Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 23 » Базиленко И.В. Бахаизм в современной России. ЧАСТЬ 2.
Базиленко И.В. Бахаизм в современной России. ЧАСТЬ 2.
22:37
Современный бахаизм смягчает императивное требование всемирного языка, называя его "вспомогательным всемирным языком", подчеркивает необходимость "духовного" решения экономической проблемы при устранении "крайних полюсов богатства и бедности" в мире, добавляет принцип мирового правительства и расплывчатый тезис об "установлении справедливости", временами приводя, а временами опуская принцип невмешательства в политическую деятельность, которой активно занимались основатели учения. Довольно часто в рекламных проспектах современных бахаитов отсутствует и принцип "защиты и руководства Святого Духа", чтобы не вызывать отторжения у неофитов из нехристианской культурной среды.
В современном мире бахаитом может стать человек, достигший 15 лет, признающий положения бахаитского вероучения и участвующий в деятельности местной общины бахаитов. Для вступления необходимо заполнить заявление-анкету с признанием Баха-Аллаха "проявлением воли Божьей" и сообщить ряд необходимых данных о себе (год рождения, национальность и т.п.). Дети из бахаитских семей, которые имеют право присутствовать на собраниях местной духовной общины с любого возраста, по достижении 15 лет также должны подавать такое заявление, если они решают стать полноправными членами общины.
Заявление с просьбой о принятии в бахаитскую общину подается в адрес местного духовного совета, который является первичной ступенью в структуре бахаитских организаций. Местный духовный совет может и должен создаваться при наличии минимум 9 членов местной общины и состоит из 9 бахаитов, которые избираются тайным голосованием из достигших 21 года бахаитов местной общины. В состав местного духовного совета входят: председатель, его заместитель, секретарь, казначей. Остальные члены местного духовного совета по мере надобности исполняют обязанности помощника секретаря, казначея и пр.
Общие собрания местной общины бахаитов проходят в первый         день         каждого         месяца         бахаитского девятнадцатимесячного года.
В конце каждого собрания бахаиты платят взносы формально в виде добровольных пожертвований в кассу местного духовного совета. Казначей сдает собранную сумму в банк, где она хранится на счету местной общины бахаитов. Бахаиты не отвергают финансовую помощь от частных лиц, не являющихся членами общины, но утверждают, что такого рода средства идут не на нужды бахаитской общины, а на благотворительные цели. Часть средств местной бахаитской общины перечисляется на банковский счет национальной общины. Члены местного духовного совета избираются сроком на 1 год, но могут переизбираться неограниченное количество раз.
Вторичной ступенью в структуре бахаитской международной общины являются национальные духовные советы. На ежегодных конференциях члены местных общин выбирают делегатов в количестве пропорциональному числу бахаитов общины на национальный съезд. На съезде делегаты тайным голосованием выбирают 9 членов национального духовного совета из всех бахаитов страны. Члены национальных духовных советов контролируют деятельность местных духовных советов и принимают решения общенационального значения. Должностной состав, сроки, порядок избрания и переизбрания членов национальных духовных советов те же, что и для местных духовных советов. Национальные духовные совета подчиняются решениям "Вселенского дома справедливости".
"Вселенский дом справедливости" является верховным законодательным и административным органом, девять членов которого избираются каждые пять лет на всемирных конгрессах в Хайфе национальных духовных советов. Последний конгресс состоялся в 1998 г.
Следующим по значимости после членов "Вселенского дома справедливости" являются "руки дела" - ближайшие сподвижники представителей династийной цепочки Баха-Аллах - Абд ал-Баха - Шоуки-эфенди. После смерти Шоуки-эфенди новые "руки дела" не назначались, а оставшиеся в живых пользуются авторитетом у бахаитов и пожизненно входят в состав Международного методического центра, расположенного в Хайфе.
Кроме ежегодно избираемых бахаитских институтов, непосредственно составляющих администрацию, существует система органов, члены которых назначаются вышестоящими инстанциями. Двумя основными задачами структурных единиц этой системы являются: распространение бахаитской веры, защита чистоты идеологии, а также борьба с противниками веры в самой общине и вне ее.
Члены "Вселенского дома справедливости" совместно решают вопрос о персональном назначении Континентального правления советников, часть из которых также состоит в Международном методическом центре бахаитов. Советники, назначаемые на пятилетний срок, отвечают за распространение и защиту интересов бахаизма на различных континентах. Число их превышает 100 человек.
В свою очередь, советники назначают сроком на 5 лет членов Вспомогательного правления, которые обязаны оказывать помощь в работе континентальным советникам на уровне областей или районов в отдельных странах. В отличие от советников, которые собираются на совещания регулярно несколько раз в году, члены Вспомогательного правления собираются произвольно, по мере необходимости.
Члены Вспомогательного правления назначают себе помощников для работы в отдельных населенных пунктах. Помощники призваны улучшать отношения между бахаитами местных общин путем индивидуального общения с ними, встреч, коллективного чтения бахаитской литературы, обсуждения положений бахаитской идеологии. Помощники в каждой стране проживания собираются на совещания не более 1 - 2 раз в году для координации своих действий и получения методических указаний, необходимых в дальнейшей работе. Бахаиты, назначенные помощниками, имеют право совмещать свою деятельность с работой в качестве членов местного духовного совета в случае их избрания на этот пост.
Формально члены назначаемых органов у бахаитов согласуют свои действия с членами выборных органов. Континентальные советники обычно обращаются к членам национальных духовных советов, члены Вспомогательного правления - к членам местных духовных советов. Все это свидетельствует о соответствии их позиций в структуре бахаитских организаций.
Бахаитский календарь, идея создания которого приписывается Бабу, является солнечным календарем, состоящим из 19 месяцев, по 19 дней в каждом, и включает в себя 361 основной день и 4 дня (5 - если год високосный), прибавляемых для согласования с солнечным годом. Бахаитский год начинается 21 марта в день весеннего равноденствия, летоисчисление ведется с момента "откровения" Баба.
Помимо Нового года, у бахаитов есть девять "святых" дней, когда рекомендуется воздерживаться от трудовой деятельности. Крупнейшим из них является Ризван (с 21 апреля по 2 мая), в период которого проходят выбора во все ступени сложной структуры бахаитских органов управления.
У бахаитов отсутствует поклонение иконам или изображениям основателей, хотя в домах у многих бахаитов присутствуют различные портреты или фотографии Абд ал-Баха. Портрет Баба и фотография Баха-Аллаха (сделанная в Эдирне) не распространяются[5], хранятся в Архиве бахаитов в Хайфе и демонстрируются в течение некоторого времени паломникам и почетным гостям. В домах бахаитов допускается наличие коврика с надписью "йа баха ал-абха", повешенного высоко на стене. Молиться разрешено дома, но там, где есть храмы, предписано молиться в них.
Бахаитские храмы,   называемые   "машрик   ал-азкар" ("место     восхода     славословий")     в     настоящее     время существуют в США, Германии, Австралии, Уганде, Панаме, Индии и на островах Зап. Самоа.
Знак принадлежности к бахаизму представляет собой написанное особым в арабской графике почерком "сулс" слово "баха", расположенное между двух пятиконечных звезд. Поскольку Баха-Аллаху нравилось число девять, бахаиты почитают девятиконечную звезду также в качестве бахаитского символа.
В 70 странах мира, где власти признают бахаизм независимой религией, бахаиты имеют право заключать и расторгать браки, регистрировать рождение и смерть, отправлять свой культ, соблюдать "святые" дни, пост, содержать кладбища, владеть собственностью, создавать целевые денежные фонды на правах некоммерческих организаций и т.п.
История собственно российского бахаизма берёт своё начало с того периода, когда после поражения бабидских восстаний 1848-1852 гг. значительная часть бабидов покинула Иран. Помимо Турции и Индии несколько десятков семей оказались в российском Туркестане и Закавказье. Подавляющее большинство из них в результате раскола 1867 г. среди бабидов на сторонников Баха-Аллаха и Собх-е Азаля стало бахаитами. Смена революционной идеологии бабидов на учение Баха-Аллаха не прошла незамеченной для российских властей, как и для представителей других европейских держав. Первоначальное враждебное отношение к бабидам и Бабу, в учение которого, по мнению российских дипломатов (взято из донесения русского генерального консула в Тебризе Н.А. Аничкова в январе 1850 г.), «вкралось много общего с европейским коммунизмом»[6], постепенно сменялось    на    благожелательное,    вызванное    желанием использовать эту влиятельную политическую силу в своих интересах.
В 80-е годы XIX в. в Ашхабад с одобрения Баха-Аллаха переехали иранские бахаиты из числа крупных международных торговцев. При благожелательном отношении местных властей они быстро богатели и вскоре из Хорасана и Иранского Азербайджана в российский Туркестан поспешили их единоверцы. В Ашхабаде возникла самая крупная община бахаитов-эмигрантов. В 1902 г. в городе началось строительство первого в мире бахаитского молитвенного дома. Проект храма был разработан русским архитектором А. Волковым в соответствии с эскизом тогдашнего главы бахаитов Абд ал-Баха. В 1907 г. строительство было завершено, и храм был открыт для 4 тыс. местных бахаитов. Кроме молитвенного дома в храмовый, комплекс входили: школа на 800 учащихся, библиотека,  амбулатория, административные постройки и большой сад.
Помимо желания использовать бахаитов для упрочения своего влияния в Иране, российские власти видели в бахаизме не религию, а «нравственно-социальную систему, способную мирно ужиться с христианством»[7]. В то же время многие более дальновидные исследователи этого явления предупреждали, что говорить о бахаизме как о переходной ступени от ислама к христианству очень соблазнительно, но едва ли правильно. Ни один из христианских миссионеров в Северном Иране не считал бахаитов более доступными для Евангелия, чем мусульмане. Немецкий исследователь Цвемер в журнале «Muhammadan World of Today» отмечал, что многие бахаиты «в действительности ... просто нерелигиозные рационалисты. Ни мусульмане, ни евреи, ни христиане   не   считают   их   нравственно   превосходящими мусульман, между тем как в некоторых отношениях и справедливо они остаются ниже тех».[8]
Между тем далеко не все и не сразу в России увидели в бахаизме возможный инструмент Запада для проведения колониальной политики в отношении самой Российской державы. В связи с этим очень показателен пример увлечения бахаизмом генерала А.Н. Куропаткина, военного министра России в 1898-1904 гг., который, будучи в 1890-1897 гг. начальником Закаспийской области, чрезвычайно благоволил к ашхабадским и ташкентским бахаитам. Генерал охладел к последователям Баха-Аллаха только после того, как получил достоверную информацию об использовании бахаитов британской разведкой для сбора стратегической информации во вверенной ему области.[9]
В европейской части России в начале XX в. пропаганда бахаизма велась не столько через эмиссаров из среднеазиатских и закавказских общин, сколько через американцев, на земле которых бахаизм прижился с 1893 г. Бахаизмом интересовались, главным образом, посетители теософских кружков и спиритических салонов из числа интеллигентов Санкт-Петербурга, Москвы и Риги, где проникались идеями нового восточного культа, вычитавши о нем из английских и американских книг.
Выступив в Иране, Турции, Судане, Индии, Туркестане в качестве силы враждебной по отношению к исламу, мусульманскому духовенству и традиционной культуре, бахаизм, пришедший в Европейскую Россию с Запада, точно так же оказался объективно оппозиционен православному христианству и основам русской духовности. Именно по этой причине бахаизм привлек к себе внимание со стороны       антихристианских       и       антигосударственных нигилистических идейных течений в России на рубеже XIX -XX вв. Основным популяризатором бахаитских идей стал известный писатель и религиозный философ Лев Толстой, который увлекался бахаизмом в 1898-1909 гг. Толстой, учителем которого в области религиозного знания был московский раввин Соломон Минор (1826-1900), особенно тяготел к тем еретическим религиозным движениям, проповедь которых приближалась к этическим нормам иудаизма. Кроме бахаитов Толстой одобрительно отзывался об учении секты ахмадийа. Идеология Баха-Аллаха и его последователей особенно нравилась Толстому вследствие ее космополитической антипатриотичной сущности, так как он считал, что «патриотизм не может быть хороший». В сравнении с исламом Толстой всегда отдавал предпочтение еретическому бахаизму, который считал закономерным продолжением бабизма.
После октябрьской революции 1917 г. в России начались репрессии против христианских и мусульманских священнослужителей в соответствии с атеистической политикой новых властей. Несмотря на декреты Советской власти об отделении церкви от государства и школы от церкви, которые создали значительные препятствия для нормального существования традиционных вероисповеданий, бахаиты продолжали свою прежнюю деятельность в изменившихся условиях вполне успешно. В 1920 г. в Ашхабаде был выстроен новый зал для бахаитских диспутов и собраний, действовала бахаитская библиотека, легально работал Молодежный бахаитский комитет, бахаитская гостиница и др.
В 1928 г. храмовый комплекс в Ашхабаде перешел в формальную собственность государства, но хозяевами фактически остались бахаиты, которым разрешено было отправлять свой культ, использовать все бахаитские институты по прямому их назначению. В то время, когда в стране закрывались церковно-приходские школы и медресе, Советская власть признавала образование, полученное в бахаитских школах, и давала право их выпускникам беспрепятственно продолжать образование в любом из высших учебных заведений страны. Ответной благодарности, впрочем, новая российская власть не дождалась. Абд ал-Баха и его преемник-внук Шоуки-эфенди после 1917 г. переориентировались на Великобританию и США (в апреле 1920 г. Абд ал-Баха был удостоен звания рыцаря Британской империи и стал «сэром Аббасом»[10]). Вследствие этого лидеры бахаитской общины не останавливались перед враждебными публичными высказываниями в адрес Советской России.
В 1930 г. в Москве и Ленинграде вышли две брошюры с критикой бахаитской идеологии с марксистских позиций. Особую неприязнь властей вызвали попытки бахаитских проповедников представить строящийся в России социализм как неверно понятый и осуществляемый проект мироустройства, предложенный Баха-Аллахом, и стремление бахаитских руководителей на местах доказать примат бабидско-бахаитской доктрины над марксистской теорией развития общества превосходящими общественно-экономическими формациями. При этом власти с раздражением отмечали, что в своей повседневной работе советские бахаиты даже называли себя коммунистами с некоторыми оговорками.
В середине 30-х гг. значительная часть бахаитов, заранее оповещенная о готовящейся против них компании, покинула СССР. Лишь несколько человек из числа среднеазиатских бахаитов были арестованы и высланы в Сибирь. Была запрещена деятельность более 35 существовавших на тот момент в СССР бахаитских общин, что в дальнейшем позволило бахаитам говорить о суровых преследованиях и жестоких репрессиях в их отношении.
В 1938 г. бахаитский храм в Ашхабаде был закрыт и превращен в музей в то время, когда тысячи христианских церквей в стране уже были разрушены до основания. В 1948 г. храм серьезно пострадал в результате сильнейшего землетрясения. Восстановительные работы не были проведены в срок, храм сильно обветшал, и возникла угроза падения конструкции на центральный городской проспект к 60-м гг. В 1963 г. властями было принято решение о сносе остатков бахаитского храма. По просьбе руководства международной бахаитской общины Н.С.Хрущёв распорядился разбить на этом месте городской парк.
На долгие года Советский Союз, бывший формой существования России, был закрыт для деятельности бахаитской международной общины и подобных ей организаций космополитического толка. С ослаблением действенности официальной идеологии в конце 70-х - начале 80-х гг. в различных городах СССР вновь стали проявлять активность сохранившиеся местные и приезжие бахаиты из разных стран Европы.
Реальное возрождение бахаизма в России и других союзных республиках СССР началось в 1985 г., когда к власти в стране пришел Михаил Горбачёв с политикой «перестройки», означавшей смену общественного строя и государственной идеологии. Концепция «перестройки» Горбачёва (ряд современных исследователей объясняют особенности его личного мировосприятия принадлежностью к мировому масонству, связь с которым была им установлена в 1971 г.) и его ближайшего окружения включала в себя понятия «новая цивилизация», «вселенское единство», «мировое правительство»,   «доминирование общечеловеческих ценностей», «универсальная доктрина», «общепланетарное мышление», «грядущий миропорядок» и пр. Очевидная созвучность мондиалистских лозунгов творцов «перестройки» и бахаитского космополитизма позволили М.С.      Горбачёву      накануне      исторической      советско-американской встречи в Рейкьявике (октябрь 1986 г.) принять представителей бахаитской международной общины, которые передали лидеру СССР заявление «Всемирного дома справедливости» (бахаитское правительство, находящееся в Хайфе - И.Б.) под названием «Обещание мира во всем мире» с предложениями и планами будущего мироустройства. К весне 1986 г. это заявление уже было вручено руководителям 140 государств.
Новый семилетний план распространения бахаизма в мире, принятый «Всемирным домом справедливости» в 1986 г., основное внимание уделил освоению ранее закрытых для бахаитской идеологии стран Восточной Европы и, прежде всего, СССР. Согласно этому плану наряду с созданием множества бахаитских общин на территории СССР из числа местных неофитов была предусмотрена отправка в страны социалистического лагеря зарубежных пионеров-бахаитов при интенсивной поддержке (как моральной, так и материальной) международного методического центра, Континентального правления советских и других бахаитских институтов при «Всемирном доме справедливости». В России и других республиках бывшего СССР пионеры-бахаиты заняли престижные места работы, связанные с интеллектуальным трудом: от консультантов в области банковского дела и развития малого бизнеса до переводчиков издательств, сотрудников СМИ и преподавателей высших учебных заведений.
В 1990 г. Верховный Совет СССР принял новый закон «О свободе вероисповеданий» и Указ «О религиозной свободе», которые обеспечили «право каждого гражданина свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и атеистические убеждения, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой». Эти законы, действие которых распространялось и на иностранцев, уравняли все религии и псевдорелигии в правах, на собственность, пропаганду, распространение литературы, образовательную деятельность и даже на использование имущества, принадлежавшего государству. Следствием этого стала самая широкая экспансия религиозных, псевдорелигиозных, оккультных, эзотерических и иных нетрадиционных идеологий и вероучений, которые в кратчайшие сроки заполнили духовное пространство России и легализовали свою деятельность. Подавляющее большинство этих организаций, как и в прежние времена, попали в Россию с Запада, и в числе их первейших задач стояла задача борьбы с традиционными религиями, укоренявшимися в России на протяжении столетий.
Уже в первый год действия нового закона в России было зарегистрировано 5 местных бахаитских общин. В декабре 1990 г. в Москве состоялась I Всесоюзная конференция бахаитов, на которой присутствовали 244 делегата от местных общин и 17 зарубежных гостей. К 1991 г. общины бахаитов были образованы в 42 городах СССР - от Мурманска до Ашхабада и от Таллинна до Южно-Сахалинска. Весной 1991 г. делегаты Национального съезда избрали первый состав Национального духовного собрания[11]бахаитов СССР.
Особой активностью отличались местные духовные собрания в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Южно-Сахалинске, Улан-Удэ, Казани, Ашхабаде. Осенью 1991 г. после распада СССР было избрано 5 новых региональных собраний: 1 - Россия, Грузия, Армения; 2 - страны Балтики; 3 - Украина, Беларусь и Молдавия; 4 - республики Средней Азии; 5 - Азербайджан. Подобное деление отражало стремление бахаитов к этноконфессиональному разобщению различных народов и исторически сложившихся территорий во имя создания будущего всемирного государства с бахаизмом в качестве единой идеологии. Славянские народы (русские, украинцы и белорусы) оказались в различных региональных собраниях, а разноязычные народы Средней Азии были объединены в одном региональном собрании так же, как и прибалтийские народы (эстонцы не родственники латышам и литовцам). Православные Россия и Грузия были объединены с григорианской Арменией, а шиитский Азербайджан был демонстративно противопоставлен суннитской Средней Азии, которая позднее (1994 г.) была также разделена на 4 независимых региональных собрания по этническому признаку.
22-26 ноября 1992 г. в Нью-Йорке, который в планах бахаитов фигурирует в качестве одной из возможных и наиболее вероятных столиц будущего объединенного человечества, около 30 тыс. бахаитов из 180 стран собрались на II Международный конгресс бахаитов в честь столетней годовщины со дня смерти Баха-Уллы и отметили 100 лет успешного распространения бахаитской идеологии в мире. Одновременно с конгрессом в Нью-Йорке были проведены спутниковые конференции на всех континентах в 9 главных, по мнению бахаитов, городах мира: Москве, Бухаресте, Нью-Дели, Найроби, Сиднее, Панама-Сити, Апиа (Зап. Самоа), Сингапуре. На Московской международной конференции, которая проходила в Экскурсионном центре государственной телерадиокомпании «Останкино», кроме более 800 представителей от примерно 300 местных общин из всех республик   бывшего   СССР   присутствовали   иностранные делегации из Великобритании, Финляндии, Швеции, Германии, Италии, Австрии, Испании, Франции, Нидерландов, Индии и т.д. Американское телевидение, использовавшее государственную систему связи, с помощью 8 спутников обеспечило двустороннюю видеосистему связи с центром бахаитов в Хайфе и звуковое вещание на Россию, Австралию, Индию, Аргентину, Сингапур и т.д.
В 1993 г. бахаиты из республик бывшего СССР впервые приняли участи в выборах «Всемирного Дома Справедливости». В том же году для широкой пропаганды бахаитской идеологии в Санкт-Петербурге был основан издательский фонд «Единение», который занимается переводами и публикацией бахаитской литературы в России. Издательство «Единение» регулярно издает каталог опубликованных книг о бахаизме, систематизированный по следующим разделам: I. Писания бахай (сочинения Баха-Аллаха, Баба, Абд ал-Баха, Шоуки-эфенди и резолюции «Всемирного Дома Справедливости»); II. Ознакомительная и пропагандистская литература о бахаизме; III. Детская литературы; IV. Новые книги.
Осенью 1993 г. (8-12 сентября) в Винахте (Швейцария) в бахаитской Ландегской Академии состоялся III международный диалог в виде конференции, посвященной проблемам перехода человечества к единому мировому сообществу. Разнообразный состав участников включал в себя юристов - специалистов по международному праву, представителей ООН, неправительственных организаций и масонских лож. Среди 80 делегатов из 20 стран присутствовали член Верховного Суда США Энтони Кеннеди, председатель парламента Албании Пьер Арбнори, президент Международного Совета женщин Лили Бойкенс и другие влиятельные персоны. В состав российской делегации входили С.М.Шахрай (член КПСС в 1976-1991 гг., вице-премьер правительства РФ, представитель президента в Конституционном   суде,   член   масонского    Мальтийского ордена, один из основных авторов ныне действующей Конституции РФ) - глава делегации, исполнительный директор Фонда за выживание человечества Рустам Хаиров, сотрудник вышеупомянутого Фонда Виталий Веригин и генеральный        директор   Международного центра общечеловеческих ценностей Михаил Мацковский. Последний, подводя итоги пребывания россиян в Ландегской Академии, отметил, что «многие идеи бахай крайне полезны и для самой России», «полезность прошедшего обмена мнениями, а также радушный приём и очень тёплую и доброжелательную атмосферу»[12]
С 3 по 12 марта 1995 г. в Дании на острове Хольман, где размещается одна из крупнейших военно-морских баз, состоялся Форум неправительственных организаций (НПО), для участия в котором зарегистрировались около 5,5 тыс. человек, представляющих 2780 различных структур. Всего в работе Форума, включая приглашённых гостей, приняли участие свыше 130 тыс. человек. Из России и стран СНГ были 50 неправительственных организаций, среди которых представители общины российских бахай занимали видное место. Бахаиты на Форуме спонсировали более 20 секций и семинаров и представляли 40 стран.
В 1995 г. Национальное духовное собрание (ложа) бахай России приняло 4-летний план развития своей идеологии в стране. Главной целью было объявлено «значительное продвижение процесса широкого притока в Веру». Главным средством для достижения вышезаявленной цели было определено «развитие человеческих ресурсов»(!) путём обучения возможно «большего числа верующих основным положениям Веры» и посредством подготовки и помощи «верующим служить Делу». Основным способом осуществления этих задач бахаиты обозначили «широкое, беспрецедентное   развитие   и   использование   центров   по обучению, подкреплённое активным распространением и использованием литературы бахай». Выполняя принятые решения, издательство «Единение» разработало и осуществило проект под названием «Погрузитесь в океан слов моих» по популяризации рекламно-пропагандистской литературы о бахаизме. Проводились регулярные конкурсы на самую читающую общину бахаитов РФ, ежегодные конференции Ассоциации исследований бахаитов России для научных работников, психологов, преподавателей высшей и средней школы.
По прошествии пяти лет после принятия Верховным Советом СССР печально известного Закона «О свободе вероисповеданий» и Указа «О религиозной свободе», которые обеспечили широкий доступ для проникновения в нашу страну зарубежных религиозных и псевдорелигиозных организаций, практическая деятельность которых носила зачастую деструктивный и тоталитарный характер, в Министерстве юстиции РФ на 01.01.1996 уже было зарегистрировано более 13 тыс. объединений подобного рода, представлявших около 70 различных вероучений. Свою не очень заметную на первый взгляд, но достаточно прочную позицию в числе прочих заняла «община бахай России», руководство которой сумело создать (очевидно, придерживаясь традиционной методике общения с «новорусскими» чиновниками) чрезвычайно благоприятный образ бахаизма в глазах власть предержащих. Так, Бюллетень Международного Сообщества Бахай «One Country» (центральный офис находится в Нью-Йорке, выходит три раза в год) приводит слова начальника Отдела регистрации религиозных объединений Министерства юстиции РФ А.Н.Кудрявцева, который считает, что «бахай хорошо известны   как    законопослушные           граждане, придерживающиеся гуманистических взглядов. Таково официальное мнение Министерства - не только моё, но также и всех моих коллег (!). Более того, эта организация не столь уж нова для нашей страны. Община бахай существовала в России ещё задолго до революции. Она имеет здесь глубокие корни, которые ныне восстанавливаются»[13]. Весьма показательно звучит в устах ответственного чиновника, призванного по долгу службы компетентно разбираться в существе вопроса, тезис о «глубоких корнях» в России бахаизма, едва оформившегося в качестве самостоятельного идейного течения к концу XIX в. и исторически не имеющего никаких шансов быть приравненным ни к одной традиционной конфессии на территории России.
Не вызывает сомнений тот факт, что деятельность бахаитов активизировалась с развитием и распространением товарно-денежных отношений на всём постсоветском экономическом пространстве. В кратчайшие сроки была создана организация Некоммерческого партнёрства предпринимателей-бахаи России (НППБР). Одним из создателей и активных членов стал бывший директор государственного предприятия г. Перми, президент акционерной страховой компании Виталий Цуцков, все члены семьи которой являются членами бахаитской организации. Успехи пермской общины бахаитов во многом были связаны с благожелательным отношением местной администрации. Согласно мнению начальника комитета по делам религии администрации Пермской области Н.Ф.Суворина «принципы веры Бахай соответствуют духу времени», а «бахай должны быть более активны в сфере духовного воспитания, они должны стать гораздо более заметными в жизни нашего региона»[14].
Стоит заметить, что помимо отчётливой тенденции по распространению бахаитской идеологии в России, расширению социальной базы движения, увеличению численности бахаитов и активного формирования стабильной структуры всех известных звеньев бахаитской организации российская община успешно осуществляет различные мероприятия, направленные на возникновение значительной социальной прослойки «друзей бахай». Как правило, таковыми являются россияне с высоким социальным, интеллектуальным и имущественным статусом: работники СМИ, научные работники, преподаватели высших учебных заведений, директора музеев мирового значения, крупные предприниматели, политики и т.п. Одни со временем становятся равноправными членами бахаитской общины, другие, разделяя бахаитские убеждения, благоразумно предпочитают    не  числиться   в официально зарегистрированных бахаитах, полагая, что открытое членство в организациях подобного рода может на определённом уровне повредить удачно складывающейся карьере, третьи из «друзей бахай» уже связаны обязательствами с другими космополитическими структурами масонского типа и не всегда получают разрешения на одновременное членство или просто не видят в этой ситуации принципиального конфликта. Впрочем, существуют и исключения, подтверждающие правило. Так, известный советский поэт, русскоязычный литератор Е.А.Евтушенко, член масонского клуба «Магистериум» и «Русского Пен-центра», чуть было не ставший автором слов гимна России, стал официальным бахаитом. Покойный А.Е.Бовин - журналист, член КПСС в 1951-1991 гг., член группы масонских агентов влияния при Л.И.Брежневе и Ю.В.Андропове, будучи послом России в Израиле с 1991 г., был вынужден прилететь в Москву для того, чтобы принять бахаизм, поскольку израильские власти не разрешают принимать бахаитское учение на территории своего государства, хотя и позвол
Просмотров: 1583 | Добавил: Алена | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: