Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 21 » Cлужение военного духовенства в годы Первой Мировой Войны.
Cлужение военного духовенства в годы Первой Мировой Войны.
19:20

Незадолго до начала войны в 1914 году с 1 – по 11 июля в Петербурге проходил первый Всероссийский съезд военного и морского духовенства с участием 49 священников. Он проходил в атмосфере приближающейся войны и во многом определил готовность к ней русских военных пастырей. 21 августа 1914 года Германия объявила войну России. В этот же день Святейший Синод на срочном заседании издал определение N6502, согласно которому 42 тысячи православных приходов были подняты на ноги и 50 тысяч церковных амвонов были призваны на поддержку армии.

 Одновременно начало действовать мобилизационное расписание Синода 1910 года, которое предусматривало укомплектование новых полков епархиальным духовенством. Кроме того, Святейший Синод призвал монастыри, православную паству к пожертвованиям на врачевание раненых и больных воинов и на оказание помощи солдатским семьям. Для этой же цели во всех церквах был установлен кружечный сбор за каждым богослужением. Монастырям, общинам и всем духовным учреждениям было предложено отвести и подготовить под лазареты для раненых все свободные помещения, так же как и те, которые можно приспособить для этой цели. Все обители призывались к подготовке способных и благонадежных сиделок для ухода за ранеными воинами в лазаретах и госпиталях.

Особое внимание уделялось семьям мобилизованных граждан. Для создания на местах организованной благотворительной помощи таким семьям Святейший Синод поручил епархиальным преосвященным немедленно образовать во всех приходах особые попечительские советы из мирных прихожан с непременным участием в их деятельности духовенства и церковных старост. При Ставке Верховного Главнокомандующего были созданы полевая канцелярия протопресвитера военного и морского духовенства и склад военно-церковной литературы; военно-духовная организация немедленно перешла на штаты военного времени.

Протопресвитером — последним в истории Российской армии — был Георгий Иванович Шавельский, выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии, после окончания которой служивший священником Суворовской Качанской церкви при Николаевской военной академии. Будучи участником войны с Японией, под Лаояном и на реке Шахэ, был ранен и контужен. За боевые заслуги награжден орденами св. Анны 3-й и 2-й степени и св. Владимира 4-й степени с мечами, а так же золотым наперстным крестом на Георгиевской ленте. 13 декабря 1904 года он был назначен на должность главного полевого священника 1-й Манчьжурской армии. В 1910 году Советом Санкт-Петербургской Духовной академии удостоен степени магистра богословия. А в 1911-м году он назначается на должность протопресвитера военного и морского духовенства.

Протопресвитера военного и морского духовенства непосредственно подчинялись главные священники фронтов и флотов. Армейское звено включало в себя главного священника армии, священника-проповедника и священника для командировок. В дивизиях и полках по штатам военного времени предусматривались дивизионные благочинные и полковые священники. Во всех крупных гарнизонах, кроме того, для координации духовной деятельности была введена должность гарнизонного благочинного. ( Козин А.А. Религиозно-нравственные основы воинского служения православных христиан России во второй половине 19-го конце 20-го столетия / кандидатская диссертация ПСТБИ, М., 1997. С. 72.)

Во время боя место священника определялось на перевязочном пункте, но священник обязывался также быть в готовности в любую минуту пойти туда, где потребуется его участие. Кроме того, каждый священник должен был в совершенстве овладеть искусством перевязывания раненых. Важной деятельностью военных священников было погребение погибших и умерших воинов. После смерти раненого или больного пастырь немедленно извещал его родных открытым письмом о дне и причине смерти, его последних минутах, о напутствии его святыми тайнами, его предсмертной воле, если она известна священнику — вообще обо всем, что может утешить близких умершего и облегчить их скорбь. Священник сообщал о месте погребения и о том, что на могильном кресте сделана соответствующая надпись. Попечение о содержании в подобающем порядке военного кладбища также было для пастыря священным долгом. ( Традиция, которая также возродилась в наши дни в г. Орле, где Русская Православная Церковь взяла на себя заботу о ведомственном кладбище МВД и ФАПСИ РФ.)

Чтобы не допустить в войсках конфликтов на религиозной почве, какого либо ущемления прав и достоинства представителей других религий, протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский в циркуляре N737 от 3 ноября 1914 года обратился к православным военным священникам со следующим призывом: «...Усердно прошу духовенство действующей армии избегать, по возможности, всяких религиозных споров и обличений иных вероисповеданий, а равным образом следить, чтобы в полковые походные и госпитальные библиотеки для воинских чинов не попадали брошюры и листки со встречающимися в них резкими выражениями по адресу католичества, протестантства и других исповеданий, так как подобные литературные произведения могут оскорбить религиозное чувство принадлежащих к этим исповеданиям и ожесточить их против Православной Церкви. Подвизающееся на бранном поле духовенство имеет возможность подтверждать величие и правоту Православной Церкви не словом обличения инаковерующих, а делом христианского самоотверженного служения как православным так и инославным, памятуя, что и последние проливают кровь за Веру, Царя и Отечество и что у нас с ними один Христос, одно Евангелие, и одно крещение, не упуская случая, чтобы послужить уврачеванию и их духовных и телесных ран». ( Козин А.А. Религиозно-нравственные основы воинского служения православных христиан России во второй половине 19-го конце 20-го столетия / кандидатская диссертация ПСТБИ, М., 1997. С. 74.)

В начальный период войны деятельность духовенства была наиболее эффективной. Это связано с высокой степенью религиозности солдатских масс. Воздействие на религиозное чувство воинов стало основным фактором поддержания их морального духа на уровне, позволяющем формировать волю к победе, стойкость, дисциплинированность, вдохновляло их на самоотверженные поступки.

Примеры мужества и верности долгу проявляли и сами военные пастыри. За отличие в боях были награждены 639 священнослужителей. Из них: 4 — орденами св. Георгия Победоносца 4-й степени; 1 — панагией на Георгиевской ленте; 100 — золотыми наперстными крестами на Георгиевской ленте; 2 — орденами св. Анны 1-й степени с мечами; 170 — орденами св. Анны 2-й степени с мечами; 193 — орденами св. Анны 3-й степени с мечами и 150 — орденами св. Владимира 4-й степени с мечами. Кроме того, пожалованы мечами к уже имеющимся орденам 20 священнослужителей.

Генерал А.А. Брусилов, вспоминая о неудачах русской армии в 1915 году, писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции не разлучившись с паствой». (Н.Яковлев. 1 августа 1914 года. М. Молодая гвардия,-1967.с.88)

Революционная пропаганда, неудачи на фронтах, ведущие к огромным потерям, перебои в снабжении войск, постепенно приводили к разложению армии. В циркуляре N3287 от 14 сентября 1915 года протопресвитер Георгий потребовал от военных священников быть все время с солдатской массой, чтобы иметь на них неослабное влияние, чтобы знать смутьянов и парализовать их работу; раз и навсегда покончить с пребыванием священников в глубоком тылу, в обозах второго эшелона; вести работу с солдатами даже во время боя. Но никакие меры не смогли остановить скатывание армии и народа в пропасть революции.

Спустя 3 года после Первого съезда, в 1917 году, так же 1 июля начал свою работу Второй съезд военного и морского духовенства. 3 июля съезд приветствовал Верховный главнокомандующий генерал А.А. Брусилов. В духе времени съезд постановил преобразовать Духовное правление в Протопресвитерский совет из 10 человек, учреждалась выборность всех военно-духовных лиц — от благочинного до протопресвитера. 9 июля делегаты тайным голосованием избрали протопресвитером Г.И. Шавельского. В мае-июне 1917 года были опубликованы материалы съезда священников 7-й армии (21 священник). Главной темой всех съездов было участие церкви в политической деятельности, методология пастырской деятельности в боевых условиях и в тылу.

На празднике столетнего юбилея военно-духовного управления начальник Главного штаба генерал-лейтенант В.В. Сахаров отмечал: «Военное духовенство всегда находилось и находится на высоте своего призвания, безупречно исполняя свои обязанности, о чем свидетельствуют единогласные отзывы начальников воинских частей. Мало того, военное духовенство нередко показывало примеры мужества, рыцарской храбрости во время военных действий, а главное словом увещевания, речью от чистого сердца и добрым личным поведением научило солдатика безропотно переносить все тяжести походной жизни, а на войне храбро сражаться и побежденного врага щадить». ( В.С. Сергеев "С Крестом на поле брани" М.1911. с.216)

Военное духовенство являло собой ту силу, которая на протяжении истории Российской Империи помогала русскому народу выдержать все войны и испытания. Только глубокая и сильная идея, сильная вера, которой было Православие, смогла сплотить людей и сохранить самобытность народа и его государственность.

 

Просмотров: 1509 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Диакон Игорь Кучерук  
0
Вы пишете:
“В мае-июне 1917 года были опубликованы материалы съезда священников 7-й армии (21 священник)”.
Вопрос: где опубликованы? и где это можно почитать?

Имя *:
Email *:
Код *: