Базиленко И.В. Бахаизм в современной России. ЧАСТЬ 3. | 22:40 |
Весьма активна пропаганда бахаизма среди представителей творческой интеллигенции, преподавателей высшей и средней школ, научных работников и т.п. Профессор Д.В.Пивоваров, написавший восторженное послесловие к русскому изданию известной бахаитской книге Дж. Э.Эсслемонта «Баха-Улла и Новая эра» (Издательство Уральского Университета, Екатеринбург, 1991), полагает, что «причина притягательности новой религии состоит в том, что Баха-Улла обобщил буддизм, христианство и ислам, а также идеи всех крупных национальных религий...», а «духовный вакуум и массовый отказ от атеизма в нашей стране подготовили благодатную почву для возрождения веродеяния бахай»[15].
Известный специалист по нетрадиционным религиям профессор Е.Г.Балагушкин из Института философии Ран считает, что «подход бахай - очень конструктивный. Учение Бахауллы предлагает средство воспитания мирных взаимоотношений, как между самими россиянами, так и между россиянами и жителями соседних стран. ...У бахай важная роль миротворцев, открывающих диалог между теми, кто пока ещё не нашёл общего языка»[16]. Среди представителей творческой интеллигенции бахаитами объявили себя народный артист России и Татарстана Ренат Ибрагимов, развлекавший бахаитов на II Всемирном конгрессе в Нью-Йорке; народный артист России Альберт Асадулин, выступавший на закрытии II Регионального съезда в Санкт-Петербурге после избрания состава первого Национального духовного собрания (ложи) бахай России; известный виолончелист, заслуженный артист РФ Лев Евграфов, читавший бахаитскую молитву на русском языке на Нью-Йоркском конгрессе перед пятнадцатитысячной аудиторией, а также ряд других достаточно известных деятелей российской культуры.
На конференции российского отделения Международной Ассоциации Религиозной Свободы (МАРС), прошедшей зимой 1997 г. в Москве, был представлен документ международной общины бахаитов «Исторический поворот для народов мира» и были зачитаны заявления бахаитов «О свободе вероисповедания и международном опыте в области межконфессионального сотрудничества». При закрытии одной из секций конференции заведующий кафедрой религиоведения Российской Академии Государственной службы при президенте РФ Н.А.Трофимчук призвал собравшихся прислушаться к словам Баха-Аллаха: «Земля - всего лишь одна страна и человечество - её граждане»[17].
К этому времени в России возникла острая потребность ограничить и регламентировать деятельность различных сект и нетрадиционных религий, которые при полном попустительстве властей стали притеснять приверженцев традиционных вероисповеданий и систематически нарушать различные статьи действующего законодательства РФ. Используя материальные трудности традиционных конфессий, связанные с необходимостью восстановления разрушенных в эпоху «воинствующего атеизма» храмов, сектанты, управляемые, как правило, зарубежным руководством, приступили фактически к духовному порабощению народов России, покупая, по существу, совесть и души людей посредством гуманитарной помощи, бесплатной раздачи литературы, зарубежных поездок в условиях тяжелейшего экономического и морально-нравственного кризиса, организованного в стране. В отечественных СМИ и среди населения всё чаще стали звучать слова о широкомасштабной экспансии мистических, эзотерических учений, тоталитарных сект, ставящих своей целью постепенную духовную колонизацию народов России и, прежде всего, русской нации как нации титульной, т.е. государствообразующей и являющейся основной опорой его структуры.
26 сентября 1996 г. тогдашний президент РФ Б.Н.Ельцин под давлением общественного мнения подписал Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», который вызвал максимально возможное число споров и был подвергнут ожесточённой критике со стороны сомнительных религиозных и псевдорелигиозных организаций. Закон разделил действующие в стране вероисповедания на традиционные и нетрадиционные, деятельность которых была несколько ограничена.
К этому времени в РФ функционировали свыше 40 выборных местных духовных собраний (лож) бахаитов, а число населённых пунктов, в которых проживали бахаиты, достигло 120. После появления нового закона бахаиты приступили к сбору документов и доказательств своей «традиционности» и активно подключили к этому процессу «группу поддержки» из числа влиятельных «друзей бахай», которые принялись лоббировать интересы бахаитской общины во властных структурах РФ. Несмотря на отсутствие официальной регистрации в соответствии с требованиями нового закона, бахаиты продолжали свою деятельность практически в полном объёме, включая публикацию и распространение литературы, создание образовательных учреждений (типа «Институтов Рухи»), учебных кружков и т.п.
Благодаря постоянной и неустанной помощи и поддержке зарубежного руководства бахаитской международной общины российские бахаиты сравнительно легко пережили острый экономический кризис августа 1998 г. («дефолт»). Для российских бахаитов, существующих, во многом, в прямой зависимости от валютных поступлений из-за границы, по их собственным свидетельствам, в глубоком кризисе экономики РФ были и «положительные моменты»: «...покупательная способность доллара значительно увеличилась»[18].
Руководство российской общиной бахаитов и любые социальные институты и проекты российских бахаитов связаны с зарубежными интересами международного сообщества бахаитов не только в области финансов, но и практически во всех сферах своей деятельности, поскольку тщательно сверяет свои решения и действия с волею иностранных партнёров и их советами. Активная помощь из-за рубежа и прямая поддержка российских бахаитов различными космополитическими организациями оказывают значительное влияние на благорасположение ряда чиновников и части научной интеллигенции по отношению к бахаитской идеологии на территории РФ.
6 ноября 1998 г. в Доме Дружбы Народов в центре Москвы по соседству с Кремлём, Государственной Думой и Домом правительства прошла презентация первого канонического бахаитского перевода на русский язык «Кетаб-е Акдас» - программного сочинения Баха-Аллаха. Среди более 350 присутствующих, каждый из которых получил по экземпляру книги, были директор библиотеки Государственной Думы РФ И.А.Андреева, представитель Постоянной палаты по правам человека при президенте РФ, известный правозащитник Л.С.Левинсон, который также являлся официальным помощником депутата Госдумы В.В.Борщова. Вместо внезапно заболевшего В.В.Борщова экземпляр «Кетаб-е Акдас» принял от имени Комитета защиты свободы совести его коллега М.С.Осадчев, подчеркнувший в своей речи, что учение бахаитов является «крайне важным и полезным... когда и весь мир, и наша страна раздираются национализмом»[19]. Восторженно-хвалебные отзывы о бахаизме на презентации прозвучали и из уст двух учёных «друзей бахай» - декана факультета делового администрирования Академии Народного Хозяйства РФ доцента И.В.Колесниковой (контакты с бахаитами установила в 1997 г. во время визита в Москву представителей Европейского бизнес-форума бахаитов) и главного научного сотрудника Центра «Религии в современном обществе» Российского независимого института социальных и национальных проблем профессора А.А.Нуруллаева (на протяжении нескольких лет контактировал с бахаитами на межконфессиональных встречах, посвященных обсуждению нового закона о свободе совести)[20].
В течение 1998 г. на постсоветском пространстве проходило турне бахаитского ансамбля «Свет Единства» в составе 50 артистов из 15 стран под руководством Шадмана Рашиди и Линды Сафажу. Ансамбль занимался пропагандой бахаизма и привлечением новых прозелитов в Казахстане, России, Кыргызстане, Таджикистане, Узбекистане, Азербайджане, Грузии, Армении. На всех концертах бахаитов, освещавшихся СМИ, неизменно присутствовали официальные лица и представители местных элит.
20 января 1999 г. национальная община российских бахаитов была зарегистрирована властями под названием «Централизованная религиозная организация «Община последователей Веры Бахай в России»». Благодаря активной деятельности бахаитского лобби в правительственных кругах РФ часть законодательства, которая вступала в противоречие с бахаитскими догматами, была пересмотрена и отменена, что торжествующими бахаитами было представлено как «вмешательство мистических сил»[21]. На церемонии вручения документов о перерегистрации бахаитской общины в соответствии с новым федеральным законом присутствовали: начальник управления Министерства юстиции В.И.Томаровский, заявивший, что «современные принципы бахаитов всегда были и его убеждениями»[22]и выразивший надежду, что «это прогрессивное учение будет способствовать улучшению российского общества»[23], а также начальник Отдела регистрации религиозных организаций А.И.Кудрявцев и начальник Отдела по взаимодействию с религиозными организациями при Администрации президента РФ А.О.Протопопов, которые присоединились к тёплым пожеланиям в адрес бахаитской общины.
В отличие от других нетрадиционных религий бахаиты в России не встретили, по их собственному признанию, каких-либо серьёзных затруднений при перерегистрации. Следствием этого стала возможность беспрепятственно зарегистрировать 46 местных организаций бахаитов по всей территории РФ от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга.
Несмотря на желание предстать перед человечеством в качестве новой универсальной мировой религии, сектантских характер деятельности, схожий с практикой масонских структур, отчётливо проявляется в современном бахаизме даже в мелких деталях повседневного функционирования. С 1999 г. Национальное духовное собрание (ложа) бахаитов России приняло решение о введении удостоверений личности для всех бахаитов РФ сроком на 5 лет с правом продления по истечении срока действия. Родители имеют право получения удостоверений на своих детей вне зависимости от их возраста, но для детей младше 15 лет необходимы подписи родителей, проживающих с ребенком. Кроме обычных данных, бахаиты указывают свой адрес, телефон, а также место и время объявления (декларации) себя приверженцами учения Баха-Аллаха в специальных анкетах, которые следует отправлять в офис Национального духовного собрания (ложи)[24].
Весной 2000 г. завершился Четырёхлетний план развития бахаизма в России и был принят Однолетний план, который завершился к весне 2001 г. Несмотря на малочисленность бахаитов (на территории бывшего СССР свыше 10 тыс.; а в РФ - свыше 3 тыс. зарегистрированных членов), степень их влияния на общественную жизнь в стране постепенно увеличивается. Неуклонно растёт и число «друзей бахай», как и количество лиц, симпатизирующих и благосклонно принимающих космополитические принципы бахаизма. К сожалению, мало людей из числа бахаитов и «друзей бахай» отдают себе отчёт в осознании истинной сущности бахаизма, идеология которого направлена на разрушение патриотизма и добровольный отказ от национальных интересов в угоду мировому масонству и целям мировой закулисы. Стоит напомнить, что бахаизм, претендующий на роль мировой сверхрелигии, за всё время своего существования не смог решить ни одной насущной проблемы международного значения. Бахаитам не удались попытки выступить в качестве миротворцев ни в одном вооружённом конфликте от восстания махдистов в Судане в XIX в. до агрессии стран НАТО на Балканах и в Ираке (хотя попытки посредничества со стороны бахаитов предпринимались).
В 2000 г. в США начала свою работу Организация Объединённых Религий (OOP), более известная среди последователей традиционных исповеданий как «церковь антихриста». Её соучредителями от сил космополитизма и мондиализма выступили епископ Американской епископальной церкви В.Свинг и бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС и президент СССР М.С.Горбачёв. Одно из наиболее почётных мест в этой организации занимают бахаиты, участвующие в общих «молениях» с шаманами, заклинателями духов, сатанистами, ведьмами и колдунами, а также представителями оккультных, теософских и масонских структур, выдающих себя за христиан, мусульман, буддистов и пр. Большая часть из них является по сути авантюристами, не представляющими никого, кроме самих себя[25].
В России бахаиты, неоднократно заявлявшие о своей «аполитичности», выступают, тем не менее, на стороне сил, желающих распада страны и сокращения её территории. В качестве примеров уместно привести требование сахалинской общины бахаитов к российским властям о немедленной передаче Курильских островов Японии[26]или откровенное высказывание Национального духовного собрания (ложи) бахаитов России от 15-18 января 1999 г.: «Действительно, в такой огромной стране, как Россия, единственный способ выжить - это децентрализация»[27].
На сегодняшний день на территории бывшего СССР действуют 15 Национальных духовных собраний (лож) бахаитов. В РФ действуют свыше 50 местных духовных собраний (лож), 5 Региональных советов бахай, 24 члена Вспомогательных коллегий, 10 институтов по подготовке новых членов организации и повышению знаний о бахаитской идеологии. Уже приобретено 22 центра бахай; существуют Национальный комитет по внешним делам, Офис Национального собрания (ложи) и казначейства, институт национального фонда и проч. Можно сказать, что формирование основ структуры бахаитской организации в России в целом завершено. Свою главную задачу в современной России бахаиты видят в максимальном росте числа новых общинников: «Прежде всего, первое, что необходимо нашей общине - это беспрецедентное увеличение численности наших рядов. Мы достигли такого момента, когда без новых верующих мы не сможем ни выполнить свою миссию, ни расти и развиваться здоровым образом».
В начале прошлого века некоторые православные священнослужители приветствовали распространение бахаитской идеологии в мусульманских владениях Российской Империи, ожидая, что мусульмане будут переходить в христианство через бахаитский «мостик». Так, священник Н.Бернасовский отмечал, что бахаизм «много заимствовал и заимствует из христианского учения для развития своих нравственных сторон и с этой точки зрения распространение его среди персов можно лишь приветствовать». При этом в бахаизме он увидел «лишь прямое желание освободиться от узкости и замкнутости ислама и восточного деспотизма»[28].
Время показало и продолжает наглядно демонстрировать, как сильно обманулись он и ему подобные в своих надеждах. По вопросу духовной «близости» бахаизма и христианства более точной и реалистичной оказалась позиция вышеупомянутого немецкого теолога Цвемера: «Насколько я знаю, ни один из миссионеров северной Персии не разделяет мнения Тисдаля, что бэхаиты более доступны для Евангелия, чем мусульмане. На деле многие считают их гораздо менее расположенными, потому что, хотя они и заявляют, что принимают всю Библию, но своим аллегорическим толкованием и отрицанием чудес они в действительности изменяют её настоящий смысл. Включив в свои книги некоторые из нравственных правил Христа и приняв полухристианскую терминологию, они любят пространно рассуждать о любви, о дереве, познаваемом по его плодам, и на подобные темы; но, оставив в стороне Христа, центр, они опустили существенную вещь, и теперь в Персии они слывут религиозными скорее на словах, чем на деле»[29].
Современный бахаизм в начале нынешнего века, как и в начале прошлого, популяризируют в Европейской части нашей страны не в «отсталом» восточном, а в «прогрессивном» западном варианте посредством многочисленных бахаитов-пионеров, главным образом, из США и стран Западной Европы. Покойный митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Высокопреосвященнейший Иоанн называл «западничество» «чужебесием» и отмечал, что «в основании западничества как религиозного и культурного явления, как болезни русского национального самосознания лежат причины прежде всего духовного, мистического характера»[30]. Эти причины и привели к появлению духовного кризиса в России, что нашло своё адекватное отражение, помимо прочего, в широком распространении разнообразных религиозных и псевдорелигиозных западных и восточных культов, увлечении проповедями различных сектантов и ересиархов довольно значительной части российского общества.
Наше общество переживает непростые времена, когда многое из тайного становится явным, а зло зачастую перестаёт скрывать свою сущность. Между тем, ложь и обман по-прежнему остаются основой методологии антихристианских сил, которые в соответствии с древней традицией не менее древнего змия продолжают ввергать в смущение души людей. Общаясь с носителями бахаитской идеологии или «веры бахай», внимая проникновенным модным рассуждениям о едином Боге и единстве всех религий, не следует забывать о единстве и единичности истины, иначе будут утрачены все принципы и родится множество аитиистин.
Непримиримые противоречия между христианством и бахаитской идеологией сводятся к следующим основным позициям:
• - бахаиты не признают божественную природу Иисуса Христа, Его искупительную жертву и Воскресение, считая Его лишь звеном в цепи пророчеств, кощунственно рассматривая приход Баха-Аллаха как исполнение обещания Христа вернуться «в славе Отца»;
• - бахаиты не признают христианский догмат о Боге-Троице;
• - бахаиты не признают христианское понимание греха и покаяния, добра и зла;
• - бахаиты не верят в эсхатологические представления христиан о Страшном Суде и Воскресении из мертвых;
• - бахаиты отрицают христианское представление о загробной жизни, аллегорически толкуют понятия о рае и аде;
• - бахаиты не признают ни одного из семи христианских Таинств;
• - бахаиты отрицают авторитет христианской Церкви, духовенства, монашества, юродства ради Христа и проч.;
• - бахаиты отвергают христианское представление о святости, в т.ч. святость икон, иконопись и иконопочитание, значение христианской молитвы и крестного знамения;
• - бахаиты не признают христианские Символ Веры, Богослужения, праздники и проч.
• - бахаиты отрицают феномен чудес Божиих и понятие Промысла Божия;
• - бахаиты не признают христианский взгляд на Божественное Откровение, Священное Предание и Священное Писание, аллегорически толкуют Четвероевангелие и отрицают авторитет Деяний, Посланий Апостолов, всей святоотеческой литературы;
• - бахаиты считают христианство религией, утратившей свою былую актуальность в ходе всемирной истории, а Библию - документом исторического характера;
Сами бахаиты в откровенных разговорах и периодических изданиях для внутреннего употребления практически не скрывают, что христианство является основной помехой для развития бахаизма. Так, участники проекта «Поколение Надежды» по распространению бахаизма в Европейской России откровенно признавали, что в столице республики Коми г. Сыктывкаре «очень сильное христианское влияние создавало множество завес», однако, «как известно, и эти завесы преодолимы...»[31].
Как представляется, в России среди последователей традиционных религий и духовенства отсутствует программа сопротивления или сдерживания распространения бахаизма, могущего, при известных обстоятельствах, стать достаточно эффективной и более открытой общественной силой, успешно дублирующей на неформальном уровне государственные структуры и связи во имя интересов мировой закулисы, сторонников мирового правительства и нового мирового порядка. В то же время есть основания полагать, что приверженцы традиционных мировых конфессий способны разработать и внедрить более совершенные формы сотрудничества, не изменяя принципам своей веры и не передавая стратегическую инициативу в руки бахаитов, похожих более на псевдорелигиозную политическую и экономическую организацию, чем на какую-либо из религиозных систем.
[1]Более подробно об истории и идеологии бахаизма см. Базиленко И.В. Бахаизм: история вероучения (середина XIX - начало XX вв.). М., 1994; Базиленко И.В. Краткий очерк истории и идеологии бахаитской международной общины (XIX -XX вв.). СПб., 1998.
[2]В литературе часто встречаются и другие варианты передачи этого имени на русском, более близкие к произносительной норме - «Бахаулла», «Баха-Улла», «Беха-Улла» и т.п.
[3]Поздняя бахаитская историография утверждает, что Абд ал-Баха (Абдул-Баха, Абдуль-Беха) родился в момент объявления сайида Али-Мухаммада Ширази «Бабом», т.е. 23 мая 1844 г., что не подтверждается независимыми источниками.
[4]Толстой Л.Н. Поли. собр. соч. Т.78. С.306 - 307.
Кроме политических и государственных деятелей (от Сунь Ят-сена и Чан Кай-ши на Востоке до Ф.Д.Рузвельта и П.Гинденбурга на Западе) бахаиты знакомили со своим учением и известных мыслителей, таких как Р.Тагор, Ганди и др.
[5]Бахаиты объясняют это якобы нежеланием Баха-Аллаха, чтобы его изображению поклонялись как идолу. Те, кому довелось убедиться в недостаточной фотогеничности основателя бахаизма и недоброжелательном выражении его лица, могут иметь основания усомниться в истинности такого объяснения. Многочисленные изображения более фотогеничного Абд ал-Баха широко распространяются среди бахаитов без каких-либо ограничений.
[6]Цит. по: Иванов М.С. Антифеодальные восстания в Иране в середине XIX в. М.,1982. С.228.
[7]Цветков П.Ислам и его секты. Т.4. Асхабад, 1913. С.348.
[8]Цит. по: Цветков П. Указ. соч. С.387.
[9]Кузнецова Н.А. К истории изучения бабизма и бехаизма в России.// Очерки по истории русского востоковедения. М., 1963. Т.7. С.106.
[10]Его настоящее имя - Аббас-эфенди.
[11]Термин «собрание» для обозначения руководящего органа из 9 человек (например, «местное духовное собрание», «национальное духовное собрание») в настоящее время считается наиболее устоявшимся среди российских бахаитов (самоназвание «бахай»). Ранее использовались термины «совет», «ассамблея», восходящие к английскому «assembly», которое, в свою очередь, является эвфемизмом в переводе с оригинального арабского «махфил», что в первом значении «место собрания», во втором - «ложа (масонская)», а только в третьем -«собрание». Исходя из характера деятельности и структуры бахаитской организации, второе значение арабского «махфил» выглядит предпочтительнее для адекватного перевода данного термина и, возможно, возобладает по мере роста влияния и авторитета бахаизма в России.
[12]One Country.OceHb 1993. Т.2. Выпуск 1. СЮ.
[13]Вера Бахай в России. One Country. Выпуск I.TOM 6.Зима 1997. С.5.
[14]Там же. С.7.
[15]Эсслемонт Дж. Э. Баха-Улла и Новая эра. Екатеринбург, 1991.С.286.
[16]Вера Бахай в России. One Country. Зима 1997. Т.6. Выпуск 1. С.9-10.
[17]Вера Бахай в России. Там же. С. 15.
[18]Экспресс-Бахаи. Декабрь 1998.С.2.
[19]Экспресс-Бахаи. Декабрь 1998. С.4.
[20]Там же. С.4-5.
[21]Экспресс-Бахаи. Январь 1999.С.2.
[22]One Country. Зима 1999. Том 8.Выпуск 1.С.13.
[23]Там же.
[24]Трудно даже представить себе практику выдачи подобных удостоверений для представителей традиционных религий.
[25]Платонов О.А. Терновый венец России. Тайна беззакония: иудаизм и масонство против Христианской цивилизации. М., 1998. С. 494-510.
[26]Русский Вестник. №38-41.1993.
[27]Экспресс-Бахаи. Январь 1999. С.2.
[28]Бернасовский Н., свящ. Бабизм: История возникновения. Его развитие. Догматические и нравственные начала. Тифлис, 1909. С. 13.
[29]Цит. по: Цветков П. Указ. соч. С.386-387.
[30]Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа: Очерки русского самосознания. СПб., 1994. С.237.
[31]Отряды северян вступают в ряды Веры. Экспресс-Бахаи. Декабрь 1998. С.9.
© 2000 - 2008 Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия.
| |
Просмотров: 1688 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/1 | |
Всего комментариев: 0 | |