Самоутверждение (автор Гурболиков Владимир Александрович). | 18:52 |
Протест – неудачный способ самоутверждения– Как Вы думаете, что такое подлинное самоутверждение и каковы ложные и истинные пути к самоутверждению, которые совпадали бы с путями обретения и должного применения свободы? Какие советы вы могли бы дать подросткам, которым эта тема наиболее близка? – Дело в том, что юному человеку очень хочется внешне создать тот же свой образ, который содержится в его воображении. И, как правило, внутренне подросток ощущает свое величие, свою огромность, он ощущает себя личностью. Но взаимоотношения с другими людьми открывают, что окружающий мир судит его совсем по другой шкале, что его считают, напротив, маленьким, недостаточно образованным, недостаточно привлекательным с позиции противоположного пола. Этот диссонанс часто вызывает в душе подростка или юноши крик отчаяния: «никто не понимает меня, не принимает таким, какой я есть, я никому не нужен!» Это состояние испытывают в юности многие люди, в том числе испытывал его и я. Как справляться с ним, что делать? Первым инстинктивным желанием является желание протестовать, действовать наперекор всем. Но при этом «всеми» как правило оказываются люди, действовать наперекор которым подростку как раз таки и не следовало бы! И не только потому, что в Библии есть заповедь «почитай отца и мать свою», но уже потому, что эти люди – родители – любят и понимают подростка больше, чем кто бы то ни было другой, люди, которые знают о своем ребенке больше, чем он сам еще способен знать о себе. Но первыми, на кого кидается подросток в порыве утверждения своего внутреннего образа, оказываются родители. И, что закономерно, три четверти из тех, кто в юности жестоко обращался со своими родителями потом, уже в зрелые годы, с горечью говорят себе: «какой же я был дурак!» Также часто подростки в своем протесте относятся жестоко к людям, которые не кажутся им симпатичными. Например, рядом с подростком могут находятся мальчики и девочки которые хотят с ним дружить или влюблены в него, но не нравятся ему. И подросток слепо отвергает дружбу или влюбленность этих своих ровесников, требуя непременно, чтобы с ним дружили и его любили только те, кого он сам считает достойными себя. И тогда самоутверждение происходит за счет унижения и отталкивания этих ровесников, за счет растаптывания их добрых чувств. Вспомним наши школьные годы: в первых любовных поисках доверенными лицами, которые обязательно были нужны для ведения переговоров с объектом вожделений, для того, чтобы делиться переживаниями и страданиями, служили как раз такие приятели, которые казались недостаточно хорошими для того, чтобы быть друзьями. Повзрослев же, вспоминаешь с теплотой и любовью именно этих верных нам в юные годы людей, а не тех, в кого был безответно влюблен или кому слепо пытался подражать. Наконец, третьей жертвой подросткового стремления к самоутверждению становятся учителя. И также через годы становится стыдно за свои проделки. Вспоминаешь с благодарностью о тех, кто делился с тобой знаниями. Понятно, что «бескровно» преодолеть конфликт, который мы описывали в начале, очень сложно. Юная душа кипит и требует свободы от тех людей, которые снова и снова требую что-то, несовпадающее с твоими внутренними убеждениями. Но только время способно показать, что люди, которые в юности требовали что-то от тебя и через сопротивление которым ты пытался самоутвердиться, очень многое дали тебе. И напротив, те люди, чью любовь ты пытался заслужить, кому ты хотел следовать, как правило, составляли самую несвободную часть того мира, в котором ты находился. Обратите внимание на то, что такое молодежная тусовка с точки зрения свободы. Это – жесточайший дресс-код, жесточайший фейс-контроль. Никакая капиталистическая всемирная корпорация еще не ввела в свою культуру ничего подобного по степени жесткости и неукоснительности выполнения! И подростки готовы тратить все свои карманные деньги на приобретение самой уродливой одежды или украшений только для того, чтобы соответствовать требованиям среды, к которой они стремятся принадлежать. Тусовки анархистов, панков, эмо требуют обязательно раскраситься, одеться и вести себя строго определенным образом. Люди из этих тусовок презирают штамп в паспорте, но с радостью ставят «штампы» на свои лица и тела и считают себя при этом свободными людьми. Нет, свободный человек одевается всегда так, как он хочет, а не так, как требуют от него друзья байкеры. Там, где обязательно ношение шарфа с надписью любимого клуба, там нет свободы. Один из самых парадоксов юности в том, что юноши, стремясь обрести свободу от своих родителей, учителей, нежеланных знакомых при этом стремятся к другой максимальной закрепощенности, и разменивают свою свободу. Понять подростков можно: очень трудно преодолевать одиночество на земле. Что же делать? Подростку хорошо бы понять, что каждое из времен его жизни хорошо само по себе и не следует форсировать время из-за кажущихся трудностей. Время ученичества в школе ценно не меньше, чем следующие возможные этапы в жизни и его следует беречь и проводить его с максимальной отдачей, а не сопротивляться ему. Когда время моих школьных лет уже подходило к концу и впереди маячило поступление в вуз, мне нужно было к экзаменам прочесть некоторые художественные книги. Я сел дома и принялся читать Толстого, Достоевского и Чехова. И тогда я безумно обрадовался тому, что на свете существует школьная литературная программа, ведь я уже знал многие из этих произведений, знал, благодаря разъяснению учителя, сложные и интересные нюансы их сюжетов, взаимоотношений персонажей. В школьные годы нужно обрести полезные и уместные интересы и хобби, постараться, чтобы эти интересы не свелись однажды к одной только «несчастной любви». Даже несчастную юношескую любовь можно пережить так, чтобы она чему-то научила. Я пытался в то время писать стихи, рисовать. И, кроме того, следует найти интересы и увлечения за пределами школы и, по возможности, наставников и учителей вне ее стен, другие коллективы, к которым подросток мог бы добровольно присоединиться. Молодые люди, которые оказываются вовлеченными в здоровую культуру увлечений и хобби, оказываются гораздо более свободными и радостными, чем те их ровесники, которые замыкаются в среде сплетней на тему «кто что на себя нацепил». В среде кружков или спортивных клубов можно найти не только друзей, но и единомышленников, а это всегда позволяет не только весело, но и с пользой провести время, позволяет юноше начать такой среде самореализацию. Можно и нужно позволить себе испытать удовольствие от того, что ты можешь себя сейчас позволить учиться. Конечно, школа требует огромного времени, но уж в институте, особенно на последних курсах, юноша всегда может найти достаточно времени на то, чтобы оглядеться в жизни, найти свой будущий круг общения в зрелые годы, выбрать свою профессию. И если юноша прикладывает достаточно усилий для этих поисков, то оказывается, что и родители, и учителя являются его союзниками, а те друзья, которым он стремился подражать, сами начинают тянуться к нему и искать его общества. Самоутвеждаться необходимо каждому человеку, но утверждать себя следует не от противного, не в глупой борьбе с окружающими, а созидательно – в строительстве духовного и профессионального образов своей личности, в поиске здоровых интересов и единомышленников, в обретении полезных знаний и навыков. Такое самоутверждение встречает не сопротивление, но сочувствие и помощь и родителей, и учителей и ровесников и становится хорошим подспорьем во взрослении человека. © Realisti.ru | |
Просмотров: 548 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |