Верюжский В.М., проф.-прот. Вмешательство турецкого правительства в избрание патриарха. | 22:20 |
Вмешательство турецкого правительства в избрание патриарха Утрата патриарха Геннадия была великим бедствием для церкви и патриархии. То была не просто утрата лица. Оскорблением Геннадия, искательствами при нем престола был нанесен первый удар самому началу церковно-народного соборного избрания. Патриархи после этого стали покупать патриархию у турок. В замещении патриаршего сана утвердилась симония – покупка за деньги, тогда как сам Геннадия был избран не только без затраты денег или без симонии, но даже султан подарил ему тысячу червонцев при избрании. Теперь же, при жизни Мухаммеда, один из последующих патриархов (они менялись вначале очень часто) – Семион Трапезундский (он был происхождением из Трапезунда), подкупив клириков, сам первый подкупил и сутана, дав ему тысячу червонцев за утверждение на патриаршестве, которого стали получать уже без собрания и избрания. С тех пор при избрании патриархов утвердилась симония. Но волнения в церкви по поводу такого изменения в патриархии продолжалось. Заботливая о церкви мачеха сутана-христианка Мария задумала устранить обоих соперников, претендовавших на патриарший престол – Марка и Семиония и возвести на своего духовника Дионисия Филипповского, человека достойного, ученика Марка Ефесского, который присутствовал на Флорентийском соборе и защищал православие. Намерения султанши были хорошие, но она не могла их осуществить хорошими средствами, а поднесла сутану две тысячи червонцев, и ее избранник – Дионисий Филипповский ста патриархом хотя и по избранию, но эта была только форма избрания. В патриархии утвердилось это зло только форма избрания. В патриархии утвердилось это зло – подкуп и симония. Новый искатель на патриаршество – монах Рафаил сер обязывался ежегодно вносить Ивану 2000 золотых. Так и пошло все дальше и дальше. Так еще при первом сутане сами греки создали две дани: единовременную или нескезий при избрании и постоянную или харадж. Таким образом, вскоре после падения Константинополя патриарший сан ста покушаться за деньги. Искатели патриаршества платили турецкому правительству громадные суммы, так что фактически назначение патриарха находилось в руках турецкого правительства. Об этом сохранилось свидетельство у одного русского священника, который в XVIII веке бы в Константинополе. Этот русский путешественник, о. Лукьянов, в начале XVIII века (говорит следующее в описании своего путешествия: «А греческим патриархом ставки не бывает, как святая соборная церковь пряла, и оставит их турецкий султан, они у турка накупаются па патриаршество дачею великою, а когда в царе-граде патриарх умрет, тогда паша цареградский ризницу патриаршу к себе воздет, и отпишет султану в Андриаполь, тогда греческие власти многие поедут в Андриаполь и тома с султаном уговариваются, и торг ставят о патриаршестве и кто больше даст того сутан и турецкий и в патриархи поставит». Такое положение уводилось в Константинопольской церкви. Но этого еще мало. Иногда патриархия отказывалась во власти простого временщика, снискавшего доверие при Порте. Таким временщиком во второй половине XVI века бы богатый грек фанариот Михаил Кантакузен, писатель по времени Мехмеда Соколовича, сербского португальского визиря из янычар. Турки набирали из славянских стран (из Сербии, Болгарии) малолетних мальчиков, самых красивых, подвергали их обрезанию (у мусульман этот обычай существует, как и у евреев) и воспитывали в мусульманской вере. Из этих мальчиков формировался корпус янычар. Это избранные турецкие войска. Некоторые из таких потученцнев достигали очень большой власти, как Мехмед Соколович, который был великим визирем во второй половины XVI века. В это время в Константинополе находился посланником немецкого императора некто Герлах, живший в Константинополе с 1573 по 1578 годы. Он был протестантом, очень интересовался православной церковью. Между прочим, протестанты в то время искали сближения с православной церковью, т.к. были заинтересованы в этом в период своей борьбы с папством. Герлах близко изучил местные отношения и говорит, что Кантакузен “был господином константинопольской церкви, он поставлял патриархом и архиереев. Митрополия стоила у него 600 золотых. Когда освобождался патриарший престол, он созывал духовный синод архиереев и предлагал своего кандидата. Патриархи платили ежегодно султану 4000 золотых и Кантакузину 2000”. Кантакузин бы греческий аристократ. Настолько развращенна была тогда греческая иерархия, мы видели их поступков. Дальше Герлах пишет: «…Он (Кантакузин) прежде всего поставил и сместил Иосафа, после поставил ученого старца Митрофана, родом из Константинополя, но когда последний не пожелал занять для него известной суммы денег, папа на него с грубыми совами на одном из угощений, оклеветал его перед султаном прогнал на Афон (1617), а патом поставил Иеремию из Анхиала. Этот последний совершенно зависел от Кантакузина, ходил к нему каждую неделю, по меньшей мере, однажды и отдавал ему почти королевские почести, то же делали и другие служащие в патриархии, приветствуя Кантакузина назначением «архон» (князь). Когда Кантакузин не имел денег, что бы платить свои долги казне, он отправлял Солунского митрополита, старого и хитрого грека, собирать деньги якобы на нужды патриархии, а в сущности для его личных надобностей». Подобное нечто было в следующем в XII веке Шведский посланник Паве Страсбург, которого Густав Адольф послал в Константинополь из Германии, извещает, что раздача всех должностей (т.е., очевидно, церковных) находилась в руках евнухов, султанских женщин и царедворцев, благоволение которых можно было снискать только чрезмерными подарками. Русское правительство и русский Св. Синод знали о таком печальном положении церковных де в Константинополе и старались предпринимать со своей стороны некоторые меры воздействия, по крайней мере – финансового. Но это оказывалось совершенно безрезультатным и в лучшем случае ограждало разве только русскую казну от нежелательных субсидий патриархам, неправильным путем, пучившим свое патриаршее достоинство. По высочайше утвержденному Палестинскому штату 1735 г., Константинопольскому патриарху полагалось ежегодно выдавать 1000 руб. субсидии. Но при этом русским Св. Синодом сделана была следующая оговорка: «По Стату Высочайше аппробованному по мнению Синодальному, повелено: оные деньги для отдачи сему патриарху пересылать в Константинополь к Российскому Резиденту, через Иностранную коллегию». (Это было время царствования Анны Иоанновны). Далее говорит: «А понеже, как не известно есть Синоду, что Константинопольские патриархи некоторые от престолоправительства своего, правильно оный приемши, отрешаются неправильно, через прохождение от единородных же им происки дачи, и такой Раи симонии оные персоны производятся в патриархи (всеконечно неправильно), того ради оную жалованную дачу производить патриарху такому, который по смерти Антецессора своего на праздное место избранием общим в патриарха удостоен будет, а для того, чтоб желающие чрез симонию патриаршества надежды такой, что оная определенная на дачу Константинопольскому патриарху немалая денежная сумма и им будет давана, не имели, и чрез симонию патриаршеского сана на себе не восхищали, не соблаговолит ли Ея Императорское Величество и вышереченном обращающемуся при дворе Султанов Величества Резиденту Неплюеву и по нем будущим наблюдательством иметь, и о том бы, когда оная перемена и каким образом учинится, как в Синоде, так и в иностранную коллегию рапортовать по обыкновению». Любопытно, что в деле Канцелярии Cв. Синода 18118-1825 г. в виду принятого, очевидно, указанного порядка замечено: «Почему с утверждения того штата, требований на отсылку к сему патриарху положенных денег и не оказалось». Очевидно, и было таких патриархов, которые имели бы право получать суммы, которые были ассигнованы русским правительством. Такое печальное положение дел оставалась в Константинопольском патриархате, оставалась его зависимость от турецкой власти. Последствием такого положения было то обстоятельство, что казна Константинопольского патриарха крайне оскудела. Образовались большие доги разным лицам, которые, по выражению патриарха Самуила Ι (XVIII в.) “были тяжелее египетских пирамид”. Поэтому при то же патриархе Самуиле I (1763-1768 гг.) была произведена реформа патриаршего управления, которая имела целью, между прочим, устранить указания, ненормальности – симонию и вмешательство турецкого правительства в управление Константинопольской церкви. © 2000 - 2008 Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия. | |
Просмотров: 624 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 | |
Всего комментариев: 0 | |