Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 23 » Во вторник Светлой седмицы Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Во вторник Светлой седмицы Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественное богослужение в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
17:48

Москва, 22 апреля 2009 г.

21 апреля, во вторник Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, сообщает Служба коммуникации ОВЦС. Ему сослужили председатель Учебного Комитета Русской Православной Церкви, ректор Московских Духовных школ архиепископ Верейский Евгений, наместник Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, насельники обители в священном сане, московские священнослужители.
В проповеди после Евангельского чтения Его Святейшество отметил, что вся Пасхальная седмица посвящается одной жизненно важной теме – теме веры и неверия. «В первый день Пасхи за вечерним богослужением мы читаем в Евангелии о том, как Господь явился ученикам, а Фомы там не было. И сказал Фома, что не поверит в Воскресение, пока не прикоснется к Спасителю своими руками, не вложит пальцы в язвы от гвоздей. Следующее воскресенье продолжит эту тему, и мы прочитаем следующую часть Евангелия, повествующую о том, как Господь явился ученикам, и Фома был среди них. Прочитаем, как Фома вложил свои персты в язвы от гвоздей и признал Воскресение, и поклонился Спасителю Воскресшему».

Далее Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил два эпизода Евангельского повествования о времени после Воскресения Христова: «Петр пришел ко гробу, увидел пелены лежащие и отошел, в себе дивяся бывшему. Казалось бы, чему же удивляться? Ведь неоднократно Спаситель говорил, что Ему надлежит пострадать и воскреснуть; радоваться надо было, а не удивляться! Ведь все так просто: пуст гроб, пелены лежат – значит, произошло Воскресение. Не верит Петр, пока не может он понять, что произошло. Два других ученика – Лука и Клеопа, которые шли в Эммаус, рассказывают своему спутнику о том, что произошло. А Спаситель, Который и был этим спутником, но Которого не увидели Лука и Клеопа, потому что, по слову Евангелиста, глаза их были удержаны (Лк. 24. 18), говорит им: разве не так надлежало пострадать Христу (Лк. 24. 26)? И в самом деле: разве Лука и Клеопа не слышали, что говорил еще прежде Спаситель о Своем страдании, смерти и Воскресении?».

Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: Церковь поднимает тему веры и неверия в Светлую седмицу – самую важную неделю года, чтобы все задумались, что есть вера, а что есть неверие, ибо это центральная тема жизни человека. «Даже неверующие философы-марксисты – и те признавали, что основной вопрос философии есть вопрос о Боге. Что первично: дух или материя? Этот вопрос находится в центре развития человеческой цивилизации. От того, как люди отвечают на этот вопрос, зависит их жизнь, и не только в будущем веке, но и здесь, на земле. От этого зависит, какими будут между людьми отношения, какими будут человеческие общества, что вообще будет означать человеческая жизнь, потому что только отвечая на этот вопрос, человек способен так или иначе выстроить свои отношения с другими людьми и с окружающим миром», – свидетельствует Святейший Владыка.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл процитировал слова апостола Павла: вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых (Евр. 11. 1). «Святитель Филарет Московский, объясняя этот текст апостола в своем катехизисе, говорит замечательную фразу, которая хорошо известна всем семинаристам: “Вера есть уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем”. Вера есть осознание присутствия Божественной реальности в нашей жизни без всяких доказательств. Если есть доказательства – нет веры, а есть знание, – подчеркнул Его Святейшество. – Фома ведь не поверил, а просто пощупал тело Спасителя, пальцы свои вложил в язвы. Это была не вера – это было знание. Почему Господь и говорит: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин. 20. 29)».

«Вера есть совершенно особое состояние человека: она распространяется на все силы человеческой природы, – продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. – Митрополит Филарет замечательно говорит о том, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Но она принадлежит не только сердцу, не только области наших чувств и не только разуму – она принадлежит и воле, потому что, как говорит апостол, вера без дел мертва есть (Иак. 2. 20). А чтобы вера была живой, нужно, чтобы верой была охвачена наша воля, чтобы наши поступки диктовались убеждениями и верой. Разум, воля и сердце человека находятся в той сфере бытия, в которой присутствует вера».

Вера, как и неверие, распространяется на всю человеческую природу, поэтом люди делятся на верующих и неверующих, а все остальные человеческие деления – лишь условность, отметил Святейший Владыка. «Нам иногда говорят: вот, существует множество политических партий, множество выборов, множество моделей поведения, даже был изобретен термин «плюралистическое общество», в котором, как предполагается, совмещаются разные модели поведения и разные мировоззрения, – сказал Святейший Патриарх Кирилл. – Однако если очистить все эти модели поведения от лишнего, если посильнее их суконной тряпочкой потереть, то останутся только две модели поведения: та, которая определяется верой и та, которая определяется неверием».

Вновь повторив слова святителя Филарета о том, что вера начинается в разуме, Святейший Владыка продолжил мысль: «Именно поэтому сфера разума является областью борьбы между верой и неверием. Это интеллектуальная борьба, она требует многих знаний и хорошего образования, потому что нередко именно знания и образование используются для утверждения нерелигиозного образа жизни. Еще недавно со словом “наука” связывали непременно атеистические убеждения. Просто подразумевалось как само собой разумеющееся, что есть религиозный взгляд на мир – “ложный”, и взгляд научный – “истинный”.

В развитие свое тезиса Его Святейшество рассказал о своем первом выступлении в правительстве страны: «Это был далекий 1990-й год, еще существовал Советский Союз. Пригласили меня на заседание правительства – на нем рассматривался вопрос о некотором послаблении государственной политики в отношении Церкви. Время было новое: перестройка, гласность – вот и решили пригласить представителя Церкви, чтобы его спросить о том, каким он видит новый закон, регулирующий церковно-государственные отношения. Я хорошо помню зал, в котором сидели в общем-то доброжелательные люди, готовые слушать и говорить. Я поделился мыслями, которые, как мне казалось, были всеми приняты тепло. Но потом я сказал о самом важном: о том, что подлинная свобода веры предполагает возможность для людей получать знания о вере, в том числе и в школе. И тогда один очень доброжелательный человек, с которым я до сих пор поддерживаю добрые отношения, с искренним удивлением, глядя на меня, сказал: “Ну как же возможно, Владыка, знания о религии преподавать в школе, ведь школа должна прививать человеку научную картину мира”. Я понял, что должно пройти много времени, чтобы люди поняли, что нет противоречия между религиозной и научной картиной мира, как нет противоречия между математикой и музыкой, между поэзией и химией, потому что каждая из этих наук и областей человеческой деятельности описывают и изучают разные стороны бытия. И нельзя, опираясь на научное знание, отрицать Бога, так же, как нельзя, опираясь на знания религиозные, отрицать достижения науки».

«Для того, чтобы разум обрел веру, необходима огромная работа разума, и никогда никто не может сказать: я эту работу закончил, мне все ясно. Мыслящий человек постоянно ставит перед собой вопросы, человек верующий должен непрестанно развивать свой ум, воспитывать его в вере, не только для того, чтобы, по слову апостола, дать ответ каждому, кто вопрошает (см. 1 Петр. 3. 15), но и для того, чтобы самому в вере укрепляться», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, подчеркнув. Именно такое укрепление веры способствует тому, что она не ограничивается только областью разума, а становится силой, захватывающей все человеческое существо», – подчеркнул Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Он напомнил, что когда вера начинает жить в сердце, Бог является человеку уже не в логических построениях, не в интеллектуальных доказательствах, а в реальном опыте жизни, когда верующий чувствует присутствие Господа в молитве и во время принятия Святых Христовых Таин. «Когда присутствие Божие в жизни столь сильное, человек точно знает, что в его бытии от Бога, где был Божий дар, он может точно сказать: вот это со мной произошло по милости, по воле Бога, это Его присутствие в моей жизни. И тогда вера становится такой сильной, что укрепляет волю, и человеку хочется жить в соответствии с верой, совершать добрые дела, делиться своим опытом с другими», – отметил Его Святейшество.

Загрузить увеличенное изображение. 1200 x 798 px. Размер файла 490007 b.
 

Предстоятель Русской Православной Церкви особо подчеркнул, как важно, чтобы пастырское призвание семинаристов, монахов, опиралось на живой и реальный опыт присутствия Бога в их жизни: «Тогда потребность служить и проповедовать будет для них органической потребностью. Уста таких людей никогда не замолкнут, потому что им захочется поделиться своим опытом с ближним».

«Но ведь бывают и другие примеры в нашей церковной среде, когда мы так привыкаем к своему положению, что перестаем мыслить и думать о Боге, у нас и вопросов никаких не возникает, потому что часто даже не знаем, что в мире происходит, какими проблемами люди живут, какие вызовы вере существуют в наш век. А не зная этих вызовов, мы не пытаемся на них и ответить; работа мысли исчезает. Но ведь прав был святитель Филарет: вера начинается в разуме. А если логически продолжить его слова, может быть, она в разуме и заканчивается? Если разум перестает работать, если тема веры перестает быть доминантой нашей внутренней разумной жизни – ну как удержать тогда веру в сердце, ведь она и оттуда уйти сможет. А внешне все остается благополучно: в храм ходим, богослужения совершаем, все обряды исполняем. Только вот веры нет, связь с Господом потеряна. По инерции молимся и правила вычитываем, только вот реального присутствия Бога в жизни не чувствуем. И становимся медью звенящей и кимвалом бряцающим (1 Кор. 13. 1)», – отметил Святейший Владыка.

Неверие присутствует в истории человечества на протяжении всей его истории, но вчерашний безбожник может стать горячим в вере человеком. Его Святейшество призвал всех задуматься: «Может быть, тот факт, что многие от неверия не обращаются к вере, объясняется нашей с вами слабой верой, нашей неспособностью разделять свой опыт веры с другими? Вот встречаемся мы с неверующими людьми, можем ли мы словами и жизнью своей воспламенить их так, чтобы вспыхнул огонь веры? Кто-то это делает, а большинство – нет. Поэтому, думая о людях неверующих, мы не осуждать их должны, а молиться за них – за неверующих мужей или жен, детей или родителей. Мы должны все силы полагать на то, чтобы наш опыт веры стал близким и понятным для них и для миллионов других людей. Мы как Церковь должны быть мыслящей общиной, в Церкви всегда должна пульсировать жизнь. Какой замечательный пример дают нам святые отцы, которые постоянно думали о своей вере, много читали и работали. Если мы живем в некоей духовной лени, забвении, в окамененном нечувствии, то легко потерять веру, будучи облаченным и в священные одежды. Вот почему мы должны быть мыслящей общиной, но самое главное – мы должны быть общиной молящейся, потому что именно в молитве мы получаем реальный опыт общения с Богом».

Говоря о молитве, Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул, что она не должна быть формальной, не должна иссушать ум, перенапрягать человека и тем отвращать от Бога, как это иногда бывает: «В молитве всегда должно присутствовать горячее стремление услышать Волю Божию, услышать Его ответ, чувствовать Его присутствие, уметь различать знаки этого присутствия в нашей жизни. Тогда нам не потребуется требовать у Господа чудес, как нередко требуют современные люди: “Дай нам непременно чудо, и тогда поверим!” Не поверят. Не поверили древние жители Иерусалима в Воскресение Спасителя, хотя Он почти на их глазах воскресил четверодневного Лазаря. Не поверили в Воскресение, когда мертвые восставали, больные исцелялись, голодные получали пищу. Внешнее чудо неспособно сделать человека верующим, если внутри его самого нет огромной работы над собой».

Поэтому, свидетельствует Святейший Владыка, жизнь верующего человека – это всегда жизнь содержательная. Он подчеркнул: «Нужно думать, размышлять о своей вере, нужно много читать, нужно при встрече друг с другом не о пустяках говорить, не косточки другим перемывать, а беседовать о вере, спрашивать: как ты понимаешь те или иные слова Евангелия или Апостола? А вышли после литургии – спросите: “Как ты думаешь, вот в сегодняшнем Евангельском чтении нам Господь хотел сказать?” Поделитесь друг с другом такими знаниями. Как замечательно, если в наших монастырях братия вместе будут размышлять над словом Божиим, над святоотеческими текстами, постоянно напрягая свой разум, возрастая в вере! А если на это будет накладываться богатый духовный опыт молитвы и добрых дел, вот тогда мир поверит. Вот тогда нам нужно сказать будет о том, что каждый христианин должен быть на высокой свещнице, чтобы этот свет виден был другим».

В заключение Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что Церковь неслучайно предлагает нам размышления о вере и неверии в самый важный момент года – сразу после торжества Воскресения, тем самым косвенно указывая, что и мы часто бываем вместе с теми, кто не верил в Воскресение Спасителя сразу после того, как оно совершилось. Для того, чтобы возрастать в вере, нужно осознать свою слабость и свою греховность и обратиться к Богу: верую, Господи, помоги моему неверию (Мк. 9. 24).

За Малым входом за усердное служение Церкви Божией в сан архимандрита был возведен заведующий Паломническим центром Троице-Сергиевой Лавры игумен Мефодий (Ермаков).

Права ношения креста с украшениями Святейший Владыка удостоил игумена Василиска (Горбуля); права ношения палицы – насельника Лавры игумена Варнаву (Федорова); насельника Лавры игумена Серафима (Дыбова); настоятеля храма Вознесения Господня (подворье Лавры) протоиерея Дмитрия (Болтрукевича).

В сан игумена были возведены насельники Лавры: иеромонах Антоний (Зеленчуков); иеромонах Анфим (Черный); иеромонах Венедикт (Стаценко); иеромонах Давид (Коробейник); иеромонах Иннокентий (Николаев); иеромонах Николай (Павлык); иеромонах Симеон (Гаврильчик); иеромонах Тимофей (Никонов); иеромонах Филарет (Семенюк).

В сан протоиерея был возведен секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов; сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата священник Александр Васютин был награжден правом ношения наперсного креста.

Правом ношения набедренника Святейший Патриарх Кирилл удостоил насельников Лавры: иеромонаха Евгения (Тютина), иеромонаха Емилиана (Коротенко), иеромонаха Иону (Репухова), иеромонаха Клавдиана (Сафонова), иеромонаха Стратоника (Маторина), иеромонаха Христофора (Цветкова); благочинного московского подворья Троице-СергиевойЛавры иеромонаха Азария (Ворожцова); клирика Гефсиманского Черниговского скита священника Алексия Марочкина; клирика Пересветовского подворья Лавры священника Александра Юденко; клирика Троице-Сергиева Варницкого монастыря священника Олег Давидкевича; клирика Всехсвятского подворья Лавры священника Андрея Наймушина; клирика храма преподобного Сергия Радонежского при Сергиево-Посадском детском доме слепоглухих священника Максима Каскуна.

Насельник обители иеродиакон Кронид (Маленков) был награжден двойным орарем.

 
 

22 / 04 / 2009


© 1999–2008 Православие.Ru
При перепечатке ссылка на Православие.Ru обязательна
Просмотров: 562 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: