана». Они казалось бы делают всё как положено и вроде не к чему придраться. Но я вам скажу, что их восприятие является одной из страшных угроз христианскому сознанию. Эта страшная болезнь существует в каждой религии и, более того, в каждой Церкви. С этим явлением необходимо бороться всеми силами души! Всегда нужно знать Заповеди Христовы, исполнять их и помнить о том, что все церковные установления являются вспомоществующими средствами, которые оказываются полезными только тогда, когда мы используем их именно как средство для соблюдения заповедей. Что проку, если я соблюдаю пост, но при этом загрызаю человека? Благодарим за помощь в обработке материала Наталью Косову и Ольгу Тельнову. | |
Просмотров: 675 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |