Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 139

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 28
Гостей: 28
Пользователей: 0
Главная » 2009 » Апрель » 23 » Прахт Дмитрий. Традиционное отношение к браку у мусульман.
Прахт Дмитрий. Традиционное отношение к браку у мусульман.
23:05
Традиционное отношение к браку у мусульман
 
Прахт Дмитрий, студент III курса СПбПДА
 
В «Хидоя» – сборнике законов шариата, составленном в XII в. знаменитым факихом-правоведом Бурхануддином Маргинани, а позже переведенным на английский и русский языки, брак (никах) определяется как: «особого рода договор, имеющий целью узаконить деторождение».[1]Сам арабский термин «никах» буквально означает физическое сожитие.
Следуя традиционному пониманию брака, современный мусульманский богослов Худа Хаттаб, рассматривает его не как таинство, а как договор о совместной жизни, который лишь в крайних случаях может быть прерван путем развода.[2]
Традиционные принципы построения и существования мусульманской семьи, как правило, практически не закреплены в современных законодательствах мусульманских стран. К тому же, по причине удаления от крупных административно-территориальных единиц и других факторов, продолжает существовать естественная тенденция к традиционно сложившимся общественным отношениям.
 
По мнению Н. Фахрутдиновой низкий юридический статус и часто униженное положение женщин в странах ислама являются результатом не столько самих канонов ислама, сколько традиций, уходящих своими корнями в доисламскую историю многих мусульманских народов.[3]
Образ женщины мусульманки не менялся в течение веков. Естественно, отношение к женщине, устанавливавшееся традициями в продолжение такого длительного срока, не может измениться с применением каких-либо правовых актов. К тому же, учитывая сравнительно недавнее появление законодательных актов в области мусульманского семейного права.
В различных государствах законодатель устанавливает свои нормы семейного права (возраст вступления в брак, возраст наступления правоспособности и так далее), которые, по его мнению, полностью соответствуют требованиям Корана и меняющимся условиям жизни, а также не противоречат его собственным взглядам. Например, в соответствии с нормами шариата (основываясь на факте, что одной из жен Мухаммада – Аише – было 9 лет), мусульманские юристы утверждали, что, можно выдавать дочь замуж по достижении этого возраста. В соответствии с современными законодательствами ряда мусульманских стран брачный возраст для девушки варьируется от 12 до 18 лет, что гарантирует исключительно правовую защиту тех девушек, родители которых желают выдать замуж ранее наступления установленного законом возраста, а так же наказания посягнувших на эти правовые нормы.
Несомненно, фактор удаленности от центра поселка или деревни играет немаловажную роль при возникновении у кого-нибудь желания взять в жены несовершеннолетнюю, вследствие чего происходит столкновение норм обычаев и традиций с законодательными актами государства. При этом нормы обычаев в подавляющем большинстве случаев берут верх. Так, например, в одной провинции Йомена десятилетнюю девочку без ее согласия выдали замуж. Конечно, в городах у женщин больше свободы, им представляется возможность стать учительницами, журналистками, врачами и дипломатами.
Анализируя различные аспекты мусульманского брака, М. Мамонов констатирует, что мусульманский брак во всех своих чертах не только главных, но и второстепенных, отличается от христианского и отличается чрезвычайно резко. Как этот (христианский) замечателен духом нравственной чистоты, неразрывности, равноправности супругов, как человеческих личностей, так, напротив, тот (мусульманский) носит на себе следы грубой чувственности, полного унижения жены и безграничного деспотизма мужа, а потому не представляет ни какой ценности и постоянства.[4]
Коран требует от мужчин, что бы они держали своих жен в строгом повиновении себе. Они могут запирать их или бить до тех пор, пока они добровольно не подчинят себя: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины – благоговейные, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. Если они повинятся вам, то не ищите пути против них» (4:34). Большинство комментариев в связи с этой сурой приводят следующий хадис: «Вышеупомянутый стих был открыт, когда к Мухаммеду пришла одна женщина с жалобой на мужа, который ударил ее по лицу. Сначала пророк сказал ей: «Сойдись с ним», а потом добавил: «Подожди, пока я подумаю об этом». Позже ему был открыт вышеупомянутый стих и пророк сказал: «Мы хотим одного, но Аллах хочет другого, а то чего хочет Аллах, всегда лучше».[5] 
Исламский ученый Ибн аль-Джаузи в своей «книге уставов для женщин» цитировал хадис, согласно которому, обычно достаточно двух ударов кнута, потому что если женщин много бить, она становится еще упрямее. Но иногда полезнее побить посильнее. Часто мужчина должен отвечать перед судом, если его жена умирает от его побоев, при условии, что найдется человек, который выступит в роли истца. [6]
В своей работе «Книга брака» аль-Газали писал: «Если человеку и позволено преклонить колени перед другим человеком, то только женщине перед мужчиной». Еще более резкое высказывание о подчинении женщины мужчине мы находим в другом месте: «Если тело мужчины полностью покрыто гнойными нарывами, то женщина еще не полностью исполнила свою обязанность, когда облизывала его сверху до низу».[7]
Сегодня, много женщин-мусульманок настаивает на равенстве в домашних, общественных и религиозных сферах. Они отвергают различные патриархальные системы, ограничения, установленные на них, игнорируют доминирование мужчин в обществе.
В Саудовской Аравии в 1999 году женщины получили паспорта. Всячески поощряется широкое участие женщин в таких сферах, как научные исследования, литература, искусство и даже спорт. Как известно, именно Иран стал организатором проведения II Олимпийских игр женщин мусульманских стран в декабре 1997 года. Иранский Олимпийский комитет возглавила дочь бывшего президента Ирана Х. Рафсанджани – Файзе Хашеми.
Можно отметить, что в последние годы наблюдается постоянное повышение внимания правительства исламских стран к роли и месту женщин в обществе. Постепенно начинается эмансипация женщин, что связано с либеральными процессами, происходящими в мусульманском обществе. Это вызвано желанием выглядеть более привлекательным в глазах современного западного мира, в странах которого ислам активно распространяется.
Но, несмотря на это, традиция в исламском обществе всегда берет верх над законом. Так, уже при заключении брачного договора, за женщину все решают другие. Заинтересованный мужчина и опекун женщины договариваются о будущем браке, словно речь идет о покупке человека. Кроме того, самым важным вопросом является не взаимная симпатия обеих сторон, а количество уплаченных женихом денег. Женщину все же спрашивают, но молчание, улыбка, смех расцениваются как согласие.[8]
И. Мохова, побывав в Алжире, отмечает, что традиционный брак – это тяжелое испытание для невестки, которая до сих пор должна подчиняться свекрови, угождать новой семье, иметь много детей и быть безмолвной рабой до тех пор, пока ее старший сын не женится.[9]Конечно, положение женщины постепенно меняется, особенно эти перемены чувствуются в городах. Однако происходит это медленно, традиция поведения в семье имеет глубокие, еще доисламские корни
Первым условием правильного заключения брака является наличие разрешения со стороны опекуна девушки. Опекуном обычно является отец. Если отца нет, то необходимо получить разрешение деда.
Вторым условием является обязательное присутствие совершеннолетних свидетелей. Ими могут быть двое мужчин или один мужчина и две женщины из числа мусульман. Третьим условием является обоюдное согласие брачующихся.
Гульнара Нуруллина, современная мусульманская писательница выделяет еще одно условие: «Равенство между невестой и женихом в знатности и материальном достатке, то есть юноша не должен быть ниже невесты знатностью и материальным положением. Данное равенство касается именно юношей, так как в семье они являются старшими. В противном случае узы руководства семьей постепенно могут перейти в руки женщины, что приведет к нарушению семейной гармонии»[10].
Для заключения брачного контракта необходимо, чтобы ни муж, ни жена не были душевнобольными. Однако суд может дать разрешение душевнобольному на вступление в брак на основании официального медицинского заключения, подтверждающего, что брак поможет выздоровлению пациента.
Брачный договор оформляется в брачном свидетельстве соответствующим отделом в трех экземплярах и регистрируется. Его подлинник сдается на хранение, а каждой из сторон выдается по одному экземпляру. Мусульманские юристы требуют, чтобы брачный контракт имел незамедлительный характер и не откладывался на какой-то более поздний срок. В брачный контракт могут быть включены условия, которые должны быть предварительно оговорены, и впоследствии четко соблюдаться. Например, жить в одном городе, не брать еще одной жены без согласия первой, разрешить жене работать вне дома. Однако письменное изложение контракта не обязательно.
Формулу бракосочетания читают жених и невеста или их доверенные лица, которые могут быть как мужчины, так и женщины. Как правило, формулу заключения брака читают на арабском языке, сначала невеста, затем жених. «Завваджтука нафси аля-сиддак аль-малум» («Считаю себя твоей женой по определенному махру» приданому), – говорит невеста. Жених отвечает: «Кабилту аттазвидж» («Признал бракосочетание»). Чтение формулы доверенными лицами осуществляется также по указанной форме: первым произносит ее доверенное лицо невесты, затем жениха.[11]
После уплаты махра, муж получает полную власть над женой, жена становится полностью зависима от мужа.[12] Как отмечает путешественница Элла С. Сайкс, бывшая в Персии в 1910 году, когда женщину передают мужу вместе с ее приданым, он рассматривает ее в большей степени как движимое имущество, чем как жену. Может случиться, что она никогда не покажет свое лицо никому, кроме своего мужа и ближайших родственников, а из-за крайней изоляции, в которой она живет, ей исключительно трудно прибегнуть к правосудию в случае, если с ней плохо обращаются. Определенные законы для ее блага в таких случаях, например, развод, существует, но они приводятся в действие только тогда, когда мужчина разводится со своей женой. Если происходит наоборот и женщина обращается к судье и требует развода с мужем, последний не обязан вернуть приданое, которое он получил вместе с ней.[13]
Итак, относительно заключения брачного союза основатель ислама не сделал определенных постановлений. Из этого видно, что он не хотел придавать этому союзу никакого религиозного значения. Последователи вполне усвоили его воззрения и из брачного союза делают простой гражданский контракт. Самое главное условие для заключения брачного союза составляет махр, которое, по определению Корана (IV, 3. 28), каждый мусульманин должен представить своей будущей жене.
 
 


Примечания:
 
[1] Хидоя: Комментарии мусульманского права. В 4 т. Пер. с англ., под ред. Н.И. Гродекова. Отв. ред., автор вступ. статьи и комментариев А.Х. Саидов. – Ташкент: «Узбекистон», 1994. Т. 1. С. 121.
 
[2]Худа Хаттаб. Справочник мусульманской женщины. Пер. с англ. В.В. Гончарова. Издат-ий дом «УММА», 2002. С. С. 83.
 
[3]Фахрутдинова Н. Мусульманки в жизни и политике // Азия и Африка сегодня. 2007. №12. С. 56.
 
[4]Мамонов М. Мухаммеданский брак в сравнении с христианским браком, в отношении их влияния на семейную и общественную жизнь человека // Миссионерский противомусульманский сборник: Труды студентов миссионерского противомусульманского отделения при казанской духовной академии. – Казань, 1876. С. 79.
 
[5]Цит. по: Коч М. Насилие в исламе? Борьба за исламское мировое сообщество. Изд-во Логос. Германия, 2002. Пер с нем. И. Алконова. С. 90.
 
[6]Коч М. Насилие в исламе? Борьба за исламское мировое сообщество С. 91.
 
[7]Цит. по: Коч М. Насилие в исламе? Борьба за исламское мировое сообщество. С. 92-93.
 
[8]Погадаев В. Любовь приходит после свадьбы // Азия и Африка сегодня. 1999. №4. С. 79-80.
 
[9]Мохова И. Алжирские зарисовки // Азия и Африка сегодня. 2007, №1. С. 72-73.
 
[10]Гульнара Нуруллина. Женщина в исламе. – М.: изд-ий дом «Умма». Изд-е 2-е, 2005. С. 71.
 
[11]Керимов Г.М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности.   – СПб.: «Издательство ДИЛЯ», 2007. С. 130.
 
[12]Хидоя: Комментарии мусульманского права. Т.1. С. 184.
 
[13]Элла С. Сайкс. Персия и ее женщины // Мир ислама. Под ред. Д. Белта; Пер. с англ. И.Г. Супрунова. – М.: ООО «АСТ», 2004. С. 31.
 
 

 © 2000 - 2008 Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия.

Просмотров: 1201 | Добавил: Алена | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: