Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 23 » Верюжский В.М., проф.-прот. Положение христиан при турках.
Верюжский В.М., проф.-прот. Положение христиан при турках.
22:24

Положение христиан при турках

   Как видите, положение христиан при арабах было очень стеснительным, отношение к ним было жестоким. Через значительное время, а именно в 1517г. арабская власть сменилась властью турецкой. Сирия и Египет переходят во власть турецких султанов. Еще до этого Константинополь (в 1453 г.) также перешел во власть турок, но под властью арабов он никогда не находился. Христианский же восток - Сирия, Египет - раньше были под властью, а с 1517 г. перешли под власть турок. Отношение турок к христианам приблизительно было таким же, но в Константинополе, который был теперь взят турками, вначале отношение было другое. Мухаммед II хоте приучить к себе христиан, не хотел, чтобы они ходили из его империи. Он вообще был человеком выдающимся, как и все первые султаны - Осман, Урхан и др. Он бы хорошим полководцем и хорошим администратором. Он. Объявил всеобщую амнистию христианам по взятии Константинополя и беженцам дозволил возвратиться опасения поплатиться за свое бегство. Потом он разрешил грекам, собрав их, приступить к избранию нового патриарха.

 

 

   Патриархом бы избран Геннадий Схоларий – один из ученейших и выдающихся иерархов. Султан вручил ему драгоценный жезл и сказал: «Будь патриархом и а покровительствует тебе небо. Пользуйся моей дружбой во всяких обстоятельствах. Сохраняй все права и преимущества своих предшественников», т.е. более ранних патриархов, бывших под властью византийских императоров.

   После этого в сопровождении визирей (турецких сановников) и других важнейших сановников турецкой империи патриарх отправился на одной из лучших султанских лошадей в храм св. Апостолов, назначенный для патриарха.

   Вскоре бы издан фирман-закон, которым повелевалось, чтобы никто не принуждал патриарха к чему бы то ни было, чтобы никто не тревожил его и что бы еще он сам патриарх, так подчиненные ему архиепископы, были избавлены от всякой подати. Грекам же фирман обещал сохранение церквей и свободы богослужения.

   Согласно фирмана, Константинопольскому патриарху было предоставлено ведать при содействии патриаршего Синода всеми гражданскими и пиитическими делами христиан, т.е. патриарх делался не только, но и гражданским начальником – миллет-баши. Патриарх и архиереи получали права управлять доходами церквей. Патриарх получи право назначать митрополитов и епископов даже без ведома турецкой власти. Он поучил также право рассматривать приговоры митрополитов и епископов  в починенных ему митрополиях, наблюдать за учительством и школой. Образование оказалось в руках церковных, в руках патриархов и архиереев. Точно также, ела, касавшиеся браков, брачных дел, завещавший по наследству и не по настоящему, вообще наследств, воровства и различных мелких проступков, подлежали суду патриаршего Синода, который мог приступить к заключению христиан в тюрьмах, к наказанию палками, а в известных случаях и к оправлению на галеры – на корабли в качестве гребцов. 

   Все правительственные власти обязаны были, и подчиняться распоряжениям патриарха в отношении христиан. Патриарх избирался Синодом и получал от Порты фирмы, утверждавший его в избранном сане. При посредстве своего представителя при Порте, носившего название Капу-Кахам, патриарх предоставлял дивану (турецкому правительству) свои оклады, равно как и получал через него султанские фирманы  и прочие распоряжения правительства. Епископы в своих епархиях приходах пользовались подобной же властью.

   Греки, починявшиеся туркам, были обложены поголовной податью, а те, которые сохраняли принажавшие им земли, были обожжены поземельной повинностью. Как видите, положение коренным образом изменилось, но это было только на время. Мухаммед бы человеком очень умным, он желал первоначально привлечь греков к себе. И вообще он и не предшествующие сутаны были людьми очень талантливыми, умевшими управлять своими империями. Еще Омар, арабский халиф, завещал своим приемникам, как надо поступать с подчиненными: «Посылая впереди себя обещания, а что качается исполнения, обещай, это другое дело».

   Права, данные Мухаммедом II церкви, были обещаниями в расчетах политики. Греческий историк пишет об этом: «Этот злой грабитель христиан, этот как лиса лукавый человек все это не из побуждений благочестия или благосклонности к христианам, а для того, чтобы, они, услышав о его обещаниях, сходились и населяли город, перед опустошением». (Имеется в виду Константинополь).

   Мухаммед понимал, что иначе ему пришлось, было царствовать в пустыне со своими янычарами с немногими поселенцами. Все данные им обещания вскоре были нарушены – еще при нем же. Конечно, главная причина этого – принципиальное отношение мусульманства к христианству, но бесспорно, что в перемене отношений во многом виноваты были и сами греки. Греки были деморализованы, и в Византийской империи было очень много недостатков, особенно это касалось нравственных качеств народа. Застарелые недуги врачуются нескоро, а соприкосновение с развращающей стихией ислама и азиатства неизбежно должно было носить заразу, распространявшую старые и возмужавшую новые нравственные недуги.

   Был избран первый патриарх Геннадий Схоларий, достойный человек, но людям развращенным, не имевшим того высокого настроения, каким бы проникнут сам патриарх, и желанием получить в свои руки лицам из архиереев не по душе был такой избранник. Они стали изводить патриарха систематически, результатом чего получилось, что оплакав бедствия народа и церкви и монодии, представив свою апологию в послании ко всем верным, патриарх Геннадий  отрекся от престола, правил церковью 5 лет и несколько месяцев. Лучшие из архиереев и народ упрашивали его не отрекаться. Сам сутан сожалел об этом.

   Султан относился к патриарху Геннадию благосклонно, беседовал с ним часто, даже создалась легенда, что Мухаммед готов бы принять христианство, но, несмотря на все просьбы, патриарх Геннадий отравился непреклонен. Он видел окружавшую его среду и понимал, что ему трудно будет сохранить достоинство православной церкви. Он ушел.                            

 © 2000 - 2008 Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия.

Просмотров: 429 | Добавил: Алена | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: