"Отстранить меня от службы флоту невозможно..."
Судьбу талантливого человека в сталинскую эпоху можно уподобить щепке, брошенной в бурное море. И действительно, судьба Кузнецова имела головокружительные взлёты и самые неожиданные падения. За свою он жизнь не единожды возглавлял Военно-морской флот: в 1939-1946 гг. являлся Наркомом ВМФ и Главкомом ВМС СССР, в 1951-1953 – Военно-Морским министром, в 1953-1956 гг. – первым заместителем министра обороны СССР, Главнокомандующим ВМС.
«…Мне довелось пережить необычное колебание в званиях: быть дважды контр-адмиралом, три раза ходить в звании вице-адмирала, дважды подниматься до звания адмирала и Адмирала Флота Советского Союза. Такого в истории, пожалуй, не бывало», – писал о крутых поворотах своей судьбы Николай Герасимович. Можно внести коррективу: звание Адмирала Флота Советского Союза ему было присвоено и в третий раз – в 1988 году… посмертно.
А ведь именно этому адмиралу Отечество должно быть благодарно хотя бы за то, что Военно-Морской Флот, возглавляемый им, вступил в Великую Отечественную войну полностью боеготовым и не потерял в первый роковой день войны ни одного боевого корабля. Сказалась высокая выучка моряков. В сухопутных войсках таковой явно недоставало. А ВВС в первый день войны потеряли 1200 самолётов, из них более 800 на своих аэродромах.
Под руководством Кузнецова флот победоносно прошёл всю войну, а после войны флотоводец заложил основы нового ракетно-ядерного океанского флота… Кузнецов оказывал самое действенное влияние на ход боевых действий. С 1944 года флоты и флотилии были непосредственно подчинены наркому ВМФ. Адмирал блестяще справился со сложнейшими боевыми задачами стратегического уровня, стоящими перед сражающимся Военно-Морским флотом страны.
Кузнецов прошёл службу на всех флотских должностях. Постепенно выкристаллизовывались основные грани его таланта: выдающийся интеллект, твёрдая воля, целеустремлённость и ответственность, способность принимать самостоятельные решения. Когда Великая Отечественная война победоносно окончилась, то самостоятельные военачальники, способные принимать ответственные решения, такие как маршал Жуков, нарком ВМФ Кузнецов, главком ВВС Новиков оказались вновь неудобными руководителями в тоталитарной сталинской системе управления. И они вскоре были «задвинуты». «Система ломала военных профессионалов. Они не вписывались в неё», - указывал в статье об адмирале Кузнецове и его соратниках писатель-маринист, капитан 1 ранга Александр Золототрубов. Всему офицерскому корпусу армии и флота дали понять: хочешь служить – не высовывайся, помалкивай со своим мнением, если оно идёт вразрез с мнением «отца народов».
Кузнецов находился в опале с 1947 по 1951 год. Но вот, когда началась реорганизация флота, то стране вновь потребовался прежний флотоводец, который блестяще справлялся с неординарными задачами. В 1956 году история с опалой легендарного наркома повторилась. На нём отыгрались сполна за его непреклонность в принципиальных вопросах и независимость в суждениях. При жизни справедливость в отношении опального адмирала так и не восторжествовала.
В крутых поворотах судьбы прослеживается закономерность отношения «хозяина» – носителя тоталитарной власти (неважно, кто её олицетворяет) – к человеку исключительного таланта, без которого этой власти невозможно обходиться в роковое для государства время. Но впоследствии, когда такое время минует, талант оказывается не ко двору.
Задача Российской Государственной власти, командования армии и флота – суметь приобщить российский офицерский корпус к «вечному и неизменному» духовному наследию наших победоносных вождей, в числе которых имя Николая Герасимовича Кузнецова занимает одно из самых достойных мест. Незадолго до смерти, в 1974 году, в беседе с корреспондентом газеты «Красная Звезда» опальный адмирал сказал: «В 51 год отстранён от службы на флоте, но отстранить меня от службы флоту невозможно»
• Долго расплачивались мы за организационную неподготовленность в первый год войны. Почему же всё так произошло? Мне думается, потому, что не было чёткой регламентации прав и обязанностей среди высоких военачальников и высших должностных лиц страны. А между тем именно они должны были знать своё место и границы ответственности за судьбы государства. Ведь в ту пору мы были уже уверены, что в предстоящей войне боевые операции начнутся с первых же её часов и даже минут.
• …Из-за того, что не было чёткой организации в центре, многие вопросы оставались неразрешёнными и на местах.
***
• …Более серьёзно, глубоко, со всей ответственностью должны быть разобраны причины неудач, ошибок в первые дни войны. Эти ошибки лежат отнюдь не на совести людей, переживших войну и сохранивших в душе священную память о тех, кто не вернулся домой. Эти ошибки в значительной степени на нашей совести, на совести руководителей всех степеней. И чтобы они не повторились, их не следует замалчивать, не перекладывать на души умерших, а мужественно, честно признаться в них. Ибо повторение прошлых ошибок – уже преступление.
***
• …Подготовка хороших командиров - сложный и длительный процесс. Чем стремительнее развивается техника, тем короче сроки постройки корабля. Зато подготовка офицеров становится более продолжительной: ведь им приходится осваивать более сложную технику.
***
• «Ведь главное-то - матрос», как говаривал Нахимов.
***
• …Чтобы в совершенстве овладеть искусством вождения корабля, надо службу начинать на нём с самой невысокой должности.
***
• …Прежде чем сделать старпома командиром крупной подводной лодки, вначале его назначали командиром «малютки».(…) но все, кто прослужил на «малютках» года два, сами становились приверженцами такой системы. (…) не пройди на них школу прежние командиры, не сумели бы мы управлять и современными лодками.
***
• Зазнавшийся, ставший беспечным командир опаснее неумелого.
***
• Бывает, что командиру приходится действовать круто, говорить резко, но и тогда в его словах и поступках не должно быть и тени высокомерия, безразличия к людям. Этого никогда и никому не прощают.
***
• Хочешь стать отличным командиром корабля – побудь сначала в роли старшего помощника! Другого рецепта дать нельзя.
***
• Точность в военное время имеет решающее значение.
***
• Беспорядок или, наоборот, высокая дисциплина личного состава на одном крейсере снижает или повышает боеспособность всего соединения.
***
• Хорошие отношения с подчинёнными – это ещё не доказательство правильного поведения руководителя.
***
• Слишком просто и легко объяснять всё лишь культом личности Сталина. Многие из нас повинны хотя бы в том, что молчали там, где положение требовало высказать своё мнение. За такую пассивность многие расплачивались сами, когда доходила до них очередь. После войны и я оказался на скамье подсудимых.
***
• До Великой Отечественной войны… нашей стране пришлось участвовать в нескольких военных кампаниях. Хотя по своему характеру они были различными, руководство ими осуществлялось одинаково – распоряжениями, поступавшими из кабинета И.В.Сталина. Остальным предоставлялось лишь право действовать в соответствии с уже принятыми решениями. При таком порядке люди отвыкали от самостоятельности и приучались ждать указаний свыше.
***
• Хорошо, что ещё рано вечером (21 июня 1941 г.)- около 18 часов – я заставил командующих принять дополнительные меры. Они связались с подчинёнными, предупредили, что надо быть начеку. В Таллине, Либаве и на полуострове Ханко, в Севастополе и Одессе, Измаиле и Пинске, в Полярном и на полуострове Рыбачий, командиры баз, гарнизонов, кораблей и частей в тот субботний вечер забыли об отдыхе в кругу семьи, об охоте и рыбной ловле. Все были в своих гарнизонах и командах. Потому и смогли приступить к действию немедленно.
***
• …Флоту повезло в том отношении, что в его ряды всегда отбирались лучшие по грамотности и поведению молодые призывники. Это было фундаментом для будущего их воспитания и обучения. Корабль и море ещё больше закаляли и сплачивали людей. Сказывалось и то, что на флоте служили пять лет – дольше, чем в остальных войсках. Немудрено, что люди здесь оказывались более подготовленными. Заслуга в том и флотских офицеров – превосходных моряков и умелых воспитателей, поборников строгого уставного порядка. С.302.
***
• И действительно, эти два великих человека – полководец и флотоводец – вместе прославляли Отчизну: Суворов на суше, Ушаков на море. Именно при Ушакове Россия построила свой флот на Чёрном море, надёжные военно-морские крепости в Крыму, в Днепропетровском, Бугском и Днестровском лиманах. С.308.
***
• Морская пехота! Её слава началась давно. В блестящую победу над шведами в знаменитом Гангутском сражении 27 июля 1714 года весомый вклад внесла русская морская пехота. Русская морская пехота прославилась при взятии крепости Корфу в 1799 году, когда эскадра Ф.Ф.Ушакова изгоняла захватчиков с греческих островов, возвращая свободу местному населению…
• Правильно ли, что моряки использовались на берегу? Да, это целиком соответствовало нашей военной доктрине, которая требует направлять все усилия для достижения единой цели. Полмиллиона моряков сражались на берегу. Вдумайтесь в эту цифру. Ведь флот по сравнению с другими видами Вооружённых Сил имеет относительно мало личного состава. И конечно, мы такое количество не набрали бы на кораблях. Встали под ружьё все поколения советских моряков – от подростков-юнг до людей пожилого возраста.
Подготовил Сергей Порохин, полковник запаса, кандидат философских наук |