Реальная жизнь (автор Владимир Гурболиков). | 18:49 |
Реализм – это не цинизмСуществует такое представление, что есть какая-то грубая нехорошая, реальная жизнь, в которой нет места сказке. И наоборот, что есть сказка, которая противоположна реальной жизни. Например, кто-то читал, кто-то фильм смотрел: «Алые паруса». История про девушку Ассоль, дочку рыбака, которую все считали дурочкой, потому что она мечтала о том, что когда-то явится капитан на корабле с алыми парусами, влюбится, возьмет её с собой, женится, и они будут жить вместе всегда. Но в какой-то момент так и произошло. Вот обычно такого рода сказочные истории противопоставляют правде. Многие вздыхают, говорят: в реальной жизни, даже если всё началось так прекрасно, Ассоль станет некрасивой, муж её разлюбит и т.д. Люди начинают себе представлять, как бы могла сложиться реальная жизнь этой пары. Примеряют, смотрят, сколько гадости и мерзости вокруг происходит. И говорят – всё было бы плохо. Потому что быт и человеческая природа обязательно всё бы испортили. Людям свойственно волшебное и романтическое заранее отделять от реальной жизни, а реальную жизнь заранее считать местом, где ты, как реалист, не должен быть рыцарем, не должен быть этим капитаном, который готов поднять алые паруса. Не должен верить, как верит эта Ассоль в то, что возможно чудо. Так ли это? Разобьется ли счастье Ассоль и Грея об этот реальный мир? И от кого это зависит? Больше всего это зависит от их веры друг в друга. Да, их чувства будут меняться, их отношения не будут простыми. Это правда. Но если они верят, что они не случайно встретили друг друга, и не зря она мечтала, и не зря Грей шил алые паруса, если они будут верны своему выбору и будут каждое испытание, и каждую вдруг возникшую ссору, возникшую холодность, возникшую беду, вставшую на их пути трудность воспринимать как то, что просто нужно пройти, чтобы потом стать еще ближе, и глубже друг друга понять и узнать что-то друг о друге и о себе самих, то они преодолеют всё. И сказка всё равно закончится счастливо. А если они поверят что всё побеждается житейским, если они станут циниками, то, конечно, их отношения обречены. Всё зависит от человека. Счастливую сказку делает человек. И делает не мечтательностью, а правильным отношением к другому человеку. А правильное отношение – это и есть подвиг. Вроде бы, действительно, между романтической светлой сказкой и былью очень большая дистанция, да? И, тем не менее, зачастую сказка становится былью. У тех, кто в нее верит. Могут ли люди любить друг друга всю жизнь и скончаться в один день? Могут! Петр и Февронья – русские святые. Они прожили вместе, любя друг друга всю жизнь и умерли в один день. И даже во гробе их не могли разделить. Их похоронили вместе. И сейчас можно приехать в Муром и в монастыре поклониться их гробу. В нашей жизни всё может быть, если мы увидим в ней то, что она имеет общего со сказкой. В сказке нас испытывают чудовища, драконы, злые волшебники, разбойники, злодеи. Персонажи разукрашенные, разодеты нами в причудливые формы. В жизни мы их, естественно, не видим, да? В жизни мы видим совершенно другое: свою лень, усталость, равнодушие, нежелание делать то, что тебе говорят, страшную жалость к себе и нежелание тратить время на другого человека. Надо просто понять, что вот эти вещи и есть те самые злодеи, преодолев которых, ты совершаешь тот подвиг, который возвращает сказку в реальную жизнь. Если ты поймешь, что главное для тебя не то, что люди часто называют безумной любовью, потрясающими страстями и так далее. Не это сделает тебя счастливым и не это вернет сказку в твою жизнь. А понимание того, что за маленькими вещами: почтительным отношением к своим маме и папе, умением быть верным, неприятием собственной лени, страха и эгоизма. За этим и скрывается настоящее рыцарство, настоящий подвиг. При таком отношении к жизни Бог человека награждает. При том, что тот может оставаться нищим, скромным, простым, внешне очень мало состоявшимся, малоуспешным как сейчас говорят, Бог может подарить ему настоящее счастье, и дать ему те самые сокровища, которые увенчивают в сказках Золушку и других героев. Порой без всяких внешних признаков этого. Это часть реальной жизни. – Чтобы увидеть сказку вокруг себя, нужно самому вести себя так, как ведут себя герои этих сказок. Чтобы встретить принцессу, надо самому быть принцем? – Да, надо быть принцем, и понимать что благородство принца, настоящее благородство, оно в очень простых вещах содержится, и что, может быть, в жизни мы не встретим драконов, но волшебство совершается в простых, самоотверженных движениях человеческой воли, человеческого сердца. Над которыми очень многие в окружающем мире, как в сказках, смеются и считают, что ничего настоящего не происходит, не верят в алые паруса. Сказка не наступит до тех пор, пока мы будем на стороне этих насмешников, пока мы не поверим в сказку и не станем себя вести как настоящие герои. – Но как тогда вот отличить вот эту светлую сказку, от какой-то вот лживой мечты, которыми живет на самом деле очень много людей? Мечты о всякой «халяве», которая так же вредна, как циничный псевдореализм. – Настоящую жизнь можно отличить тогда, когда ты начинаешь серьезно задумываться о других людях и думать о том, что ты можешь сделать для них, а не для себя. Вот. И когда ты начинаешь трезво видеть в себе вот те самые качества, которые отличают отрицательных или вообще «никаких» сказочных персонажей – тех, кто олицетворяет собой толпу. То есть людей, которые заняты собственными проблемами и только ними. Именно они и есть мечтатели о «халяве». Золушкина мама с дочками – это мы, это наше обычное состояние. А Золушка, которая ничего для себя не просила и даже боялась попроситься на бал, куда она имела все права пойти, и не сказала ни одного слова упрека своим близким – вот это настоящий герой. И не нужно ждать вознаграждения за свою любовь. И не нужно с жизнью торговаться. Нужно сделать героическую вещь – поставить себя хоть немножко ниже, чем люди, которые тебя окружают. И попытаться жить не для себя самого, а для них. Почти все сказочные герои потому и оказались сказочными, потому в сказку и вошли, потому что совершали что-то для другого. Умели терпеть ради него и умели любить. Не себя, а другого. – Та же Ассоль ничего не сделала. – Та же Ассоль любила своего отца, прощала своих односельчан. И верила. Когда ты не стремишься найти ничего, чтобы мне, МНЕ стало хорошо. Вот если ты вопреки логике не делаешь, не ищешь своего, то ты находишь. Если ищешь – ты теряешь. И в этом загадка. И в этом волшебство. Настоящее волшебство. – Люди часто имеют большие иллюзии относительно самих себя. Не может ли так получиться, что человек на самом деле является кем-то вроде мачехи или её дочки, а воображает себя Золушкой или Ассолью? Вот как распознать, кто есть кто на самом деле? – Есть такие слова у православного старца: «не презирай обыкновенного». Если вы попадете в сказку, то вы скоро привыкнете и обнаружите, что всё, что есть в сказке, с точки зрения героев – вещи обычные. Хотя они, попав к нам, бы удивились стиральной машине или электрической плите. И посчитали бы, что мы с вами живем в волшебном мире. Правильно? Поэтому «самое главное не увидишь глазами, увидишь сердцем», как написал Экзюпери. Я привел этот пример не для того, чтобы вы поделили окружающий мир на мачеху, великана и принца, а чтобы вы поняли, что происходящее вокруг вас очень важно, и что вам тоже даны свои испытания, и что главный подвиг человека, как и в любой хорошей сказке, по-настоящему озаботиться другим человеком и помочь ему. Как, например, в сказке «Снежная королева». Для этого совсем не обязательно идти на серный полюс за снежной королевой в Лапландию. Иногда для этого нужно помыть посуду или сходить в магазин. Иногда достаточно не расстроить родителей. Иногда нужно отказаться от приставаний человека, который тебе нравится, но не хочет быть честным по отношению к тебе. Ради него сделать это, потому что совершённая подлость повредит в первую очередь тому, кто её совершает. Нужно понять, тем не менее, что в сказке зло названо снежной королевой, а в жизни зло названо грехом и пошлостью. Но по сути нет никакой разницы. Делать надо одно и то же. Жить ради другого человека. И не совершать греха. И тогда окажется, что жизнь твоя будет сказкой, и другие вспомнят её как чудо. Этому в истории много примеров. – Мне кажется в некотором смысле, что мы сейчас говорим о первичности духа над материей. Люди считают, что грубость вот этого реального мира довлеет над нашей жизнью. Мы же можем своим отношением к этим вещам совершенно изменить этот мир. – Как мы мыслим, насколько мы понимаем мир – той стороной он может повернуться к нам. Но это не значит, что материальные вещи не существенны. Скорее наоборот, нужно понять, что как раз в них может скрываться что-то необычное и что-то важное. Нам кажется, что что-то важное происходит у рыцаря, у которого в руках щит и меч. И ничего важного не может быть у мамы с тремя детьми, которая подходит, чтобы еще раз постирать пеленки младшему. У неё нет этого таинственного щита и меча. Лишь эти противные куски материи. Не обманывайтесь, это и есть её волшебные щит и меч. Не презирайте обыкновенное. Умейте разглядеть это. Просто отнеситесь с уважением к тому, что нам дано. Для тех, кто читает сказку, волшебно то, что внутри неё – ковер самолет. Для того человека, кто живет в сказке, волшебными были бы электроплита и стиральная машина. А на самом деле волшебство не в вещах, а в правильном отношении к жизни. Правильное отношение к жизни введет к подвигу. Волшебство в том, что в жизни может быть смысл, и жизнь может оказаться не напрасной, не случайной так же, как в сказке события могут привести к удивительной победе. Жизнь может иметь, высокий смысл, несмотря на то, что вся жизнь состоит из внешне скучных и привычных для нас вещей. – Говоря на эту тему, нельзя не вспомнить Дон Кихота, который жил в некоем вымышленном сказочном мире и с точки зрения окружающих прожил свою жизнь как неудачник. Был ил он неудачником? Если был, то в чем его ошибка? – Хочу сказать, что ошибка у Дон Кихота есть. Уже давно фраза «борьба с ветряными мельницами» носит отрицательный смысл. Ничего хорошего нет в борьбе с ветряными мельницами. Дон Кихот не хотел видеть того, что мучает и по-настоящему тревожит настоящих людей, не видел душу настоящих людей. Он придумывал тревоги. Он сочинял людей, так же как многие рисуют себе образ любимого человека и не хотят видеть реального человека, о котором они вздыхают. Вместо того чтобы видеть, что это за человек и что нужно его сердцу. Это свойственно влюбленности, особенно в юности. Некая юношеская капризность не хочет любить настоящее, а придумывает себе что-то и в какой-то Даше или в каком-то Васе воплощает себе месту о принцессе (о принце). Но при этом совершенно не хочет разбираться в том, что происходит в Дашиной жизни, или о чем переживает Вася. Это очень часто так бывает, и потом такой человек обижается, обнаружив, что герой оказался совсем другим. А обижаться тут надо только на самого себя. Вот эта часть донкихотства, она как раз и является ошибочной. Другое дело, что когда писался роман, Сервантес собирался в нем высмеять рыцарские романы этого времени вот с этим рыцарством, благородством, борьбой со злом. Это было время, когда рыцарство уже отошло в прошлое, и рыцари вошли на страницы литературы, и это начало уже всех раздражать. Сервантес решил это высмеять. Но прошло время. Ну, всего какие-то 100 лет после написания, и вдруг оказалось, что уже никому не смешно. Что людям нравится то, что Дон Кихот верит. Что им плохо от того, что вера разрушена, и они сочувствуют даже тому, что он налетает на эти ветряные мельницы с копьем. И они не хотят смеяться. Это очень хорошо. Это тоже некоторая правда о Дон Кихоте и о людях. Хорошая правда. Но в этом Дон Кихот и ошибался – в том, что он не хотел видеть реальных людей. Не хотел быть рыцарем, который борется за людей по-настоящему, а не бьет ветряные мельницы. Не туда обернулся. | |
Просмотров: 514 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||